Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра российской и мировой истории

Одобрено

учебно-методическим советом

юридического факультета

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ

Учебно-методический комплекс

Для специальности

080102 Мировая экономика

Москва 2007

Автор-составитель: канд. экон. наук, профессор С.И. Шемякина

Учебно-методический комплекс по "Истории мировой экономики" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080102 "Мировая экономика".

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2007


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины ……………………………………………................4

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ………….................5

3. Объем дисциплины .................................................................................................7

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………...............7

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ……...................8

4. Содержание курса …………………………………………………….................11

5. Темы практических и семинарских занятий,
тематических дискуссий ………………………………………………………17

6. Задание для самостоятельной работы студентов ……………………..............23

6.1. Тестовые задания …………………………………………………..............25

7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению ................32

8. Вопросы для подготовки к зачету ……………………………………...............33

9. Учебно-методическое обеспечение ....................................................................36

9.1. Литература ………………………………………………………................36

9.2. Методическое обеспечение дисциплины ………………………...............38

9.3. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины ..................................................................................................38

10. Рабочая тетрадь ………………………………………………………...............39

11. Глоссарий ……………………………………………………………................40

1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – формирование у студентов экономической культуры, воспитание многовариантного, альтернативного, реалистического и масштабного мышления экономиста в области международных экономических отношений.

Раскрывая картину исторического развития экономики прошлого и настоящего, история мировой экономики дает возможность вскрыть специфику и особенности развития каждой страны мира в определенный период, найти общие закономерности экономического развития (первоначальное накопление капитала, аграрные реформы, промышленные революции, концентрация производства и капитала, усиление роли внешней торговли и мировых рынков, интеграционные процессы). Определенную составляющую часть истории мировой экономики представляет история торговли, коммерческой деятельности, предпринимательства.

Курс истории мировой экономики позволяет будущему специалисту свободно ориентироваться в проблемах развития мирового хозяйства и мирового рынка. Знания о мировом историческом опыте различных стран необходимы для выработки новых теоретических позиций и принятия практических, обоснованных решений по хозяйственным проблемам сегодняшнего дня.

Курс истории мировой экономики вооружает студента знаниями, которые нужны ему для более глубокого освоения экономической теории, истории экономических учений и других экономических дисциплин. Он имеет большое общеобразовательное и политико-воспитательное значение, расширяет научный кругозор, способствует формированию у студента правильного (глубокого) мировоззрения, воспитывает его в духе патриотизма.

Курс истории мировой экономики занимает видное место в экономическом образовании, данный курс был включен в учебные программы многих учебных заведений России и мира.

Конкретный историко-экономический анализ развития отдельных стран мира, который дает возможность прогнозировать долгосрочные тенденции экономического развития, способствует формированию экономической культуры. Знание этого курса позволит будущим специалистам свободно ориентироваться в проблемах рыночной экономики, в развитии мирового хозяйства и мирового рынка.

Знать исторический опыт прошлого необходимо для выработки правильных теоретических позиций и принятия обоснованных практических решений по хозяйственным проблемам сегодняшнего дня.

Задачи курса:

• выявление методологии историко-экономического анализа, специфики предмета мировой экономики;

• роль дисциплины в системе образовательных наук;

• функции экономической истории: мировоззренческая (историзм, масштабность, реализм экономического мышления), практическая (аккумуляция хозяйственного опыта), критическая (научное обоснование новых экономических теорий);

• раскрытие проблемы периодизации истории мировой экономики;

• раскрытие основных этапов формирования истории мирового экономического сообщества;

• уяснение причин и факторов, влияющих на ход и результаты экономического развития ведущих стран мира;

• изучение особенностей и специфики российской цивилизации;

• рассмотрение истории мировой экономики, ее современного уровеня, научного аппарата;

• изучение роли истории мировой экономики в формировании экономической культуры, в воспитании многовариантного, альтернативного, реалистического и масштабного мышления экономиста-международника;

• изучение мирового исторического опыта различных стран способствует обоснованным решениям хозяйственных проблем сегодняшнего дня.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Курс истории мировой экономики занимает важное место в системе экономического образования. Подготовка к занятиям означает овладение важными знаниями, освоение которых невозможно без самостоятельной работы студентов, без изучения литературы, которая рекомендуется по теме. Подготовка к семинарскому занятию начинается с прослушивания лекций, читаемых в соответствии с учебным планом. Надо стараться на лекции записать план, основные положения и все рекомендации преподавателя по работе над данной темой. Изучение темы по рекомендованным учебникам является основным этапом подготовки к занятиям. Список литературы к каждой теме указан в данном методическом пособии. Курс истории мировой экономики не может существовать без углубленного изучения трудов классиков мировой экономической мысли, в списке литературы названы их работы.

Курс истории мировой экономики имеет сложные экономические чисто международные понятия. Ведите собственный словарь экономических терминов. Поэтому под рукой должны быть справочники и экономические словари, словарь иностранных слов, энциклопедии.

При подготовке к занятиям фиксируйте непонятные вопросы, соображения и излагайте их на семинаре.

Студент проводит сопоставление развития различных стран в определенные периоды, делает экономический анализ и указывает на факторы, способствующие росту экономики (или ее падению). Конкретный историко-экономический анализ отдельных стран мира позволяет прогнозировать долгосрочные тенденции их экономического развития, что помогает студентам свободно ориентироваться в проблемах рыночной экономики, в определении направлений развития мирового хозяйства и мирового рынка.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

знать экономическое развитие ведущих стран мира; историю развития коммерческих отношений, торговли, государственного регулирования экономики;

владеть необходимыми знаниями и умением использовать информацию для анализа экономического развития ведущих государств мира;

иметь представление об экономической политике государства, экономических реформах, о развитии финансово-банковской сферы в тот или иной исторический период;

приобрести навыки самостоятельного использования исторического опыта развития ведущих государств мира в практической деятельности по специальности «мировая экономика».

Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «История мировой экономики»:

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике (семинары 7, 8, 9, 12).

Диспут – это публичный спор, одна из активных форм работы со студентами. Обычно посвящается обсуждению злободневных проблем (семинары 2, 4).

Коллоквиум – одна из форм учебного занятия, в ходе которого преподаватель контролирует усвоение студентами сложного лекционного курса, а также процесс самостоятельной работы студентов в течение семестра и проверяет конспекты первоисточников.

«Круглый стол» – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в истории мировой экономики. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (тема лекции 12).

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов).

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Очно-заочная (сокр.)

№№ семестров

1

2

2

Аудиторные занятия:

Лекции

Практические и семинарские занятия

Тематические дискуссии, деловые разговоры

Самостоятельная работа

34

18

12

4

36

17

9

6

2

53

17

9

8

53

Всего часов на дисциплину

70

70

70

Виды итогового контроля
№№ семестров

Зачет

№ 1

Зачет

№ 2

Зачет

№ 2

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

  1. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 «Мировая экономика» Москва 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (Английский язык основной и профессиональный) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 2 г.
  2. Учебно-методический комплекс для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2007 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Немецкий язык» (основной) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта II поколения высшего профессионального образования по специальности «Мировая экономика» от
  3. Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (основной образовательной программой) по
  4. Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация международного туризма» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080102 «Мировая экономика».
  5. Учебно-методический комплекс для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008 г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Немецкий язык» (профессиональный) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины «Иностранный
  6. Учебно-методический комплекс для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля услугами» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (основной образовательной программой)
  7. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика Москва 2008г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  8. Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная система страхования» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой  по дисциплине
  9. Учебно-методический комплекс для специальности 080102 «Мировая экономика» Москва

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, «Положением об учебно-методических

Другие похожие документы..