Методический комплекс подготовлен на кафедре менеджмента экономического факультета кгу. Печатается по решению учебно-методической комиссии экономического факультета кгу

Министерство образования Российской Федерации

Казанский государственный университет

Экономический факультет

Кафедра «Менеджмент»

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Учебно-методический комплекс

Казань 2004

Составитель: доктор экономических наук, профессор Разумовская Е.М.

История менеджмента: Учебно-методический комплекс // Казанский государственный университет; Разумовская. Казань – 2004.

Учебно-методический комплекс по курсу «История менеджмента» предназначен для студентов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации». Комплекс составлен в соответствии с требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста СД.09 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Излагается тематическое содержание курса, предлагаются темы семинарских занятий, вопросы для контроля знаний, темы рефератов и рекомендуемая литература.

Методический комплекс подготовлен на кафедре менеджмента экономического факультета КГУ.

Печатается по решению учебно-методической комиссии экономического факультета КГУ.

Рецензент: к.э.н., доц. Максимова М.Н.

1. Организационно-методические указания

Введение

Менеджмент – это активная часть практического характера. Он связан с изменяющимися типами поведения, развития людей, достижением целей и получением результатов. Однако менеджмент станет ничем, если за действиями не будет идей. Именно идеи, а также проблемы, с которыми сталкивается менеджер, задают направленность действий менеджмента. Не имея определенного багажа знаний об эволюции идей в менеджменте, теория и научных школ, менеджеры могут действовать только на основе интуиции, что далеко не всегда является эффективным.

Менеджмент как самостоятельный вид деятельности является детищем Х!Х столетия. Однако попытки систематизировать рассмотрения элементов, составляющих его, можно датировать концом ХУ11 века. Например, Адам Смит в своем труде «Богатство Наций» (1776г.) приводит ряд усовершенствований, направленных на повышение производительности, которое обеспечивается благодаря разделению труда. А создание формальной системы администрирования связано с именем вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 г.до н.э.).

Современные же теории менеджмента настолько разнообразны и оригинальны, что даже вызывают сомнения в практическом применении.

Научный интерес представляет генезис управленческих идей в России, изучение особенностей и тенденций современной российской управленческой практики.

Вышеизложенное доказывает безусловную актуальность курса «История менеджмента» в рамках специальности «Менеджмент орнаизиции».

Цель курса

Изучение курса «История менеджмента» в рамках блока специальных дисциплин ставит своей целью изучение методологических основ менеджмента, основных научных школ, современных идей.

Понятие современного менеджмента настолько широко, что менеджерам необходимо постоянно использовать в своей деятельности концепции, формулируемые на основе множества базовых идей, которые есть в их распоряжении. Основные цели преподавания дисциплины:

  • изучение теорий, созданных представителями основных научных школ менеджмента;

  • знакомство с первоисточниками в области теорий менеджмента;

  • изучение наследия российской науки управления и современных практических подходов;

  • ознакомление с современными зарубежными теориями менеджмента.

Задачи курса

История менеджмента является одной из дисциплин учебного плана по специальности «Менеджмент организации». Его изучение имеет как теоретическое, так и практическое значение, поскольку для анализа современных тенденций в менеджменте и их адекватной оценки необходимо знать историю предмета. Поэтому учебной задачей курса является усвоение студентами базовых теоретических знаний о существующей практике управления.

Методы проведения занятий: лекции, семинарские занятия.

При самостоятельном изучении той или иной темы, необходимо, прежде всего, ознакомиться с содержанием соответствующего раздела учебника «История менеджмента» и обозначить для себя перечень вопросов, подлежащих изучению, согласно программе. После этого важно определить круг рекомендованных источников, из которых можно почерпнуть знания по данной теме. При выборе таких источников рекомендуется исходить не только из их наличия, но и степени их новизны. В процессе самостоятельной подготовки следует использовать материалы периодической печати.

Опыт показывает, что самостоятельное изучение темы будет более плодотворным, если оно сопровождается изложением основных результатов в письменной форме (конспект, реферат, тезисы и т.п.). Это способствует выработке навыков ставить и разрешать проблему кратко и с достаточной полнотой, облегчает подготовку к зачету или экзамену.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Представленная программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». Знания, приобретенные в результате изучения курса «История менеджмента» необходимы для написания курсовых т дипломных работ.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Курс «История менеджмента» предполагает чтение лекций, проведение семинарских занятий, консультаций. Самостоятельная работа предусматривает изучение основной рекомендованной литературы. Итоговая форма контроля – экзамен, на котором требуется показать знания основных теорий научного менеджмента и продемонстрировать умение применять полученные знания к анализу конкретных ситуаций.

11. Распределение часов по темам и видам учебных занятий

Название темы Лекции Семинары

(час)

  1. Донаучный этап развития менеджмента 2 2

  2. Школа научного управления, ее представители 4 2

3. Школа науки управления. Подходы в менеджменте 2 2

4. Школа человеческих отношений 4 2

5. Концепция социального рыночного хозяйства и ее

реализация в различных странах 4 2

6. Особенности японского менеджмента 2 2

7. Концепции постиндустриального общества 4 2

8. Современные зарубежные теории менеджмента 4 -

9. Генезис управленческих идей в России (20-30е гг.ХХв) 6 4

10.Развитие российской управленческой науки и практики

во второй половине ХХ века 4 -

111. Содержание курса

Тема 1. Предмет и задачи курса «История менеджмента». Донаучный этап

развития менеджмента. 2 часа

Объект и предмет истории менеджмента. Требования к курсу и его содержание, формы работы и итоговый контроль. Характеристика рекомендуемой литературы.

Древние методы управления: демагогия, деспотия, педагогика. История менеджмента как социального института. Характеристика пяти управленческих революций: религиозной, светско-административной, производственно-строительной, индустриальной и профессиональной.

Тема 2. Школа научного управления и ее представители

4 часа

Организационно-технический подход. Характеристика научного наследия основоположника менеджмента Фредерика Уинслоу Тейлора: принципы тейлоризма, программа «достигающего рабочего», программа «достигающего руководителя», система материального стимулирования в целях повышения производительности труда.

Развитие менеджмента в трудах последователей Тейлора: исследования оптимальных способов выполнения работы с использованием элементарных движений Фрэнка Гилберта, деятельность Лилиан Гилберт по созданию школ управления персоналом, двенадцать принципов производительности Гаррингтона Эмерсона, научная деятельность Генра Ганннта по разработке принципов оперативного управления и календарного планирования, основные принципы «фордизма» и их практическая реализация.

Административный подход: четырнадцать принципов управления Анри Файоля, научное наследие Д.Муни, Л.Урвика.

Тема 3. Школа науки управления.

2 часа

Формирование новых научных направлений в менеджменте во второй половине ХХ столетия с развитием научно-технического прогресса. Характеристика процессного, системного и ситуационного подходов в менеджменте. Примеры их современного использования.

Тема 4. Школа человеческих отношений (неоклассическая)

4 часа

Объективность возникновения неоклассической школы. Изучения наследия ее представителей: Гуго Мюнстерберг – один из создателей психотехники, Мэри Паркер Фоллетт – автор идея гармонии труда и капитала и теории трудовых конфликтов, «Хаторнские эксперименты» Элтона Мейо и их резкльтаты, положившие насало многочисленным исследованиям духовных стимулов, мотивации, искусства общения с людьми, роли личности в коллективе.

Трансформация школы человеческих отношений в школу «поведенческих наук». «Пирамида потребностей» Абрахама Маслоу, теория о типах управления «Х» и «У» Дугласа Макгрегера, Двухфакторная теория Фредерика Херцберга, Мотивация Достижения Дэвидв Макклелланда, Инстинктивная теория мотивации Джемса-Ланга.

Тема 5. Концепция социального рыночного хозяйства и ее реализация в

различных странах 2 часа

Содержание концепции социального рыночного хозяйства и модели ее реализации: континентальная, скандинавская, англо-саксонская, модель южной кромки европейского сообщества. Реализация данной научной концепции в азиатских странах и в России.

Тема 6. Особенности японского менеджмента.

2 часа

Национальные и исторические предпосылки формирования современной модели японского менеджмента. Роль американских ученых (Эдвардса Деминга и Джозефа Эжурана) в становлении и развитии японского менеджмента. Основные характеристики японского подхода к управлению фирмой и взаимоотношений между менеджерами и работниками.

Тема 7. Концепции постиндустриального общества.

4 часа

Материальные предпосылки генезиса постиндустриального общества Информационное общество. Определения, критерии. Роль информационных технологий в обществе (оценка в работах теоретиков постиндустриального, информационного общества).

Изменения в содержании и организации труда, а также ценностных установок. Изменения в системе мотивации под влиянием постиндустриальных тенденций, противоречия современного управления.

Новая структура общественного производства. «Общество услуг».

Возможные перспективы будущего России в рамках тенденции гуманизации и «Теории развития».

Тема 8. Современные зарубежные теории в менеджменте.

4 часа

Теории конкурентных стратегий Майкла Портера, модель «Национального бриллианта». Закон увеличивающейся организации Норткота Паркинсона и его оценка. Теория виртуальных организаций Уильямя Давидова и Майкла Мэлона, анализ объективности и возможности их существования. Генри Минтцберг, характеристика его научных взглядов на стратегию как на «…не последовательность выполнения запланированного, а прямо противоположное этому.»

Основная идея Майкла Хаммера, связанная с реинженирингом, заключающаяся в том, что организациям необходимо выявить свои ключевые процессы и сделать их настолько «тощими» и эффективными, насколько это возможно. «Не автоматизируйте, а вычеркивайте», - Хаммер.

Тема 9. Генезис управленческих идей в Россию.

6 часов

Импорт в Россию иностранной техники, капиталов и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области научной организации труда и менеджмента. Мнения и системе Ф.Тейлора были крайне противоположны, пока в 1921 году В.И.Ленин не поддержал его принципы и не отдал распоряжение и создании Центрального института труда, возглавил который Алексей Капитонович Гастев, экономист социолог, основоположник социальной инженерии. Данная тема предусматривает подробное рассмотрение научного наследия А.К.Гастева, а токже других представителей организационно-технического направления: А.А.Богданова, О.А. Ерманского, Е.Ф. Розмирович.

Наряду с организационно-техническим направлением, в 20-30е годы получает развитие и социальное направление в менеджменте, особенно во Всеукраинском институте труда и Казанском институте научной организации труда. В рамках данной темы предполагается изложение основных результатов исследований данных институтов, а также видных ученых. Представляющих данное направление, таких как Н.А.Витке, П.М.Керженцев.

В заключении темы дается анализ причин насильственного прекращения исследований в сфере НОТ, закрытия институтов, репрессирования ученых.

Тема 10. Развитие российской управленческой науки и практики во второй половине ХХ чека.

4 часа

Возрождение российской управленческой науки на рубеже 50-60х годов, факторы, научные направления. Создание кафедры управления МГУ в 70-е годы, начало издания переведенных американских учебников по менеджменту.

Переход России к рыночным отношениям в конце 80-х годов, ускорение формирования рыночных структур и новых форм управления в 90-е годы.

Социально-экономические тенденции, определяющие современную систему управления, социокультурные ценности, присущие российскому народу, факторы, определяющие изменения в характере и содержании управленческой деятельности в постсоветский период, характеристка современной российской управленческой практики.

Планы семинарских занятий

Тема 1. Донаучный этап развития менеджмента

  1. Историческое значение термина «менеджмент».

  2. История менеджмента как социального института. Пять революций менеджмента.

  3. Западноевропейский менеджмент. Никколо Макиавелли и его взгляды на проблемы управления государством.

Тема 2. Школа научного управления.

  1. Концепция научного управления Фридерика Уинслоу Тэйлора.

  2. Развитие научных идей Фридерика Уинслоу Тэйлора в трудах его последователей.

  3. Вклад основателей научного менеджмента в его развитие.

Тема 3. Административная (классическая) школа менеджмента.

  1. Принципы управления Анри Файолем.

  2. Функции управления и профессиональные требования к менеджеру.

  3. Основные тенденции классической школы менеджмента и современность.

Тема 4. Школа человеческих отношений и ее развитие.

  1. Возникновение неоклассической школы. Представители. Отличительные характеристики.

  2. Сущность и научное значение Хоторнских экспериментов Элтона Мейо.

  3. Бихевиристское направление в менеджменте.

Тема 5. Школа науки управления.

  1. Факторы динамичного развития школы науки управления.

2. Системный и ситуационный подходы. Их сущность и значение.

Тема 6. Особенности японского менеджмента.

  1. Формирование японской модели управления (послевоенный период).

  2. Основные характеристики японского менеджмента.

  3. Реализация идей Э.Деминга и Д.Джурана в японском менеджменте.

Тема 7. Новое качество рынка и генезис «постбизнес» общества.

  1. Информационное общество. Определение, критерии.

  2. Изменения в системе ценностных установок.

  3. Противоречия современного менеджмента.

Тема 8. Генезис управленческих идей в России в 20-30е годы ХХ вв.

  1. Вклад российских специалистов по управлению 20-30х гг. в развитие менеджмента.

  2. Организационно-техническое направление в менеджменте.

  3. Социальное направление.

Вопросы к экзамену:

  1. Донаучный этап развития менеджмента.

  2. Пять революций в менеджменте.

  3. Философские взгляды Макиавелли на проблемы управления государством.

  4. Основоположник научного менеджмента Фридерик Уинслоу Тейлор, его принципы научного управления производством.

  5. Развитие научных идей Ф. Тейлора в трудах его последователей.

  6. Научный и практический вклад Генри Форда в развитие менеджмента.

  7. Принципы производительности Гаррингтона Эмерсона.

  8. Принципы управления Анри Файоля.

  9. Процессный подход к управлению.

  10. Системный подход к управлению.

  11. Ситуационный подход к управлению.

  12. Школа человеческих отношений, представители, идеи.

  13. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу.

  14. Хотторнские исследования Элтона Мейо.

  15. Концепция стилей управления Дугласа Макгрегера.

  16. Мюнстерберг как один из основателей психотехники.

  17. Научные идеи Мэри Паркер Фоллетт.

  18. Концепция социального рыночного хозяйства и ее реализация в европейских странах.

  19. Модели социального рыночного государства.

  20. Характеристика шведской модели социализма.

  21. Формирование японской модели управления (Послевоенный период).

  22. Особенности японского менеджмента.

  23. Вклад российских ученых 20-30х годов в развитие науки управления.

  24. Организационный подход к управлению, представители, научные теории.

  25. Социальный подход к управлению, представители, теории.

  26. А.К.Гастев. Его вклад в развитие российского менеджмента.

  27. А.А.Багданов. Характеристика его работы « Тэктология – всеобщая организационная наука».

  28. Характеристика харьковской научной школы управления.

  29. Информационные общество. Определение, критерии.

  30. Основные характеристики современного российского менеджмента.

  31. Возрождение российской науки управления во второй половине ХХ века.

  32. Переход к рыночным отношениям. Формирование рыночных структур управления.

  33. Особенности современной российской управленческой практики.

  34. Современные зарубежные концепции в менеджменте.

Рекомендуемая литература:

  1. История менеджмента: Учебное пособие под ред. Валового Д.В., - М.: ИНФА, 1997. – 256с.

  2. Семенова И.И. История менеджмента. Учебное пособие для вузов, - М.: ЮНТИ, 2000. – 222с.

  3. Тэйлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 1989.

  4. Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.: Наука, 1991.

  5. Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России и СССР.- М.: Наука, 1966.

  6. Зеньковский А В Правда о Столыпине. – М.: Прогресс,1956.

  7. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. – Финансы и статистика, 1989.

  8. Великие реформы в России 1856 –1854. – М.: 1992.

  9. Хроника истории России. – М.: Издательский дом «Дорфа»,1995.

  10. Социум ХХ1 века: рынок, фирма, человек в информационном обществе. Под ред. Колганова А.И. – М.: ТЕИС, 1998.

  11. Антипина О.Н. Тенденции гуманизации экономики при переходе к постиндустриальному обществу. – М.: ТЕИС, 1998.

12.Дж. Шелдрейк Теория менеджменте от тейлоризма до японизации. – Спб., 2001.

13 Стюарт Крейнер Ключевые идеи менеджмента – М.: ИНФРА, 2002.

14.Глобализиция мирового хозяйства и место России. Под ред. проф В.П.Колесова. М.: ТЕИС, 2000.

15. 7 нот менеджмента Под ред. В.Красновой. М.: 2002.

16. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. –М.: Дело, 1997.

17. Гастев А.К. Как надо работать. – М.: Экономика, 1972.

18.Богданов А.А. Всеобщая организационная наука . М.: Экономика,1989.

19. Керженцев П.М. Принципы организации. М.: Экономика, 1968.

20. Корицкий Э.Б. Советская управленческая мысль 20-х годов.- М.: Экономика,1990.

  1. Отчет о работе отделения профессионального образования (2)

    Содержательный отчет
    Основные направления научной деятельности Отделения профессионального образования и ее цели определялись Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 – 2012 годы, Тематическим планом фундаментальных
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и Основной образовательной программы по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  3. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (2)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 – 24 октября 2009 года / Под.
  4. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (3)

    Документ
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «развитие кооперативного движения в поволжье в конце XIX в первой трети ХХ века» направление 050400. 62 Социально-экономическое образование по профилю подготовки №050401 История

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник по направлению 050400.62 Социально-экономическое образование в соответствии с уровнем своей квалификации подготовлен для работы в образовательных учреждениях различ­ного типа по следующим видам профессиональной деятельности:
  6. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (1)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции 16 – 18 октября 2008 года / Под.
  7. Учебно-методическое пособие казань кгту 2007 удк 364 ббк 65. 272

    Учебно-методическое пособие
    Социальная работа : курсовое и дипломное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Морозов. – Казань : Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та; 2007.
  8. Учебное пособие раскрывает происхождение и значение более 1000 учебных терминов по анатомии и физиологии, а также цитологии, гистологии и эмбриологии человека, содержит многочисленные примеры, снабжено алфавитными указателями.

    Учебное пособие
    Анатомия и физиология: словарь-справочник [Текст] : [учеб. пособие] / РАО, Моск. психол.-соц. ин-т ; авт.-сост. С. С. Тверская. - 4-е изд., испр. и доп.
  9. Экономика: отдельные и общие вопросы

    Документ
    Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Ростовцев П.С. Роль мобильности по доходам в изменении неравенства в распределении доходов: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 2001.

Другие похожие документы..