Учебное пособие Калининград 2000 удк 37. 013. 75: 159. 923 Ббк 374 Г

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

О.С. ГРЕБЕНЮК, Т.Б. ГРЕБЕНЮК

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Калининград

2000

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

О.С. ГРЕБЕНЮК, Т.Б. ГРЕБЕНЮК

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Учебное пособие

Калининград

2000

УДК 37.013.75:159.923 ББК 374

Г 79

Рецензенты:

кафедра педагогики Волгоградского государственного педагогического университета - зав. кафедрой доктор

педагогических наук, профессор Н.К. Сергеев; доктор педагогических наук, профессор М.И. Рожков.

Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б.

Г79 Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие /Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 572 с. ISBN 5-88874-169-8

На основе авторской концепции педагогики индивидуальности человека в книге освещаются вопросы развития интеллектуальной, моти-вационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистен­циальной сфер и сферы саморегуляции. При раскрытии проблем форми­рования названных сфер широко используются идеи психологии, исследования педагогов и передовой педагогический опыт. Содержание учебного пособия соответствует государственному стандарту высшего педагогического образования.

Для студентов, аспирантов и преподавателей педагогики и психо­логии университетов и педагогических институтов, учителей и руково­дителей школ.

УДК 37.013.75:159.923 ББК 374

ISBN 5-88874-169-8 © О.С. Гребенюк, 2000

© Т.Б. Гребенюк, 2000

Учебное издание

Олег Семенович Гребенюк Татьяна Борисовна Гребенюк

основы педагогики индивидуальности

Учебное пособие

Редакторы Н.Н. Мартынюк, Л.Г. Ванцева

Корректоры Н.Н. Николаева, Л.Г. Владимирова

Технический редактор С.И. Чупшева

Оригинал-макет Т.А. Гайдюковой

Изд. лиц. №020345 от 14.01.1997 г.

Подписано в печать 05.05.2000 г. Формат 60x90Vi6.

Гарнитура "Таймс". Усл. печ. л. 35,8. Уч.-изд. л. 22,3.

Тираж 1000 экз. Заказ

Калининградский государственный университет 236041, г. Калининград, ул. А. Невского,

Отпечатано в типографии ГИПП «Янтарный сказ» 236000, Калининград, ул. К. Маркса, 18

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.....................................3

Часть первая. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 9

Глава 1. Предмет педагогики индивидуальности ... 9

1.1. Почему педагогика индивидуальности считается наукой?................................. 9

1.2. Развитие индивидуальности как педагогическая задача.................................. 18

1.3. Соотношение понятий «индивидуальность»

и «личность»............................ 21

Глава 2. Формирование индивидуальности как

педагогическая цель......................... 28

2.1. Педагогические цели современной школы..... 28

2.2. Цели развития индивидуальности............ 33

Часть вторая. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕМИ

СФЕР.............................. 40

Глава 1. Интеллектуальная сфера................ 40

1.1. Интеллектуальная сфера как цель развития .... 40

1.2. Педагогические средства диагностики интеллектуальной сферы................... 48

1.3. Средства развития интеллектуальной сферы ... 53

1.4. Возрастные особенности развития интеллектуальной сферы................... 68

Глава 2. Мотивационная сфера................... 71

2.1. Сущность мотивационной сферы

и мотивации учения....................... 71

2.2. Педагогические цели развития мотивации

учения.................................. 81

2.3. Педагогические средства диагностики

мотивации учения........................ 85

2.4. Средства формирования мотивации учения .... 94

396

2.5. Возрастные особенности развития

мотивационной сферы..................... 98

Глава 3. Эмоциональная сфера................... 103

3.1. Цели развития эмоциональной сферы......... 103

3.2. Проблемы формирования эмоциональной сферы 112

3.3. Приемы аттракции и их применение.......... 121

3.4. Возрастные особенности развития эмоциональной сферы..................... 127

Глава 4. Волевая сфера.......................... 131

4.1. Волевая сфера как цель воспитания.......... 131

4.2. Формирование воли у детей................. 138

4.3. Упражнения для развития воли.............. 142

4.4. Возрастные особенности развития волевой

сферы.................................. 144

Глава 5. Сфера саморегуляции................... 146

5.1. Сфера саморегуляции как цель развития...... 146

5.2. Способы и приемы развития сферы саморегуляции........................... 151

5.3. Рекомендации психологов по саморегуляции

своих состояний.......................... 168

5.4. Рекомендации по обеспечению личной психологической безопасности.............. 178

5.5. Возрастные особенности развития сферы саморегуляции........................... 195

Глава 6. Предметно-практическая сфера........... 198

6.1. Предметно-практическая сфера как цель

развития................................ 198

6.2. Способы формирования предметно-практической сферы...................... 203

6.3. Как развивать способности................. 205

6.4. Возрастные особенности развития предметно-практической сферы...................... 248

Глава 7. Экзистенциальная сфера................ 251

7.1. Понятие «экзистенциальная сфера».......... 251

7.1.1. Сущность экзистенциальной сферы:

397

философский аспект...................... 252

7.1.2. Сущность экзистенциальной сферы:

психолого-педагогический аспект............ 277

7.2. Цели формирования экзистенциальной сферы . . 291

7.3. Способы и условия формирования экзистенциальной сферы................... 292

7.4. Возрастные особенности развития экзистенциальной сферы................... 295

Глава 8. Проблемы развития индивидуальности

и воспитания личности...................... 301

8.1. Социализация как фактор развития индивидуальности и воспитания личности .... 301

8.2. Соотношение развития индивидуальности

и воспитания личности.................... 311

8.3. Проблема формирования индивидуальности студента-педагога........................ 340

Часть третья. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 370

Глава 1. Учебная деятельность школьника........ 370

1.1. Сущность учебной деятельности............. 370

1.2. Проблема целостности учебной деятельности . . 373

1.3. Учебная деятельность как целостная система ... 380

1.4. Проблема формирования учебной деятельности 3 84

Глава 2. Мотивационное обеспечение учебной

деятельности............................... 405

2.1. Мотивационная основа учебной деятельности . . 405

2.2. Вероятностный подход в педагогике.......... 415

Часть четвертая. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕ­НИЕ КУРСА «ПЕДАГОГИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ» 424

Глава 1. Отбор содержания курса педагогики

398

индивидуальности........................... 424

1.1. Содержание лекционного курса.............. 424

1.2. Примерное содержание семинарских занятий . . 429 Глава 2. Содержание самостоятельной работы

студентов.................................. 438

2.1. Разработка практических методик............ 438

2.2. Методические материалы к проведению занятий 451

2.3. Методическое обеспечение формирования

и развития педагогических умений........... 462

2.4. Педагогическая практика как средство развития индивидуальности студента-будущего учителя 531

Заключение...................................... 559

Список рекомендуемой литературы................... 562

399

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

  1. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.
  2. Бюллетень новых поступлений за апрель 2011г (1)

    Бюллетень
    Минаев, Виталий Анатольевич. Совершенствование библиотечного законодательства с учетом норм авторского права : автореф. дис. к.ю.н. : 12.00.03 / В. А.
  3. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (2)

    Бюллетень
    Тверская городская управа. Смета доходов и расходов города Твери на 1908 год / Тверская городская управа. - Тверь : Типо-литография Н. М. Родионова, 1908.
  4. Бюллетень новых поступлений за январь 2011г (1)

    Бюллетень
    Контекстуальная семантика : сборник научных трудов / Каф. иностр. яз. Латв. гос. ун-та ; под ред. В. И. Агамджановой. - Рига : Латвийский государственный университет, 1982.

Другие похожие документы..