Н. Э. Баумана (мгту им. Н. Э. Баумана) Военное обучение в мгту им. Н. Э. Баумана 85 лет Москва Издательство мгту им. Н. Э. Баумана 2011

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

“Московский государственный технический университет

имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана)”

Военное обучение в МГТУ

им. Н.Э. Баумана

85 лет


Москва

Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана

2011

УДК 623.1/.3

ББК 68.49(2Рос)3

Ф189

Авторы: В.Л. Власов, В.И. Горелов, А.Ю. Кабардинский, В.А. Кузнецов, А.А. Лахтиков, Н.Д. Максименко, И.П. Малышев, С.П. Остриков, В.Ф. Резничек, А.В. Родионов, М.З. Схаба, С.А. Серов, Е.А. Шекунов

Военное обучение в МГТУ имени Н.Э. Баумана. 85 лет: Исторический очерк/ В.Л. Власов, В.И. Горелов, А.Ю.Кабардинский и др. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. – 118 с.: ил.

ISBN 5-7038-2976-3

В историческом очерке рассказывается об истории военного обучения студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана на протяжении 85 лет, о создании и развитии военной кафедры, ее преобразовании в Отделение военной подготовки, затем - в Факультет военного обучения и в настоящее время в Военный институт.

Для широкого круга читателей.

УДК 623.1/.3

ББК 68.49(2Рос)3

© Коллектив авторов, 2011

ISBN 5-7038-2976-3 © Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011

ОБРАЩЕНИЕ

ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана к коллективу Военного института и его выпускникам

Дорогие друзья и коллеги!

От всей души поздравляю наших ветеранов, преподавателей, сотрудников и студентов Военного института с 85-летним юбилеем!

Введение в вузе в 1926 году военного обучения, впоследствии ставшего базой для подготовки офицеров запаса, явилось важной вехой формирования облика МВТУ в процессе создания и поддержания его авторитета.

Военное обучение в МГТУ по праву снискало славу кузницы подготовленных, грамотных специалистов, настоящих патриотов России. Среди выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана - известные государственные деятели самого высокого ранга, выдающиеся главные конструкторы, видные ученые, руководители крупных организаций и фирм, наши славные космонавты. Подавляющее большинство из них прошли военное обучение в стенах МГТУ им. Н.Э. Баумана, приобретя знание боевой техники, сохранив добрую память об умелых офицерах-наставниках, о нелегкой, но интересной войсковой практике.

Успех военного обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана всегда обеспечивался тем, что военно-учетные специальности по которым осуществлялась подготовка, по содержанию совпадали с основными специальностями Университета. Прочные знания студентов по их базовым кафедрам обеспечивают усвоение ими основ военного дела. Но и военная подготовка, в свою очередь, всегда помогала студентам овладевать инженерным делом, обеспечивая их еще одной специальностью — военной.

В трудных условиях работы и службы в войсковых частях, на полигонах и «почтовых ящиках», жертвуя здоровьем, а иногда и жизнью во благо интересов Родины, выпускники Военного института эксплуатировали и совершенствовали оружие, многие образцы которого создавались их собратьями-бауманцами в КБ и НИИ.

Даже в тяжелые 1990-е годы военное обучение в МГТУ им. Н.Э. Баумана сохранило учебный и научный потенциал, обеспечив переход на новые военно-учетные специальности, никогда прежде не изучавшиеся в гражданском вузе. Военный институт по праву занимает видное место в обширном ряду наших подразделений.

Помимо учебной функции Военный институт решает еще одну крайне важную задачу - воспитательную. Спустя три года в военном строю, научившись подчиняться, требовать, а во время полигонной и войсковой практики - преодолевать тяготы и лишения, ощущая плечо товарища, студент вовлекается в коллектив, становится руководителем, офицером, мужчиной. Пройдя через «горнило» МГТУ и его Военный институт, студент обретает способность решать самые разнообразные задачи.

Каждый год около 1000 молодых людей приходят учиться в Военный институт, и коллектив преподавателей и сотрудников делает все от него зависящее, чтобы через три года из его стен вышли специалисты, достойные именоваться офицерами-бауманцами. Мы гордимся выпускниками Военного института, чей вклад в создание и эксплуатацию вооружения и военной техники неоценим.

Не все выпускники Военного института могут принять участие в юбилейных торжествах. Тем более приятно воспользоваться фактом выхода в свет данного издания, посвященного истории военного обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана, чтобы поздравить всех и сказать, что мы всегда рады видеть наших питомцев в стенах Университета.

Благодарю всех воспитанников и сотрудников Военного института за все сделанное и желаю успехов в дальнейшей деятельности.

С искренним уважением, ректор

МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александров

1. ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В МВТУ В ПЕРИОД

1926-1944 годов

20 августа 1926 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление об утверждении «Положения о порядке прохождения высшей допризывной военной подготовки и действительной службы в РККА гражданами, обучающимися в вузах и техникумах и окончивших их».

В Положении указывалось: «В целях сокращения срока непрерывной службы в кадровом составе РККА граждан, окончивших вузы и техникумы, а также облегчения подготовки из них среднего начальствующего состава и квалифицированных работников военно-промышленных предприятий военного времени ЦИК и СНК СССР постановляют:

Признать необходимым введение в вузах и техникумах высшую допризывную военную подготовку учащихся с 1926/27 учебного года с тем, чтобы указанная подготовка была введена во всех вузах немедленно».

В соответствии с этим постановлением 1 октября 1926 года в МВТУ началось военное обучение студентов, была введена высшая допризывная военная подготовка (ВДВП). Одновременно ВДВП была введена в ряде других вузов, в том числе Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и Ленинградском политехническом институте. В 1927/28 учебном году уже в 131-м вузе и техникуме проводилась ВДВП, а в 1928/29 учебном году - еще в 18.

ВДВП состояла из теоретического курса военного дела, проходимого в зимний период в течение четырех учебных курсов и двухмесячной летней практики. Высшую допризывную военную подготовку обязаны были пройти все студенты (женщины - только теоретический курс).

Успешное прохождение высшей допризывной военной подготовки «приравнивалось к окончанию курса войсковой школы соответствующего рода войск».

Теоретическая подготовка студентов была рассчитана на 180 ч и включала тактику, топографию, военную администрацию и уставы, материальную часть оружия и ряд специальных предметов в зависимости от факультета. Общее количество часов распределялось следующим образом: на первых трех курсах - по 52 ч, на четвертом - 24 ч. Преподавание военных предметов велось путем чтения лекций, бесед, решения показных и практических задач и лабораторных работ. В училище был оборудован военный кабинет, в котором были сосредоточены учебные пособия, чертежи, схемы и многое другое, а также предметы вооружения и снаряжения.

После изучения всех материалов по пройденным предметам высшей допризывной военной подготовки устанавливались зачеты. Летняя практика студентов заключалась в прохождении двухмесячного лагерного сбора, в течение которого они приобретали практические знания и навыки рядового красноармейца, причем сборы проводились при строевых артиллерийских частях.

По окончании МВТУ студенты, успешно прошедшие высшую допризывную военную подготовку, получали удостоверение, которое давало право без испытания поступать на младший курс военной школы РККА.

Выпускники МВТУ, прошедшие ВДВП, в первый год по окончании вуза призывались на действительную военную службу (обычно весной) сроком на 9 месяцев. В конце этого срока необходимо было сдать испытания на звание среднего начальствующего состава.

Лица, не получившие удостоверения, должны были проходить действительную службу в армии на общих основаниях.

Руководителем ВДВП в училище являлся военрук. Он назначался из лиц командного состава приказом Реввоенсовета СССР по личному составу армии и штаба Московского военного округа и состоял на действительной службе. (В архивах училища не сохранился материал о первых военруках.) Штатных преподавателей не было. Военрук для проведения занятий по военным предметам привлекал преподавателей вуза и военнослужащих из штабов и войсковых частей.

В первый учебный год военное обучение проводилось в трудных условиях, отсутствовали подготовленные преподавательские кадры, не было необходимой учебно-материальной базы, отсутствовали учебники и учебные пособия. В архивах сохранился журнал «Красное студенчество» за 1927 год, № 3 (с. 41). В статье «За военную учебу» (Московское ВТУ) автора Якова Г. было сказано: «С 1926/27 учебного года расписание занятий МВТУ пополнилось новым предметом - «военное дело». Курс состоит из 180 учебных часов и 2-месячного лагерного сбора в строевых частях войск. Пока занятия ведутся на 1-м и 2-м курсах.

Прохождение военных наук в порядке академической учебы встречено нашими студентами очень сочувственно, посещаемость лекций по военному делу вполне удовлетворительна. Но на пути изучения военного дела следует отметить некоторые недочеты. Прежде всего сейчас училище не имеет возможности оборудовать военный кабинет, на книжном рынке нет подходящих пособий и единственно мало-мальски подходящей книжкой является «Спутник молодого командира» - книжка дорогая и полезная лишь на первое время.

Нашему издательству и главным образом военному отделу Госиздата следует позаботиться об издании пособий по военному делу, доступных, недорогих и соответствующих программам».

С 1930 года в МВТУ ввели военно-производственное обучение. Цель обучения - подготовка цехового инженера для заводов военной и гражданской промышленности, изготовляющих военные изделия.

Впервые в перечне кафедр МВТУ (МММИ) периода 1930-1933 годов, указаны «Кафедра военного дела» и «Кафедра военно-промышленного дела». Начальником «Кафедры военного дела» был назначен военрук Шишковский (он же был заместителем директора Московского механико-машиностроительного института (МММИ) по военной подготовке), начальником «Кафедры военно-промышленного дела» - Зигель П.М.

В предисловии к тематическому плану 1931 года Шишковский писал, что высшая военно-производственная подготовка в МММИ имеет целью подготовку цехового инженера для мобилизуемой гражданской промышленности.

В то время обучение шло по следующим основным профилям: орудийно-лафетный, снарядный, ружейно-пулеметный.

По подписям в учебных документах можно установить, что занятия по тактике проводили преподаватели Шишковский и Жуков, по внешней баллистике - Власов, по снарядам - Глухарев и Зигель, по теории лафетов - Суровцев.

Военно-производственное обучение состояло из:

• 20-дневного сбора;

• теоретического курса в 202 ч в течение четырех лет обучения;

• 2-месячной военно-производственной практики после третьего года обучения.

На 1-м и 2-м курсах студенты изучали общевоенные дисциплины:

партийно-политическую работу, общевоинские уставы, тактику сухопутных войск, военную топографию и химзащиту. На 3-м и 4-м курсах - специальные дисциплины. Военно-производственная подготовка для студентов являлась действительной военной службой и заменяла службу в войсках.

В 1933/34 учебном году на военную подготовку учебным планом отводилось 297 ч, занятия проводились на первых четырех курсах.

В 1935 году в училище, помимо военно-производственной подготовки, создаются два потока, на которых готовили авиатехников и летчиков-наблюдателей.

Высшая военно-производственная подготовка (ВВПП) уже в то время являлась неотъемлемой частью академического курса.

Диплом об окончании вуза выпускникам выдавался только после прохождения курса ВВПП и сдачи проверочного испытания комиссии, назначаемой Московским военным округом.

Начиная с 1936 года в МВТУ, наряду с изучением программных военных дисциплин, большое внимание уделялось подготовке всего личного состава училища по вопросам Местной противовоздушной обороны (МПВО, теперь ГО и ЧС), широко велась подготовка Ворошиловских стрелков, пулеметчиков, инструкторов противовоздушной и противохимической обороны (ПВХО), значкистов ГТО и ГСО (готов к труду и обороне, готов к санитарной службе).

  1. Н. Э. Баумана (мгту им. Н. Э. Баумана)” Военное обучение в мгту им. Н. Э. Баумана 85 лет Москва Издательство мгту им. Н. Э. Баумана 2011

    Документ
    Военное обучение в МГТУ имени Н.Э. Баумана. 85 лет: Исторический очерк/ В.Л. Власов, В.И. Горелов, А.Ю.Кабардинский и др. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011.
  2. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за сентябрь 2011 года

    Документ
    3.Разработка поправок в законодательство, устанавливающих уголовную и административную ответственность за распространение информации об участии в уголовном деле несовершеннолетних 66
  3. Отчет объекты: Российский государственный социальный университет (1)

    Содержательный отчет
    8"После заявления Лукашенко, Кудрин четко заявил, что мы не дадим кредит Белоруссии. Но надо сказать, что это решение предполагалось, и так бы не дали"6 Октября 2009Русская служба новостейМосква0,
  4. Направление I «Энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка новых видов топлива» (1)

    Документ
    Конкретная задача в области энергоэффективности экономики России поставлена в Указе Президента РФ от 04.06.2008 г. №889 “О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики” – к 2020 г.
  5. Направление I «Энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка новых видов топлива» (2)

    Документ
    Эти исследования соответствуют Программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008- 2012 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 .
  6. Анализ работы гоу сош с углубленным изучением английского языка №1246 в 2010/2011 учебном год

    Документ
    Принципы и концепция осуществления воспитательной работы и дополнительного образования в образовательном учреждении, наличие планов, программ и локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность.
  7. План работы Южного окружного управления образования на 2011-2012 учебный год цель, задачи и приоритеты развития окружного образования в 2011-2012 учебном году

    Документ
    Цель: создание условий и инновационных механизмов развития системы окружного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона.
  8. Документация на открытый аукцион в электронной форме на оказание услуг по комплектованию библиотечного фонда на 2011 год

    Документ
    Настоящим приглашаются к участию в открытом аукционе в электронной форме (далее аукцион), полная информация о котором указана в Информационной карте аукциона, юридические лица субъектов малого предпринимательства.
  9. Информационный бюллетень osint №20 июль август 2011 г

    Информационный бюллетень
    June 2011: Secretary General Ian Johnson presented “an agenda for action to 2050” to the National Associations in Spain and Japan as well as to the EU Chapter in Brussels.

Другие похожие документы..