Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2005 году

22.03.2006 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2005 году


Введение

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.

В основу доклада положены итоги обобщений и анализа письменных и устных обращений граждан, материалы проверок, проведенных с участием Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве (далее - Уполномоченный) и его представителей, информация, предоставленная органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, сведения, полученные в ходе участия в совещаниях и конференциях, на которых обсуждались вопросы защиты прав и интересов семьи и детей, посещения различных государственных учреждений для несовершеннолетних, в чьи обязанности входит защита прав и интересов ребенка, официальные статистические данные по городу Москве.
Президент Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 году указал на необходимость повысить престиж материнства и отцовства, создать условия, благоприятствующие рождению и воспитанию детей.
Для России 2005 год был полон событий, напрямую связанных с тем, как наше государство в действительности соблюдает и защищает права и законные интересы ребенка.
1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (так называемый «закон о монетизации льгот»). Этот закон переложил практически всю ответственность государства в социальной сфере с федерального уровня на региональный.
Реализация государственных социальных гарантий была поставлена в прямую зависимость от того, в каком субъекте Российской Федерации проживают граждане страны. Произошло разделение российских детей, особенно находящихся в трудной жизненной ситуации, по признаку финансовой состоятельности регионов и понимания властями региона вопросов наилучшего обеспечения интересов и потребностей ребенка. Принятие пресловутого закона нарушило фундаментальные положения Конституции Российской Федерации о том, что:

- Россия – социальное государство (статья 7),

- государство гарантирует равенство прав граждан вне зависимости от каких-либо признаков, в том числе независимо от места их жительства (статья 19),

- в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55).

При этом следует с удовлетворением отметить, что благодаря своевременным и адекватным складывающейся ситуации решениям и действиям Мэра Москвы, Правительства Москвы и Московской городской Думы жители столицы, в том числе московские дети, не пострадали от непродуманных, непросчитанных и поспешных решений федеральных властей.

Качество жизни московских детей не ухудшилось, а по ряду показателей стало лучше.

1 января 2005 года стала действовать новая редакция пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в соответствии с которой органы опеки и попечительства, за исключением незначительного числа случаев, фактически отстранены от дачи согласия на совершение сделок с жилыми помещениями, в которых проживают на правах пользователей несовершеннолетние члены семьи собственника жилого помещения.

Эта новация уже привела к массовому нарушению жилищных прав несовершеннолетних по всей стране.

Не существует законных механизмов предотвращения ухудшения жилищных условий детей, когда их родители или иные родственники пользуются указанной правовой нормой.

Как сообщила Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае, в течение 2005 года из города Красноярска только в один из районов края, совершив сделки с жильем, выехали более 300 неблагополучных семей.

1 марта 2005 года вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), большинство норм которого направлены на защиту жилищных прав собственников жилых помещений. Одновременно правовые гарантии для пользователей жилья, а также для граждан, проживающих с детьми в общежитиях и ведомственном жилом фонде, по сравнению с ранее действовавшим Жилищным кодексом РСФСР значительно снижены.

В 2005 году среди специалистов государственных органов и неправительственных организаций на самых разных уровнях очень активно обсуждались проекты Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (Национальный план действий в интересах детей) и Комплекса первоочередных мер по его реализации.

Предполагалось, что Национальный план будет утвержден указом Президента Российской Федерации, а Комплекс мер – постановлением Правительства Российской Федерации.

Принятие Национального плана действий в интересах детей является не только международным обязательством нашего государства, но, в первую очередь, связано с бедственным положением детей в России.

Предыдущий Национальный план действий в интересах детей утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года № 942 и был рассчитан до 2000 года.

Таким образом, в течение последних 5 лет в России отсутствовал основополагающий документ, предусматривающий осуществление государством целостной и скоординированной политики, направленной на обеспечение выживания, защиты и развития детей.

К нашему стыду, и в 2005 году ни Национальный план в интересах детей, ни Комплекс первоочередных мер по его реализации приняты не были.

2005 год не принес каких-либо реальных сдвигов в работе по созданию в России ювенальных судов. 8 февраля 2005 года Президент Российской Федерации дал специальное поручение Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, из которого однозначно следовала позиция главы государства о необходимости внесения дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части учреждения ювенальных судов.

Поручение Президента России не выполнено.

При этом в ситуации полного нормативного вакуума со стороны федеральных властей в Ростовской области и ряде других регионов работают ювенальные суды и суды, использующие ювенальные технологии.

Реальной деятельностью и реальными судебными постановлениями они доказывают возможность и, самое главное, несомненную необходимость своего существования.

Считаю, что в целом 2005 год в плане построения системы ювенальной юстиции безвозвратно потерян.

2005 год стал годом подведения и обсуждения итогов глобального всемирного исследования проблемы насилия в отношении детей, которое проводилось под эгидой Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что российское государство не выполняет обязанности, содержащиеся в международных и национальных документах по защите детей от всех видов насилия, в том числе от физического, психического и морального насилия в семейном окружении, школе, на улице по месту жительства, в государственных детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из обязательств, принятых Российской Федерацией по итогам регионального консультативного совещания 6-7 июля 2005 года в Любляне, нашей стране надлежит осуществить целый ряд незамедлительных действий, связанных с предотвращением насилия в отношении детей.

28 сентября 2005 года Комитет ООН по правам ребенка на своей сороковой сессии рассматривал третий периодический доклад Российской Федерации о выполнении нашей страной Конвенции ООН о правах ребенка. Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве в составе правительственной делегации Российской Федерации принимал участие в заседании Комитета. Состоялся весьма жесткий, но полезный разговор, в ходе которого были затронуты многие болевые вопросы обеспечения, соблюдения и защиты прав и законных интересов российских детей во всех сферах их жизнедеятельности.

По итогам обсуждения доклада Комитет ООН по правам ребенка представил заключительные замечания, в которых содержится широкий перечень совершенно конкретных мероприятий, рекомендуемых для реализации в нашей стране в течение ближайших 3-5 лет, для улучшения положения детей и устранения нарушений норм Конвенции ООН о правах ребенка.

Было приятно слышать от членов комитета во время самого заседания и в его кулуарах о том, что им известно о более лучшем положении детей в Москве по сравнению с другими регионами, и высокой оценке деятельности московских властей в этом вопросе, в том числе смягчении последствий процесса децентрализации в обеспечении качества жизни и предоставлении социальных услуг детям в столице России.

Одна из рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка в адрес Правительства России касается необходимости учреждения институтов уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и национального детского омбудсмана. Аналогичная рекомендация была высказана комитетом в 1999 году по итогам рассмотрения второго периодического доклада Российской Федерации о выполнении Конвенции ООН о правах ребенка. Однако выполнена она не была.

В марте 2005 года создана Ассоциация уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, в которую вошли все действующие уполномоченные (республики Дагестан, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Новгородская, Самарская, Саратовская области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Волжский и Камышинский районы Вологодской области, город Арзамас Нижегородской области).

24 ноября 2005 года состоялась Всероссийская конференция «Становление и развитие в России института уполномоченного по правам ребенка».

Конференция показала, что уполномоченные приобрели колоссальный опыт в сфере защиты и восстановления нарушенных прав детей, достигли серьезных результатов в своей деятельности не только по конкретным делам и конкретным судьбам несовершеннолетних, но и в целом по улучшению положения детей в своих регионах.

Однако расширение географии деятельности института детского омбудсмана в России в 2005 году не произошло. Более того, территориальное развитие института уполномоченных по правам ребенка происходит по принципу «шаг вперед, два шага назад». В качестве советника губернатора появился уполномоченный по правам ребенка в Вологодской области. При этом ликвидирована должность уполномоченного в Калужской области, значительно понижен статус уполномоченного в Санкт-Петербурге, прекратил деятельность уполномоченный на общественных началах в Новгороде.

Уверен ситуация была бы иной при условии поддержки института уполномоченного по правам ребенка со стороны Президента Российской Федерации, Правительства России и Государственной Думы.

О чем говорить, если до сих пор институт уполномоченного по правам ребенка не упомянут ни в одном федеральном законе. Институт есть, он живет и развивается, добивается конкретных результатов, спасает детей; к уполномоченному идут люди, идут дети, верят ему, надеются на него. Деятельность уполномоченных признана обществом и иностранными специалистами. Но в федеральном законодательстве про уполномоченных – ни слова.

5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации объявил четыре приоритетных национальных проекта: современное здравоохранение, качественное образование, доступное и комфортное жилье, эффективное сельское хозяйство.

Безусловно, проекты правильные и нужные. Но, к сожалению, поддержка детей, семьи не стали приоритетным национальным проектом.

Не стали не по «недосмотру» или из-за отсутствия денег, и не потому, что «национальных проектов не должно быть много».

А потому, что для федеральной власти защита и поддержка детей действительно не являются приоритетными направлениями деятельности.

К сожалению, высокие государственные чиновники не понимают, что если сегодня, сейчас государство ни дискретно, а в комплексе не обеспечит необходимые условия для удовлетворения необходимых потребностей несовершеннолетних жителей России, то через несколько лет новые школы и суперсовременные медицинские комплексы окажутся невостребованы. В сельском хозяйстве некому будет работать, а в доступном и комфортном жилье – жить.

Настоящий доклад не содержит полный спектр проблем, касающихся соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка в городе Москве. В нем обозначены лишь основные темы, над которыми Уполномоченный и сотрудники его аппарата работали в 2005 году.

Об обращениях граждан

В 2005 году к Уполномоченному поступило 852 обращения и жалобы , из них 243 (28,5%) принято Уполномоченным на личном приеме, 287 (33,7%) принято сотрудниками аппарата, 224 (26,3%) поступили по почте, 98 (11,5%) представлено в приемную аппарата.

Уполномоченным проведено 38 личных еженедельных приемов населения, на которых побывали 292 человека. Было принято 243 обращения, в 49 случаях дано подробное разъяснение действующего законодательства.

Уполномоченный 59 раз вмешивался в ситуации, связанные с нарушением прав детей, по собственной инициативе.

В 2005 году специалисты аппарата Уполномоченного приняли участие в 39 судебных процессах: в одном из них в качестве представителя истца (Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации), в 36 – в качестве государственного органа для дачи заключения по делу. Уполномоченным было дано 36 заключений по делу в районные суды, 2 - в Московский городской суд.

Анализ статистических данных свидетельствует, что в 2005 году значительно возросло количество обращений от специалистов по охране прав детей органов опеки и попечительства, а также от руководителей и сотрудников детских учреждений. Также возросло количество обращений от выпускников детских домов и школ-интернатов, детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.

При этом существенных изменений характера обращений в 2005 году не произошло: наибольшее количество обращений были связаны с жилищными вопросами. При этом следует отметить рост обращений по вопросам оформления и выдачи вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка гражданства Российской Федерации.

Состав заявителей:
53,5% - родители;
9,5% - опекуны и попечители;
8,1% - иные родственники несовершеннолетних;
5,7% - специалисты по охране прав детей органов опеки и попечительства;
4,6% - руководители и сотрудники детских учреждений;
3,9% - выпускники детских домов и школ-интернатов;
3,1% - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
2,3% - представители общественных организаций;
2,1% - депутаты Государственной Думы и Московской городской Думы;
2,1% - должностные лица органов исполнительной власти;
5,1% - иные лица.

Причины обращения к Уполномоченному:

46,4% - жалобы на нарушения жилищных прав (вопросы улучшения жилищных условий; сделки с жильем; нарушение порядка ордерования общежитий; выселения при сносе домов; непризнание за детьми права на жилое помещение; защита жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

19,8% - жалобы на необоснованные отказы в паспортизации, нарушения прав в вопросах предоставления гражданства, тяжелое материальное положение семей и т.д;

7,4% - жалобы на уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, злоупотребление родительскими правами (незаконное ухудшение качества жизни детей, жестокое обращение, в том числе и психическое насилие; совершение умышленного преступления в отношении другого родителя);

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2008 году (1)

    Доклад
    В 2009 году исполняется 200 лет институту омбудсмана. Первый парламентский омбудсман был учрежден в 1809 году в Швеции. Однако в течение очень длительного времени Швеция являлась единственным государством, где был создан и развивался этот институт.
  2. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2008 году (2)

    Доклад
    Распространение института омбудсмана в других государствах Европы и мира началось после Второй мировой войны. Это связано с тем, что государство стало более активно вмешиваться во все сферы общественной жизни, стало предоставлять больше услуг гражданам.
  3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2008 году (3)

    Доклад
    Традиционно эти конфликты разрешал суд. Однако правосудие из-за его медлительности и дороговизны очень часто не устраивало граждан. Требовался новый эффективный открытый для граждан механизм защиты их прав.
  4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 году (1)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.
  5. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 году (2)

    Доклад
    нии жилого помещения двум несовершеннолетним, которые находились под опекой и не имели закрепленного жилья, поскольку матери отказались от них в родильных домах, дав согласие на их последующее усыновление.
  6. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году (1)

    Доклад
    В основу доклада положены итоги обобщений и анализа письменных и устных обращений граждан, материалы проверок, проведенных с участием Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве (далее - Уполномоченный) и его представителей,
  7. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году (2)

    Доклад
    В основу доклада положены итоги обобщений и анализа письменных и устных обращений граждан, материалы проверок, проведенных с участием Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве (далее - Уполномоченный) и его представителей,
  8. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2007 году

    Доклад
    Весной 2008 года исполняется 10 лет с момента учреждения института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (далее - институт уполномоченного).
  9. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году (1)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.

Другие похожие документы..