Программа курса «история экономических учений»

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ


Программа курса

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

Направления:

080100.62 – «Экономика»

080500.62 – «Менеджмент»

Москва

2010

Обсуждено и рекомендовано

к изданию на заседании

Ученого Совета ИМЭС

(Протокол № 11 от 24.06.10)

Данную программу разработала кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики Института международных экономических связей Сысоева Галина Ивановна.

© Сысоева Г.И., 2010

© ИМЭС, 2010

Содержание

Содержание 4

1.Организационно-методический раздел 6

2. Содержание курса 6

3.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 11

4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ 12

5. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу 13

6. Распределение часов курса по темам и видам работ 15

7. Формы промежуточного и итогового контроля 16

8. Учебно-методическое обеспечение курса 16

  1. Организационно-методический раздел

1. Цель курса – привить обучаемым взгляд на экономическую теорию как на предмет, пребывающий в постоянной эволюции; способствовать развитию у них общей экономической культуры, позволяющей ориентироваться и принимать решения в условиях быстро изменяющейся действительности.

  1. Задачи курса – познакомить с содержанием основных работ выдающихся ученых-экономистов, с важнейшими тенденциями развития мировой и отечественной экономической науки; дать представление об эволюции взглядов на экономическое процессы, условиях и факторах формирования и развития экономических школ и теорий; раскрыть в общих чертах взаимосвязь и взаимовлияние экономических доктрин, значение экономических идей для хозяйственной практики.

  2. Место курса в системе экономических дисциплин. Курс истории экономических учений – один из фундаментальных разделов экономического образования. Он органично связан с курсами экономической теории, истории мировой экономики, статистики. Способствует овладению экономической терминологией, уяснению узловых взаимосвязей в экономике. Изучение истории экономических учений является базовым по отношению к специальным экономических дисциплинам.

  3. Требования к уровню освоения содержания курса. Обучаемый должен получить системное представление о развитии мировой и отечественной науки; знать основные тенденции формирования и развития экономических школ и теорий; уяснить содержание и методологию основных научных школ.

2. Содержание курса

1. Разделы курса. Курс включает 14 тем.

2. Темы и краткое содержание

Тема 1. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократия

Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции. Аристотель об «экономике» и «хрематистике».

Меркантилизм – предпосылки возникновения. Т. Мэн «Богатство Англии во внешней торговле». Рецепты экономической политики. Обоснование протекционизма. Две формы развития меркантилизма. Взгляды и экономическая программа И.Т. Посошкова.

Экономическая школа физиократов. Общая характеристика. Учение о «чистом продукте». Критика меркантилизма. Ф. Кенэ и его концепция «естественного порядка». Анализ воспроизводства в «Экономической таблице» Ф. Кенэ.

Тема 2. Английская классическая школа

Возникновение классической школы. Её основные особенности. «Политическая арифметика» У. Пети.

Книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит об источниках роста богатства, экономических законах, роли государства. Учение о разделении труда и обмене. Различные трактовки стоимости. Учение о капитале. Смит о «невидимой руке» экономических законов.

Экономические взгляды Д. Рикардо. Книга Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения». Развитие теории стоимости. Проблема распределения доходов. Теория ренты. Динамика заработной платы и прибыли.

Теории внешней торговли А. Смита и Д. Рикардо.

Экономическая теория классиков – фундамент экономической науки.

Тема 3. Классическая школа после Смита и Риккардо

Дж. С. Милль, его вклад в экономическую науку.

Ж.-Б. Сэй «Трактат политической экономии». Теория производственных факторов. Закон рынков Сэя.

Т. Мальтус «Опыт о законе народонаселения». Демографический фактор и развитие производства.

Значение идей классической школы для современности.

Тема 4. Идеи раннего социализма. Экономическая теория К. Маркса

Возникновение теории социализма во Франции. Социалисты-утописты. Сен-Симон: теория недопотребления. Идеи Р. Оуэна, Фурье.

Теоретическая концепция К. Маркса и ее влияние на развитие мировой экономической мысли. «Капитал» Маркса, основные идеи; замысел и реализация. Теория эксплуатации – современный взгляд. Теория прибавочной стоимости; схемы воспроизводства. Западные экономисты о значении теории Маркса.

Распространение идей Маркса в России. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин как экономист и политик.

Тема 5. Маржинализм

Формирование маржиналистской теории. Австрийская, лозаннская, англо-американская школы.

Субъективно-психологическая концепция стоимости и цены товара.

К. Менгер. Оценка полезности, ее измерение. Понятие предельной полезности. Законы Г. Госсена. Закон насыщения полезностей. Закон выравнивания полезностей.

Теория альтернативных издержек Ф. Визера. Теория капитала Е. Бем-Баверка.

Распространение концепции предельной полезности на сферу производства. Предельная производительность факторов производства.

Тема 6. Неоклассическая школа

Неоклассическая школа – представители, проблематика, инструменты экономического анализа. Формализация и моделирование экономических процессов.

А. Маршалл – родоначальник «экономикса». Концепция цены. Разграничение краткосрочного и долгосрочного периодов.

Цены факторов производства и проблема распределения благ. Дж.Б. Кларк «Распределение богатства».

А. Пигу – экономическая теория благосостояния.

Экономическое равновесие как важнейший принцип неоклассической концепции. Л. Вальрас «Элементы чистой политической экономики». Оптимум В. Парето.

Тема 7. Дж.М. Кейнс – теория эффективного спроса

Книга Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Сущность и значение кейнсианской теории эффективного спроса. Критика Кейнсом представителей классического и неоклассического направлений. Уровень занятости и совокупный спрос. Стимулирование совокупного спроса. Сбережения и инвестиции, их взаимосвязь. Механизмы регулирования национальной экономики.

Проблема дефицитного финансирования. Инвестиционный мультипликатор, его роль.

Тема 8. Неокейнсианство и посткейнсианство

Основные направления кейнсианства в послевоенный период. Неокейнсианство: теории цикла и экономического роста. Модель экономического роста Р. Харрода и Е. Домара, Р. Солоу.

Посткейнсианство. Дж. Робинсон, ее теория накопления.

Теория Кейнса в интерпретации Дж. Хикса.

Тема 9. Монетаризм

Исходные положения монетаристской теории. Стабилизующая роль денег. Уравнение обмена И. Фишера и количественная теория денег. Спрос на деньги и предложение денег. Погашение неупорядоченного движения денег. Корреляционная связь между денежной массой и национальным доходом.

Монетаристские рецепты. «Денежное правило» М. Фридмена. Регулирование денежной массы независимо от фаз цикла.

Манетаризм в деятельности российских реформаторов.

Тема 10. Неординарные экономические теории

Й. Шумпетер – теория экономического развития и экономической динамики. Шумпетер о предпринимателе – новаторе. Инновации как фактор экономического роста.

В. Ойкен – неолиберализм и социальное рыночное хозяйство.

Шведская школа. К. Викселль: «теория кумулятивного процесса». Эффект Викселля.

Г. Джордж – теория ренты и единого налога.

В. Леонтьев и его модель «затраты-выпуск». Значение модели.

Кривая А. Лаффера и практика налогообложения.

Теория рациональных ожиданий Р. Лукаса. Прогнозы фирм, «нейтрализация» решений правительства.

Тема 11. Институционализм и неоинституционализм

Историческая школа. Ф. Лист о национальном хозяйстве.

Институционализм – предмет исследования, проблематика. Т. Веблен «Теория праздного класса». Дж. Коммонс и его взгляды. У. Митчелл об экономических циклах как многофакторном процессе.

Современный институционализм. Дж. Гэлбрейт. Концепция «техноструктуры и индустриальной системы».

Неоинституционализм: использование экономических подходов при анализе социальных процессов. Р. Коуз   экономическая теория прав собственности. Внешние эффекты и трансакционные издержки.

Дж. Бьюкенен – теория общественного выбора. Правила определения экономической политики. Теория политических институтов.

Г. Беккер о человеческом капитале и социальных отношениях.

О.Н. Уильямсон «Экономические институты капитализма».

Тема 12. Развитие экономической мысли России в XIХ в.

Основные направления и особенности развития экономической мысли в России. Идеи славянофилов и западников М.М. Сперанский: «План финансов». Экономические взгляды С.Ю. Витте.

Экономическая проблематика в работах Г.В. Плеханова.

Тема 13. Теоретические разработки экономистов России: ХХ в.

М.И. Туган-Барановский: основные разработки, социальная теория распределения. Российские экономисты об особенностях становления капиталистических отношений в стране.

Е.Е. Слуцкий – основы теории потребительского спроса. Уравнение Слуцкого.

Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева. Внутренний механизм длинных волн. Длинные волны и структурные кризисы.

Экономисты-аграрники. А.В. Чаянов о семейно-трудовом крестьянском хозяйстве.

Г.А. Фельдман – первая в мире модель экономического роста. Расчет вариантов темпов роста национального дохода.

Разработка идей, основанных на математических методах. Создание теории линейного программирования – Л.В. Канторович.

Теории переходной экономики. Теоретические взгляды Ю. Яременко. Дискуссии и поиски в отечественной экономической науке.

Тема 14. Теории внешней торговли и кризисов

Теория абсолютных преимуществ А.Смита.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо.

Новые разработки в теории международного развития. Теории международной торговли. Модель Хекшена-Олина и ее конкретизация.

Теория конкурентных преимуществ М.Портера.

Парадокс В. Леонтьева. Доминирующий экспорт и «голландская болезнь».

Обоснование внешнеторговой политики.

Экономическая теория о причинах цикличности в развитии экономики и кризисах.

Семинар 3а. Классическая школа

  1. А Смит: «Исследование о природе и причинах богатства народов», основные идеи.

  2. В чем состоит вклад А.Смита и Д. Рикардо в экономическую теорию?

  3. Трудовая теория стоимости. Теория ренты Д.Рикардо.

Семинар 5а. Теория ценности в трактовке различных школ

  1. Как согласуются подходы классиков и сторонников теории предельной полезности к анализу проблемы ценности?

  2. Взаимодействие спроса и предложения как механизм выравнивания цены.

  3. Деньги и цены – главные факторы проявления ценности.

Семинар 8а. Кейнсианская теория макрорегулирования

  1. В чем состоит значение теории Кейнса и его последователей для современной экономической науки?

  2. Что нового внесли последователи Кейнса в разработку проблемы экономического роста и циклического развития?

Семинар 9а. Монетаризм. Влияние денежной политики на экономику

  1. В чем различие подходов кейнсианцев и монетаристов к решению узловых проблем экономического развития?

  2. Денежное правило М. Фридмена и практика таргетирования.

11а. Контрольная работа

Семинар 13а. Основные этапы развития экономической науки

  1. Какие критерии кладутся в основу деления экономистов на направления и научные школы?

  2. Под влиянием каких факторов происходит развитие и обогащение экономической науки?

  3. В чем различие основных направлений экономической теории.

  1. Курс истории экономических учений очень важен для формирования научного мировоззрения экономиста. М. Блауг говорил: “История экономической мысли не что иное (1)

    Документ
    Курс истории экономических учений очень важен для формирования научного мировоззрения экономиста. М. Блауг говорил: “История экономической мысли – не что иное, как история наших попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях”.
  2. Курс истории экономических учений очень важен для формирования научного мировоззрения экономиста. М. Блауг говорил: “История экономической мысли не что иное (2)

    Документ
    После многолетней изоляции от достижения мировой экономической науки и практики Россия вступила в русло общемирового развития, освоения общечеловеческих ценностей.
  3. Программа дисциплины История экономических учений для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра 1 курс

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину История экономических учений.
  4. Программа курса «история политических учений: политическая философия XIX xx вв.»

    Программа курса
    Задача курса: детальное изучение основных работ избранных политических теоретиков XIX и ХХ вв. Интерпретация идей, оказавших влияние на современную политическую философию.
  5. Программа курса История экономической мысли (6 семестр) Лектор: академик Энтов Револьд Михайлович

    Программа курса
    Основные цели курса - дать слушателям общее представление о процессах становления и развития экономической теории. В ходе обучения истории экономической мысли удается лучше понять не только истоки задач, решаемых современными исследователями,
  6. Программа подраздела «История экономических учений»

    Программа
    Пподготовлена кафедрой институциональной экономики и экономической истории ГУ – Высшей школы экономики и кафедрой истории экономических учений и народного хозяйства экономического факультета МГУ им.
  7. Программа дисциплины История экономических учений для специальности «Статистика» Автор Гловели Г. Д

    Программа дисциплины
    ЛЕКЦИЯ 1. Экономическая мысль доклассического периода: меркантилизм и камералистика. Первые денежные теории. Доктрина торгового баланса. Меркантилистские дилеммы и камералистика.
  8. Реферат по курсу “История экономических учений” Тема: “Экономическая наука до Адама Смита”

    Реферат
    Термин “меркантилизм” впервые обрел свое значение в трудах Адама Смита. Он отмечал: “Различные пути развития благосостояния в различные времена и у разных народов дали повод для развития двух различных, с точки зрения приобретения
  9. Программа дисциплины История экономических учений для специальности «Статистика» Авторы: д э. н., проф. Гловели Г. Д., к э. н., доц. Клюкин П. Н

    Программа дисциплины
    ЛЕКЦИЯ 1. Возникновение политической экономии и статистики. Меркантилизм и камералистика. Первые денежные теории. Доктрина торгового баланса. Меркантилистские дилеммы и камералистика.

Другие похожие документы..