Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2009/2010 учебном году Москва 2009 г

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ

В.М. Кирюхин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике

в 2009/2010 учебном году

Москва 2009 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………..…….…..… 3

  1. Порядок и форма проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике …….…......... 4

    1. Порядок организации школьного и муниципального этапов ….….. 4

    2. Форма проведения школьного и муниципального этапов ………… 6

    3. Правила проведения школьного и муниципального этапов ………. 9

  1. Общая характеристика задач для школьного и муниципального
    этапов ……………….…………………………………………….……… 12

2.1. Критерии отбора олимпиадных задач ……………………….……. 12

2.2. Общая характеристика содержания олимпиадных задач ………... 14

2.3. Порядок разработки оригинальных олимпиадных задач ……..…. 17

2.4. Требования к решениям задач участников ……………………….. 19

  1. Рекомендации по проверке и оцениванию решений участников ……. 22

    1. Методика проверки решений задач участников ……….…………. 22

    2. Система оценивания решений участников ………………….…….. 24

    3. Технология проверки решений участников ………………………. 27

  1. Организация рабочего места участников школьного и муниципального этапов ……………………………………………………….……………. 34

Список рекомендуемой литературы ………………………………………. 40

Введение

Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по информатике и направлены на помощь муниципальным и региональным методическим комиссиям в составлении заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике в субъектах Российской Федерации.

Методические материалы содержат рекомендации по порядку и форме проведения олимпиад по информатике, требования к структуре и содержанию олимпиадных задач, рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а также рекомендации по оцениванию решений участников олимпиад.

Центральная предметно-методическая комиссия по информатике выражает надежду, что представленные методические рекомендации окажутся полезными при проведении школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике, и желает успехов организаторам в их проведении. В случае необходимости, дополнительную информацию по представленным методическим материалам можно получить по электронной почте, обратившись по адресу support@rusolymp.ru в центральную предметно-методическую комиссию по информатике.

Настоящие методические рекомендации утверждены на заседании Центральной предметно-методической комиссии (протокол № 5 от 15 июля 2009 года).


Председатель центральной

предметно-методической комиссии

по информатике В.М. Кирюхин

1. Порядок и форма проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике

При организации и проведении школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике необходимо руководствоваться Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. № 286, а также нормативными документами, регламентирующими проведение Всероссийской олимпиады школьников в 2009-2010 учебном году (все документы представлены на портале Всероссийской олимпиады школьников http://rusolymp.ru в разделе «Нормативные документы»).

    1. Порядок организации школьного и муниципального этапов

Организаторами школьного и муниципального этапов олимпиады по информатике являются соответственно образовательные организации и органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования.

Организаторы школьного этапа должны обеспечить участие в этом этапе любого школьника, который изъявил желание в нем участвовать. Никаких ограничений на количественный состав участников школьного этапа со стороны Положения о Всероссийской олимпиаде школьников нет.

Для проведения школьного и муниципального этапов олимпиады организатором соответствующего этапа создаются оргкомитет и жюри. Оргкомитет обеспечивает общую организацию соревнований и соблюдение утвержденных регламентов, выделяет необходимые для этого помещения, оборудованные соответствующими компьютерами и техническими средствами, обеспечивает установку на компьютерах нужного программного обеспечения, рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении соревнования, оформляет дипломы победителей и призеров олимпиады, осуществляет необходимую информационную поддержку.

Жюри школьного или муниципального этапа олимпиады, которое создается на время проведения соревнования, осуществляет проверку и оценку решений олимпиадных заданий, проводит с участниками разбор олимпиадных заданий и анализ полученных решений участников, рассматривает совместно с оргкомитетом школьного этапа Олимпиады апелляции, формирует список победителей и призеров, а также представляет в оргкомитет соответствующего этапа олимпиады аналитические отчеты о результатах проведения этого этапа.

Форма проведения и техническое обеспечение школьного этапа Олимпиады определяются муниципальной предметно-методической комиссией по информатике, формируемой органом местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования. В свою очередь, форма проведения и техническое обеспечение муниципального этапа олимпиады определяются региональной предметно-методической комиссией по информатике, формируемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования. В своей работе эти комиссии руководствуется настоящими методическими рекомендациями.

В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников школьный этап олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа олимпиады, а муниципальный этап  по олимпиадным заданиям, разработанным региональной предметно-методической комиссией. С учетом этого предметно-методические комиссии должны предоставить жюри соответствующего этапа следующий комплект материалов:

  • тексты олимпиадных задач;

  • общие методические рекомендации по проверке решений участников;

  • комплекты тестов в электронном виде, содержащие для каждой задачи файлы входных данных и соответствующие им файлы выходных данных;

  • систему оценки результатов прохождения каждого теста и комплекта тестов в целом;

  • краткие методические рекомендации по решению предложенных олимпиадных задач.

В случае необходимости, предметно-методическая комиссия соответствующего этапа предоставляет также дополнительные материалы, необходимые для автоматизированной проверки решений участников, включая проверяющие программы, позволяющие для каждой задачи определять правильность полученного решения в автоматическом режиме.

Подведение итогов школьного и муниципального этапов центральная предметно-методическая комиссия рекомендует осуществлять отдельно по классам. Количество победителей и призеров по каждому классу на школьном и муниципальном этапах определяется исходя из квоты, установленной организатором муниципального или регионального этапа соответственно. Никаких ограничений на эти квоты Положение о Всероссийской олимпиаде школьников не накладывает.

При определении названных квот следует руководствоваться следующим принципом: все наиболее сильные участники школьного этапа должны принять участие в муниципальном этапе, а наиболее сильные участники муниципального этапа – в региональном этапе. Устанавливать одинаковые и небольшие квоты для всех учреждений образования или муниципальных образований не целесообразно, так как состав участников следующего этапа формируется только из числа победителей и призеров предыдущего этапа, а отдельные учреждения образования или муниципальные образования по силе участников могут существенно отличаться друг от друга.

    1. Форма проведения школьного и муниципального этапов

Форма проведения и техническое обеспечение школьного и муниципального этапов олимпиады определяются соответственно муниципальной и региональной предметно-методической комиссией по информатике с учетом настоящих рекомендаций.

Центральная предметно-методическая комиссия по информатике рекомендует проводить школьный и муниципальный этапы в один или два компьютерных тура. Длительность тура не должна превышать пяти астрономических часов. Если школьный или муниципальный этап проводится в два тура, то между турами желательно предусмотреть один день отдыха, и все участники должны быть допущены к участию в обоих турах.

По усмотрению организаторов и жюри школьного и муниципального этапов перед началом олимпиады для всех участников может быть организован пробный тур, основное назначение которого – знакомство участников с компьютерной техникой и установленным на рабочих местах программным обеспечением, а также с Памяткой участнику, которая подготавливается жюри соответствующего этапа перед началом соревнований. Пробный тур из рекомендательного должен стать обязательным, если во время проведения соревнований участники должны использовать в процессе решения задач специализированную программную среду, позволяющую осуществлять проверку решений участников в автоматическом режиме.

Количество олимпиадных задач, предлагаемых участникам на школьном или муниципальном этапе, определяется предметно-методической комиссией соответствующего этапа. Рекомендуемое центральной предметно-методической комиссией количество задач на туре – три или четыре. Задачи должны быть такой сложности, чтобы дать возможность проявить себя как недостаточно подготовленным, так и сильным участникам. Здесь важно не отпугнуть учащихся сложностью задач, а дать им возможность за ограниченное время продемонстрировать свои лучшие качества и создать атмосферу соревновательности, характерную для всех этапов олимпиады.

Комплекты задач для школьного или муниципального этапа могут разрабатываться соответствующими предметно-методическими комиссиями отдельно как для каждой параллели, так и для некоторых параллелей, например, для 9 – 11 классов. Это определяется существующими в субъекте РФ традициями при проведении всероссийской олимпиады школьников по информатике в отдельных школах и муниципальных образованиях. Главное здесь – отобрать действительно лучших школьников из каждой параллели, допустимой Положением о Всероссийской олимпиаде школьников.

Центральная предметно-методическая комиссия по информатике рекомендует на школьном этапе предлагать всем учреждениям образования соответствующего муниципального образования одни и те же комплекты задач для выделенных параллелей. Аналогично и для муниципального этапа: комплекты задач для выделенных параллелей должны быть одинаковыми для всех муниципальных образований соответствующего субъекта РФ. Это даст возможность предметно-методическим комиссиям наиболее квалифицированно подойти к подготовке олимпиадных задач, минимизировать затраты на их подготовку и проверку, а также оценить результаты выступления участников по единым критериям.

При проведении школьного или муниципального этапов олимпиады организаторы соответствующего этапа должны принять все необходимые меры для предотвращения преждевременного доступа к текстам задач со стороны участников олимпиады, а также их учителей и наставников. В этой связи, время начала соревнований в учреждениях образования на школьном этапе и в муниципальных образованиях на муниципальном этапе должно быть таким, чтобы соответствующие участники не смогли преждевременно ознакомиться с условиями олимпиадных задач, которые им будут предложены.

Муниципальные и региональные предметно-методические комиссии по информатике с учетом характера олимпиадных задач, разработанных для соответствующего этапа олимпиады, формируют требования к решениям задач участников, которые заблаговременно доводятся до сведения участников и должны быть отражены в Памятке участнику, подготавливаемой жюри соответствующего этапа.

Рекомендуется в течение как минимум двух часов с момента начала тура (конкретный период определяется жюри соответствующего этапа) предоставить возможность каждому участнику олимпиады задать вопросы членам жюри по условиям задач. Вопросы должны задаваться письменно на заранее подготовленных бланках.

Во время туров следить за выполнением правил проведения соревнований должен специально выделенный оргкомитетом соответствующего этапа персонал. Кроме того, должна быть сформирована техническая группа, которая будет обеспечивать работоспособность используемой во время соревнований компьютерной техники и программного обеспечения.

  1. Средняя общеобразовательная школа

    Образовательная программа
    Изменение системы целевых показателей образовательных результатов в контексте программы развития системы оценки качества образования г. Москвы (СОКОМ) и международных исследований PISA,
  2. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010/2011 учебном году Москва 2010 (1)

    Методические рекомендации
    Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по информатике в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников и направлены на помощь муниципальным и региональным предметно-методическим
  3. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010/2011 учебном году Москва 2010 (2)

    Методические рекомендации
    Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по информатике в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников и направлены на помощь муниципальным и региональным предметно-методическим
  4. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам (2)

    Методические рекомендации
  5. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 (1)

    Методические рекомендации
    Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по химии в помощь соответствующим предметно-методическим комиссиям в составлении заданий и проведении школьного и муниципального этапов всероссийской
  6. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 (2)

    Методические рекомендации
    Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по химии в помощь соответствующим предметно-методическим комиссиям в составлении заданий и проведении школьного и муниципального этапов всероссийской
  7. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 (3)

    Методические рекомендации
    Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по химии в помощь соответствующим предметно-методическим комиссиям в составлении заданий и проведении школьного и муниципального этапов всероссийской
  8. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 (4)

    Методические рекомендации
    Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по химии в помощь соответствующим предметно-методическим комиссиям в составлении заданий и проведении школьного и муниципального этапов всероссийской
  9. Отчет учебно-методической работы по итогам 2010-2011 у г. Федорова В. М., зам директора по умр

    Содержательный отчет
    В 2010-2011 у.г. коллектив гимназии продолжил работу над методической темой «Личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся в развивающей образовательной среде сельской гимназии».

Другие похожие документы..