Тема : Повышение качества разноуровневого обучения с помощью

Введение.

  1. тема :

Повышение качества разноуровневого обучения с помощью

нетрадиционных уроков информатики в средне-специальных образовательных учреждениях.

  1. актуальность исследования :

При поступлении в средне-специальное образовательное учреждение студенты обладают разными уровнями знаний по непрофелирующим предметам, в том числе по информатике. В рамках обычных уроков работать с таким контингентом затруднительно. Нетрадиционные уроки информатики обладают в этом плане более высоким потенциалом. Средне-специальные учебные учреждения испытывают потребность в методике применения нетрадиционных уроков для обучения в разноуровневых группах. Однако такая методика в настоящее время отсутствует. Отмеченное противоречие и обусловливает актуальность данного исследования.

  1. объект исследования :

Процесс разноуровнего обучения информатике в средне-специальных образовательных учреждениях.

  1. предмет исследования :

Пути повышения успеваемости учащихся, используя нетрадиционное обучение информатике с учетом разного уровня знаний учащихся в средне-специальных образовательных учреждениях.

  1. проблема :

Противоречие между необходимостью разработки обоснованной

методики использования нетрадиционных уроков информатики для работы с учащимися разного уровня подготовки и отсутствием специальных исследований по этому вопросу.

  1. гипотеза :

если использовать методику нетрадиционных уроков информатики при обучении учащихся с разным уровнем подготовки, то можно значительно повысить активность учащихся на уроках, повысить эффективность усвоения изучаемого материала, при условии использования на уроках информатики парной и групповой формы обучения, игровых моментов, связи изучаемого материала с жизнью, контроля знаний, явно невидимого учащимся.

  1. цель исследования :

Разработать методику по проведению нетрадиционных уроков информатики с учетом разного уровня подготовки учащихся по этому предмету в средне-специальных учебных учреждениях гуманитарной направленности.

  1. задачи исследования :

  • Просмотреть литературу, которая сможет помочь при создании методики по вышеуказанной теме.

  • разработать методику по вышеуказанной теме.

  • выделить методы, приемы, средства и формы обучения.

  • провести эксперимент в средне-образовательном учреждении, используя разработанную методику.

  1. методология исследования :

Исследование основано на системном подходе, на изучении работ психологов по исследованию подросткового возраста, на анализе литературы по проведению нетрадиционных уроков.

  1. методы исследования :

Исследование проводилось следующими методами : анализ литературы, беседа с преподавателями, анкетирование учащихся.

  1. новизна :

Данная проблема ранее не исследовалась (рассматривались ранее только нетрадиционные уроки по информатике для школьников до 9 класса включительно). Создание методики нетрадиционных уроков с учетом разного уровня подготовки по информатике для учащихся средне-специальных учебных заведений ( преимущественно для 1 курсов).

  1. практическая значимость исследования :

Разработанные методические материалы разработаны для преподавания информатики группам ( классам), в которых присутствует разный уровень подготовки учащихся по данному предмету. Материалы данного исследования могут использоваться методистами, учителями, студентами педагогических учреждений, учениками на уроках информатики и просто для повышения своего интеллектуального уровня. Созданы основы для практического использования результата.

Эксперимент проводился в Педагогическом колледже №13 им. С.Я. Маршака города Москвы.

  1. этапы исследования :

1. Анализ литературы по психологии подросткового возраста, по информатике.

2. Разработка методики для повышения качества разноуровневого обучения с помощью нетрадиционных уроков информатики в средне-специальных образовательных учреждениях.

3. Определение форм, методов и приемов обучения.

4. Проведение эксперимента в средне-специальном образовательном учреждении по внедрению разработанной методики.

5. Анализ вышеуказанных этапов.

  1. апробация :

эксперимент проводился в Педагогическом колледже № 13 им.

С.Я. Маршака, опубликован в данной исследовательской работе.

  1. положения на защиту :

    1. разработанная система нетрадиционных уроков, рассчитанная на разный уровень подготовки учащихся по информатике позволяет повысить активность учащихся на уроках и повысить эффективность усвоения материала.

    2. разработанная система нетрадиционных уроков содержит нестандартные виды контроля знаний учащихся.

    3. результаты педагогического эксперимента.

В работе описаны тезисы и материалы эксперимента.

Разработанная система нетрадиционных уроков является эффективной, поскольку использование нестандартных методов контроля и связи изучаемого материла с жизненными ситуациями приводит к повышению интереса к данному предмету, к повышению познавательной деятельности учащихся.

Результаты :

Разработанная система нетрадиционных уроков информатики, рассчитанная на разный уровень подготовки по предмету повышает активность учащихся и познавательную деятельность. Приведены некоторые примеры нестандартных уроков по различным темам в курсе информатики, разработаны также задания для нестандартного контроля, явно невидимого учащимся. Материалы данного исследования могут использоваться методистами, учителями, студентами педагогических учреждений, учениками на уроках информатики и просто для повышения своего интеллектуального уровня. Созданы основы для практического использования результата.

Глава 1 : Научно-методические основы.

§1. Анализ литературы по данной теме.

В ходе исследования был проведен анализ литературы :

  1. статья «Из опыта проведения самостоятельных работ на уроках информатики в нестандартной форме (Использование кроссвордов, головоломок) руководителя id008 Королевой О.В.»

В данной статье рассматриваются возможные варианты проведения нетрадиционных уроков информатики, не традиционность которых заключается в нестандартном контроле знаний учащихся - задания в виде кроссвордов и ребусов. Далее приведены основные моменты этой статьи :

«На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад. Для ряда тем разрабатываются специально кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

Недостаток этих работ, как и некоторых других - возможность подсказок. Что бы свести их к минимуму, необходимо несколько вариантов заданий. Каждому ученику выдается карточка с заданием и сеткой кроссворда. Решенный кроссворд остается после проверки у ученика как напоминание основных понятий изученной темы.

Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Время, затрачиваемое на уроке на решение кроссворда достаточно мало и на прямую зависит от количества слов, однако это требует достаточной подготовки к проверочной работе.

Учащиеся так же проявляют интерес к самостоятельному составлению кроссвордов, поэтому подобная работа предлагается учащимся в качестве домашней работы. Такой тип домашнего задания позволяет расширить кругозор учащихся, приучает к краткому и точному изложению, формированию вопросов, работе с дополнительной литературой.

Требования к ученическим кроссвордам следующие:

  • Максимальное число пересечений, то есть совмещающихся букв.

  • Кроссворд должен содержать не менее 8 слов. Верхний предел не ограничен и зависит от способностей учащегося.

Головоломки. Головоломка используется для закрепления навыков правильного написания ключевых слов языка Турбо Паскаль.»

  1. статья «Психологические предписания, основанные на программа курса «Методика преподавания психологии»».

Данный курс имеет важное значение для практической подготовки сту­дентов - будущих преподавателей. Цель курса: сформировать у студентов представление об особенностях педагогической деятельности преподавания психологии, обогатить их зна­ниями и методическими умениями, необходимыми для преподавания психо­логии. Далее приведены основные моменты из данной статьи, которые могут оказать помощь при создании методики нетрадиционных уроков для учащихся средне-специальных образовательных учреждений с гуманитарным направлением :

«1.2.Психология учебной деятельности студента.

Основные положения психологической теории учебной деятельности. Психология учения. Учебная деятельность. Ее специфика. Структура учеб­ной деятельности: потребность, задача, мотив, действие, операции, цель, эта­пы решения учащимся учебной задачи.

Формирование учебной деятельности студентов. Эффективность по­строения учебной деятельности на основе теории, поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), теории развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), психологии проблемного обучения (Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин).

1.4. Активные методы обучения.

Программированное обучение. Бихевиористическая (скиннеровская) система программированного обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий - основа программированного обучения. Ориентиро­вочная и исполнительная (учебные задачи) часть учебной деятельности. Ос­новные типы учебных задач: предметные, логические, психологические.

Проблемное обучение. Основные компоненты проблемного обучения: проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, проблемное задание, проблемность как принцип обучения.

Методы интерактивного обучения. Эвристическая беседа. Метод дис­куссии. «Мозговая атака». Метод «круглого стола». Метод «деловой игры». Конкурсы практических работ.

2.1. Формы учебных занятий и методика их проведения.

Лекционная форма обучения. Основные функции лекции: информаци­онная; ориентирующая; разъясняющая; убеждающая (прямое и косвенное доказательство); увлекающая. Содержание лекции. Принципы отбора мате­риала для лекции. Методика чтения лекции. Требование к методике лекцион­ного преподавания.

Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах. Основные формы практических занятий: семинары-практикумы; семинары-дискуссии; собственно практические занятия; лабораторные занятия. Учеб­ная задача - основная структурная единица практического занятия. Два принципа разработки учебных задач: «от теории - к практике», «от жизни - к теории». Учебные задачи для лабораторных занятий. Методические требова­ния по преподаванию лабораторных занятий.

Методика организации и управления учебной дискуссий. Понятие учеб­ной дискуссии. Основные функции учебной дискуссии. Общая схема дейст­вий преподавателя по подготовке и проведению семинарского (практическо­го) занятия. Методические особенности в управлении дискуссией.

2.4. Контроль и коррекция учебной деятельности студентов.

Контроль как учебное действие студента. Понятие «контроль» в педаго­гике и педагогической психологии (Н.Ф.Талызина, В.В.Давыдов). Самокон­троль в форме специфического учебного действия - элемент котнроля с пси­хологической точки зрения. Методика обучению самоконтролю.

Контроль и коррекция учебной деятельности студента. Основные функ­ции педагогического контроля учебной деятельности. Условия эффективно­сти педагогического контроля. Методические приемы обеспечения эффек­тивности текущего педагогического контроля. Аттестация и экзамен как формы педагогического контроля.

Оценка результатов учебной деятельности студентов. Методика оценки качества усвоения студентами изучаемого ими предмета.»

  1. отражение методики преподавания с помощью нетрадиционных уроков информатики приведено в тематическом планировании курса “ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ”, разработанного учителями информатики лицея Правобережного округа г. Иркутска Говоровой Л.В. и Мальцевой Л.В.

  1. Разноуровневое обучение суть

    Документ
    Главное стратегическое направление развития системы образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога,
  2. Э. Ш. Камалдинова П42 Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса : материалы постоянно действующего семинара / под общ ред. И. М. Ильинского; отв ред. Э. Ш. Камалдинова

    Документ
    Публикуется по решению Президиума Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области в рамках реализации проекта постоянно действующего семинара «Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса»
  3. «Повышение качества знаний, умений и навыков через активизацию познавательной деятельности учащихся и систему контроля географии и обж»

    Документ
    В настоящее время все понимают важность проблемы усвоения знаний и развития школьников в процессе обучения. Все способности человека развиваются в процессе деятельности.
  4. «Качество результатов обучения и воспитания»

    Документ
    Инновационная образовательная деятельность в нашей Школе направлена в первую очередь на изменение качества совместной деятельности педагога и учащихся и выступает у нас не модным довеском к учебной и воспитательной работе, а понимается,
  5. «Разноуровневое обучение как один из видов личностно-ориентированной педагогической технологии»

    Документ
    Анализ тенденций развития систем образования в мировой педагогической практике показал, что его основным стратегическим направлением являются технологии личностно-ориентированного обучения.
  6. Современные технологии обучения школьников иностранному языку

    Документ
    деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
  7. «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы образования»

    Доклад
    В 2009/2010 учебном году педагогический коллектив школы, продолжая работу над общей методической темой образовательных учреждений города Саратова «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы образования»,
  8. Педагогические условия повышения квалификации учителей с использованием дистанционных образовательных технологий 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой и французской филологии и лингводидактики ФГОБУ ВПО ««Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.
  9. Качество методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Учебный план.

    Документ
    Учебные планы Северотатарской СОШ, Чернышевской НОШ, Ваховской НОШ утверждены педсоветом школы. Школьный Учебный план разработан на основе Регионального базисного учебного плана на 2008\09 уч.

Другие похожие документы..