Учебное пособие для дистанционного обучения Владивосток

Министерство образования Российской Федерации

Дальневосточная государственная академия

экономики и управления

В.В.Чернышева

Безопасность жизнедеятельности

Учебное пособие

для дистанционного обучения

Владивосток

Издательство ТГЭУ

2005

УДК 504.054.003.12

Чернышева В.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для дистанционного обучения.  – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2005. – 148 с.

Учебное пособие разработано как фрагмент кейс-технологии для дистанционного обучения студентов экономических и управленческих специальностей, может быть использовано для всех форм обучения. Содержит расширенную программу, краткий курс лекций, темы рефератов по безопасности жизнедеятельности (БЖД) и правила их оформления, примеры выполнения расчетных заданий, тесты для контроля.

Составлено с учетом требований учебных стандартов по дисциплине “БЖД” и рабочих программ, разработанных на кафедре экологии и природопользования ТГЭУ.

Рецензенты: к.т.н. доцент кафедры «Охрана окружающей среды» ДВГТУ Е.В. Нисковская,

к.б.н. доцент кафедры «Охрана окружающей среды» ДВГТУ А.В. Москаленко

Печатается по решению УМС по направлению подготовки.

ISBN 5-93362-115-3  Чернышева В.В., 2005 г.

 Изд-во ТГЭУ, 2005 г.

Оглавление

Предисловие 5

Расширенная программа курса 6

«Безопасность жизнедеятельности» 6

1. Теоретические основы БЖД 8

1.1. Основные понятия и определения 8

1.2. Концепции абсолютной безопасности 9

и приемлемого риска 9

1.3. Элементы системного анализа в разработке безопасных условий деятельности. 10

“Дерево причин и опасностей” 10

1.4. Принципы, методы, средства обеспечения безопасности 11

1.5. Эргономические аспекты БЖД 11

1.6. Психологические аспекты БЖД 12

1.7. Анализаторы как средство включения человека в систему “человек – среда” 14

2. Природные аспекты БЖД 15

2.1. Учение В.И.Вернадского о биосфере 16

2.2. Современные представления о биосфере 17

2.3. Опасности, связанные с последствиями антропогенной деятельности человека 22

2.3.1. Демографический взрыв 22

2.3.2. Истощение и загрязнение природных ресурсов 25

2.4. Гигиеническое нормирование вредных факторов в окружающей среде 37

2.5. Гигиеническое нормирование химических веществ в продуктах питания 38

2.6. Мировая эколого-экономическая стратегия 39

3. БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций 42

3.1. Причины и особенности развития чрезвычайных ситуаций 42

3.2. Классификация чрезвычайных ситуаций 43

3.3. Чрезвычайные ситуации природного происхождения 44

3.4. Чрезвычайные ситуации антропогенного характера 45

3.5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера 46

3.6. Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях 50

3.7. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 51

4. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ (ОХРАНА ТРУДА) 54

4.1.Законодательство Российской Федерации об охране труда 54

4.2. Государственная политика в области охраны труда 56

4.3. Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда 57

4.4. Государственная экспертиза условий труда 65

4.5. Сертификация работ по охране труда 66

4.6. Особенности организации служба охраны труда в организациях 67

4.6.1 Порядок организации и численный состав служб охраны труда в организациях 67

4.6.2. Порядок проведения и виды инструктажей, обучение и проверка знаний по охране труда 70

4.6.3. Особенности нормирования рабочего времени 71

4.6.4. Обеспечение средствами индивидуальной защиты 75

4.6.5. Медицинские осмотры как профилактика профессиональных заболеваний 77

4.6.6. Предотвращение аварийных ситуаций 79

4.6.7. Порядок расследования несчастных случаев 80

4.6.8. Расследование и учет профессиональных заболеваний 82

4.6.9. Аттестация рабочего места 84

4.6.9.1.Основные сведения об аттестации 84

4.6.9.2. Содержание этапов аттестации 85

4.7. Социальное страхование 89

4.8 Особенности гигиенической оценки условий труда 90

4.9 Электробезопасность 93

4.10 Пожарная безопасность 94

Приложения 99

Содержание и порядок выполнения рефератов 99

Темы рефератов 100

Расчетные задания и примеры их решения 102

Лист тестового контроля по БЖД 107

Рекомендуемая для выполнения рефератов литература 108

Сборник тестов по БЖД 109

Некоторые справочные материалы 126

Рекомендуемая литература 140

Предисловие

Усложнение современной промышленной инфраструктуры, хроническое загрязнение урбанизированных территорий и природной среды, рост числа техногенных катастроф, активизация геосфер планеты, имеющая также и признаки техногенных причин, возрастающее количество политических и социальных конфликтов, приводящих к гуманитарным катастрофам в зоне их возникновения, значительно осложняют существование человека в им же созданной техногенной среде.

Современная антропогенная нагрузка на природную среду измеряется миллиардами тонн. Ежегодно в водные системы планеты поступает около 15 млрд т загрязнителей, в атмосферу – около 1 млрд т, на поверхность земли – до 85 млрд т. В России к концу ХХ века около 12% территории отнесено к зонам чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия. На ней по-прежнему проживают люди. Контакты человека с токсичными и радиоактивными веществами в условиях как производства, так и загрязненной природной среды приводят к изменению видового генофонда человечества. На настоящий момент в мире более 5% (в Европе – до 15%) населения имеют отягощенную наследственность, количество наследственных болезней возросло до 4000, 3,5% детей рождаются с предрасположенностью к хроническим заболеваниям, 0,5% – с болезнями, полученными вместе с генами родителей.

Не менее опасны и последствия стихийных бедствий, особенно в условиях, когда в местах массового проживания людей не учтены природно-климатические особенности. В качестве примера можно привести землетрясение в Нефтегорске, в несколько секунд стершее с лица земли поселок и унесшее жизни 1841 человека.

Количество техногенных аварий в мире колеблется от 800 до 1500 в год, при этом погибает в среднем около 4 тыс. человек. В результате аварий на автомобильном транспорте – свыше 30 тыс. человек в год, на воздушном транспорте – от 150 до 200 человек в год.

Исключить с определенной вероятностью нежелательные последствия – естественное желание любого человека.

Цель преподавания дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” (БЖД) – ознакомить студентов с теоретическими основами безопасности жизнедеятельности (понятием опасных и безопасных условий деятельности, классификацией и количественной оценкой опасностей, принципами, методами и средствами обеспечения безопасных условий деятельности) и особенностями дифференцированного подхода к безопасности (специфика безопасности в производственных условиях, чрезвычайных ситуациях, в условиях окружающей природной среды, испытывающей техногенное давление).

Курс лекций по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности” читается в высших учебных заведениях России с 1990 г. Он качественно отличается от прежнего курса “Охрана труда”, включает четыре раздела: “Теоретические основы БЖД”, “Природные аспекты БЖД”, “БЖД в условиях производства (охрана труда)”, “БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций”.

Расширенная программа курса

  1. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (3)

    Учебное пособие
    М 79 Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  2. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (4)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  3. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (1)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  4. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (2)

    Учебное пособие
    М 79 Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  5. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (5)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  6. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (6)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих методы мониторинга в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения знаний,
  7. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по специальности 031300 «Социальная педагогика» по курсам «Дополнительное образование на материале медиакультуры», специализации 03. 13. 30 «Медиаобразование» Таганрог

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и истории российского медиаобразования. Автором исследуются этапы исторического развития медиаобразования в России; эволюция основных теоретических концепций и направлений, выявляются
  8. Учебно-методическое пособие для дистанционной формы обучения Москва 1999

    Учебно-методическое пособие
    Тема 1. Азиатский способ производства и античное рабством генезис древневосточных цивилизаций, основные особенности экономики стран Древнего Востока.
  9. Учебное пособие для студентов дневной, заочной форм обучения с применением различных технологий обучения (дистанционной, ускоренной и других) владивосток

    Учебное пособие
    Цель изучения дисциплины «Исследование систем управления» – приобретение студентами умений самостоятельно проводить исследования системы управления фирмой, компанией и разрабатывать мероприятия по ее совершенствованию.

Другие похожие документы..