Методические рекомендации по применению новых санитарных норм в дошкольных учреждениях и организациях

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

БЮЛЛЕТЕНЬ

2 – 2011

НОВОЕ В САНИТАРНЫХ НОРМАХ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

(сборник рекомендаций и документов)

МОСКВА - 2011


Приглашаем посетить сайт

Московской городской организации

Профсоюза работников народного образования

и науки РФ

www.pron-m.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОВЫХ САНИТАРНЫХ НОРМ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

И ОРГАНИЗАЦИЯХ

Раздел I

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека приняла постановление № 91 от 22 июля 2010 года, которым утверждены новые «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.2660-10).

В связи с принятием этого документа с 1 октября 2010 года утратили силу «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.1.1249-03, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации N 24от 26.03.2003.

Новый документ (СанПиН 2.4.1.2660-10) более объёмен и учитывает современные законодательные и нормативных требования, практических события.

Подчеркнем, что Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 164 от 20.12.2010 утверждены СанПиН 2.4.1. 2791 -10, которыми внесены «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях».

Санитарные правила 2003 года устанавливали требования к ДОУ независимо от форм собственности и их подчиненности.

Настоящие санитарные правила направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях (далее - ДО) независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Санитарные правила 2010 года устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

- условиям размещения дошкольных организаций,

- оборудованию и содержанию территории,

- помещениям, их оборудованию и содержанию,

- естественному и искусственному освещению помещений,

- отоплению и вентиляции,

- водоснабжению и канализации,

- дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии,

- группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,

- организации питания,

- медицинскому обеспечению,

- приему детей в дошкольные организации,

- организации режима дня,

- организации физического воспитания,

- личной гигиене персонала,

- соблюдению санитарных правил.

Одно из важных отличий современных санитарных правил - это то, что впервые в санитарных нормах отражено количество в группах детей с отклонениями по состоянию здоровья, что в предыдущих санитарных нормах, практически, не было.

Так, правилами устанавливается, что в дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы должен учитывать возможность организации в ней режима дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

При комплектовании групп вместимостью до 80 детей оптимальным является:

- две смешанные группы детей смежного возраста (ясельная, дошкольная);

- две смешанные группы детей смежных возрастов и одна подготовительная.

Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из их предельной наполняемости:

Для ясельного возраста:

- от 2 месяцев до 1 года - не более 10 человек;

- от 1 года до 3 лет - не более 15 человек;

- при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 человек.

Для дошкольного возраста:

- для детей 3-7 лет - не более 20 человек (оптимальная - 15 человек);

- в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3-7 лет) - не более 10 человек;

- при наличии в группе детей любых двух возрастов (3-7 лет) - не более 20 человек (оптимальная - 15 человек).

Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольной организации компенсирующей направленности устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста. Предельная наполняемость групп для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, должна быть не более:

- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;

- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - 12 детей;

- для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

- для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;

- для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

- для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;

- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;

- для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;

- для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;

- для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет - 8 детей;

- для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;

- для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;

- для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.

В общеразвивающих дошкольных организациях, имеющих группы комбинированной направленности, предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:

а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) старше 3 лет:

- не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

Учитывая требования к наполняемости, органы управления системой образования и системой здравоохранения должны обратить внимание на кадровый состав медико-педагогических комиссий.

Новые нормы обязывают проектировать помещения и размещать в них детей исходя из следующих расчетов.

Площади помещений групповой ячейки:

- раздевальная - площадью не менее 18 кв. м;

- групповая (для игр, занятий и приема пищи детьми) - площадью из расчета не менее 2,5 кв. м на 1 ребенка - в ясельных группах, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка - в дошкольных группах;

- буфетная - площадью не менее 3,0 кв. м;

- спальня - площадью из расчета не менее 1,8 кв. м на 1 ребенка - в ясельных группах, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка - в дошкольных группах, без учета расстояния от наружных стен при расстановке кроватей (расстановка кроватей регламентируется п. 6.14 названных санитарных правил);

- туалетная - площадью не менее 16 кв. м для дошкольных групп и не менее 12 кв. м для ясельных групп.

В зависимости от потребностей населения могут быть организованы группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм, форм собственности.

Для вновь строящихся и реконструируемых дошкольных организаций оптимальную площадь групповых и спален рекомендуется принимать не менее 50 кв. м каждая.

Как автор специалист в области охраны труда и составитель данного сборника хотел бы отметить, что мне не понятна такая расточительность. Зачем для шести или десяти детей использовать групповое и спальное помещение площадью не менее 50 кв.м, когда семейная дошкольная группа должна размещаться на такой же площади?

Выше указывалось о внесении изменений к СанПиН 2.4.1.2660 – 10. Должен сказать, что в системе дошкольного образования изменения вызвали неоднозначную реакцию, особенно требования к наполняемости групп в зависимости от площади. Напомню: «количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка». Исходя из этих нормативов, в групповой (игровой) комнате площадью 30 кв. м. дошкольной группы должно быть 15 детей, а в комнате площадью 70 кв. м. дошкольной группы должно быть 35 детей.

Хочу подчеркнуть, что постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г. Утверждено типовое Положение «О дошкольном образовательном учреждении», и, что важно, новые санитарные нормы и изменения к ним в основном списаны с названного Положения. Вопрос о подмене постановления Правительства РФ санитарными нормами («СанПиН 2.4.1.2660 – 10, СанПиН 2.4.1.2791-10») должен быть обсужден широким кругом работников, родителей, заинтересованных в нормальной работе детских садов.

В соответствии с названным Положением дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Положением в группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость установлена в зависимости от возраста детей и составляет:

от 2 месяцев до 1 года - 10 детей;

от 1 года до 3 лет - 15 детей;

от 3 лет до 7 лет - 20 детей.

Раздел 2. Требования к размещению дошкольных организаций

В соответствии с новыми СанПиН здания дошкольных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта. В то же время в Москве стоянки личного автотранспорта очень даже часто организованы вплотную к забору детского сада. Однако в борьбе руководителей образовательных учреждений с такими водителями санитарный надзор выступает в качестве наблюдателей, а не контролером за выполнением санитарных норм.

При размещении зданий дошкольных организаций должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий: для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок. Через территорию организации не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

Такое требование было и в прошлых санитарных нормах. Однако руководители образовательных учреждений не ставили и не ставят требование о выполнении санитарных норм. Размещение теплотрассы на территории детского сада уже привело к гибели ребенка и инвалидности его отца. Выход из положения найден – детский сад закрыт как образовательное учреждение. С этим нельзя мириться!

При строительстве дошкольных организаций следует учитывать радиус их пешеходной доступности: в городах - не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах одно- и двухэтажной застройки - не более 500 м. Допускается для сельских районов радиус пешеходной доступности до 1 км. К глубокому сожалению, в Москве эта норма зачастую не выполняется. Это объясняется в ряде случаев желанием родителей устроить ребенка в особенно хороший детский сад, а еще чаще, учитывая дефицит мест в детских садах, - устроить хоть куда-нибудь.

Запоздалое, но правильное требование новых санитарных норм – «не предусматривается размещение игровых площадок на крыше зданий дошкольных организаций».

И как не началом конца этического воспитания, назвать новую санитарную норму (СанПиН 2.4.1.2791-10. Так, в п.п. 11.4; 11.5; 11.6; 11.7): «возможно совмещение в одном туалетном помещении туалета для детей и персонала с оборудованием их персональными горшками для каждого ребенка, а для детей в возрасте 5- 7 лет персональными сидениями на унитаз».

  1. Методические указания по контролю за устройством и оборудованием дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития (утв. Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 25 мая 1978 г. N 1850-78)

    Методические указания
    Для детей в возрасте от 2-3 до 7 лет с нарушениями физического и умственного развития в системе Министерства просвещения СССР организуются специальные дошкольные учреждения.
  2. Методические рекомендации по введению новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений

    Методические рекомендации
    1. Настоящая инструкция разработана для специалистов местных администраций, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им общеобразовательных учреждений с целью обеспечения единых подходов к решению организационных
  3. Методические рекомендации по применению классификации операций сектора государственного управления размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике "Бюджет",

    Методические рекомендации
    Министерство финансов Российской Федерации настоящим письмом доводит Методические рекомендации по применению классификации операций сектора государственного управления (приложение 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации
  4. Методические рекомендации по применению классификации операций

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по применению классификации операций сектора государственного управления (далее – Методические рекомендации) разъясняют положения Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации,
  5. Методические рекомендации по созданию негосударственных дошкольных образовательных учреждений

    Методические рекомендации
    1. Негосударственное дошкольное образовательное учреждение (далееучреждение) обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей ввозрасте с 1,5 лет до 7 лет, а в исключительных случаях - с более раннего возраста.
  6. Методические рекомендации по открытию семейных детских садов Примерное положение об организации деятельности

    Методические рекомендации
    государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - Учреждение) в соответствии с Уставом Учреждения.
  7. Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения (утв. Главгосэкспертизой РФ 15 января 1997 г.) Комментарий гаранта

    Методические рекомендации
    См. Требования по составу и содержанию экспертного заключения по ТЭО (проекту) на строительство объекта жилищно-гражданского и общественного назначения, изложенные в письме Главгосэкспертизы при Минстрое РФ от 31 декабря 1992 г.
  8. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей

    Методические рекомендации
    1. Эвакуация в безопасные районы включает в себя непосредственно эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, из населенных
  9. Методические рекомендации по подготовке аттестационного материала на присвоение квалификационной категории врача-педиатра северный государственный медицинский университет

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации разработаны при участии сотрудников Департамента здравоохранения администрации Архангельской области, Управления здравоохранения мэрии г.

Другие похожие документы..