План конспект проведения занятий с персоналом насф в области обеспечения безопасности жизнедеятельности тема 3: «Инфекционные заболевания»

Утверждаю

Руководитель ГО МОУ «Средняя школа №12»

__________________ Е.П. Пак

«_____» ____________ 20___г.


ПЛАН - КОНСПЕКТ

проведения занятий с персоналом НАСФ

в области обеспечения безопасности жизнедеятельности

ТЕМА 4.3: «Инфекционные заболевания»

УЧЕБНЫЕ ДЕЛИ:

1. Изучить со слушателями что собой представляют инфекционные заболевания, их особенности,
пути передачи и классификацию.

2. Изучить мероприятия по локализации и ликвидации инфекционных заболеваний.

МЕТОД: лекция

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

Введение3 мин.

Первый учебный вопросИнфекционные заболевания, их особенности, пути 10 мин

передачи и классификация.

Второй учебный вопросВиды иммунитета и диагностика инфекционных 10 мин

заболеваний.

Третий учебный вопросРежимно- ограничительные мероприятия и меры по 20 мин
ликвидации инфекционных заболеваний.

Заключение2 мин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство по военно-полевой терапии. Москва. Военное издательство. 1988г.

2. Военно-медицинская подготовка. Москва. Изд. Медицина. 1984 г.

3. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. Москва. 1999г.

Введение

Чрезвычайные ситуации, проявляющиеся массовыми инфекционными заболеваниями людей, с давних пор вызывали среди населения панику и сопровождались бегством из населенных пунктов, в которых возникали (в народе появилось выражение — бежать, как от чумы). А объяснялось все очень просто. Люди не знали причин заболеваний и не имели эффективных средств профилактики и лечения.

В настоящее время все это в прошлом. И тем не менее элементы паники при вспышках инфекционных заболеваний еще встречаются. Так было, например, при возникшей после многих лет отсутствия вспышке холеры в Одессе в 1970 году. Паника, как известно, плохой помощник. Поэтому знание вопросов предупреждения инфекционных заболеваний, причин их возникновения и закономерностей распространения, а также правил поведения в очаге поможет в ликвидации как небольших, так и крупных эпидемических вспышек. Это необходимо потому, что ликвидация эпидемий требует огромных материальных средств, участия большого количества людей и может продолжаться длительное время, парализуя жизнедеятельность городов, работу промышленности и сельского хозяйства

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Инфекционные заболевания, их особенности, пути передачи и классификация

Для возникновения инфекционного заболевания необходимо наличие и взаимодействия следующих трех основных элементов: источника возбудителя инфекции, механизма передачи восприимчивого организма.

Под источником возбудителя инфекции понимают объект, который является место естественного пребывания и размножения возбудителей и в котором идет процесс их накопления. Имея паразитическую природу, объектом своего существования возбудители избирают живы организмы. И поэтому ими являются человек или животное.

Механизм передачи инфекции представляет совокупность эволюционно сложившихся способов перемещения возбудителя болезни из зараженного организма в незараженный. Такое перемещение необходимо возбудителю потому, что бесконечно долго находиться в одно организме он не может, так как последний в конце концов вырабатывает к нем невосприимчивость (иммунитет) и рано или поздно освобождается от возбудителей. Кроме того в случае смерти источника погибает, за редким исключением, и сам возбудитель Приспособившись к паразитированию в организме одного биологического хозяина, он может переходить и в другой организм. По локализации и механизму передачи возбудителе инфекционные заболевания подразделяются на 4 группы: кишечные инфекции, инфекции дыхательных путей, кровяные инфекции, инфекции наружных покровов.

При кишечных инфекциях (дизентерия, холера, сальмонеллез) возбудитель локализуется кишечнике и выделяется во внешнюю среду с испражнениями. Но есть такие кишечные инфекции, при которых он может циркулировать в кровеносном русле (брюшной тиф, паратиф А и Б, лептоспирозы, вирусный гепатит, бруцеллез), и тогда возможны дополнительные пут выделения его через органы — печень, почки, легкие, молочные железы. Выделившись в внешнюю среду с испражнениями, мочой, рвотными массами, возбудитель может вызвать заболевание здорового человека только тогда, когда проникнет в его организм через рот. Это может произойти с пищей, питьевой водой или непосредственно с грязных рук. Такой механизм передачи, характерный для кишечных инфекций, получил название фекально-орального.

Если возникла инфекция дыхательный путей (грипп, натуральная и ветряная оспа, дифтерия туберкулез, скарлатина) местом локализации возбудителей являются слизистые оболочки дыхательных путей, с которых во внешнюю среду они выделяются с мельчайшими частичкам слизи при кашле, чихании, интенсивном дыхании, разговоре. Частички слизи, попадая в верхних дыхательные пути здорового человека, вызывают его заражение. Этот механизм или пут передачи называется воздушно-капельным.

В случаях кровяных инфекций (чума, туляремия, сыпной тиф, малярия, клещевой энцефалит желтая лихорадка) возбудители локализуются в кровеносном русле больного и передаются здоровому человеку кровососущими членистоногими (блохи, вши, комары, клещи, москиты) кусающими больного, а затем здорового. Это так называемый трансмиссивный механизм передачи.

При инфекциях наружных покровов (сибирская язва, бешенство, столбняк, лейшманиозы местом локализации и внедрения возбудителей являются кожа и слизистые оболочки поражаются при этом органы, расположенные далеко от места внедрения. Возбудители передаются от больного к здоровому при непосредственном контакте или через окружающие предметы, загрязненные слизью, гноем.

Преобладающая роль в передаче и распространении инфекций принадлежит таким факторам как вода, воздух, пища. Именно через них и возникают чрезвычайные ситуации эпидемиологического характера (вспышки и эпидемии). Массовые вспышки брюшного тифа дизентерии очень часто являются следствием попадания возбудителя как в водопроводную сеть так и в открытые водоемы при спуске сточных вод или авариях на канализационные сооружениях.

Воздух как фактор передачи играет большую роль при распространении очень многие заболеваний. Всем нам хорошо известны частые вспышки гриппа, продолжающаяся в течении последних нескольких лет эпидемия дифтерии, в которых фактором передачи является воздух.

Постоянно регистрируются различного масштаба вспышки дизентерии и других кишечные инфекций, фактором передачи возбудителей которых служат готовая пища и продукты питания Причиной их возникновения чаще всего являются грубые нарушения легковыполнимые санитарно-гигиенических требований при производстве продуктов питания и приготовлении пищи. Это в первую очередь относится к работникам пищевых предприятий, объектов

4 общественного питания и касается соблюдения элементарных правил личной гигиены:

— перед поступлением на работу пройти необходимые медицинские обследования и установленные сроки проходить их в дальнейшем;

— приступая к работе непосредственно по приготовлению пищи, тщательно вымыть руки мылом (а еще лучше принять душ) и надеть чистую спецодежду, мыть руки с мылом поел каждого посещения туалета;

— при приготовлении пищи пользоваться чистым инвентарем и строго по назначению (категорически запрещается предназначенный для обработки вареных продукте инвентарь использовать при обработке сырых);

— строго соблюдать условия и сроки реализации и хранения готовой пищи, а также других продуктов питания;

— при появлении признаков острого желудочно-кишечного заболевания немедленно обратиться к врачу и ни в коем случае не выходить на работу.

Для распространения инфекционных заболеваний необходим, как отмечено выше, и трети элемент — восприимчивый организм.

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Виды иммунитета и диагностика инфекционных заболеваний

Каждый человек подвержен ко всем инфекциям, которыми могут болеть люди. Но это восприимчивость может быть абсолютной, когда заражение всегда сопровождается развитие заболевания у всех заразившихся, или частичной, когда из числа заразившихся заболевают не все, а какой-то процент из них. Человек абсолютно восприимчив к таким инфекциям, как сыпной тиф, оспа, корь, частично к полиомиелиту, скарлатине, менингиту.

Говоря о восприимчивости человека к инфекционным болезням, нельзя не сказать также и другом противоположном свойстве организма — иммунитете (невосприимчивость).

Принято различать два вида иммунитета: врожденный и приобретенный.

Сычева С.Н., классный руководитель

Врожденны передается по наследству и сохраняется всю жизнь (невосприимчивость ко многие инфекционным болезням животных), приобретенный вырабатывается после перенесенные заболеваний и может сохраняться при одних заболеваниях в течение нескольких лет, при других — пожизненно. К приобретенному можно отнести и искусственный иммунитет, развивающийся после вакцинации.

Возникновение и течение инфекционных заболеваний характеризуется рядом особенностей Отметим некоторые из них.

После попадания возбудителя в организм человека признаки заболевания появляются не сразу а спустя несколько часов, но чаще дней. Это время, от заражения до явных признаке заболевания, называется инкубационным периодом. Его длительность для различных заболеваний различна и может составлять от нескольких часов до нескольких дней, недель и даже месяцев Опасность находящегося в инкубационном периоде человека состоит в том, что он уже может выделять возбудителя болезни и заражать членов семьи, сотрудников по работе и прост окружающих людей, но ни он, ни контактирующие с ним не знают об опасности и не принимаю мер по предупреждению заражения. В результате круг охваченных инфекцией все боле расширяется. Из-за наличия инкубационного периода возникают трудности для своевременного установления факта возникновения заболевания и принятия необходимых мер.

Многие инфекционные заболевания проявляются общими признаками, что также в какой-т мере затрудняет диагностику, но позволяет при их появлении больному и окружающие заподозрить заболевание и обратиться к врачу. К таким признакам относятся: повышение температуры тела от субфебрильной (37-37,8°С) до высокой (39-39,5°С), головная боль, учащении пульса и дыхания, иногда тошнота и рвота, появление различного типа высыпаний на коже слизистых оболочках..

Больные инфекционными заболеваниями, как правило, подлежат лечению в инфекционных больницах или инфекционных отделениях. Но еще до их госпитализации необходимо принят следующие меры:

— изолировать больного, т.е. исключить или ограничить возможность контакта

с окружающими. Если он находится дома, поместить его в отдельную комнату или отделить его ширмой, изготовленной из подручного материала;

— измерить температуру тела, записать время и показания термометра;

— выделения больного (моча, кал), рвотные массы собирать в отдельную посуду и сохранят до прихода врача (они могут потребоваться для отбора на анализ), в последующем они подлежа обеззараживанию;

— не следует спешить с применением специфических средств (антибиотики, сульфаниламиды) можно дать лекарства, облегчающие головную боль и жаропонижающие, если температура тел высокая;

— уборку помещений проводить влажным способом с применением дезинфицирующих средств;

— не оставлять больного без наблюдения, т.к. при некоторых заболеваниях может развиться сильное возбуждение, бред, и он может выбежать из помещения или выпрыгнуть с верхнего этажа;

— при подозрении на заболевание воздушно-капельной инфекцией использовать марлевые маски как больным, так и контактирующим с ним.

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Режимно-ограничительные мероприятия и меры по ликвидации инфекционных заболеваний

При чрезвычайных ситуациях, обусловленных возникновением массовых инфекционные заболеваний среди населения, принимаются специальные режимно-ограничительные меры направленные на недопущение распространения заболеваний. В зависимости от масштабе чрезвычайной ситуации и вида заболевания это могут быть обсервационные меры ил карантинные.

Мероприятия, проводимые при обсервации, имеют ограничительный характер и включают ограничение выезда, въезда и транзитного проезда через населенный пункт, в котором возникла данная ситуация, ограничение контактирования населения с людьми вне очага.

Карантинный режим более строг. Он может вводиться при возникновении особо опасны заболеваний (чума, натуральная оспа, холера), характеризующихся очень высокой заражающей способностью (контагиозность). Режим карантина предусматривает полную изоляцию очага введением вооруженной охраны основных мест въезда и выставлением оцепления по периметру. Запрещаются зрелищные и другие массовые мероприятия, выезд, резко ограничивается въезд, вводится особая система снабжения продуктами питания. Действие эти ограничительных мер заканчивается по прошествии срока, равного длительности инкубационного периода заболевания и исчисляемого с момента выявления последнего больного.

Население, оказавшееся в обсервационной зоне или зоне карантина, должно строго выполнят все предъявляемые требования и не поддаваться панике. Особенно это касается лиц временного пребывания. В случае срочной необходимости выезда из режимной зоны они могут быт помещены в изолятор на срок инкубационного периода и после наблюдения им может быт разрешен выезд.

Одним из мероприятий, играющих важную роль в комплексе мер по ликвидации инфекционных заболеваний и эпидемических вспышек, служит дезинфекция. Она проводится целью уничтожения возбудителей инфекционных заболеваний на объектах и в различны субстратах внешней среды. Существуют несколько методов дезинфекции — механический физический и химический.

Механический — это стирка белья, мытье рук, тела, подметание и мытье пола, удаление пыли при которых с банальной грязью удаляются и возбудители болезней.

Физический — это кипячение, обработка паром и часто применяемое в домашних условия глажение. При данном методе возбудители уничтожаются высокой температурой при определенной экспозиции, поскольку возбудители имеют различную устойчивость к высокой температуре. Так, например, посуду, белье больного гепатитом необходимо кипятить не менее 4 минут.

Химический основан на способности различных химических веществ губительно воздействовать на возбудителей заболеваний. Наибольшее применение из химических веществ дезинфекционной практике получили хлорсодержащие препараты — хлорная известь, хлорамин двутретиосновная соль гипохлорита кальция (ДТС ГК), а также лизол.

Хлорная известь применяется чаще всего в виде осветленного раствора в концентрации от О, до 20%. Для приготовления исходного 10%-го осветленного раствора берут 1 кг сухой хлорно извести, заливают холодной водой до объема 10 л, перемешивают деревянной палкой и оставляю для отстаивания в плотно закрытой стеклянной или эмалированной посуде. Через сутки отстоявшийся осветленный раствор фильтруют через плотную ткань, а осадок выбрасывают.

Полученный раствор хранят в темной закрытой посуде не более 6 дней. Из него просты разбавлением готовят раствор нужной концентрации.

Хлорамин применяется в концентрации от 0,2 до 5% водного раствора. Раствор нужно концентрации готовят непосредственно перед проведением дезинфекции. Его активность сохраняется в течение 15 дней.

ДТС ГК применяется в виде водного раствора в концентрации от 0,1 до 15% .

Лизол представляет собой красно-бурую маслянистую жидкость со специфическим запахом, своем составе содержит крезол и зеленое калийное мыло. Применяется в виде горячего 3 — 10% го водного раствора.

В комплексе мероприятий по борьбе с инфекционными заболеваниями важная рол принадлежит вакцинации. Она проводится с целью повышения невосприимчивости населения возбудителям самых различных инфекционных заболеваний. Для этого используются вакцины сыворотки и анатоксины, приготовляемые по сложным, трудоемким и дорогостоящим методам Вакцинация или прививки могут проводиться в плановом порядке (так называемая обязательна вакцинация), когда заболеваний нет, и по эпидемическим показаниям в период вспышки Примером плановой вакцинации могут служить все прививки, делаемые детям. О эффективности вакцинации говорит то, что благодаря ей у нас в стране и других государства практически ликвидирована заболеваемость такими грозными инфекциями, как натуральная оспа полиомиелит и другие. К сожалению, в последнее время отношение населения к вакцинации стало несколько негативным. Это можно объяснить выступлениями отдельных медицинских работников в средствах массовой информации и относительно спокойной эпидемической обстановкой в стране, когда нет серьезной угрозы жизни и здоровью населения. Но если вспомнить тот год, когда в Москве появился больной натуральной оспой художник, прибывши из Индии, то многие, по-видимому, задумаются и скажут: "А может быть, действительно нужно пойти и сделать прививку?..." Подумайте. И примите правильное решение. Например, сегодня несет большую опасность как детям, так и взрослым дифтерия. Источником инфекции является больной человек. Более опасны больные легкими и стертыми формами заболевания Заразным для окружающих заболевший может быть уже в конце инкубационного периода, т.е когда еще отсутствуют явные симптомы болезни. Симптоматика дифтерии напоминает ангину умеренно до 38° повышается температура тела, появляются головная боль, недомогание понижается аппетит и ощущаются небольшие боли при глотании. В конце первых или на вторы сутки возникает гиперемия в зеве, беловато-серый налет на миндалинах, припухлость подчелюстных лимфатических узлов. Наиболее тяжелая токсическая форма начинается бурно температура повышается до 39-40°С, резко выражена общая слабость, пульс учащается до 140 160 ударов в мин, налет покрывает не только миндалины, а распространяется на мягкое и даже твердое небо, характерным симптомом является отек шейной клетчатки. Если своевременно, при первых указанных признаках, не обратиться к врачу и не начать специфическое лечение, т исход может быть печальным.

Возбудитель передается от больного к здоровому воздушно-капельным путем. Главная роль борьбе с дифтерией принадлежит активной иммунизации, т.е. профилактическим прививка специальными вакцинами, которые делают не только детям, но и взрослым.

Весьма опасной инфекцией, способной в короткие сроки охватить большое количество людей является холера — инфекция с фекально-оральным путем передачи возбудителя. Заражении может происходить через воду, содержащую холерный вибрион, пищевые продукты, а также при непосредственном контакте с больным, в результате соприкосновения с вещами, загрязненным его выделениями.

Наиболее масштабными бывают водные вспышки, вызванные использование воды из инфицированного источника как для питья, так и для хозяйственных нужд.

Заболевание начинается внезапно характерным поносом, частота стула уже в 1-е сутки достигает 3 — 10 раз, а при тяжелых случаях даже не поддается учету. Обращает внимание запах испражнений, напоминающий запах рыбного супа или тертого сырого картофеля. По виду он похожи на рисовый отвар. Далее к изнурительному поносу присоединяется рвота без предшествующей ей тошноты. Больной из-за большой потери жидкости испытывает слабость появляются жажда, судорожные подергивания пальцев, икроножных мышц, снижаете артериальное давление, падает температура тела, опускаясь ниже нормы, кожа покрываете холодным потом, заостряются черты лица.

При своевременно начатом лечении прогноз бывает, как правило, благоприятным. Поэтом при появлении признаков заболевания, особенно когда уже была диагностирована холера жителей вашего или соседних населенных пунктов, не обходимо обращаться за медицинской помощью и не пытаться заниматься самолечением. Правильное лечение может быть проведен только в стационаре, поскольку требует введения большого количества специальных солевых растворов парэнтерально.

Подъем заболеваемости холерой приходится на жаркое время года. Для предупреждения необходимо употреблять воду, в доброкачественности которой нет сомнений, а если они есть, ее следует подвергнуть обеззараживанию (кипячение, обработка хлорсодержащими препаратами). Важнейшей профилактической мерой является соблюдение элементарных правил личной гигиены, о которых говорилось выше. Это особенно важно, если был выявлен больной в семье или в коллективе.

Предупреждение холеры — задача не только и не столько медицинская, сколько социальная заключается в обеспечении населения доброкачественной водой, обеззараживании сточных вод соблюдении санитарно-технологических требований на пищевых предприятиях, объекта торговли и питания.

7

  1. Конспект для проведения занятий по го и чс тема №1 (1)

    План-конспект
    Тема №1: Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера,
  2. Конспект для проведения занятий по го и чс тема №1 (2)

    План-конспект
    Учебные вопросы: Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.
  3. Доклад "о состоянии защиты населения и территории Томской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

    Доклад
    Приоритетными целями и задачами, решавшимися территориальной подсистемой РСЧС Томской области в отчётном периоде по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являлись:
  4. Пояснительная записка 4 Рабочая программа дисциплины “Защита в чрезвычайных ситуациях” 4 Ведомость числа часов по рабочим учебным планам “Безопасность жизнедеятельности” 4

    Пояснительная записка
    Целью преподавания дисциплины “Защита в чрезвычайных ситуациях” является подготовка будущих специалистов к творческому решению вопросов управления защитой работающих в чрезвычайных ситуациях с учетом действующего законодательства и
  5. Методические рекомендации по организации подготовки руководящего состава го общеобразовательных учреждений разработаны в соответствии с требованиями и положениями федеральных законов от 21 декабря 1994 года №68-фз «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха

    Методические рекомендации
    24.05.2011 года Главным управлением ГОиЧС Новосибирской области были проверены ряд образовательных учреждений Искитимского района, в результате которой установлено,
  6. Форм типовых документов, рекомендуемых для планирования мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в организаци

    Документ
    Форм типовых документов, рекомендуемых для планирования мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в организациях, учреждениях.
  7. Доклад директора школы моу «Степанцевская средняя школа»

    Доклад
    Адаптация учащихся и педагогов МОУ «Табачихинская ООШ» к учащимся и педагогам МОУ «Степанцевская СОШ» в связи с присоединением МОУ «Табачихинская ООШ» к МОУ «Степанцевская СОШ».

Другие похожие документы..