Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция

Психология

Общая психология. История психологии

Часть 2

Учебно-методический комплекс дисциплины
для студентов по специальности

История с дополнительной специальностью юриспруденция

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет
имени В.М. Шукшина»

Психология

Общая психология. История психологии

Часть 2

Учебно-методический комплекс дисциплины
для студентов по специальности

История с дополнительной специальностью юриспруденция

Бийск
БПГУ имени В.М. Шукшина
2009

ББК 88

П 86

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
им. В.М. Шукшина

Рецензент:

канд. психол. наук, доцент Н.И. Трубникова

П 86 Психология. Общая психология. История психологии. Часть 2 [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для студентов по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция / Автор-составитель: И.Н. Протасова; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: ГОУ ВПО «БПГУ имени В.М. Шукшина», 2009. – 44 с. – 50 экз.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция.

Ó БПГУ имени В.М. Шукшина, 2009.

Ó Сост.: И.Н. Протасова, 2009.

Учебно-методическое издание

Психология

Общая психология. История психологии

Часть 2

Автор-составитель:

Ирина Николаевна Протасова

Учебно-методический комплекс
дисциплины для студентов
по специальности

История с дополнительной специальностью юриспруденция

Сдано в набор 10.02.2009. Подписано в печать .
Формат 60х90/8. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать оперативная.
Усл. печ. л. . Тираж экз.
Заказ , с. (сп.) .

Редакционно-издательский отдел Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.

УППЛ Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 55/1.

Введение

В методических рекомендациях по изучению курса «Психология» в педагогическом вузе Вам предлагаются рациональные способы организации самостоятельной работы, тематическое содержание всего курса психологии, примерные образцы контрольных тестов для промежуточного тестового контроля, вопросы к зачетам и экзаменам для итогового контроля, рекомендуемая литература (обязательная и дополнительная)

В соответствии с учебным планом факультета изучение психологии проводится на 1-м и 2-м курсах. В первом семестре – изучается история психологии и общая психология, во втором – возрастная психология, в третьем – педагогическая психология, в четвертом - социальная психология. Весь курс рассчитан на 224 часа, разбивка по дисциплинам и видам работ выглядит следующим образом:

Таблица 1

График изучения психологии в соответствии с учебным планом

Название предмета, курс/семестр

Трудоемкость

(в часах)

Аудиторные

Самост. работа

Формы

контроля

История психологии, 1/1

8

4

4

экзамен

Общая психология, 1/1

60

30

30

Возрастная психология, 1/2

64

32

32

зачет

Педагогическая психология, 2/3

64

32

32

экзамен

Социальная психология, 2/4

28

14

14

зачет

В предлагаемом Вашему вниманию учебно-методическом комплексе содержатся общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы, а также материалы, необходимые для работы над 1-и и 2-м модулями – дисциплинами общая психология и история психологии.

В рекомендациях для каждого модуля содержатся ГОС ВПО по конкретной дисциплине, пояснительная записка с требованиями к уровню освоения содержания дисциплины и требованиями к экзамену или зачету, тематический план, содержание разделов курса, образцы тестов для контроля знаний, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсы, карта самостоятельной работы, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы с тематикой семинарских и лабораторно-практических занятий, вопросы к экзамену или зачету.

Цель курса психологии – формирование психологической компетентности будущего педагога.

Образовательные задачи:

1. Освоение системы теоретических знаний о психике и ее онтогенезе, о специфике психического развития в процессе обучения и воспитания (формирование теоретических основ психологической компетентности).

2. Формирование ценностно-смысловых основ профессионально-педагогического труда (развитие системы ценностных ориентаций и гуманистической направленности личности).

3. Формирование профессионально важных качеств личности и специальных способностей (психологическая наблюдательность, психологическое мышление, творческое воображение, проектировочные, рефлексивные способности).

4. Формирование профессионально важных умений и навыков или ключевых компетенций в коммуникативной сфере.

5. Обеспечение психологической готовности к педагогическому труду.

1. Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы.

Самостоятельная учеба как система имеет свою структуру. Студенту важно использовать все элементы этой структуры. Систему самостоятельной работы можно разложить на составляющие ее структурные элементы: чтение конспекта лекций; чтение, комментирование и конспектирование учебной и научной литературы; выполнение заданий к практическим занятиям; подготовка к экзаменам (зачетам).

Чтение конспекта лекций имеет несколько целей: первая – вспомнить, о чем говорилось на лекциях; вторая – дополнить конспект некоторыми мыслями и примерами из жизни, подкрепляющими и углубляющими понимание студентом ранее услышанного в лекциях; третья – прочитать по учебнику то, что в краткой лекции подробно не могло быть раскрыто, но в то же время подчеркивались какие-то особенности и нюансы, на которые студенту надо будет обратить особое внимание при чтении литературы. В последнем случае конспект лекций служит своеобразным путеводителем, ориентирующим в дальнейшей работе: что и где прочитать, чтобы лучше и подробнее разобраться в тех вопросах, которые в лекциях только намечены, но не раскрыты. Здесь нужно подчеркнуть важность подбора жизненных примеров под те или иные психологические явления, ибо сам процесс обдумывания при поиске подходящего примера из жизненных наблюдений студента представляет собой мыслительную деятельность по усвоению данной конкретной проблемы или темы применительно к жизни, первой попыткой применения теории на практике.

Психология и составляющие ее различные учебные предметы изучаются примерно так же, как и другие дисциплины гуманитарного цикла. Но есть и специфика, которую нельзя не учитывать. Она заключается в целях, задачах, содержании.

Если цель изучения психологии – научиться понимать человека и правильно взаимодействовать с ним, кем бы он ни был, тогда знание теоретических («книжных») положений не является конечной целью обучения будущего специалиста в вузе, а лишь средством ее достижения. Истинная цель – умение разбираться в психологии реальных людей. И чтобы это умение реально сформировалось, нужно исключить заучивание, механическое запоминание (зубрежку) учебного материала.

При чтении литературы, при прослушивании лекции студенту следует постоянно мысленно соотносить полученную научную информацию с реальным поведением людей, с собственными мыслями, чувствами, переживаниями, критически их анализируя и оценивая с новых, уже не житейских, а научных позиций. Это и будет означать, что на изучаемом материале развивается мышление, которое позволяет лучше учиться дальше, не заучивая теорию, а анализируя с ее помощью жизненные факты. Только так может быть усвоена психология как наука, как, впрочем, и любая другая наука. Однако в отличие от многих других наук у психологии есть преимущество: область практического приложения научных знаний, фактический материал – люди – находится «под рукой».

Для усвоения знаний, получаемых из лекций и книг, необходимо постоянно мысленно проецировать их на жизненные психологические явления (психические процессы и состояния, действия и поступки людей и себя самого), стремясь объяснять их на основании психологических знаний. В решении этой задачи помогут примеры, анализируемые преподавателем на лекциях, приводимые в литературе, а также практические задания (психологические учебные задачи), предлагаемые на занятиях-практикумах, обсуждаемые на семинарах или составляющие содержание письменных контрольных работ по психологическим дисциплинам. Такая проекция научных положений на жизненные явления есть не что иное, как психологическое исследование людей. Исследовать с позиции психологии обыденные жизненные явления как раз и означает учиться понимать человека, чтобы правильно строить с ним свои отношения, чего бы это ни касалось: руководить людьми, подчиняться другому человеку, учить и воспитывать, создавая при этом благоприятную для общения психологическую атмосферу.

Изучение науки требует целостного подхода, а не искусственного деления на решение задач, как бы самостоятельных по содержанию и по времени выполнения. Такое изучение отдельных вопросов и достижение каких-то частных и порой довольно формальных целей (например, «отчитаться» вовремя за выполнение контрольной работы) не позволяет усвоить все содержание науки как некую систему, в которой все структурные элементы органически связаны друг с другом и в отрыве друг от друга по-настоящему усвоены быть не могут. Если что-то и запомнится, то такие знания все равно будут носить формальный характер и не послужат научным регулятором социального поведения личности. Если студент берется решать какую-то отдельную задачу (хотя бы выполнить работу по написанию реферата), но еще не усвоил основных научных положений, необходимых для полноценного решения этой задачи, то он сам себе создает искусственное препятствие на пути к главной цели – овладению научными знаниями, позволяющими ориентироваться в поведении реальных людей. Поэтому важны не отчеты студента по отдельным фрагментам программы обучения, а изучение науки комплексно.

Комплексный подход к самостоятельной работе.

Главное состоит в том, чтобы студент при чтении учебника и другой литературы опирался на информацию, полученную на лекциях. При этом, прочитанное в одном источнике, сопоставлял с информацией из других источников, дополнял и уточнял полученные знания, которые, в свою очередь, сверял с жизненными фактами – реальными психическими явлениями, наблюдаемыми у людей, в том числе и у себя. Таким образом, от лекции – к литературе, а от нее – к практике. Так идет процесс усвоения, т. е. знания, находившиеся прежде вне сознания обучаемого, становятся личным его достоянием. Знание научной литературы только тогда может считаться усвоенным, когда студент не просто понял и запомнил, но и научился пользоваться полученным знанием для практических аналитических действий по изучению психологии реальных людей.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция (2)

    Учебно-методический комплекс
    П 86 Психология. Возрастная психология. Часть 2 [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для студентов по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция / Авторы-составители: И.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция (1)

    Учебно-методический комплекс
    П 86 Психология. Возрастная психология. Часть 1 [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция / Авторы-составители: И.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция (2)

    Учебно-методический комплекс
    П 86 Психология. Общая психология. История психологии. Часть 1 [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция / Автор-составитель: И.
  4. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Прокопьевского филиала Томского государственного университета, обучающихся на историческом, физическом,

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Комплекс содержит: программу учебного курса, перечень тем и вопросов к семинарским занятиям, перечень вопросов для подготовки к зачетам
  5. Учебно-методический комплекс «Математика» (для студентов отделения высшего профессионального образования специальности «Юриспруденция») Рубцовск

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса. В современном мире математика уверенно расположилась в самых разных его частях и уголках. Она занимает видное положение в жизни общества. 4
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (6)

    Учебно-методический комплекс
    М 34 Математика и информатика [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова, Л.И. Трутнева, И.А. Сычев, О.Н. Макарова, Н.
  7. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения (8)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с программой курса «Правовая статистика». В нем содержатся рабочая программа дисциплины, планы семинарских занятий, методические рекомендации к выполнению контрольных работ и тематика
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Психология для специальности 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция «Разработано»

    Учебно-методический комплекс
    Целью предлагаемого пособия по психологии, представляющего собой учебно-методический комплекс (УМК), для студентов педагогических специальностей является обеспечение обучающих и обучающихся комплексом программного, нормативного, методического,
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «философия» Для студентов: квалификация юрист

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ. Ф.04 ГОС ВПО составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030501.

Другие похожие документы..