Советские военно-морские и речные силы в дальневосточной внешней политике (1917 1945 гг.)

В сентябре 1926г. в Приморье произошла частичная реорганизация управления вооруженных сил, в результате которой Морские силы Дальнего Востока из-за их малочисленности упразднили. Созданная вместо них погранфлотилия на Амуре и морском побережье обладала еще более скромными возможностями.

Сторожевые корабли выполняли свои функции с трудом, часто прерываясь на ремонт, так необходимый устаревшим кораблям, решавшим задачи, намного превышающие их возможности. Таким образом, до начала 1930г. можно говорить о символических советских военно-морских силах на Дальнем Востоке, которые могли демонстрировать свое присутствие, но в силу агрессивной внешней политики Японии и ее мощного флота были не в состоянии в должном объеме выполнять работу, предназначенную даже не для военно-морских сил, а для пограничной охраны. Японцы вели себя как хозяева в советских территориальных водах и нагнетали внешнеполитическую обстановку. Достаточно привести меморандум Гиити Танака 1927г., определивший агрессию против СССР на годы вперед. Несмотря на необходимость мощного флота в дальневосточном регионе 8 мая 1928г. на совещании Реввоенсовета СССР принимается решение о строительстве «малого флота» (торпедные катера, сторожевые корабли, подводные лодки). Естественно, советское правительство понимало внешнеполитическую необходимость дальневосточного флота, но исходя из своих ограниченных экономических возможностей, решило в будущем создать «малый флот» на Дальнем Востоке, что неизбежно усиливало опасность военного вторжения с японской стороны, приводило к доминированию Японии в бассейне Тихого океана и дальнейшему расхищению биологических ресурсов.

Второй параграф главы«Возрождение и развитие Амурской флотилии» такженачинаетсяс небольшогоисторического экскурса, посвященного развитию военно-речных сил на Амуре в Российской Империи. Если оценивать достижения Российской Империи в создании военно-речных сил на Дальнем Востоке, то ситуация, по сравнению с дальневосточным флотом, выглядела намного предпочтительнее. Наверное, главной причиной процветания и постоянного роста Амурской флотилии была политическая слабость Китая, который не мог позволить себе вести агрессивную политику по отношению к северному соседу. Да и сама задача создания военно-речных сил в материальном и техническом плане представляется проще, чем становление полноценного флота в огромном тихоокеанском бассейне.

Как и моряки Сибирской флотилии, личный состав Амурской флотилии принял деятельное участие в событиях Февральской и Октябрьской революций. Более того, матросы Амурской флотилии успешно сражались на своих кораблях и в составе сухопутных соединений с интервентами в ходе гражданской войны. Из-за активизации хунхузов (китайских бандитов), советское правительство весной 1918г. приняло решение сохранить Амурскую флотилию несмотря на финансовые сложности.3 В середине сентября 1918г. главную базу флотилии Осиповский заняли японские войска.4 Японское командование учитывало, что Амурская флотилия является крупной военной силой. Оно всячески затягивало обещанную передачу ее в руки белогвардейцев и делало все для того, чтобы использовать корабли флотилии в своих целях.

Наконец, 5 ноября 1918г. была сформирована Амурская речная флотилия белых в составе штаба, базы и двух дивизионов канонерских лодок. В период создания Дальневосточной республики белая флотилия прекратила свое существование. Восстановлена она была 27 декабря 1921г. после удачного наступления белогвардейцев и японцев. Особенных успехов флотилия в боевых действиях не достигла, т.к. ей мешали японские «союзники». Японцы постоянно вмешивались в боевую деятельность кораблей соединения и занимались хищением его имущества. Об этом свидетельствует доклад управляющего мастерскими Осиповского затона «О вмешательстве японцев в работу мастерских Амурской речной флотилии».1 В противовес Амурской флотилии белых, подчинявшейся А.В. Колчаку, атаман Г.М. Семенов сформировал в городе Сретенске Шилкинскую речную флотилию боевых судов в составе вооруженных 2 колесных речных пароходов. Можно сделать вывод, что попытки атамана Г.М. Семенова создать собственные военно-речные силы были несостоятельны и не могли привести к значительным боевым успехам. Амурская флотилия белых, базировавшаяся в Осиповском затоне, могла достичь реальных результатов, но ее судьба была во многом схожа с Сибирской флотилией во Владивостоке, которой интервенты не давали сделать и шагу без своего разрешения. Более того, они ревниво относились к любым боевым достижениям военно-речного соединения, видя в нем чрезмерное усиление власти белого движения, невыгодное им в регионе, который они планировали превратить в колонию, а любые местные воинские подразделения воспринимали в перспективе как «туземные», т.е. существующие лишь для формального подтверждения их невмешательства во внутренние дела другого государства.

С 20 сентября по 12 октября 1920г. Япония была вынуждена эвакуировать свои войска из Хабаровска и Осиповского затона. Одновременно началось создание Красной Амурской речной флотилии. Все 1920-е гг. правительства ДВР, а затем Советского Союза восстанавливают мощь Амурской флотилии, в отличие от советских военно-морских сил, сохранившей значительное количество кораблей. Поднимаются со дна рек и восстанавливаются мониторы и канонерские лодки, активную финансовую и организационную поддержку морякам оказывают партийные и комсомольские организации Хабаровского края. Предпринятые усилия оправдались в полной мере во время конфликта на КВЖД в 1929г. Когда Амурская флотилия под командованием Я.И. Озолина в составе: 4 мониторов, 4 канонерских лодок, 3 бронекатеров, 1 минного заградителя, 2 тральщиков и 9 барж, полностью уничтожила китайскую Сунгарийскую флотилию, а советские войска потеряли 3 человека убитыми и 11 ранеными.2

Надо признать, что советской власти удалось сохранить традиции Российской Империи. В отличие от военно-морских сил мы можем говорить не о создании, а скорее о восстановлении флотилии на реке Амур.Амурская флотилия представляла собой мощное боевое подразделение, оказавшее сопротивление белогвардейцам и интервентам в годы гражданской войны и полностью разгромившее китайские военно-речные силы в период конфликта на КВЖД. Советская власть с самого начала осознала, прежде всего, внешнеполитическое значение Амурской флотилии и ее влияние на Китай. Именно данное главное предназначение флотилия выполнила в период с 1917 по 1930гг., что позволяет говорить о том, что советские военно-речные силы играли роль эффективного инструмента для решения внешнеполитических проблем СССР в дальневосточном регионе, не говоря о том, что победа на КВЖД в 1929г. принесла советскому правительству благоприятный международный резонанс, продемонстрировав мощь возрождающихся Вооруженных Сил страны в целом и Амурской флотилии в частности. В итоге Амурская флотилия впервые в истории советского государства продемонстрировала возможности военно-речных сил при решении внешнеполитических задач. Вероятно, успехи Амурской флотилии свидетельствовали о правильности курса СССР на развитие военно-речных сил в дальневосточном регионе, тем более что экономических возможностей для создания полноценного военно-морского флота в то время не было.

Вторая глава«Тихоокеанский флот и Амурская флотилия в 1930 – 1941гг.» изучает становление Тихоокеанского флота и развитие Амурской флотилии.

Первый параграф главы «Становление советского Тихоокеанского флота» на основе анализа неблагоприятной политической обстановки в дальневосточном регионе в начале 1930-х гг. (задержание японскими властями советских гражданских судов, многочисленные случаи браконьерства) показывает необходимость возрождения советских дальневосточных военно-морских сил. В 1932г. заново были созданы Морские силы Дальнего Востока, которые в 1935г. были преобразованы в Тихоокеанский флот. В диссертации при помощи архивных документов тщательно изучается становление инфраструктуры советских дальневосточных военно-морских (штаба, боевых подразделений, партийной организации, учебных заведений флота и т.д.). Особенное внимание уделяется автором политическим репрессиям на Тихоокеанском флоте и деятельности самого молодого советского флагмана Н.Г. Кузнецова, которому удалось спасти ценной собственного авторитета от расправы многих офицеров. Однако спасти комфлоту удалось не всех. К началу 1939г. на Тихоокеанском флоте было арестовано около 50 старших морских офицеров и военных инженеров.1 Жертвами политических репрессий стали предшественники Н.Г. Кузнецова дальневосточные флагманы М.В. Викторов и Г.П. Киреев. Важной внешнеполитической миссией дальневосточных моряков стала организация дружеского визита во Владивосток Азиатской эскадры США, прошедшего с 28 июня по 1 августа 1937г.2 Тихоокеанский флот достойно выполнил почетную дипломатическую миссию. Единственным существенным огорчением во время приема американских моряков была деятельность органов НКВД, бравших на заметку всех, имевших контакт с иностранными гражданами.

Наиболее ярко флотоводческие качества Н.Г. Кузнецова раскрылись в боевой обстановке в период вооруженного конфликта на озере Хасан летом 1938г. Именно тогда он впервые ввел в практику разрабатываемые на флоте системы оповещения, связи, оперативных готовностей сил, способствовавших сведению к минимуму отрицательных последствий фактора внезапности. Конечно, в то время Тихоокеанский флот был не в состоянии выполнять широкомасштабные наступательные операции, он мог осуществлять только оборонительные операции по обеспечению боевых действий Красной Армии и охране советской территории от высадки десантов. Организованные во время боев у озера Хасан командованием флота конвои с военными грузами из Владивостока в порт Посьет,3 принятые меры по защите побережья,4 действия ВВС ТОФ5 и моряков на суше6 стали свидетельством того, что Тихоокеанский флот мог выполнять поставленные перед ним конкретные оборонительные задачи, т.е. фактически он выполнял роль «москитного» флота, на которую его обрекла советская судостроительная программа.

Наименование МСДВ флотом носило скорее пропагандистский характер, т.к. согласно теории «малого флота» на Дальнем Востоке были только тральщики и минные заградители, переоборудованные из гражданских судов, и торпедные катера с подводными лодками. Несмотря на все рекорды автономного плавания дальневосточных подводников, Тихоокеанский флот даже теоретически не мог противостоять Японскому императорскому флоту. Правда, с ростом промышленного потенциала СССР ситуация начинает меняться к лучшему. Надо отметить, что и советское руководство принимает решение о строительстве «большого флота», состоящего из линкоров и крейсеров. По данным на июнь 1941г. в состав Тихоокеанского флота входили два лидера, 14 эскадренных миноносцев, 6 сторожевых кораблей, 30 тральщиков, 8 минных заградителей, 19 охотников за подводными лодками, 46 катеров-тральщиков, 92 сторожевых катера, 97 подводных лодок, 129 торпедных катеров. Военно-воздушные силы Тихоокеанского флота составляли 500 самолетов. Японский военно-морской флот в 1941г. насчитывал 10 авианосцев, 10 линейных кораблей, 35 крейсеров, 111 эскадренных миноносцев, 64 подводные лодки и множество малых кораблей и судов. Морская авиация Японии состояла из 1500 самолетов.1

Между тем внешнеполитическая ситуация и накопившиеся проблемы дальневосточной политики требовали от советского правительства в рамках жесткого временного лимита уже в ходе приближающейся войны создать дальневосточный флот, способный в случае поражения Японии отстоять территориальные притязания СССР на Дальнем Востоке.

Второй параграф главы «Амурская флотилия (1930 – 1941гг.)» изучает развитие Амурской флотилии в 1930-е гг.

Моряки флотилии доказали боеспособность своего соединения в ходе ряда локальных пограничных конфликтов на реке Амур. Пограничные инциденты в бассейне реки Амур участились после создания в 1931г. марионеточного японского государства Маньчжоу-Го. Некоторые из них, например, Благовещенский инцидент 1937г., носили затяжной характер. Выступила флотилия как сдерживающий фактор и в ходе событий на озере Хасан и реке Халхин-Гол (1939г.). Причем командующий Амурской флотилией Ф.С. Октябрьский готов был в отличие от Тихоокеанского флота начать наступательные действия. На Амурской флотилии главным действующим лицом в ходе репрессий стал армейский комиссар П.А. Смирнов, первый раз прибывший на общее собрание комсостава в феврале 1938г.,2 которому пришлось противостоять Ф.С. Октябрьскому.

Таким образом, только Амурская флотилия была сдерживающим фактором для японской агрессии на границе СССР и Маньчжоу-Го и позволяла советским дипломатам занимать в данном регионе активную позицию в отстаивании государственных интересов. Отсюда можно сделать вывод, что Амурская флотилия, в отличие от советских дальневосточных военно-морских сил, оказала положительное влияние на развитие всей внешней политики Советского Союза, т.к. при заключении в апреле 1941г. пакта о нейтралитете японцы учитывали боевые возможности советских военно-речных сил на Дальнем Востоке.

Третья глава«Советский дальневосточный флот и Амурская флотилия во время Великой Отечественной и советско-японской войн» исследует деятельность советских дальневосточных военно-морских и речных сил с июня 1941 по август 1945г. включительно.

Первый параграф главы«Тихоокеанский флот в период Великой Отечественной войны» сначала рассматривает внешнеполитическую ситуацию в дальневосточном регионе летом 1941г., когда правительство Японии, прислушавшись к мнению руководителей императорского флота, решило временно отложить нападение на СССР.

После нападения Германии на Советский Союз ТОФ должен был обеспечить защиту советского побережья, т.к. Япония могла в любой момент начать боевые действия на советском Дальнем Востоке. С этой целью 26 июня 1941г. по личному приказу Н.Г. Кузнецова Тихоокеанский флот выставил оборонительные минные заграждения на подходах к Владивостоку, Советской Гавани, Петропавловску-Камчатскому. Всего за годы войны было поставлено 1788 мин и 170 минных защитников.3 Минные поля в сочетании с береговой и корабельной артиллерией составили основу противодесантной обороны советского побере­жья.4 После осенних штормов 1941г. плавание кораблей в дальневосточных морях осложнилось в связи с тем, что в районах оборонительных минных заграждений появились сорванные с якорей советские плавающие мины, обладавшие несовершенной конструкцией. Причем пострадал ряд японских гражданских судов, что с японской стороны стало поводом для нагнетания конфликта. Однако нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов настоял на постановке минных заграждений в начале Великой Отечественной войны, не без оснований опасаясь нападения японцев. Справедливости ради надо сказать, что от собственных плавучих мин также страдали и советские военные и гражданские корабли. Вообще, восточный сосед постоянно нарушал договор о нейтралитете, заключенный 13 апреля 1941г. Гражданский флот Дальнего Востока стал объектом для нападения японских ВМФ и ВВС. В течение нескольких лет систематически и без всякой причины японцы задерживали советские суда, а в ряде случаев топили их при помощи подводных лодок и самолетов. Всего за 1941 – 1944 гг. японцами было задержано 178 судов и 11, а 3 транспорта стали жертвами нападения неопознанных подводных лодок.1 Причем последние сведения показывают, что некоторые из судов потопили американские союзники или из-за несогласованности действий, или из желания спровоцировать Советский Союз на войну с Японией раньше августа 1945г. К сказанному можно добавить, что за годы войны Военно-воздушные силы Японии 433 раза нарушали советское воздушное пространство.2 Из-за многочисленных случаев нарушения воздушных границ СССР уже 20 сентября 1942г. нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов вынужден был подписать директиву о боевом применении ВВС ТОФ.3 Только в 1943г. было отмечено 414 случаев нарушения границ японскими сухопутными подразделениями.4 Правда, с середины 1943г. под влиянием боевых успехов Красной Армии и поражений собственной японцы начали вести себя более миролюбиво и даже прекратили промысел браконьеров в советских территориальных водах.

  1. Советские военно-морские и речные силы в дальневосточной внешней политике (1917 1945 гг.) (2)

    Автореферат диссертации
    Актуальность темы диссертационного исследования. Влияние военно-морских и военно-речных сил на внешнюю политику представляется довольно сложной и актуальной проблемой, если учесть геополитические интересы, возникающие перед современной Россией.
  2. Оборонный потенциал дальнего востока СССР в годы великой отечественной войны (1941-1945)

    Автореферат диссертации
    Диссертационная работа выполнена в отделе истории Дальнего Востока России ХVII—ХХ вв. Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения
  3. Мне не пришлось менять профессии в поисках дела, которое оказалось бы больше по душе. Вся моя жизнь связана с Советским Военно-Морским Флотом. Ясделал выбор од

    Документ
    Мне не пришлось менять профессии в поисках дела, которое оказалось бы больше по душе. Вся моя жизнь связана с Советским Военно-Морским Флотом. Я сделал выбор однажды, в совсем юные годы, и никогда не жалел об этом.
  4. Учебное пособие (4)

    Учебное пособие
    Государственный образовательный стандарт Российской Федерации длянегуманитарных вузов ввел предмет "Россия в контексте мировой истории" вранг обязательной базовой дисциплины, которая призвана дать студентамсовременное и целостное
  5. Власть, профсоюзы, общество: опыт реализации мобилизационных задач на водном транспорте россии в 1941-1945 гг

    Диссертация
    Защита состоится 30 сентября 2009 года в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д.212.136.03 по историческим наукам при Московском государственном гуманитарном университете им.
  6. Советский союз в системе международных отношений 1920–1941

    Реферат
    Кроме того, неудачные действия советских войск летом 1941 года в последнее время породили мнение, будто причины поражения Красной Армии кроются в готовности Советского Союза напасть на Германию в июне – июле 1941 года.
  7. Вкниге публикуется комплекс основных постановлений Полит- бюро ЦК ркп(б)-вкп(б) под грифом высшей формы секретности «особая папка» по вопросам европейской политики за 1923-1939 гг

    Документ
    В книге публикуется комплекс основных постановлений Полит-бюро ЦК РКП(б)—ВКП(б) под грифом высшей формы секретности«особая папка» по вопросам европейской политики за 1923—1939 гг.
  8. Кожевников М. Н. Командование и штаб ввс советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

    Реферат
    Введение I. Накануне Великой Отечественной войны II. Командование и штаб Военно-Воздушных Сил Советской Армии в начале войны и в летне-осенних операциях 1941 г.
  9. План реферата введение. Политическая обстановка в мире накануне войны. Внешняя политика Германии

    Реферат
    Двадцатый век войдет в историю как век небывалых доныне технических достижений и как век небывалых доныне войн. Сначала Землю потрясла Первая мировая война.

Другие похожие документы..