Программа дисциплины «Отечественная история» для направления 030200. 62 Политология, подготовки бакалавра, 031600. 62 Реклама и связь с общественностью

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет прикладной политологии

Кафедра всеобщей и отечественной истории

Программа дисциплины

«Отечественная история»

для направления 030200.62 - Политология, подготовки бакалавра, 031600.62 – Реклама и связь с общественностью

Авторд. и. н., проф. Кривушин И. В.

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

Прикладная политология всеобщей и отечественной истории

28 сентября 2010 г.

Председатель Зав. кафедрой Васильев Л.С.

Поляков Л.В.

200г. “200г.

Утверждена УС факультета

прикладной политологии

Ученый секретарь

Орлов И.Б.

200г.

Москва 2010

Факультативный курс:

«Отечественная история (влияние Запада и Востока на историческое развитие России)».

Дисциплина относится к вузовскому компоненту

Пояснительная записка

Автор программы:доктор исторических наук, профессор Рябинин Алексей Леонидович.

Требования к студентам: изучая курс, студент должен:

1.знать, что такое цивилизация;

2.понимать разницу между цивилизацией и макросоциоэкономической структурой;

3. иметь представление об основных мировых цивилизациях;

4. знать историю России в пределах тех требований, которые предъявляются на вступительных экзаменах в ГУ-ВШЭ;

5.иметь общие представления о периодизации мировой истории и истории России;

6. быть готовым к восприятию кардинальных различий между Востоком и Западом;

7. быть готовым к восприятию влияния западных и восточных цивилизационных и

макросоциоэкономических структур на историческое развитие России,;

8. уметь работать со справочной и учебной литературой;

9. обладать навыками написания письменных работ, умением грамотно излагать собственные мысли.

Аннотация:

Россия (первоначально -Русь) – огромное континентальное государство - занимает промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком.

В различные периоды свой истории они испытывала колоссальное воздействие со стороны западных и восточных цивилизационных и макросоциоэкономических структур. В решающие моменты своего развития Россия всегда стояла перед выбором: варяги или хазары, христианство или ислам, немцы или монголы, феодализм или деспотия, европейская модернизация или традиционных застой, гражданское общество или тоталитарный контроль и т. д.

Напряжение, создававшееся российском обществе в моменты выбора, часто приводило к кровавым катаклизмам. Поскольку «проблема выбора» до сих пор не снята с политической «повестки дня» российского общества, знание исторических прецедентов очень полезно для будущих политологов в их последующей практической, теоретической и научной деятельности. Работа будущих политологов предполагает общение с широким кругом людей, умение «разговорить» их, найти для этого интересные темы, и, конечно же, отстоять свою собственную точку зрения. Знание исторических корней и внешнего влияния, истоков различных исторических процессов и воздействия на них извне, безусловно, поможет будущим политологам в решении их профессиональных задач.

Программа курса построена на основе компаративного метода. Курс дает студентам четкое представление о восточных и западных цивилизациях, их особенностях, причинах их появления и специфике их развития. Россия, находящаяся между ними, имеет черты и тех и других цивилизаций с поправкой на национальные, востоноевропейские особенности. Изложение российской истории идет на основе проблемно-хронологического метода, что дает возможность студентам увидеть проблемы в развитии, понять их логику и причины.

Курс построен на сравнении исторического развития России с моделями развития восточных и западных цивилизаций. Курс включает проведение семинарских занятий. Самостоятельная работа студента, помимо освоения теоретического материала и подготовки к семинарским занятиям, предполагает подготовку докладов, написание рефератов, темы которых прилагаются.

Учебная задача курса:

В результате изучения курса студент должен:

- знать учебный материал, предусмотренный данной программой;

- уметь искать и систематизировать найденный материал по проблеме, уметь оперировать полученными знаниями;

  • уметь оценивать исторические процессы с точки зрения общечеловеческого прогресса в создании условий для развития личности.

Тематический план учебной дисциплины:

Курс составляет 110 аудиторных часов. Он рассчитан на три модуля и включает лекционные (84 час) и семинарские занятия (26 часа). Самостоятельная работа студентов состоит из написания рефератов, а также занятий на семинарах На самостоятельную работу студентов отводится – не считая семинарских занятий – 64 часа.

Четвертый модуль завершается сдачей зачёта. Авторский подход к изучению курса обусловил тематический план.

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. занят.

1.

Предмет истории. Проблема субъекта исторического процесса. Понимание и истолкование исторического процесса. Периодизация всемирной истории и проблема периодизации истории России.

9

4

1

3

2.

Древневосточные цивилизации и античный полис.

8

4

1

2

3.

Средневековые мусульман-ская, индуистская, буддийская, конфуцианская, синтоистская и христианская цивилизации.

9

4

1

3

4.

Ранняя история восточного славянства. Долгий путь восточнх славян из междуречья Одера-Вислы

в восточную часть Восточно-Европейской

и их условия обитания на

Русской равнине.

6

2

1

3

5.

Киевская Русь между Западом и Востоком. Варяги и хазары Особенности формирования российского государства.

6

2

1

3

6.

Европа и Россия на этапе раздробленности. Был ли в России феодализм ?

6

2

1

3

7.

Россия между монгольской и немецкой угрозой. Исторический выбор XIII в. и его последствия.

6

2

1

3

8.

Москва – собирательница земель русских (ХIII-ХV вв.). Какие традиции легли в основу создания Московского государства?

5

2

1

2

9.

Иван Грозный – первый русский царь. Российский деспотизм – местная традиция или монгольское заимствование ?

6

2

1

3

10.

Смутное время в России в начале XVII в.- иностранная интервенция и первая попытка западной

модернизации.

5

2

1

2

11.

Россия при царе Алексее Михайловиче и царице Софье – специфика западного влияния, укрепление деспотизма и крепостничества.

6

2

1

3

12.

Реформы Петра I – европейская технологическая модернизация, деспотизм и закрепощение всего общества.

9

4

1

3

13.

Наследие Петра: эпоха «женских правлений» и дворцовых переворотов – слабеющий деспотизм и попытки установления олигархического правления.

5

2

1

3

14.

Западноевропейский абсолютизм и медленный путь русского деспотизма к абсолютизму: правление Екатерины II .

5

2

1

3

15.

Европейская Реформация и русская церковь.

5

4

1

2

16.

Мировые империи и специфика российской имперскости.

4

4

1

2

17.

Западноевропейский промышленный переворот и его влияние на Россию

в XIX в.

5

4

1

2

18

Война 1812 г., приход русской армии в Париж и судьба робких либеральных реформ Александра I.

Движение декабристов.

5

4

1

2

19.

Усиление политической реакции и дальнейшее ослабление деспотической власти при Николае I.

5

4

1

2

20.

Западники, славянофилы и кризис самодержавной идеологии в ХIХ в.

5

4

1

2

21.

Эпоха Великих реформ в России – их обусловленность внутренними и внешними факторами.

4

1

2

22.

Капиталистическая модернизация России – основное условие «догоняющего

развития».

5

4

1

2

23.

Дипломатия и военное дело в России в ХVIII-ХIХ вв. - «ответ на вызовы» или гегемонистский синдром ?

6

4

1

2

24.

Политическая борьба в России на рубеже ХIХ –ХХ вв.- борьба за выбор между «западным» и «анти-западным» путем развития в ХХ в.

6

4

1

2

25.

СССР – как страна победившего антизападного пути развития.

9

4

1

3

26.

Постсоветская Россия – новый выбор между Западом и Востоком ?

8

4

1

2

174

84

26

64

  1. Программа дисциплины «Отечественная история» для направления 030200. 62 Политология, подготовки бакалавра, 031600. 62 Реклама и связь с общественностью (2)

    Программа дисциплины
    Напряжение, создававшееся российском обществе в моменты выбора, часто приводило к кровавым катаклизмам. Поскольку «проблема выбора» до сих пор не снята с политической «повестки дня» российского общества, знание исторических прецедентов
  2. Программа развития образовательной деятельности Мурманского государственного гуманитарного университета на 2011-2014 гг

    Программа
    Программа развития образовательной деятельности МГГУ является организационной основой реализации комплекса взаимосвязанных мер в течение 2011-2014 гг.
  3. В. В. Радаев Присутствовали

    Документ
    О проектах оригинальных образовательных стандартов НИУ ВШЭ направлений подготовки бакалавров «Политология», «Реклама и связи с общественностью», «Филология», проектов стандартов профилей подготовки бакалавров по направлениям «Экономика»
  4. Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (2)

    Документ
    1. Утвердить прилагаемое Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.
  5. Естественно-математические и технические науки (1)

    Документ
    В пособии представлены наиболее важные вопросы интегративной психотерапии, ставшей "духом времени" для психотерапевтической практики XXI века.
  6. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году
  7. 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии 47 (1)

    Документ
    разработано на основании образовательного стандарта Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «бакалавриат», утверждённого приказом с учётом требований федерального государственного
  8. 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии 47 (2)

    Документ
    разработано на основании образовательного стандарта Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «бакалавриат», утверждённого приказом с учётом требований федерального государственного
  9. Правила приема в башкирский государственный (2)

    Правила приёма
    Настоящие правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» (в редакции Федерального Закона от 16.

Другие похожие документы..