Тема : Повышение качества разноуровневого обучения с помощью

Головоломки

Головоломка используется для закрепления навыков правильного написания ключевых слов языка Турбо Паскаль.

Найдите 16 знакомых вам слов программирования.

W

O

R

D

R

O

U

N

D

A

B

V

C

O

E

L

M

K

M

F

A

L

S

E

A

M

B

R

C

R

D

F

R

A

D

O

E

N

Q

R

G

P

R

D

O

A

W

C

O

N

S

T

T

L

L

O

R

L

C

H

A

R

E

F

P

M

I

R

K

N

U

A

Q

R

D

P

T

Y

P

E

N

N

E

U

F

O

E

U

C

P

O

D

D

T

H

P

E

H

Q

D

O

U

B

L

E

H

R

T

Глава 2. Методика нетрадиционных уроков информатики для учащихся средне-специальных учебных заведений с гуманитарным направлением, рассчитанная на разный уровень подготовки по данному предмету.

§1. Содержание обучения.

При использовании нетрадиционных уроков информатики с учетом разного уровня подготовки учащихся желательно проводить обучение так, чтобы обеспечить интерес к информатике учащихся со слабым уровнем подготовки по данному предмету, сделать уроки информатики интересными и для учащихся со средним и высоким уровнем подготовки. Эти действия позволят повысить успеваемость и заинтересованность учащихся информатикой. Чтобы ответить на вопрос, как же все это вышеизложенное реализовать, приведу следующую систему нетрадиционных уроков :

    1. При изучении темы «Алгоритмизация», возможно проведение уроков с помощью презентаций (MS PowerPoint).

«+» - учащимся гораздо интересней воспринимать материал в виде презентации ( яркие цвета и анимация привлекают внимание), чем просто списывать с доски.

«+» - чтобы нарисовать красивую и ровную блок-схему, требуется время и художественные навыки учителя, при использовании презентации представление блок-схемы учащимся на уроке практически не занимает времени.

Примечание : Объяснение темы «Одномерные и двумерные массивы» с использованием презентаций, созданных при помощи программы MS PowerPoint. Данный урок проводился мной в 152-й школе для 11-Б ( во время практики на 4-м курсе, 2003 год). По словам достаточно подготовленных учащихся им было интересно изучать эту тему ещё и за счет спецэффектов, использованных в презентации. Учащиеся со средним уровнем подготовки отметили задания разной степени сложности и то, что блок-схему удобнее переписывать в тетрадь с экрана, чем если бы она была нарисована на доске.

Конспекты и презентации по данной теме прилагаются на дискете.

2. При изучении темы «Аппаратная реализация компьютера» предлагается провести контроль знаний по этой теме в парной или в групповой форме, предложив контрольное задание в виде кроссворда.

(этот урок подробно рассматривается в § Эксперимент)

3. При изучении темы «Двоичная система счисления » возможно провести контроль знаний по этой теме, предложив учащимся следующее задание : предлагается нарисовать рисунок по точкам, координаты которых записаны в двоичной системы счисления – для того, чтобы получилась осмысленная картинка нужно правильно перевести числа из 10-й системы в двоичную.

4. Создание учащимися web-сайтов ( возможно объединение в группы) при изучении темы «HTML».

5. При изучении темы «Информация и информационные процессы» ( и вообще при проведении уроков по изучении нового материала ) предлагается как можно больше внимания уделять примерам из жизни ( т.е. связывать изучаемый материал с различными жизненными ситуациями).

6. В качестве дополнительного творческого задания ( в основном для учащихся со слабым уровнем подготовки) предлагалось сделать стенгазету на ранее изученную тему. Данный нетрадиционный урок подходит для преподавания различных тем в курсе «Информатика».

Примечание : по словам учащихся, выполнявших это задание, им приятно, что стенгазета, сделанная их руками, украшает теперь компьютерный класс.

7. Следующий нетрадиционный урок подходит для преподавания различных тем в курсе «Информатика» : игра в «слова» : кто-нибудь загадывает слово и произносит его вслух, следующий по цепочке ученик называет слова, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова ( данную игру лучше проводить среди хорошо подготовленных по информатике учеников, или используя групповую форму обучения). Слова обязательно должны быть терминами или понятиями информатики.

8. Следующий нетрадиционный урок подходит для преподавания различных тем в курсе «Информатика» : учащимся предлагается написать на интересующие их темы по информатике доклады ( без ограничений по объему и количеству источников). Главное условие : учащийся данную тему объясняет остальным ( что-то вроде защиты реферата) – форма работы фронтальная.

Примечание : результат : 9 рефератов на 25.12.2004, в эксперименте участвовали группы 13-СП, 22-Ф, 11-У Педагогического колледжа №13 г.Москвы).

9. Следующий нетрадиционный урок подходит для преподавания различных тем в курсе «Информатика» : урок «вопросы и ответы» : в качестве домашнего задания учащимся предлагается придумать интересующие их вопросы по той или иной теме по информатике, учитель на следующем уроке отвечает на поставленные вопросы.

( главный минус таких уроков : требование к достаточно высокой квалификации учителя ).

Система нетрадиционных уроков.

Тема «Аппаратная реализация»

1. Урок изучения нового материала. Возможно проведение урока с помощью презентаций (MS PowerPoint).

«+» - учащимся гораздо интересней воспринимать материал в виде презентации ( яркие цвета и анимация привлекают внимание), чем просто списывать с доски.

«+» - высокая степень наглядности ( возможность показать фотографии различных устройств, представить различные схемы ( намного быстрее, чем рисовать схему на доске).

2. При изучении предлагается как можно больше внимания уделять примерам из жизни ( т.е. связывать изучаемый материал с различными жизненными ситуациями, например покупкой компьютера).

3. В качестве дополнительного творческого задания ( в основном для учащихся со слабым уровнем подготовки) предлагалось сделать стенгазету на изучаемую тему.

4. учащимся предлагается написать на интересующие их темы доклады ( без ограничений по объему и количеству источников). Главное условие : учащийся данную тему объясняет остальным ( что-то вроде защиты реферата) – форма работы фронтальная.

5.игра в «слова» : кто-нибудь загадывает слово и произносит его вслух, следующий по цепочке ученик называет слова, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова ( данную игру лучше проводить среди хорошо подготовленных по информатике учеников, или используя групповую форму обучения). Слова обязательно должны быть терминами или понятиями информатики.

6. урок «вопросы и ответы» : в качестве домашнего задания учащимся предлагается придумать интересующие их вопросы по той или иной теме по информатике, учитель на следующем уроке отвечает на поставленные вопросы.

( главный минус таких уроков : требование к достаточно высокой квалификации учителя ).

7. При изучении темы «Аппаратная реализация компьютера» предлагается провести контроль знаний по этой теме в парной или в групповой форме, предложив контрольное задание в виде кроссворда.

(этот урок подробно рассматривается в § Эксперимент)

§2. Формы, методы, средства обучения.

Качество усвоения материала можно повысить за счет проведения нетрадиционных уроков информатики с следующими особенностями :

- практические задания, рассчитанные на разный уровень подготовки.

- приведение множества примеров из жизни при объяснении нового материала.

- использование элементов игры на уроке.

- создание спокойной, непринужденной обстановки на уроке.

- рассказывать учащимся, как они могут применить полученные знания в различных жизненных ситуациях.

- создание контроля знаний, умений, навыков, явно невидимого учащимся.

- учет психологических особенностей возраста учащихся , их индивидуальных особенностей.

В ходе проведения уроков по разработанной методике применялись следующие методы обучения : рассказ, наблюдение, беседа, объяснение, объяснительно-иллюстративный, практическая работа, упражнение, демонстрация, устный опрос. На уроках использовались следующие приёмы : индивидуальный подход, элементы игры на уроке, теоретический анализ, анкетирование. Форма обучения в основном была фронтальной и групповой, индивидуальная форма тоже использовалась, но так часто. Средства обучения включали в себя следующее : раздаточный материал, разработанный на основе анализа литературы на тему нетрадиционных уроков информатики, презентации, созданные с помощью программы MS PowerPoint.

§3. Контроль обучения.

В своей методике я старалась уделить большее внимание именно нетрадиционным обобщающим урокам и нетрадиционным способам контроля знаний учащихся. Эксперимент заключался в проведении урока по проверке знаний по проверке знаний темы «Аппаратная реализация компьютера», на котором учащиеся в групповой форме должны были разгадать кроссворд, слова которого составляли основные понятия по этой теме. Контроль знаний по теме «Двоичная система счисления » тоже осуществлялся в игровой форме : на доске была построена координатная плоскость, учащиеся должны были по точкам построить заранее задуманный учителем рисунок, координаты точек были даны учащимся в двоичной системе счисления. Учитель вызывал учащихся к доске по одному, в зависимости от уровня подготовки, ученик в свою очередь переводил координаты точки из двоичной системы счисления в десятичную и после этого отмечал эту точку на доске. В это время остальные учащиеся с места не только проверяли правильность вычислений, но и объясняли всем, в чем заключается ошибка. Контроль некоторых тем производился в устной форме : делался упор не на заучивание «наизусть» материала, а на умение рассказывать определения своими словами ( что дополнительно поощрялось), учащимся предлагалось приводить примеры при ответе, т.е. проверялось именно понимание ранее изученного материала.

§4. Эксперимент.

В качестве эксперимента, я провела обобщающий урок по теме «Аппаратная реализация компьютера» в группах 13-СП, 11-У, который заключался в следующем ( более подробный конспект данного урока представлен в Приложении 1) :

Учитель сообщает учащимся план работы на текущий урок, критерии оценивания, время отведенное на выполнение задания . После чего разбивает учащихся на группы по 3 человека, руководствуясь уровнем подготовки учащихся по предмету информатики : один учащийся со способностями и подготовкой выше среднего уровня, один учащийся со средним уровнем подготовки, один учащийся с низким уровнем подготовки. Каждая группа получает ниже изложенное задание - кроссворд - разработанное с целью проверки и систематизации знаний по теме «Аппаратная реализация компьютера». Все вопросы кроссворда рассматривались и изучались на предыдущих уроках. На выполнение задания отводится 40 мин. времени, пользоваться конспектами и учебниками не разрешается. Состав группы, которая быстрее других правильно выполнит задание - получает за урок оценку «5».

После выполнения задания каждому ученику предлагалось ответить на вопросы анкеты ( анкета представлена в Приложении 2)

Наблюдение : Учащихся очень заинтересовало, что такое нестандартный урок, что на нем будет, и что им придётся делать. Они очень обрадовались тому, что им придется разгадывать кроссворд ( все-таки что-то необычное), обрадовались еще и тому, что не надо будет каждому отвечать устно данную тему, как я им обещала на прошлом уроке. Когда я попросила учащихся сдать тетради ( чтобы было все «по-честному» ), то в группе 13-СП стали доказывать, что они подглядывать не будут, и пусть лучше тетради лежат у них на столе. Группа 11-У восприняла просьбу сдать тетради более спокойно. В группе 11-У каждая группа работала отдельно, и в классе стояла спокойная рабочая обстановка. В группе же 13-СП выполнение задания происходило более эмоционально : некоторые просили меня дать наводящие вопросы, очень переживали из-за того, что не могут вспомнить нужное слово, просили меня подсказать «на какую букву слово начинается», некоторые в открытую пытались подсмотреть нужное слово у соседней группы (команды) – те же в свою очередь пытались этого не допустить. В результате первой разгадала кроссворд в группе 13-СП группа (команда), в которой присутствовали одни из самых способных и ответственных учеников, в группе 11-У - первая оказалась команда, в которой оказались не столько ответственные, сколько очень сообразительные учащиеся.

Вывод :

В результате проведения эксперимента можно подвести следующие итоги : в ходе эксперимента общая активность учащихся повысилась на 60%, 100% усвоения материала отмечалось у 25% учащихся, участвующих в эксперименте, 90% усвоения материала отмечалось у 30% учащихся, 85% усвоения материала отмечалось у 10% учащихся, 80% усвоения материала отмечалось у 20% учащихся, 70% усвоения материала отмечалось у 15% учащихся. Сама идея проведения нетрадиционных уроков понравилась 100% учащихся, участвующих в эксперименте. Само задание для самостоятельной работы во время экспериментального урока ( кроссворд) понравилось 33% учащихся, коллективная работа во время выполнения задания понравилась 30% учащихся.

В целом результаты не были такими уж неожиданными. По словам (и по анкетам) самих учащихся такой урок им понравился, они хотели бы, чтобы и в будущем проводились подобные занятия. Многим очень понравился соревновательный аспект. Из минусов стоит отметить то, что было сложно следить за дисциплиной – все было «на эмоциях».

Обработка результатов (диаграммы) :

В эксперименте участвовал 31 учащийся. Количество групп ( команд) – 10.

В кроссворде было 16 слов. Из них правильно отгаданных :

количество групп (команд)

13

правильных ответов

2

14

правильных ответов

1

15

правильных ответов

3

16

правильных ответов

4

Среди учащихся, присутствующих на экспериментальном уроке было проведено анкетирование :

1 вопрос : Понравился ли Вам только что проведенный нестандартный урок информатики ?

Варианты ответов

Сколько человек так ответило

Да

21

Да, понравился

4

Конечно

1

Очень

3

Занятие прошло интересно

2

2 вопрос : Что конкретно понравилось ?

Варианты ответов

Сколько человек так ответило

коллективная работа

10

кроссворд

13

четкая тактика

1

всё

3

было интересно

2

сама идея проведения нестандартного урока

1

проверка знаний

4

у всех равные шансы

3

игровая форма урока

1

обстановка на уроке

1

соревнование

1

3 вопрос : Что необходимо доработать ?

Варианты ответов

Сколько человек так ответило

Дисциплину

1

Все хорошо

7

Корректность вопросов

3

Увеличить работу за ПК

1

ничего

16

Сделать кроссворд побольше

3

Итоги исследования.

В результате проведения исследования можно сделать вывод, что учащимся в целом нестандартные уроки нравятся, особенно элементы игры на уроке, группы становятся ( по крайней мере создается такое впечатление) общительнее и сплоченнее, что особенно важно на первых курсах. Нестандартные уроки помогают вызвать дополнительный интерес к предмету, к конкретной теме, развивают у учащихся логическое и абстрактное мышление. Благодаря нестандартному подходу к обучению, на уроках также создается непринужденная обстановка, что способствует лучшему усвоению материала.

  1. Разноуровневое обучение суть

    Документ
    Главное стратегическое направление развития системы образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога,
  2. Э. Ш. Камалдинова П42 Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса : материалы постоянно действующего семинара / под общ ред. И. М. Ильинского; отв ред. Э. Ш. Камалдинова

    Документ
    Публикуется по решению Президиума Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области в рамках реализации проекта постоянно действующего семинара «Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса»
  3. «Повышение качества знаний, умений и навыков через активизацию познавательной деятельности учащихся и систему контроля географии и обж»

    Документ
    В настоящее время все понимают важность проблемы усвоения знаний и развития школьников в процессе обучения. Все способности человека развиваются в процессе деятельности.
  4. «Качество результатов обучения и воспитания»

    Документ
    Инновационная образовательная деятельность в нашей Школе направлена в первую очередь на изменение качества совместной деятельности педагога и учащихся и выступает у нас не модным довеском к учебной и воспитательной работе, а понимается,
  5. «Разноуровневое обучение как один из видов личностно-ориентированной педагогической технологии»

    Документ
    Анализ тенденций развития систем образования в мировой педагогической практике показал, что его основным стратегическим направлением являются технологии личностно-ориентированного обучения.
  6. Современные технологии обучения школьников иностранному языку

    Документ
    деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
  7. «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы образования»

    Доклад
    В 2009/2010 учебном году педагогический коллектив школы, продолжая работу над общей методической темой образовательных учреждений города Саратова «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы образования»,
  8. Педагогические условия повышения квалификации учителей с использованием дистанционных образовательных технологий 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой и французской филологии и лингводидактики ФГОБУ ВПО ««Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.
  9. Качество методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Учебный план.

    Документ
    Учебные планы Северотатарской СОШ, Чернышевской НОШ, Ваховской НОШ утверждены педсоветом школы. Школьный Учебный план разработан на основе Регионального базисного учебного плана на 2008\09 уч.

Другие похожие документы..