Методическое пособие для нпо содержание Введение

Поэтому важно, чтобы участники инициативной группы, а затем и сотрудники организации обладали такими качествами, как – умение брать на себя ответственность за результаты работы; уважение к другим людям, их мнению; способность к взаимодействию.

Формирование инициативной группы

В том случае, если участники инициативной группы намереваются работать в организации, может представлять интерес их личностные особенности и профессиональные возможности.

Поэтому, при формировании инициативной группы можно учесть следующее.

I. Независимо от направлений деятельности вашей организации, вы скорее всего будете осуществлять:

  • бухгалтерский учет и управление финансами,

  • привлечение материальных ресурсов (фандрейзинг),

  • взаимодействие с общественность и средствами массовой информацией (PR-деятельность),

  • привлечение волонтеров (добровольцев) и работу с ними,

  • информационное обеспечение.

II. Для эффективной работы команды вашей организации, желательно, чтобы ее участники могли выполнять следующие ролевые функции.

  • инициатор – начинает новые дела и выдвигает новые идеи;

  • защитник – обеспечивает признание и значение вклада и усилий всех членов команды;

  • страж цели – помогает команде сосредоточиться на целях и не отвлекаться от них;

  • аналитик – оценивает практические возможности деятельности команды;

  • координатор – суммирует результаты деятельности и соединяет их в единое целое;

  • миротворец – заботится о целостности команды и разрешает возникшие в команде конфликты.

III. Для успешного решения поставленных задач желательно, чтобы участники команды обладали полным набором личностных характеристик.

Желательно, чтобыв вашей командебыли люди:

  • творческие, изобретательные, одухотворенные;

  • коммуникабельные, открытые, эмоциональные и чувствительные;

  • умеющие, получать информацию, работать с ней, взвешивать все «за» и «против», анализировать события;

  • уверенные, активные, решительные, умеющие организовать работу других.

Инициативная группа сформирована и следующий вопрос, на который ей следует ответить: «С какой целью создается ваша организация?». Ответ на этот вопрос будет записан в уставе вашей организации и будет задавать рамки ее деятельности. Сформулированной цели будут соответствовать задачи и методы вашей работы. Поэтому отнеситесь к определению целей организации серьезно и скурпулезно.

Очевидно, ваша организация создается для решения каких-то социальных проблем. Давайте подробнее остановимся на определении проблем, в решении которых ваша инициативная группа заинтересована в первую очередь.

Определение проблемы и выбор ее аспектов

Проблема - несоответствие между желаемым и действительным.

Социальная проблема – несоответствие между желаемым и действительным состоянием социальной жизни, когда это несоответствие затрагивает не отдельных членов общества, а их достаточно значительные группы, которые заинтересованы в изменении нынешнего состояния.

Аспект – точка зрения, взгляд на что-либо.

Аспект проблемы – точка зрения о проблеме; какая-то составная часть или подход к решению крупной проблемы.

пример:

Неудовлетворительное санитарное состояние городов и варварское отношение населения к зданиям и сооружениям на планете N-ской - социальная проблема.

Нежелание жильцов поддерживать чистоту и порядок на лестничных площадках и во дворе дома № X по улице Захолустной в городе Y на планете N-ской - один из аспектов этой социальной проблемы.

Некоммерческой организации разумнее сосредоточиться на каком-то определенном аспекте социальной проблемы, а не пытаться улучшить состояние социальной жизни в планетарных масштабах.

Различие между обдумыванием проблемы в целом и анализом ее отдельных аспектов – важнейший фактор при создании организации и в ходе ее работы. Это различие может стать причиной серьезных разногласий между членами любой группы, как молодой, так и опытной.

Любая проблема предполагает наличие различных аспектов, различных подходов к ее разрешению. Поэтому следует тщательно и всесторонне рассмотреть каждый из них. Не забудьте проанализировать все с точки зрения организатора. Ответьте на вопросы:

  • Требует ли решение данного аспекта проблемы объединения усилий других людей (создания организации)?

  • Как выбор данного аспекта отразится на нас?

  • Что произойдет с нами, если мы не будем разрабатывать данный аспект?

Перед тем как группа приступит к выбору аспектов, стоит задать вопрос ее членам: «Каковы, по-вашему, критерии выбора аспекта?» Запишите все ответы на бумаге и попытайтесь найти общую точку зрения, с которой согласятся все участники. Это намного облегчит выбор аспектов и поможет сделать этот выбор обоснованно.

Оптимальный аспект проблемы должен отвечать большинству из следующих критериев:

  • Вести к реальным улучшениям в жизни людей, для которых вы работаете.

  • Давать возможность людям, работающим с вами ощутить собственные силы.

  • Быть нацеленными на реально достижимый результат за оптимальный отрезок времени.

  • Иметь ясную перспективу – основу для четкого плана действий.

  • Быть легко воспринимаемым окружающими.

  • Иметь достаточное количество сторонников, уверенных в своих силах.

  • Привлекать финансовые средства в вашу организацию.

  • Оправдывать затраченные усилия.

  • Заложить основу для проведения последующих действий (акций и кампаний).

  • Согласовываться с вашими взглядами и не ущемлять ваших ценностей.

  • Не быть яблоком раздора в группе.

  • Приносить радость в работе.

Аспект проблемы ваша инициативная группа выбрала. Очевидно, целью создаваемой организации будет решение этого самого аспекта проблемы.

Видение будущего организации

Видение – это мечта. Это ответ на вопросы:

  • Какой хотели бы видеть свою организацию учредители, руководители, члены, сотрудники, добровольцы через несколько лет?

  • К чему они должны стремиться?

  • Чем должна заниматься организация, что должна предпринимать, чтобы мечта осуществилась?

Организациям как и людям - чтобы двигаться вперед надо знать, куда двигаться и зачем. Но не менее важно, чтобы каждый в вашей организации был согласен с тем, куда вы идёте, зачем вы это делаете и его личное видение (образ) организации, её будущего и целей, было составной частью общего видения и наоборот.

Люди стремятся к коллективному видению, потому что хотят делать вместе важное и полезное дело.

Такое коллективное видение не просто идея, а движущая сила человечества. Оно создаёт то чувство общности и единения, которое цементирует организацию и задаёт направленность любой работе.

Чем же образ, видение нашего будущего отличаются от целей? Они близки, но разница есть. Цель - это направление. Видение – ясная, красочная и детальная картина желаемого будущего.

пример:

Цель организации

Видение будущего

организации

Материальная помощь и социальная адаптация бездомных детей, воспитанников детских домов и социальных приютов.

  • Мы видим, что не менее двадцати девочек и одиннадцати мальчиков при нашем участии приняты в приемные семьи.

  • Мы видим, как один мальчуган усыновлен сотрудницей нашей организации и все у него благополучно.

  • Мы видим, как все эти ребята успешно закончили школу.

  • Мы видим, как семь наших питомцев поступили в вуз, а четверо в колледж.

  • Мы видим, как четверо молодых людей, которым мы помогли, особенно привязались к нам. Они часто заходят к нам на работу, чтобы рассказать о своих делах и получить добрый совет.

  • Мы видим, как люди все чаще обращаются к нам за консультациями, они благодарны нам за помощь.

У большинства людей (и организаций) отсутствует умение создания притягательного образа. Если спросить людей, чего они хотят, то большинство расскажет о том, от чего им хочется избавиться - от загрязнения окружающей среды, от роста преступности, от испорченных отношений в семье и на работе... Вся наша культура пронизана этой патологической нацеленностью на "работу против", а не "работу за".

К сожалению, многие некоммерческие организации в мире проповедуют «негативное видение», фокусируясь на уходе от не желаемого - кампании против курения, против наркотиков, против атомной энергии, против коррупции, против обязательной воинской службы, и т.д.

Определение направлений деятельности
и клиентов организации

Теперь нужно определить направления деятельности организации. При этом, стоит учесть как склонности и особенности участников инициативной группы, так и возможные перспективы, которые сегодня могут показаться фантастичными, а через несколько лет станут привычными и обыденными.

При выборе направлений деятельности организации есть резон задуматься об этом в категориях экономики. В первой части пособия мы говорили о том, что некоммерческий сектор – один из секторов экономики. Поэтому, если вы планируете заинтересовать доноров (организациями, которые оказывали материальную поддержку уставной деятельности вашей НКО) своей деятельностью, привлечь ресурсы, необходимые для развития организации есть смысл посмотреть на нее глазами экономиста.

Какие продукты будет производить ваша организация? Этот вопрос часто приводит в недоумение сотрудников и волонтеров НКО. А зря. Ведь продукт ничто иное, как конкретный итог деятельности по какому-либо направлению. Для любой организации характерны следующие основополагающие процессы:


Получение ресурсов из внешней среды

Изготовление продукта

Передача продукта во внешнюю среду





Пример:

Одно из направлений деятельности организации «Телепузики снова в строю» - пропаганда здорового образа жизни. Тогда продуктами такой деятельности могут стать: информационные бюллетени, методические пособия, семинары, консультации и проч. Поэтому, когда мы задумываемся о продукте, предполагаемое направление деятельности становится более конкретным и понятным. В итоге легче определить перспективно ли оно для создаваемой организации.

Если организация производит продукт, то есть и потребитель этого продукта – клиент организации. Понятие «клиент» часто не нравится людям, занятым в некоммерческом секторе экономики и они используют другое понятие – «целевая группа».

Назначение каждой НКО – служить людям, другим организациям, которые и являются клиентами. Успех НКО не достижим без максимального и качественного удовлетворения потребностей клиентов. Для удовлетворения нужд, нужно для начала эти нужды знать, как и потребности, мнение ваших клиентов. Наибольший эффект может обеспечить сотрудничество с клиентами, вовлечение их в решение собственных проблем. В итоге, максимум, что может сделать НКО – это помочь своим клиентам научиться самостоятельно без внешней поддержки преодолевать свои сложности и удовлетворять свои потребности.

Итак, самое время определить целевую группу или конкретную категорию граждан или организаций, для которых будет работать создаваемая организация. Трудно представить, что сил вашей организации хватит на то, чтобы помочь всем жителям планеты Земля. Хотя некоторые НКО, смело заявляют об именно такой своей целевой группе. Чем яснее и четче определен клиент организации, тем ей легче планировать свою работу, решать поставленные задачи и развиваться.

Выбор названия организации

Теперь можно подумать о названии создаваемой организации. Название, отражающее цели работы, часто оказывается большим плюсом для группы. Люди, для которых эти цели привлекательны, с удовольствием присоединятся к вашей группе. С другой стороны, было бы неплохо, чтобы название вашей организации отличалось от других НКО с подобными направлениями деятельности не только в вашем, но и в других российских регионах.

Если пришла пора выбирать название, опросите всех участников инициативной группы. Не останавливайтесь на каком-либо названии, пока не убедитесь, что можно выдвинуть множество «за» него и ни одного «против». Уделите этой процедуре достаточно времени, чтобы результат действительно удовлетворил вас.

Предлагаем вашему вниманию некоторые рекомендации по выбору названия организации:

  • Название должно иметь возможность расти вместе с вашей организацией. Вполне вероятно, что вам придется работать под этой «вывеской» долгие годы.

  • Убедитесь, что выбранное название легко произносится и без труда запоминается.

  • Название должно отражать тип вашей организации и ваши цели.

  • Проследите, чтобы выбор названия не сузил рамок вашей организации и не стал препятствием для вступления в нее новых членов.

  • Избегайте названий, похожих на названия других уже существующих групп настолько, что при случае их можно спутать друг с другом.

  • Воздержитесь от использования в названии отрицания (против чего-либо), негативного видения.

  • Можно придумать название, которое уложится в хорошо известную аббревиатуру или при сокращении которого получится звучное эффектное слово.

  • Имейте в виду, что наличие в аббревиатуре шипящих и глухих звуков часто приводит к ее негативному восприятию и такое отношение может быть перенесено на саму организацию. Поэтому, придумав название или аббревиатуру, не спешите его утверждать. Сначала поинтересуйтесь мнением своих знакомых, – какие ассоциации вызывает у них ваша «вывеска».

  1. Методическое пособие для санитарно-гигиенического обучения должностных лиц и работников предприятий общественного питания. Фгуз «центр гигиены и эпидемиологии в рс(Я)» 2010 год

    Информационно-методическое пособие
    Федеральный Закон от 26.12.2008г № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля»
  2. Методическое пособие для студентов третьего курса очного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение» Петрозаводск 2004

    Информационно-методическое пособие
    Вопросы к экзамену, практические задания, список источников и литературы для студентов третьего курса очного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение»
  3. Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений

    Информационно-методическое пособие
    Профилактика наркомании, пьянства и табакокурения среди учащихся 1–11 классов образовательных учреждений: Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования
  4. Методическое пособие для научных референтов и редакторов мп винити ран 64-2008

    Информационно-методическое пособие
    Со времени выхода предыдущей версии методического пособия для референтов Реферативного журнала ВИНИТИ (М.: ВИНИТИ, 1986) произошли существенные изменения в информационной деятельности ВИНИТИ РАН и технологии подготовки Реферативного журнала (РЖ) ВИНИТИ.
  5. Методическое пособие для библиотечных работников Содержание (2)

    Информационно-методическое пособие
    Наступившее тысячелетие принято называть «информационным веком» или веком компьютерных технологий. Действительно, их главенствующее влияние, которое оказывается практически на все отрасли человеческой деятельности наглядно и очевидно.
  6. Методическое пособие для студентов заочных форм обучения (рекомендации по самостоятельной теоретической подготовке и выполнению контрольной работы) Автор составитель: доцент кафедры информационного права и естественнонаучных дисциплин Волков Ю. В

    Информационно-методическое пособие
    Информатика прочно вошла в жизнь, развивается ускоренными темпами, составила общеобязательный на сегодня уровень знаний и навыков каждого специалиста с высшим образованием.
  7. Информационно-методическое пособие для учителей, работающих по проекту spare (шпирэ) на территории Казахстана

    Информационно-методическое пособие
    Кое-что об энергетике Казахстана. Информационно-методическое пособие для учителей, работающих по проекту SPARE (ШПИРЭ) на территории Казахстана. Караганда: ОО ЦКИ «ЭкоОбраз», 2003.
  8. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология» (1)

    Учебно-методическое пособие
    Сборник программ производственной (профессиональной) практики факультета педагогики и психологии для специальности «050706-Педаго­гика и психология» / Под ред.
  9. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология» (2)

    Учебно-методическое пособие
    В сборнике представлены программы производственной практики студентов, обучающихся по специальности «050706 Педагогика и психоло­гия». Каждая программа регламентирует цели и задачи практики опреде­ленного вида, сроки ее проведения,

Другие похожие документы..