Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Теория и методика

обучения русскому языку

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

Теория и методика

обучения русскому языку

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

кандидат филологических наук, доцент А.И. Акимова

Рецензент:

кандидат филологических наук, доцент Т.В. Жукова

Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 122 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, краткое содержание лекций, планы практических занятий, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 032900 (050301.65) Русский язык и литература

Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

Ó Сост.: Л.И. Чиркова, 2009.

Утверждаю

Декан факультета

Л.И. Чиркова

«8» апреля 2009

Рабочая программа

Кафедра __русского языка__________________________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование

дисциплины __ОПД. Ф.04. Теория и методика обучения русскому языку________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус____обязательная___________________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления)____032900.00 (050301.65) Русский язык и литература_____________________

(коды специальностей (направлений)

Формы обучения___дневная_______________________________________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины ____192 часа___________________________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер

семестра

Учебные занятия

Число

курсовых

проектов

(работ),

расчетных

заданий

Форма

итоговой

аттестации (зачет,

экзамен)

Общий объем

в том числе

аудиторные

Самостоятельная

работа

всего

из них

Лекции

Практич.

Лаборат.

6

108

54

18

28

8

54

-

зачет

7

84

42

14

20

8

42

-

экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ОПД. Ф.04. Теория и методика обучения русскому языку

Теория и методика обучения русскому языку. Методика как теория и практика обучения русскому языку. Русский язык как учебный предмет в разных типах средних учебных заведений. Цели, содержание и структура современного школьного курса русского языка. Принципы, методы и приемы обучения русскому языку. Средства обучения: учебник, учебные комплекты, зрительная и слуховая наглядность при обучении русскому языку. Организация и обеспечение процесса обучения русскому языку: современный урок как основная форма обучения, типы уроков. Упражнения, их виды и система. Требования к знаниям и умениям по русскому языку. Контроль знаний, умений и навыков как компонент учебного процесса. Специфика уроков русского языка на старшей ступени в зависимости от профиля. Методика изучения фонетики, орфоэпии и интонации. Методика освоения орфографии. Методика изучения лексики и фразеологии. Методика изучения состава слова и словообразования. Методика изучения грамматики (морфология и синтаксис). Методика освоения пунктуации. Методика преподавания русского языка на базовом и профильном уровнях. Развитие речи учащихся. Взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Стилистика и культура речи как компоненты всех разделов школьного курса русского языка. Методика работы над текстом. Методика обучения написанию изложения и сочинению. Культуроведческий аспект обучения русскому языку как средству духовного и эстетического воспитания. Элективные курсы. Внеурочная работа.

Разработчик профессор Л.И. Чиркова

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

русского языка 3 февраля 2009

Заведующий кафедрой В.П. Никишаева

Одобрена Ученым советом филологического факультета

«8» апреля 2009 Председатель Л.И. Чиркова

1.1Организационно-нормативная документация

1.1Рабочая учебная программа дисциплины

«Теория и методика обучения русскому языку»

1.1.1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Целью курса «Теория и методика обучения русскому языку» является профессионально-методическая подготовка студентов, которая складывается из усвоения ими теории обучения школьников русскому языку и из овладения умениями научить детей пользоваться русским языком в разных сферах его применения.

Теоретическая профессионально-методическая подготовка предполагает сообщение студентам системы знаний о категориях методики преподавания русского языка и закономерностях обучения учащихся русскому языку, принципах отбора содержания образования по предмету, о методах контроля и критериях оценки знаний учащихся и др.

Практическая подготовка обеспечивает формирование у студентов умения решать задачи, связанные с профессиональной деятельностью учителя: проектировать процесс обучения русскому языку в школе в соответствии с программой, решать методические проблемы возникающие в этом процессе.

Задачи данной дисциплины:

  • вооружение студентов фундаментальными научно-методическими знаниями о специфике процесса обучения русскому языку и воспитания школьников средствами своего предмета;

  • создание у будущих учителей установки на глубокое и прочное овладение теоретическими знаниями по организации процесса обучения русскому языку в школе;

  • формирование у них умения отмечать действительно новое от псевдонового;

  • подготовка их к работе в изменяющихся условиях.

В основу курса теории и методики преподавания русского языка положен принцип единства лингвистического образования и методической подготовки студентов. Реализация этого принципа обеспечивается:

  • включением в содержание лекций и практических занятий анализа лингвистической природы языковых фактов;

  • выполнением комплекса комбинированных заданий решением проблемных задач, созданием учебных ситуаций, органически сочетающих в себе решение методических и лингвистических вопросов.

В содержании курса раскрываются социальная значимость обучения русскому языку на современном этапе развития общества, функции учителя русского языка и требования к нему; характеризуются содержание школьного курса русского языка, профессиональной деятельности учителя с учетом его специальности, система подготовки к ней, круг теоретических знаний и профессиональных умений, предусмотренных квалификационной характеристикой учителя.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами и целями обучения систему понятий из области дидактики, психологии, общего и русского языкознания, а также некоторые сведения по истории методики преподавания русского языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся.

В результате изучения методики преподавания русского языка в школе студенты овладевают следующими профессиональными знаниями и умениями:

Студенты должны знать:

  • сущность, содержание и структуру процесса обучения и изучения русского языка в средней школе;

  • тенденции развития теоретической и практической методики преподавания русского языка;

  • формы и методы обучения русскому языку;

  • закономерности планирования, организации, контроля и коррекции процесса обучения русскому языку на уроках и в процессе внеклассной работы по предмету;

  • основы организации исследовательской деятельности по методике преподавания русского языка.

Студенты должны уметь:

  • планировать учебно-воспитательную работу учителя русского языка в соответствии с требованиями программы и основными педагогическими принципами и закономерностями;

  • применять на практике основные формы организации учебной деятельности школьников в учебных заведениях разного типа (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи);

  • применять на практике методы и приемы обучения русскому языку, выбирать оптимальное их сочетание для конкретных ситуаций;

  • эффективно управлять деятельностью и общением учащихся в процессе уроков русского языка и внеклассных мероприятий по русскому языку;

  • анализировать педагогические ситуации, результаты обучения и воспитания, планировать мероприятия по улучшению процесса обучения русскому языку;

  • заниматься самообразованием, использовать достижения методической науки и передового опыта учителей-словесников на практике;

  • проводить доступные педагогические исследования по проблемам методики курса русского языка;

  • интерпретировать психолого-педагогические технологии в преподавании русского языка.

Особенностью содержания программы является ее ориентация на целенаправленное осуществление подготовки студентов к преподаванию русского языка в современной школе.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  10. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..