Республики Северная Осетия-Алания

ВЕСТНИК

Конституционного Суда

Республики Северная Осетия-Алания

6

ВЛАДИКАВКАЗ

2010

Редколлегия:

Цалиев А.М., доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный юрист Российской Федерации (отв. редактор)

Дзидзоев Р.М., доктор юридических наук, профессор

Качмазов О.Х., кандидат юридических наук, доцент

Батаева Т.В., кандидат юридических наук

Павловская И.А. (отв. секретарь)

© Конституционный Суд Республики

Северная Осетия-Алания, 2010

Содержание

Содержание 3

РАЗДЕЛ I. Обзор практики Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания (постановления, определения, заключения) 5

Республикæ 5

Республика 5

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 5

по делу о толковании части 3 статьи 14 Конституции Республики Северная Осетия-Алания по запросу гражданина Даниленко Юрия Николаевича 5

Республикæ 20

Республика 20

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 20

по делу о проверке конституционности решения Собрания представителей Моздокского городского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2008 года № 30 «О повышении размера арендной платы на землю» по запросу гражданки Кучиевой Е.Х. 20

Республикæ 29

Республика 29

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 29

по делу о проверке конституционности части 2 статьи 3 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 28 марта 2007 года № 8-РЗ «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Северная Осетия-Алания «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье и семье усыновителей (удочерителей)» в связи с запросом Беслекоевой Эльмы Акимовны 29

Республикæ 42

Республика 42

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 42

об отказе в принятии к рассмотрению заявления гражданина Цомаева Астемира Борисовича о признании не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания части 4 статьи 1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2008 года № 61-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О выборах в органы местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания» 42

РАЗДЕЛ II. Научная жизнь: статьи, материалы исследований, комментарии, рецензии 47

Проблемы взаимодействия органов конституционной юстиции и прокуратуры в осуществлении правозащитной функции 47

Деятельность Парламента Республики Северная Осетия-Алания по защите прав и свобод человека 58

К вопросу о толковании Конституции Российской Федерации Конституционным Судом РФ 78

РАЗДЕЛ III. Иная деятельность Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания 88

Деятельность Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания за период с 2007 по 2009 год 88

За истекший период произошли изменения в персональном составе Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания: 105

РАЗДЕЛ IV. Нормативные и иные акты 107

ПОЛОЖЕНИЕ 107

об обеспечении доступа к информации 107

о деятельности Конституционного Суда 107

Республики Северная Осетия-Алания 107

ПОРЯДОК 115

уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания к совершению коррупционных правонарушений 115

ПЕРЕЧЕНЬ 120

должностей государственной гражданской службы в Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей 120

ПОЛОЖЕНИЕ 121

о порядке представления гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы в Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания, и государственными гражданскими служащими Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера 121

РАЗДЕЛ V. Хроника важнейших событий в 2009 году 126

Участие представителей Конституционного Суда Республики Северная Осетия - Алания в работе семинаров, совещаний, конференций в 2009 году 127

РАЗДЕЛ VI. Библиография 129

РАЗДЕЛ VII. Знаменательные даты 133

Конституции Республики Северная Осетия-Алания исполнилось 15 лет 133

РАЗДЕЛ I. Обзор практики Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания (постановления, определения, заключения)

Республикæ

Цæгат Ирыстон–Алани

КОНСТИТУЦИОН ТÆРХОНДОН

Республика

Северная Осетия-Алания

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Именем

Республики Северная Осетия-Алания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу о толковании части 3 статьи 14 Конституции Республики Северная Осетия-Алания по запросу гражданина Даниленко Юрия Николаевича

г. Владикавказ 15 апреля 2009 года

Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего А.М. Цалиева, судей Т.В. Батаевой, Л.Д. Бокоевой, О.Х. Качмазова и А.В. Севастьянова,

с участием заявителя Даниленко Ю.Н., представителя Главы Республики Северная Осетия-Алания в Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания – начальника Государственно-правового управления Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания Ортабаева В.Б., представителя Правительства Республики Северная Осетия-Алания в Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания Макиева С.А., представителя Парламента Республики Северная Осетия-Алания – ведущего консультанта Государственно-правового управления Аппарата Парламента Республики Северная Осетия-Алания Цгоева Т.В., представителя Прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания в Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания – старшего помощника Прокурора Республики Северная Осетия-Алания по взаимодействию с законодательными и исполнительными органами власти Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания Нехаевой Е.Б.,

руководствуясь статьей 1011 (часть 6) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, статьями 3 (часть 4), 21, 56, 89 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания»,

рассмотрел в открытом заседании дело о толковании части 3 статьи 14 Конституции Республики Северная Осетия-Алания.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина Ю.Н. Даниленко. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанного конституционного положения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика О.Х. Качмазова, объяснения представителей Главы Республики Северная Осетия-Алания, Правительства Республики Северная Осетия-Алания, Парламента Республики Северная Осетия-Алания, Прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания

у с т а н о в и л:

1. Частью 3 статьи 14 Конституции Республики Северная Осетия-Алания предусмотрено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Гражданин Даниленко Ю.Н. просит дать толкование содержащейся в части 3 статьи 14 Конституции Республики Северная Осетия-Алания нормы об обязательности официального опубликования для всеобщего сведения нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина в связи с обнаружившейся неопределенностью в понимании названного конституционного положения, а именно: на какие нормативные правовые акты распространяется указанное требование; относятся ли к ним нормативные правовые акты, касающиеся деятельности предпринимателей, в частности, государственного регулирования цен на лекарственные средства; в каком средстве массовой информации эти акты должны быть опубликованы.

По мнению заявителя Даниленко Ю.Н., нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти, в том числе Правительством Республики Северная Осетия-Алания, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны вступать в силу и, соответственно, применяться только после их официального опубликования в газете «Северная Осетия». Опубликование этих актов в «Собрании законодательства Республики Северная Осетия-Алания» не может считаться официальным, поскольку указанное издание недоступно для граждан и не обеспечивает соблюдение конституционного требования доведения нормативных правовых актов до всеобщего сведения.

2. Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Названные конституционные предписания, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10 марта 2005 года № 71-О, являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты как федерального уровня, так и уровня субъекта Российской Федерации. Вместе с тем это требование не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу иных правовых актов.

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является общим законом, устанавливающим порядок обнародования и вступления в силу законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Предусмотренное им регулирование, согласно которому конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования, законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (часть 5 статьи 8), по сути обязывает субъект Российской Федерации опубликовывать конституцию (устав), законы, а также любые нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, за исключением актов или отдельных их положений, содержащих сведения, отнесенные федеральным законом к государственной тайне или иной информации ограниченного доступа. При этом требование официального опубликования нормативного правового акта предполагает помещение управомоченными на то органами и (или) лицами его полного текста на государственном языке Российской Федерации в печатных изданиях, признанных законодательством официальными. Нормативные правовые акты республик наряду с официальным опубликованием на государственном языке Российской Федерации могут официально публиковаться на государственных языках республик.

Требование официального опубликования (обнародования) применительно к муниципальным правовым актам содержится в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47); порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3 статьи 47).

Защита прав и свобод человека и гражданина как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предусмотрена пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации. Следовательно, установленное частью 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ правило применимо к тем законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые приняты органами государственной власти субъектов Российской Федерации непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, предусмотренных пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель, исходя из основ конституционного строя, закрепил лишь те положения, относящиеся к порядку принятия и опубликования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, которые имеют общее, принципиальное значение, затрагивают существенные свойства законодательного процесса и потому должны реализовываться в организации и деятельности как федеральной власти, так и власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом регулирование конкретных вопросов порядка опубликования и введения в действие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, в частности, касающихся источников официального опубликования, осуществляется субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями самостоятельно.

3. Часть 3 статьи 14 Конституции Республики Северная Осетия-Алания в качестве одной из основ конституционного строя Республики Северная Осетия-Алания и важной гарантии обеспечения прав человека устанавливает, что законы Республики Северная Осетия-Алания подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Конкретизируя данные нормы Конституции Республики Северная Осетия-Алания, Закон Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2002 года № 7-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Северная Осетия-Алания, законов Республики Северная Осетия-Алания, других актов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» устанавливает, что официальным опубликованием конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания, закона Республики Северная Осетия-Алания, другого акта Парламента Республики Северная Осетия-Алания считается первая публикация его полного текста в газетах «Растдзинад», «Северная Осетия» или издании «Собрание законодательства Республики Северная Осетия-Алания» (часть 1 статьи 4). Аналогичные требования применительно к указам и распоряжениям Главы Республики Северная Осетия-Алания, постановлениям и распоряжениям Правительства Республики Северная Осетия-Алания, имеющим нормативный характер, содержатся и в Указе Главы Республики Северная Осетия-Алания от 4 апреля 2006 года № 49 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания» (пункт 2).

  1. Республиканская программа Развитие конкуренции в Республике Северная Осетия Алания

    Программа
  2. К Республиканской программе «Развитие конкуренции в Республике Северная Осетия Алания на 2010-2012 годы»

    Документ
    порядке проведения общественной экспертизы проектов административных регламентов государственных услуг путем размещения в сети Интернет и организации публичного обсуждения
  3. Доклад о состоянии и использовании земель в Республике Северная Осетия-Алания в 2009 году

    Доклад
    1.1.3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,
  4. Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Республики Северная Осетия-Алания за 2010 год 3-81

    Содержательный отчет
    Выступление Председателя Контрольно-счетной палаты Николова Т.П. на заседании Парламента Республики Северная Осетия-Алания о работе Палаты за 2010 год (март 2011 г.
  5. Доклад о состоянии и использовании земель в Республике Северная Осетия-Алания в 20

    Доклад
    1.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ И МУНИЦИПАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
  6. Федеральный план первоочередных действий по реализации национальной инициативы «Наша новая школа» в Республике Северная Осетия-Алания по всем направлениям выпол

    Документ
    Федеральный план первоочередных действий по реализации национальной инициативы «Наша новая школа» в Республике Северная Осетия-Алания по всем направлениям выполнен в полном объеме своевременно.
  7. Миграционной ситуации и деятельности уфмс россии по рсо-алания по реализации государственной политики в сфере миграции в республике северная осетия-алания за 6

    Документ
    МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УФМС РОССИИ ПО РСО-АЛАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ЗА 6 МЕСЯЦЕВ 2011 ГОДА
  8. Правительство республики северная осетия-алания постановление от 6 марта 2009 г. №80

    Документ
    В целях реализации государственной политики в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и во исполнение Закона Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2008г.
  9. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 14 января 2003 г. N 4-рз "О молодежной политике в Республике Северная Осетия-Алания"

    Закон
    Закон Республики Северная Осетия-Аланияот 14 января 2003 г. N 4-рз"О молодежной политике в Республике Северная Осетия-Алания"(с изменениями от 22 мая 2006 г.

Другие похожие документы..