Тема : Повышение качества разноуровневого обучения с помощью

10 класс (136 часов) и 11 класс (68 часов)

Учащиеся при изучении курса пишут курсовую работу, тема которой выбирается самостоятельно. Изучаемые темы : информатика, информация, кодирование, системы счисления, этапы развития вычислительной техники, архитектура ЭВМ, компьютерные сети, аппаратная реализация ЭВМ, логические основы ЭВМ, алгебра логики, алгоритмы, язык программирования Basic, моделирование, базы данных. Много уделено внимания математическим аспектам.

  1. возможности преподавания информатики без использования компьютеров отражены в учебно-тематическом плане, разработанном преподавателем средней школы № 43 г. Иркутска Черкашиной Е.Н. для безмашинного варианта.
    (10 класс - 68 часов, 11 класс - 68 часов)

Много внимания уделено программированию на языке Basic, чуть ли не половина часов всего курса, хотя непонятно каким образом будет осуществлено обучение ( т.к. имеется в виду безмашинный вариант преподавания информатики). Информационным технологиям уделено 6 часов. Изучаются основы телекоммуникаций.

  1. возможности преподавания практических занятий по информатике отражены в учебно-тематическом плане, разработанном преподавателем Усольского лицея Донским А.Г. рассчитанном на два года обучения, всего - 136 часов.

В целом стандартная программа, много внимания уделено информационным технологиям, и программированию.

  1. Тематическое планирование курса “ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ПЭВМ“ разработанного учителями информатики лицея Правобережного округа г. Иркутска Говоровой Л.В. и Мальцевой Л.В. отражает возможности преподавания информатики, абсолютно не уделяя внимания аппаратной реализации компьютера.

Изучаются исключительно информационные технологии, алгоритмизация и аппаратная реализация компьютера не рассматриваются.

  1. Учебное программно-методическое обеспечение непрерывного преподавания Информатики в рамках РБУП отражает основные аспекты непрерывного преподавания курса информатики в соответствии с рекомендациями министерства образования.

Для преподавания основного курса информатики в 10-11 классах общеобразовательной школы временный региональный компонент государственного образовательного стандарта “Основы информатики и вычислительной техники” отводит 136 часов. В приложении к стандарту содержится вариант тематического планирования учебного материала с учетом технического оснащения учебных заведений.

Кроме этого, министерством рекомендованы программы:

  • Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Скворень Р.А. “Основы информатики и вычислительной техники”.

  • Гейн А.Г., Шолохович В.Ф. и др. “Основы информатики и вычислительной техники”.

Предложено использовать ранее изданные учебники по этому курсу: 1)Кушниренко А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. Учебник для средних учебных заведений. – М.: Просвещение, 1990, 1991. 2) Гейн А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. 10-11 кл. средней школы. – М.: Просвещение, 1991. И учебные пособия: 1) Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. –Д.:Сталкер, 1997.- 448 с. 2) Г.Зельднер, "Программируем на языке Quick Basic 4.5", Москва, ABF, 1997. 3) С.Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев, "Общая информатика", Москва, 1998. 4) С.Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев, "Практическая информатика", Москва, 1998. 5) С.Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев, "Специальная информатика", Москва, 1998. 6) Ефимова, Ю.Шафрин , "Практикум по компьютерным технологиям", Москва, АБФ,1997.

Министерство общего и профессионального образования РФ рекомендовало ряд программ профильных курсов рассчитанных не менее чем на 34 часа, которые “служат средством дифференциации обучения по этому предмету в старших классах в зависимости от способностей и интересов школьников, направленности их допрофессиональной подготовки”.

Для школьников, выбравших гуманитарную специализацию:

  • Бешенков С.А. “Информатика и информационные технологии” (гуманитарный профиль).

  • Шолохович В.Ф. и др. “Основы экологии и природопользования” (компьютерный курс для социализированных общеобразовательных школ).

  1. Объективные процессы информатизации общества и текущая ситуация в данной сфере отражены в методическом письме о преподавании курса “Основы информатики и вычислительной техники” в общеобразовательных учреждениях Иркутской области.

В данном документе рассматриваются объективные процессы информатизации Российского общества, которые формируют социальный заказ сфере образования на увеличение внимания к информационной грамотности и в первую очередь к овладению основами информационных технологий. Очевидность возрастания внимания к проблеме вытекает из запросов общества, когда компьютерная грамотность ставится, наряду с наличием специального образования, одним из условий приема на работу; при этом постоянно увеличивается количество часов по дисциплинам плана “Информатика”, “Информационные технологии” и т.п. в высших и средних специальных учебных заведениях.

Также в этом документе рассматриваются предложения по улучшению преподавания, содержание курсов, рекомендации.

§2. Проводимые ранее практические исследования по данной теме.

Из ранее созданных методик и конспектов нетрадиционных уроков были найдены и в дальнейшем использованы при создании моей методики следующие материалы :

Из опыта проведения самостоятельных работ на уроках информатики в нестандартной форме (Использование кроссвордов, головоломок) руководителя id008 Королевой О.В.

На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад. Для ряда тем разрабатываются специально кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

Недостаток этих работ, как и некоторых других - возможность подсказок. Что бы свести их к минимуму, необходимо несколько вариантов заданий. Каждому ученику выдается карточка с заданием и сеткой кроссворда. Решенный кроссворд остается после проверки у ученика как напоминание основных понятий изученной темы.

Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Время, затрачиваемое на уроке на решение кроссворда достаточно мало и на прямую зависит от количества слов, однако это требует достаточной подготовки к проверочной работе.

Учащиеся так же проявляют интерес к самостоятельному составлению кроссвордов, поэтому подобная работа предлагается учащимся в качестве домашней работы. Такой тип домашнего задания позволяет расширить кругозор учащихся, приучает к краткому и точному изложению, формированию вопросов, работе с дополнительной литературой.

Требования к ученическим кроссвордам следующие:

  • Максимальное число пересечений, то есть совмещающихся букв.

  • Кроссворд должен содержать не менее 8 слов. Верхний предел не ограничен и зависит от способностей учащегося.

Кроссворд должен быть представлен следующим образом:

  1. Сетка кроссворда.

  2. Вопросы по вертикали и горизонтали.

  3. Заполненная сетка (она позволяет ученику не допускать орфографические ошибки).

Критерии оценки кроссворда объявляются учащимся при выдачи задания. Ученик должен уметь объяснить значение использованных терминов, особенно тех, которые не были введены при изучении темы.

Оценивается также красота кроссворда: оригинальность сетки, симметричность ее.

При проверки кроссвордов применяется 100-балльная шкала.

За хорошую сетку начисляется 20 баллов.

Оценка повышается, если пересечение слов не по одной букве, а на двух и более. За каждое слово с двумя пересечениями дается 3 балла, три пересечения - 8 баллов, четыре пересечения - 15 баллов, пять пересечений - 20 баллов.

На оценку влияет количество слов, использованных автором.

За каждое слово сверх заданного минимума оценивается в 10 баллов.

За каждую фактическую ошибку в вопросах кроссворда начисляется по 10 штрафных баллов.

Результат вычисляется по формуле:

S=3*N2+8*N3+15*N4+20*N5+10*M+20-10*P, где

N2 - количество слов с двумя пересечениями,

N3 - количество слов с тремя пересечениями,

N4 - количество слов с четырьмя пересечениями

N5 - количество слов с пятью пересечениями

M - количество слов, превышающих минимально заданное,

P - число фактических ошибок в вопросах,

20 баллов начисляется только за красивую сетку кроссворда.

При результате больше 100 - "отлично", 60-100 баллов - "хорошо", менее 60 - "удовлетворительно".

Кроссворды

Информация, информационные процессы

1

2

3

4

5

  1. Разноуровневое обучение суть

    Документ
    Главное стратегическое направление развития системы образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога,
  2. Э. Ш. Камалдинова П42 Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса : материалы постоянно действующего семинара / под общ ред. И. М. Ильинского; отв ред. Э. Ш. Камалдинова

    Документ
    Публикуется по решению Президиума Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области в рамках реализации проекта постоянно действующего семинара «Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса»
  3. «Повышение качества знаний, умений и навыков через активизацию познавательной деятельности учащихся и систему контроля географии и обж»

    Документ
    В настоящее время все понимают важность проблемы усвоения знаний и развития школьников в процессе обучения. Все способности человека развиваются в процессе деятельности.
  4. «Качество результатов обучения и воспитания»

    Документ
    Инновационная образовательная деятельность в нашей Школе направлена в первую очередь на изменение качества совместной деятельности педагога и учащихся и выступает у нас не модным довеском к учебной и воспитательной работе, а понимается,
  5. «Разноуровневое обучение как один из видов личностно-ориентированной педагогической технологии»

    Документ
    Анализ тенденций развития систем образования в мировой педагогической практике показал, что его основным стратегическим направлением являются технологии личностно-ориентированного обучения.
  6. Современные технологии обучения школьников иностранному языку

    Документ
    деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
  7. «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы образования»

    Доклад
    В 2009/2010 учебном году педагогический коллектив школы, продолжая работу над общей методической темой образовательных учреждений города Саратова «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы образования»,
  8. Педагогические условия повышения квалификации учителей с использованием дистанционных образовательных технологий 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой и французской филологии и лингводидактики ФГОБУ ВПО ««Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.
  9. Качество методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Учебный план.

    Документ
    Учебные планы Северотатарской СОШ, Чернышевской НОШ, Ваховской НОШ утверждены педсоветом школы. Школьный Учебный план разработан на основе Регионального базисного учебного плана на 2008\09 уч.

Другие похожие документы..