Становление властных полномочий местного самоуправления в Российской Федерации (на примере Республики Северная Осетия-Алания)

На правах рукописи

Хатаев Ахсарбек Майранович

Становление властных полномочий местного самоуправления в Российской Федерации

(на примере Республики Северная Осетия-Алания)

Специальность 23.00.02 - политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Москва - 2007

Работа выполнена на кафедре национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель: - доктор исторических наук, профессор Калинина Клавдия Владимировна

Официальные оппоненты: - доктор философских наук, профессор

Самар Юрий Александрович

- кандидат политических наук, доцент Медведева Валентина Кузьминична

Ведущая организация: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Защита состоится « 24 »мая2007 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д.502.006.14. при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 117606, г. Москва, пр. Вернадского 84, 1-й учебный корпус, аудитория 3304.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (1-й учебный корпус).

Автореферат разослан «23» апреля 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат политических наук С.А. Пистрякова

I. Общая характеристика диссертационной работы

Актуальность темы диссертационного исследования проблемы становления властных полномочий местного самоуправления выявляется, прежде всего из реализации общих принципов развития местного самоуправления в Российской Федерации, закрепленных в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ, в которых местное самоуправление рассматривается как форма осуществления народом своей власти.

Несмотря на то, что в настоящее время функции и роль местного самоуправления значительно расширились, население и должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации еще не до конца осознают важность этого общественно-властного института, в том числе и для решения проблем приобщения населения к самоорганизации, к развитию местной демократии, к активному участию в решении местных дел, общественному контролю за властью.

С ратификацией Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года1 существенно расширились горизонты муниципального строительства в России, в то же время возникают вопросы инкорпорации ее норм в условиях Российской Федерации.

Актуальным является то, что местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.131.), Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций в пределах его полномочий.

В Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации в 2002 году обращалось внимание на необходимость закрепления законом тех его форм, которые доказали свою жизненность на практике. При этом, подчеркнул Президент России, «нелишне вспомнить и наш собственный, еще дореволюционный исторический опыт»2.

В докладе рабочей группы Госсовета по проекту Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ уточнялось, что «Россия настолько неоднородна по своим географическим, природным, хозяйственным, этническим и иным параметрам, что жесткая унификация структур местной публичной власти неизбежно обернулась бы резким снижением ее эффективности.

Стоит напомнить, что до 1917 года в России существовало 20 различных систем организации местного самоуправления, и даже из 72 так называемых «русских» губерний только в 37 использовалась унифицированная модель»1. В связи с этим актуальным является исследование форм общественного участия в управлении на примере Республики Северная Осетия-Алания.

Существенное значение имеет анализ перечня вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, делегирования полномочий государственной власти субъекта Федерации местному самоуправлению.

Пока еще недостаточно разработаны формы межмуниципального сотрудничества, его целей, основных направлений; нет четкого определения уровней взаимодействия муниципальных образований – регионального, межрегионального, общероссийского, международного.

Безусловно, становление местного самоуправления с активным участием в нем большинства граждан – длительный и сложный процесс, на который оказывают влияние политические, социальные, экономические факторы.

Следует отметить, что на данный момент в отношении понятия «местное самоуправление» в научном мире не сложилось единого мнения о его сущности, что, несомненно, затрудняет эффективность использования данного института.

Становление института местного самоуправления в современной России проходит переломный этап, что обусловлено меняющимися политическими установками, сменой теоретических взглядов, осмыслением собственного и зарубежного опыта.

Эти процессы требуют дополнительного теоретического анализа, обобщений накопленного опыта.

Степень научной разработанности проблемы

На современном этапе в российской науке накоплено достаточно информации о состоянии, перспективах и возможностях дальнейшего развития такого сложного социально-политического института, как местное самоуправление.

Многие авторы рассматривают проблему становления властных полномочий местного самоуправления в системе федеративных отношений в России и в этом процессе выявляют логику выстраивания вертикали власти.

Такой подход выявляется в трудах: Абдулатипова Р.Г., Автономова А.С., Атаманчука Г.В., Авакьяна С.А, Болтенковой Л.Ф., Калининой К.В., Мацнева А.А, Медведева Н.П., Медведевой В.К., Михайлова В.А., Самара Ю.А., Столярова М.В., Емельянова Н.А. и др.1

В концептуальном аспекте вопросы развития местного самоуправления рассматриваются в работах: Авакьяна С.А., Еремяна В.В., Ковешникова Е.М., Кутафина О.Е., Незнамовой Е.А., Постовой Н.В., Таболина В.В. , Широкова А.Н и др.1

Внимание привлекают исследования Авекова В.В., Алисова А.Н., Гапоненко А.Л., Гpигоpьева В.В., Дукачевой Е.Г., Мельникова С.Б., Панкрухина А.П. и др., в которых рассматриваются вопросы собственности муниципальных образований.2

Анализу важнейших проблем местного самоуправления, касающихся образования, здравоохранения, культурного развития населения на территории муниципального образования рассматриваются в работах Х. Берра., Горелова Н.А., Олиференко Л.Я., Типенко Н.Г и др.3

Исторические аспекты местного самоуправления анализируются в работах Бакушева В.В., Куликова В.И., Уткина Э.А., Черняка В.З и др.1

Проблемы становления общественно-властных отношений местного самоуправления в Республике Северная Осетия – Алания, в том числе и в историческом аспекте, исследуются в работах: Баева Г.В., Блиева М.М., Блиевой З.М., Бзарова Р.С., Дзасохова А.С., Дзидзоева Р.М., Дзидзоева В.Д., Кануковой З.В, Магометова А.Х., Маргиева В.И., Цалиева А.М., Чеджемова С.Р., Чиковани Г.Д., Шаталова М.М., и др.2

В контексте с российской государственностью исследуются в монографиях Кобахидзе Е.И., Цалиева А.М.., Чеджемова С.Р. и др.1

Важно отметить, что анализу проблем местного самоуправления уделяется большое внимание на кафедре национальных, федеративных и международных отношений, о чем свидетельствует защита кандидатских диссертаций по данной теме: Гаджиомарова З.О., Малова С.В., Малараевой Ю.М., Шахова Ш.К.и др2.

Таким образом, опираясь на степень научной и правовой оснащенности проблемы в данной диссертационной работе анализируются наиболее существенные проблемы становления местного самоуправления, определения его властных полномочий.

Объектом исследования выступают актуальные вопросы становления местного самоуправления, его властных полномочий с учетом региональных особенностей.

Предметом исследования – является анализ этапов становления местного самоуправления, формирования властных полномочий, исследование проблем и противоречий в развитии местного самоуправления в Республике Северной Осетии-Алания.

Целью диссертационной работы является исследование проблем становления властных полномочий местного самоуправления как важнейшего института народной демократии.

Данная цель определяет решение целого ряда более конкретных задач:

-выявить теоретико-методологические основы становления властных полномочий местного самоуправления в Российской Федерации с учетом региональных особенностей;

-в историко-политологическом ключе исследовать этапы становления института местного самоуправления;

-раскрыть проблемы реализации политико-правовых основ становления местного самоуправления на современном этапе, их властных полномочий, взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

-проанализировать необходимость учета традиционных форм общественного самоуправления, их использование в современных условиях (на примере Республики Северная Осетия – Алания);

-определить проблемы и перспективы развития института местного самоуправления в Республике Северная Осетия – Алания.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили положения, обобщения, идеи, содержащиеся в трудах ученых, в которых в широком спектре анализируются проблемы становления и развития местного самоуправления.

Применялись различные научные методы познания, прежде всего метод политического анализа, а также системного, исторического, контент-анализа, институционального и др.

Источниковедческой основой выступают: Конституция Российской Федерации; Конституция Республики Северная Осетия-Алания; Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года; Федеральный Закон от 28 августа 1995 года № 154 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ;Закон Республики Северная Осетия-Алания от 25.04.2006 г «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания» № 24-РЗ; Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные акты, законодательные акты субъектов Российской Федерации по исследуемой проблеме и др.

Также в диссертационной работе автор опирался на документы Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания. (Далее, ЦГА РСО-Алания; ЦГА СО АССР), материалы текущего архива Парламента Республики Северная Осетия-Алания, архивные материалы, собранные в Отделе рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных исследований, представляющие собой как документы официального делопроизводства, так и документы личного характера, исследованы дореволюционные публикации в местных, так называемых административных газетах.

Научная новизна исследования обусловлена постановкой проблемы, степенью ее разработанности, результатами анализа практического осуществления законодательных основ развития местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания.

Настоящая работа является одним из первых исследований, в котором на фоне достаточно широкого научного осмысления проблем развития местного самоуправления решена важнейшая малоисследованная задача – проанализировать становление властных полномочий местного самоуправления в Российской Федерации, обращая внимание на региональный аспект проблемы.

Опираясь на теоретико-методологическую и правовую базу, в диссертации анализируются проблемы инкорпорации норм Европейской Хартии местного самоуправления в российскую правовую систему с учетом исторических, географических, социально-культурных и иных особенностей регионов России.

В работе представлена авторская классификация этапов становления местного самоуправления в России в историческом измерении, характеризуются их особенности.

Научную новизну представляет выявление глубоких традиционных форм общественного самоуправления у осетинского народа (сходы, народные собрания, коллективное решение общественных и частных вопросов и др.), некоторые из этих традиций находят применение в настоящее время. Именно они, по мнению автора, являются зародышем подлинной народной демократии.

Всестороннее изучение проблемы позволило выявить наиболее существенные ее аспекты, требующие решения: территориальные проблемы организации местного самоуправления; границы полномочий местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Федерации. При этом обращается внимание, что местные органы власти должны обладать четко очерченными законными правами и полномочиями; в серьезном укреплении нуждается финансово-экономическая база местного самоуправления; доказана необходимость создания действующего механизма контроля за деятельностью местного самоуправления и др.

Научную новизну представляет в известной степени постановка автором вопроса о необходимости развития законодательной базы, касающейся межмуниципального сотрудничества в субъекте Федерации, за пределами субъекта Федерации – в России и в международном плане, в том числе и приграничного сотрудничества.

  1. Взаимоотношения местного самоуправления с органами власти на региональном уровне (на материалах республики саха (якутия)

    Автореферат диссертации
    Ведущая организация – Владивостокский институт международных отношений стран Азиатско-Тихоокеанского региона Дальневосточного федерального университета (г.
  2. Субъектов российской федерации (2)

    Закон
    В сборнике приведены законодательные и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере культуры и извлечений из них в части культуры, являющиеся законодательной базой деятельности организаций культуры, примеры государственного
  3. Комментарий к Конституции Российской Федерации (1)

    Документ
    Предлагаемое читателю третье издание Комментария к Конституции Российской Федерации 1993 г., сохраняя преемственность с предшествующими его изданиями - 1996 г.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации (2)

    Документ
    Частично изменился авторский коллектив. Ушли из жизни наши соавторы предшествующих изданий комментария - известные ученые-юристы - доктора юридических наук С.
  5. Фатеев К. В. Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования (1)

    Документ
    Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. – М.: Издательство «За права военнослужащих», 2005.
  6. Фатеев К. В. Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования (2)

    Документ
    В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые проблемы обеспечения военной безопасности Российской Федерации, современного состояния ее правового регулирования, обосновывается теоретико-правовое понятие военной безопасности,
  7. Фатеев К. В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование)

    Исследование
    В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые вопросы военной безопасности Российской Федерации, ее современного состояния и проблемы правового регулирования, дается определение военной безопасности Российской Федерации, указывается
  8. II. в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Астраханской области

    Обзор
    Изменение роли политических партий как субъектов –выразителей общественных интересов в современных условиях (подготовлено информационно-аналитическим управлением Законодательного Собрания Нижегородской области) .
  9. Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаи­модействия

    Документ
    В монографии исследуются концептуальные подходы к местному самоуправлению, существующие в политико-право­вой мысли, и практика их реализации. Исходя из государствен­но-общественной природы местного самоуправления, предла­гается концепция

Другие похожие документы..