Учебно-методическое пособие История и философия науки

Академический Международный Институт

Факультет послевузовского профессионального образования (Аспирантура)

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Учебно-методическое пособие

(Программа, тематический план, список учебной литературы,

вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки)

Москва — 2008

Введение

Данная программа предназначена для аспирантов и соискателей экономических и юридических специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых. В ней сохраняется сложившаяся в отечественной высшей школе традиция, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления.

В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов.

Развитие современной науки открывает возможность не только «покорять» и изменять окружающий человека мир, но и вторгаться в природу самого человека: корректировать его генетическую основу или, манипулируя его сознанием, конструировать его внутренний мир, тем самым лишая человека права на свободу и выбор. Поэтому большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др.

В современной социокультурной ситуации резко возрастает ответственность ученых за свои научные открытия и их последствия. Сегодня ученый – это не только представитель своей профессии, он выполняет множество социальных функций, является членом общества и гражданином определенного государства.

Kуpc «История и философия науки», адресованный аспирантам и соискателям, предлагая концептуальное осмысление современных мировых процессов, способен помочь ученому определить свои социальные и гражданские позиции и понять, что сегодня наука предъявляет повышенные требования к личностным качествам, мировоззренческим и ценностным установкам тех, кто идет в науку.

Программа курса «История и философия науки» также ориентирована на философско-методологическое обеспечение научно-профессиональной деятельности аспирантов и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.

Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли, на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у аспирантов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.

В программе обращается внимание на то, что к началу XXI века значительно расширилось проблемное поле философии: в нем появились новые темы и сюжеты, акцентируется внимание на новых вариантах решения «вечных» философских проблем, предлагаемых современной философией и наукой.

В данной программе заложены определенные дидактические цели. Она ориентирована на актуализацию и развитие креативности и проективности мышления аспирантов и соискателей, предполагает их значительную самостоятельную подготовку, обмен мнениями, дискуссии. В программе сделан акцент не на готовых решениях, а на способах постановки проблем философии и методологии науки, в решение которых призваны внести свой вклад и будущие ученые.

Примерный тематический план курса «История и философия науки» (120 часов)

№ п/п

Содержание курса

Лекции

Семинары и практикумы

Контролируемая самостоятельная работа

Всего

Раздел I

Философия и ценности современной цивилизации

24

20

4

48

Раздел II

Философско-методологический анализ науки

20

16

4

40

Раздел III

Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки

Модуль А. Философия естествознания и техники

Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания

8

8

4

20

Вместо заключения

Философия и наука на рубеже XX и XXI веков

8

 

4

12

 

Итого

60

44

16

120

Приведенный примерный тематический план учебного курса «Философия и история науки» представляет собой самую общую его структурно-содержательную модель. Естественно, он должен рассматриваться как одна из возможных версий содержательно-тематической развертки предложенного курса. Принцип вариативности современного философского образования предполагает разработку профильных (по группам вузов, специальностей, направлений научных исследований и т.д.) учебных программ, в которых базовая философско-методологическая проблематика, обозначенная в данной программе, может приобретать иные формы структурной компоновки и содержательной акцентации.

В предложенной программе принцип вариативности философско-методологической подготовки аспирантов с учетом профиля их научно-профессиональной ориентации реализуется посредством модульной дифференциации проблемно-содержательных аспектов философии и методологии науки. В этой связи предлагается два модуля, призванных адаптировать наиболее актуальные и фундаментальные аспекты философско-методологической проблематики к потребностям естественно-научного и технического профиля, с одной стороны, и социально-гуманитарного профиля – с другой. Конечно, предложенная дифференциация выступает самой общей схемой учета конкретно-профессиональных требований аспирантов в процессе изучения курса  «Философия и история науки». Дальнейшая конкретизация и содержательное углубление этой схемы может быть осуществлено в различных учебных заведениях и научных центрах в соответствии с их спецификой на основе сохранения  базовых требований предлагаемой программы.

Одной из новаций данной программы является акцент на необходимости существенной активизации творческой самостоятельной работы аспиранта по осмыслению и анализу предложенной литературы (как основной, так и дополнительной) и авторской интерпретации наиболее важных и актуальных проблем современной философии и методологии науки с учетом профиля диссертационных исследований, выполняемых аспирантами. Эта работа осуществляется, прежде всего, в процессе подготовки реферата по курсу «Философия и история науки» с последующей его защитой при сдаче кандидатского экзамена.

Опыт работы с аспирантами, накопленный во многих учебных и научных центрах, свидетельствует о том, что это очень важный и значимый компонент в системе философско-методологической подготовки аспирантов в целом. Он требует не только от аспиранта, но и от его научного руководителя больших затрат времени и серьезного внимания к выбору темы реферата, а также информационно-теоретического обеспечения его надлежащего уровня.

Осознавая принципиальную важность этой формы освоения основного содержания курса и качественной подготовки аспиранта к сдаче экзамена кандидатского минимума, считаем оптимальной следующую схему почасового распределения нагрузки, связанной с подготовкой реферата: 1) научное консультирование аспиранта в процессе подготовки им реферата – 2 часа; 2) рецензирование реферата – 3 часа.

Раздел I. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Статус и предназначение философии в жизни общества. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения. Проблема научности философии.

Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание.

Основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии.

Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире культурного многообразия. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности и принципов биосферного мышления.

Философское осмысление проблемы бытия. Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах.

Онтология как учение о бытии и его освещение в философии. Основные формы бытия и их взаимосвязь. Онтология человеческой субъективности и культура неклассической философии.

Бытие и материя. Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи.

Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика биологического пространства и времени. Бытие человека и время.

Природа как предмет философского и научного познания. Самоорганизация и развитие природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.

Природа как среда обитания человека. Биосфера и ноосфера. Идея коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования.

Философия глобального эволюционизма. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие.

Понимание диалектики в истории философии: онтологический, гносеологический и логический аспекты диалектики. Диалектика как философская теория развития. Современные дискуссии о значении диалектики. Особенности социальной диалектики.

Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.

  1. Методическое пособие для аспирантов «История и философия науки»

    Информационно-методическое пособие
    Цель дисциплины «Истории и философии науки» - введение аспирантов и соискателей в пространство истории и логики науки. Курс лекций охватывает основные и исходные теоретические проблемы истории и философии науки.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки»

    Учебно-методический комплекс
  3. Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006

    Учебно-методическое пособие
    Позднева Светлана Павловна, доктор философских наук, профессор,зав. кафедрой философии и методологии науки Саратовского государственного университета им.
  4. Методическое пособие по курсу: «История и философия науки»

    Информационно-методическое пособие
    Методическое пособие по курсу: « История и философия науки» - для аспирантов и соискателей работающих по программе подготовки к сдаче кандидатского экзамена.
  5. Программа по дисциплине история и философия науки

    Программа
    Для аспирантов и соискателей, обучающихся по специальностям: 08.00.01 - "Экономическая теория", 08.00.05 - "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия гсэ. Ф. 09

    Учебно-методический комплекс
    Роль философии в жизни человека и общества; исторические типы философии; человек во Вселенной; философская, религиозная и научная картины мира, природа человека и смысл его существования; познание, его возможности и границы; знание и вера; общество;
  7. Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки» (1)

    Методические рекомендации
    выбор темы начинается с изучения списка примерных тем реферата, изложенных в данном методическом пособии, или примерных программ по истории науки (имеются программы по истории основных естественных и социально-гуманитарных наук),
  8. Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки» (2)

    Методические рекомендации
    работа должна содержать зачатки важной теоретической проблемы по истории науки в рамках научной специальности послевузовского образования, по которому аспирант проходит обучение;
  9. Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки» (3)

    Методические рекомендации
    1.1.2. Тема реферата согласовывается аспирантом с научным руководителем и утверждается на кафедре философии. Для этого необходимо написать заявление по установленному образцу и сдать в отдел аспирантуры для последующего утверждения

Другие похожие документы..