Методическое пособие для нпо содержание Введение

Методическое пособие для НПО

Содержание

Введение

Для чего государству взаимодействовать с Третьим сектором?

Функция третьего сектора

Неправительственные некоммерческие организации

Создание и регистрация некоммерческой организации в Республике Казахстан

Образцы документов для государственной регистрации некоммерческих организаций в Республике Казахстан

Финансы для НКО

Правовой статус НКО

Ресурсный центр для НКО Костанайской области

Список зарегистрированных НПО Костанайской области на 1 января 2008 года

Список использованной литературы

Введение

Если рассматривать гражданское общество в советский период, то разделения на государство и общество не наблюдалось и общественное благо ставилось выше всех остальных интересов. В тот период существовал только один сектор – государственный, он управлял, обеспечивал и контролировал все сферы жизни людей. Новая эпоха ставит перед гражданами новые проблемы. Наряду с экономической и политической сферами изменяется и система отношений между человеком и обществом. Если раньше государство осуществляло тотальный контроль над всеми сферами человеческой жизни, то сегодня люди все в большей мере сами определяют свою судьбу. Они должны преодолевать трудности, требовать и добиваться соблюдения своих прав и свобод.

В решении ключевых задач формирования гражданского общества и важнейших социальных проблем все более значительную роль играют негосударственные некоммерческие организации, которые образуют так называемый «Третий сектор».

Почему Третий сектор? Все дело в том, что в странах, где признается частная собственность, и существует или формируется рыночная экономика, все множество юридических лиц принято подразделять на три сектора.

Первый сектор объединяет государственные и муниципальные организации, то есть организации, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Второй сектор - частные коммерческие организации, то есть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности.

Третий сектор - частные некоммерческие организации. Первым отличительным признаком этих организаций является то, что они не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль среди своих участников. Второй отличительный признак - имущество этих организаций не находится в государственной или муниципальной собственности.

Нередко эти три сектора называют соответственно Государственным, Коммерческим и Некоммерческим. Использование этих названий, разумеется, вполне допустимо, но они имеют более условный характер.

Место и роль некоммерческих организаций в обществе.

Для чего государству взаимодействовать с Третьим сектором?

Во-первых, большинство государственных некоммерческих организаций созданы для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело государственные и муниципальные органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией Казахстана, и многое другое из того, что не может быть обеспечено на чисто коммерческой, рыночной основе. Существование Третьего сектора прежде всего тем и обусловлено, что наиболее активные члены общества стремятся внести свой вклад в решение стоящих перед ним проблем, не только выполняя прямые обязанности, возлагаемые государством на всех граждан, но и делая нечто «сверх обязанностей», добровольно. В этой связи очевидна необходимость объединения и координации усилий.

Во-вторых, в ряде случаев Третий сектор действует успешнее и экономичнее, чем государственные учреждения. Это убедительно показывают исследования, проводившиеся во многих странах. В результате государству нередко оказывается выгоднее передавать средства независимым некоммерческим организациям, разумеется, в обмен на четкие, конкретные и контролируемые обязательства с их стороны, чем создавать дополнительные организации самому. Так, в США в 80-е годы в Третий сектор направлялось более трети всех расходов на социально-культурные нужды, в том числе более половины всех федеральных расходов на социальное вспомоществование, культуру, науку и гуманитарные цели. Конкретный анализ показывает, что выгоды бюджетного финансирования независимых некоммерческих организаций особенно велики, когда налицо хотя бы одно из следующих двух условий: имеется возможность привлечь к работе добровольцев, и решаемая задача не совсем стандартна, требуется нешаблонный подход к конкретной категории получателей услуг, глубокая индивидуализация деятельности. Итак, сотрудничество государства и органов местного самоуправления с организациями Третьего сектора способно служить важным фактором повышения эффективности использования средств, в особенности выделяемых на социальные нужды.

В-третьих, само по себе укрепление демократического государства и развитие местного самоуправления решающим образом зависит от формирования современного гражданского общества. Речь идет о разнообразных формах цивилизованного взаимодействия граждан, их добровольного участия в общественных делах. В роли «несущих конструкций» гражданского общества выступают именно организации Третьего сектора. Чем теснее и плодотворнее контакты государства с этим сектором, тем лучше взаимопонимание власти и общества и тем менее вероятно их взаимное отчуждение.

В то же время Третий сектор нуждается в моральной и материальной поддержке со стороны государства. Достаточно типичный пример: добровольцы готовы объединить усилия и средства для помощи какой-либо категории нуждающихся, но им трудно оплачивать аренду необходимого для работы помещения по ставкам, установленным для коммерческих организаций, и платить налоги. Предоставление им льгот способно обеспечить достижение цели, на которую в противном случае пришлось бы затратить больше средств из областного или городского бюджета.

Деятельность большинства некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций нацелена на решение насущных проблем конкретного населенного пункта или региона. Немалый вклад в решение этих проблем вносят также региональные и местные отделения некоммерческих организаций, действующих в масштабе всего Казахстана. Третий сектор успешнее развивается там, где представительные и исполнительные органы ориентируют и стимулируют некоммерческие организации, не допуская вместе с тем неоправданного вмешательства в их деятельность.

Функция третьего сектора

  1. Формулирование и выражение представлений и требований граждан посредством их активного участия. Некоммерческие организации являются средством, которое выражает различные потребности общества и активно ими занимается. Требования граждан постоянно выясняются, узнаются, уточняются и последующими каналами трансформируются в политические требования. Приемы при артикуляции, объединении и представлении интересов являются другими нежели те, которые традиционно применяют политические партии. Таким образом получают возможность быть услышанными и группы граждан, которые в противном случае могли бы быть недооцененными или дискриминированными, или группы, действующие на местном или региональном уровне. В таком случае третий сектор выступает в роли защитника, «адвоката» отдельных групп или лиц, а также их интересов.

  2. Сохранение и развитие разнородности и плюрализма. Один из смыслов третьего сектора – это повышение общественной терпимости по отношению к разнородности. Некоммерческие организации распространяют плюрализм и религиозную или языковую идентичность отдельных групп населения.

  3. Создание общественного мнения. Некоммерческие организации выступают в качестве классических институтов гражданского общества. Они распространяют информацию об альтернативных взглядах на разные вопросы или сами таки альтернативы создают (в области образования, социального обеспечения, медицинского обслуживания и т.д.), создают платформы взглядов и действий, стараются влиять на ход общественного обсуждения важных тем. Некоммерческие организации иногда выступают в качестве альтернатив государства, а иногда как партнеры государства при охране общественных благ от запущения. Они рождают новые идеи, выступают с предложениями дальнейших действий, неоднократно приходят с наиболее оперативным решением общественных потребностей, ничем не связанным способом мышления, даже бюрократическими предписаниями, типичными для централизованного государственного аппарата.

  4. Деятельность на пользу общественного интеграции. Посредством некоммерческих организаций отдельные группы граждан включаются в общественную жизнь. Таким образом удовлетворяется их потребность в признании и уважении со стороны других. К социально-интеграционной функции относится и функция снижения напряжения между соперничающими группами, главным образом, на местном уровне.

  5. Некоммерческие организации являются производителями политической социализации. В них люди осваивают демократические принципы, культивируют гражданские достоинства, тренируются в роли «homo politicus». Они могут быть участниками новой законодательной среды, одними из создателей новой конституционности. С помощью некоммерческих организаций люди могут заставить государство выполнять свои обязанности, в некоторых случаях им не нужно ждать вмешательство со стороны правительства, надеяться на действия и благотворительность государства, а они сами могут начать действовать еще раньше. В среде НКО находятся и воспитываются личности, способные руководить другими, здесь происходит «набор и тренировка новых политических вождей». Они учатся как организовывать и мотивировать людей, как дискутировать о проблемах, находить средства, создавать коалиции, распространять свои программы, цели и т.п. в средствах массовой информации.

  6. Контрольные функции. Некоммерческие организации – это «сторожевые собаки», следящие за соблюдением демократических правил игры. Вместе со средствами массовой информации и политическими партиями они предоставляют определенную базу для ограничения государственной власти. Они служат как механизмы, заблаговременно предупреждающие негативные тенденции. Они выступают активно и при защите прав человека и при разоблачении мошенничества во время выборов. Одним словом НКО проводят обратную связь, которая дает возможность корректировать ошибки в общественном развитии. Они выходят на мировую арену: проводят мониторинг государственных и международных обязательств, добиваются их выполнения.

  7. Предоставление услуг и общественного достояния, которые обычно не обеспечиваются ни государством, ни рынком. Речь идет об услугах как гуманитарного и социального характера, так и образовательного, информационного и юридического. Под этим подразумевается услуги, связанные с общественно-экономическим развитием, разные технические связи между различными группами, профессиями и областями. Эта функция имеет несколько очень традиционных форм (забота о больных, о слабых в социальном отношении людях), но однако принимает и в общем новые формы (например, глобальные информационные сети в области жизненной среды, прав человека, женского движения и т.д.).

  8. Пространство для социальной инновации и социальных экспериментов. Добровольнический сектор предоставляет капитал «социального риска», он является экспериментальным компонентом общества, в котором может себе позволить «проверить» то, чего нельзя сделать в сфере государства и рынка.

  9. Предупреждение и решение конфликтов, особенно возникающих на основе этнической и расовой нетерпимости. Существуют программы по ослаблению интерэтнического напряжения, в которых лучше государственных чиновников покажут себя активисты некоммерческих организаций, потому что к ним проникнуты большим доверием. Они помогают предупреждать конфликты и тем, что функционируют в различных международных программах, направленных на сотрудничество и взаимопонимание.

  10. Преумножение общественного богатства. Одним из знаменателей внеправительственных организаций является то, что они создают, расширяют и воспроизводят три вида специфического общественного богатства. Первым считается когнитивный: НКО приносят с собой теоретические концепции и стратегии, реагирующие на местные потребности и проблемы, но и на большие глобальные призывы. Вторым является богатство практического опыта, умений, способностей преодолевать сложные жизненные ситуации. Третьим видом является богатство образцов социального поведения: солидарность, добровольничество, альтруизм, самоотверженность, ответственность и тому подобное – это все те ценности, которые редуцируются и культивируются в среде некоммерческого сектора.

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Имеют формальную структуру – это такие организации, которые в определенной степени стали формальными, институционализированными, а значит, имеющими статус, например, заключать договорные отношения.

  2. Носят частный (внегосударственный) характер – это те, которые не являются частью государственного аппарата, членами управленческих советов не являются государственные служащие. Но это не значит, что такие организации не могут заключать контакты с государственными учреждениями, не могут получать правительственную поддержку и их членами не могут быть члены правительства.

  3. Не ставят своей целью получение прибыли, которая бы делилась между их руководителями. Они берут во внимание некоммерческое перераспределение финансовых средств. Эвентуальная прибыль возвращается обратно программам, являющимся основной миссией организации.

  4. Независимые, действующие по принципу самоуправления. Они не контролируются ни государством, ни органами, стоящими вне их. После регистрации их деятельность осуществляется в соответствии с их учредительными документами. Они располагают своими собственными контрольными механизмами, назначенными управленческим (наблюдательным) советом или первичной организацией.

  5. Имеют характер добровольчества, т.е. у них, как правило, проявляется определенная степень добровольного участия. Это относится к добровольным сотрудникам и членам управленческих советов. Они принимают подарки и бесплатные взносы в виде неоплачиваемого труда.

К этим основным характеристикам можно отнести еще два критерия, которыми они отличатся от церковных заведений, политических партий и профсоюзов:

  1. Они не являются религиозными, т.е, их основной целью не является воспитание в религиозном духе и обучение закону божьему.

  2. Они не являются политическими, действующими по партийному принципу, т.е. их главная цель не состоит в объединении кандидатов на политические места и они не стараются получить политическую власть (этот критерий исключает политические партии как таковые, но все-таки оставляет в третьем секторе гражданские объединения с политическим направлением).

С какой целью люди идут работать в НКО? Людей в НКО привлекают следующие возможности:

  • Решение социально важных проблем.

  • Возможность быть полезным обществу.

  • Новый круг общения.

  • Новые возможности в реализации собственных идей и планов.

  • Реализация собственных профессиональных интересов.

  • Дополнительный или основной источник дохода.

  • Возможность зарубежных поездок.

  • Приобретение желаемого социального статуса.

Если Вы считаете, что работа в НКО для Вас, то у Вас есть 2 пути:

Первый – найти уже работающую НКО и стать ее членом, сотрудником или волонтером. Плюс в том, что вам не надо искать единомышленников, заботится о формальностях: готовить документы и регистрировать организацию. Возможные минусы – вы можете не найти организацию в той сфере, которая вас интересует или у вас могут не сложиться отношения с коллективом сложившейся НКО или вы долго не сможете реализовать свой лидерский потенциал.

Второй – создать новую НКО, если вы понимаете, что только так сможете достичь задуманного. С чего начать? Прежде всего, убедитесь, что ваше желание – не сиюминутный порыв. Ведь предстоит привлечь других людей, и вы, в случае неуспеха, рискуете потерять их доверие. Убедились? Тогда за дело!

Мы советуем вам начать с создания инициативной группы. Ее состав может во многом влиять на успех вашей организации. Очевидно, что организация, в первую очередь, будет нуждаться в единомышленниках.

Главное и основное условие выживания и развития вашей организации – ни деньги, ни помещение, ни личные связи, а умелая работа с людьми. Как показывает опыт, без хорошей внутренней атмосферы, слаженности в работе никакие связи и возможности не помогут.

  1. Методическое пособие для санитарно-гигиенического обучения должностных лиц и работников предприятий общественного питания. Фгуз «центр гигиены и эпидемиологии в рс(Я)» 2010 год

    Информационно-методическое пособие
    Федеральный Закон от 26.12.2008г № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля»
  2. Методическое пособие для студентов третьего курса очного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение» Петрозаводск 2004

    Информационно-методическое пособие
    Вопросы к экзамену, практические задания, список источников и литературы для студентов третьего курса очного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение»
  3. Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений

    Информационно-методическое пособие
    Профилактика наркомании, пьянства и табакокурения среди учащихся 1–11 классов образовательных учреждений: Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования
  4. Методическое пособие для научных референтов и редакторов мп винити ран 64-2008

    Информационно-методическое пособие
    Со времени выхода предыдущей версии методического пособия для референтов Реферативного журнала ВИНИТИ (М.: ВИНИТИ, 1986) произошли существенные изменения в информационной деятельности ВИНИТИ РАН и технологии подготовки Реферативного журнала (РЖ) ВИНИТИ.
  5. Методическое пособие для библиотечных работников Содержание (2)

    Информационно-методическое пособие
    Наступившее тысячелетие принято называть «информационным веком» или веком компьютерных технологий. Действительно, их главенствующее влияние, которое оказывается практически на все отрасли человеческой деятельности наглядно и очевидно.
  6. Методическое пособие для студентов заочных форм обучения (рекомендации по самостоятельной теоретической подготовке и выполнению контрольной работы) Автор составитель: доцент кафедры информационного права и естественнонаучных дисциплин Волков Ю. В

    Информационно-методическое пособие
    Информатика прочно вошла в жизнь, развивается ускоренными темпами, составила общеобязательный на сегодня уровень знаний и навыков каждого специалиста с высшим образованием.
  7. Информационно-методическое пособие для учителей, работающих по проекту spare (шпирэ) на территории Казахстана

    Информационно-методическое пособие
    Кое-что об энергетике Казахстана. Информационно-методическое пособие для учителей, работающих по проекту SPARE (ШПИРЭ) на территории Казахстана. Караганда: ОО ЦКИ «ЭкоОбраз», 2003.
  8. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология» (1)

    Учебно-методическое пособие
    Сборник программ производственной (профессиональной) практики факультета педагогики и психологии для специальности «050706-Педаго­гика и психология» / Под ред.
  9. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология» (2)

    Учебно-методическое пособие
    В сборнике представлены программы производственной практики студентов, обучающихся по специальности «050706 Педагогика и психоло­гия». Каждая программа регламентирует цели и задачи практики опреде­ленного вида, сроки ее проведения,

Другие похожие документы..