Рабочая программа по учебному предмету биология

Муниципальное общеобразовательное учреждение Сатинская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от________

Утверждена приказом № ____ от _______

Рабочая программа

по учебному предмету

биология

6-9класс

Составила Володина О.А.

2010 год

Содержание

Рабочая программа 1

Требования к уровню подготовки обучающихся 5

на ступени основного общего образования: 5

применять: полученные знания для профилактики ЗПП, гигиены органов размножения. 33

Обобщение знаний по пройденному курсу (1). 33

Итоговый контроль и тестирование 33

Курс «Основы общей биологии». 34

Требования к уровню подготовки обучающихся 41

на ступени основного общего образования 41

Пояснительная записка.

Цель данной программы ─ развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия;сформировать у учащихся определённый минимум знаний в той или иной области науки и научить использовать накопленные знания в жизни. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программ:

  1. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008.

  2. Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н. 7 класс. Животные. //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008.

  3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс. Человек и его здоровье.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008.

  4. Пономарева И.Н., Чернова Н.М. 9 класс. Основы общей биологии (70 часов, 2 часа в неделю). //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го, 8-го и 9-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 6-го – 1,5 часа.

Выбор программ по биологии для 6-9 классов объясняется тем, что они построены на принципиально новой содержательной основе – биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и явления культуры.

Важнейшие особенности данных программ:

  • Усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы России и бережному отношению к ней; добавлены к тому же материалы по изучению биоразнообразия Тамбовской области;

  • Усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям устойчивого развития природы и общества;

  • Изменение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения учащихся в соответствие с имеющимся оборудованием и местоположением школы.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Формирование ключевых компетенций обучающихся достигается через систему уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников; через лабораторные работы, экскурсии и видео-уроки; систему особых домашних заданий и т. д.

Согласно уставу и локальному акту Муниципального общеобразовательного учреждения Сатинской сош предусмотрены следующие виды и формы контроля: промежуточный контроль в 6-8 классах по решению педагогического совета и итоговые переводные экзамены в 9 классе по выбору учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

на ступени основного общего образования:

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;

  • знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

  • знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;

  • знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;

  • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Тамбовской области методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;

  • знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;

  • знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;

  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

  • умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • умение выявлятьизменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение определятьпринадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;

  • умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;

  • использованиеприобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • понимание ответственности за качество приобретенных знаний;

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

  • умение анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;

  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.

Для реализации данной программы наилучшим образом подходят учебники линии И.Н. Пономорёвой.

Содержание учебной программы:

6 класс.

Курс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».

Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.

Программа рассчитана на 51 час, 1,5 часа в неделю.

Введение.

Наука о растениях — ботаника (1 ч]

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направ­ления применения ботанических знаний.

1. Общее знакомство с растениями (4 ч)

Многообразие мира растений: культурные и дикорасту­щие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Признаки растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические фак­торы, влияющие на жизнедеятельность растений.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных усло­виях. Изменения у растений: прекращение роста, образование по­бегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.

Лабораторная работа

Семенные и споровые растения.

Экскурсии

Мир растений вокруг нас. Осенние явления в жизни растений.

После изучения темы учащимся следует:

знать: –– особенности строения растительного организма,

–– многообразие жизненных форм растений,

характеризовать: –– общие признаки растительных организмов,

–– группы растений и их значение,

углублять знания: –– об условиях жизни растений,

–– об особенностях органов растений.

2. Клеточное строение растений [4 ч)

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление мик­ропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безо­пасности в работе.

Клетка — основная структурная единица организма расте­ния. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, яд­ро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: обра­зовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), по­кровные, проводящие, механические. Клеточное строение орга­нов растения. Растение — многоклеточный организм.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Ды­хание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Лабораторная работа

Строение растительной клетки.

После изучения темы учащимся следует:

знать: – особенности строения растительной клетки;

выявлять: – жизненно важные процессы, протекающие в клетке;

распознавать: –– ткани растений;

объяснять: –– устройство увеличительных приборов;

уметь: –– пользоваться ими,

–– готовить временные микропрепараты.

3. Органы цветковых растений (14ч)

  1. Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Общие закономерности» для 9 класса (базовый уровень)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии, опубликованной на сайте Министерства образования, стандарта среднего общего образования,
  2. Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек» для 8 класса (базовый уровень)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии, опубликованной на сайте Министерства образования, стандарта среднего общего образования,
  3. Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Многообразие живых организмов» для 7 класса базовый уровень

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии, опубликованной на сайте Министерства образования, стандарта среднего общего образования,
  4. Рабочая программа по учебному курсу биологии для 8 класса Составитель

    Рабочая программа
    Рабочая программа курса биологии для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом авторской программы В.
  5. Рабочая программа по учебному курсу биологии для 11 класса Составитель

    Рабочая программа
    Преподавание курса «Общая биология» в 11 классе ведётся по Программе среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Авторы: И.Б.Агафонова, В.
  6. Рабочая программа по учебному курсу биологии для 6 класса Составитель

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии.
  7. Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" для 5-х классов (базовый уровень)

    Рабочая программа
    воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;
  8. Рабочая программа по учебному предмету «окружающий мир» 1 класс

    Рабочая программа
    Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального
  9. Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» для 8 9 классов

    Рабочая программа
    Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно- исторические эпохи, роль искусства в жизни

Другие похожие документы..