Пояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19

Пояснительная записка 4

1.  Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 13

1.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 18

1.2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 23

1.3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 25

1.4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 28

1.4.1. Современные особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 28

1.4.2. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 38

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 38

Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 39

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 40

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 41

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 42

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 42

1.4.3. Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования 43

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 43

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 46

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 48

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 49

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 50

1.5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся 52

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся 54

1.6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 57

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 60

Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 60

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 61

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 62

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 62

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 63

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 65

2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) 70

2.1.1. Личностные универсальные учебные действия 72

2.1.2. Регулятивные универсальные учебные действия 74

2.1.3. Познавательные универсальные учебные действия 76

2.1.4. Коммуникативные универсальные учебные действия 78

2.1.5. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) 80

2.1.6. Формирование ИКТ-компетентности учащихся 83

2.2. Русский язык. Родной язык 90

2.2.1. Содержательная линия «Система языка» 92

2.2.2. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» 96

2.2.3. Содержательная линия «Развитие речи» 96

2.3. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке 98

2.3.1. Виды речевой и читательской деятельности 101

2.3.2. Творческая деятельность 104

2.3.3. Литературоведческая пропедевтика 105

2.4. Иностранный язык (английский) 105

2.4.1. Умения 107

2.4.2. Языковые средства и навыки оперирования ими 109

2.5. Математика 112

2.7.1. Числа и величины. Измерения 114

2.7.2. Арифметические действия 115

2.7.3. Работа с текстовыми задачами 116

2.7.4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры 117

2.7.5. Геометрические величины 118

2.7.6. Работа с информацией 119

2.6. Окружающий мир 121

2.6.1. Человек и общество 123

2.6.2. Человек и природа 125

2.7. Музыка 127

2.7.1. Музыка в жизни человека 128

2.7.2. Основные закономерности музыкального искусства 129

2.7.3. Музыкальная картина мира 130

2.8. Изобразительное искусство 131

2.8.1. Восприятие искусства и виды художественной деятельности 134

2.8.2. Азбука искусства. Как говорит искусство? 135

2.8.3. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? 137

2.9. Технология 138

2.9.1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание 141

2.9.2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты 142

2.9.3. Конструирование и моделирование 143

2.9.4. Первое знакомство с устройствами 144

2.9.5. Первичные навыки использования различных средств ИКТ 145

2.10. Физическая культура 147

2.10.1. Знания о физической культуре 148

2.10.2. Способы физкультурной деятельности 149

2.10.3. Физическое совершенствование 150

3. Базисный учебный план начального общего образования 153

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 174

4.1. Ценностные ориентиры начального общего образования 176

4.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования 179

4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 189

4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 201

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов 205

5.1. Общие положения 205

5.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования 209

5.2.1. Русский язык 209

5.2.2. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке 218

5.2.3. Иностранный язык 225

5.2.4. Математика 238

5.2.5. Окружающий мир 242

5.2.6. Основы духовно-нравственной культуры народов России 250

5.2.7. Искусство 250

5.2.8. Музыка 257

5.2.9. Технология 259

5.2.10. Физическая культура 265



Пояснительная записка

Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

На основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный с:

  • изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • формированием у школьника основ и умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности учащегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

  1. Общая характеристика

    Документ
    Школа № 3 расположена во 2а микрорайоне города Пыть-Яха. На территории микрорайона расположены ДК "Россия", дворовый клуб «Перекресток», детский сад «Елочка», стоматологическая поликлиника, предприятие «Кодалес», городское
  2. Пояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19 (2)

    Пояснительная записка
    4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 202
  3. Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом

    Пояснительная записка
    1.Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом учителей: Дресвяниной Е.А., Комягиной Е.А., Рыжковой С.
  4. Пояснительная записка к образовательной программе школы

    Пояснительная записка
    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
  5. Пояснительная записка мбоу сош № 10 расположена по адресу: п. Степной, ул. Мира, 36. Школа осуществляет свою деятельность на основе лицензии серии а № 203455 (регистрационный №434/02.

    Пояснительная записка
    МБОУ СОШ № 10 расположена по адресу: п.Степной, ул. Мира, 36. Школа осуществляет свою деятельность на основе лицензии серии А № 203455 (регистрационный № 434/02.
  6. Пояснительная записка. 1

    Пояснительная записка
    МОУ « Тигинская основная общеобразовательная школа» находится в Вожегодском районе Вологодской области на расстоянии 20 километров от районного центра Вожега.
  7. Пояснительная записка косновной образовательной программе начального общего образования гоу сош №

    Пояснительная записка
     Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе п. 6,7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ст.14,15 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  8. Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения моу коптевсой оош раскрывает изменения, которые

    Пояснительная записка
  9. Пояснительная записка к рабочей программе по английскому языку для 2-4 классов

    Пояснительная записка
    Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного (общего) образования по английскому языку М. З. Биболетовой и Н. Н. Трубаневой, включающей в себя компонент государственного стандарта общего образования и программного

Другие похожие документы..