На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ

ЗАЯВКА

на включение программы повышения квалификации

педагогических и руководящих работников муниципальных

общеобразовательных учреждений Воронежской области

в региональный банк программ

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) Воронежский областной институт

повышения квалификации и переподготовки работников образования

Программа для учителей русского языка и литературы

по направлению «Теория и методика преподавания

русского языка и литературы»

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) Воронежский областной институт повышения

квалификации и переподготовки работников образования

Учредитель – департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации – серия А №209359, регистрационный № ГУО-2346 от 18 января 2007 г.

№ и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повышения квалификации – регистрационный № ИН-0306 от 28 апреля 2009 г.

Программа курсов повышения квалификации

учителей русского языка и литературы общеобразовательных школ

Объем – 72 часа.

Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя составляет:

- 4390 р. на базе ВОИПКиПРО;

- 4640 р. на базе муниципального отдела образования или образовательного учреждения.

Ректор – доктор технических наук, профессор Савинков Юрий Андреевич.

Разработчики программы повышения квалификации – Корниенко Наталия Григорьевна, доцент, заведующая кафедрой; Загоровская Ольга Владимировна, профессор кафедры; Васильева Елена Валерьевна, доцент кафедры литературы, русского и иностранных языков.

Юридический адрес учреждения 394043, г. Воронеж, ул. Березовая роща, д.54.

Контактные адреса и телефоны учреждения: телефон для связи (84732) 35-34-50; факс (84732) 35-25-47; e-mail: voipkro@; адрес www-сервера: .

Ректор, проф. Ю.А. Савинков

Содержание заявки

Стр.

Общая характеристика учреждения

4

Программа повышения квалификации

5-12

Приложения к заявке

Раздел 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования создан в 1929 году.

Институт располагает кадровыми и материальными ресурсами, необходимыми для эффективной образовательной деятельности. Дипломированные преподаватели (кандидаты и доктора наук) составляют 74% от штатной численности профессорско-преподавательского состава.

Институт располагает почти 6 тысячами квадратных метров учебных площадей. Аудиторный фонд на 88% оснащен современным мультимедийным оборудованием. Кроме того, четыре компьютерных класса позволяют слушателям успешно осваивать ИКТ-технологии образовательной деятельности.

Ежегодно в институте повышают квалификацию свыше 6 тысяч педагогов. Имеются лицензия и государственная аккредитация на переподготовку педагогов по специальностям «Логопедия», «Психология», «Учитель иностранного языка».

Исчерпывающая информация о структуре, кадровом ресурсе института, реализуемых программах повышения квалификации и переподготовки работников образования размещена на сайте .

Раздел 2

ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Пояснительная записка

Данная программа посвящена актуальным вопросам преподавания русского языка и литературы в условиях модернизации образования. Рассматриваются внешние и внутренние причины реформирования системы образования. Показываются принципы структурирования учебного процесса. Дается характеристика основных направлений в изменении содержания базовых (филологических) предметов в школе ХХI века. Рассматриваются вопросы творческого развития учащихся как главная цель общего среднего образования. Определяется место и значение предметов «русский язык» и «литература» в системе школьного образования и воспитания. Выявляется специфика работы в универсальной и профильной школе с учетом требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику образовательных учреждений.

Цель программы – познакомить слушателей курсов повышения квалификации с новыми тенденциями в области развития филологических наук и методики их преподавания.

Задачи курса:

  • соотнести требования обязательного минимума образования по русскому языку и литературе с требованиями различных концепций, появившихся в последние годы;

  • углубить теоретическую подготовку учителя-словесника;

  • познакомить с новой системой контроля за итоговыми знаниями выпускников;

  • объяснить процессы гуманизации образования.

Ожидаемый результат:

- в результате освоения программы у слушателей курсов будут сформированы знания об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;

- слушатели овладеют важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности в современных условиях;

- сформируют навыки анализа текста (лингвистического и литературоведческого) на основе предложенного алгоритма.

Программа рассчитана на 72 часа.

Итоговый контроль – зачет.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Всего часов

Кол-во часов на виды деятельности

лекц.

пр.

сем.

лаб. раб.

кр. стол

к/р

зачет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общетеоретический блок – 20 часов

1

Нормы русского литературного языка

4

2

2

2

Новое прочтение русской классики XIX в.

4

2

2

3

Философские основы литературы на рубеже XIX – ХХ вв.

4

2

2

4

Литература русского зарубежья

4

2

2

5

Литературный процесс на рубеже ХХ – XXI веков

4

2

2

Итого:

20

10

2

4

4

Методический блок – 52 часа

1

Трудные случаи грамматических разделов в школьном курсе русского языка

8

2

2

2

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

Современный урок русского языка и литературы с компьютерной поддержкой

8

2

2

2

2

3

Текст. Специфика художественного текста и особенности его анализа

4

2

2

4

Развитие творческих способностей учащихся

4

2

2

5

Стандарт. БУП. УМК по русскому языку и литературе

4

2

2

6

Литературоведческий анализ текста

4

2

1

1

7

Современное определение русской классики ХХ века и проблемы ее изучения

6

2

2

2

8

Новые теоретические понятия в курсе литературы

4

2

2

9

Принципы изучения литературы Воронежского края

4

1

1

2

10

Нестандартные уроки

4

2

2

11

Зачет

2

2

Итого:

52

11

14

9

7

8

1

2

72

21

16

13

7

12

1

2

Общетеоретический блок

Тема 1. Нормы русского литературного языка.

Общепринятое употребление языковых средств. Основные достоинства русского национального языка. Русский язык – государственный язык РФ. Основные сферы функционирования русского языка. Языковые нормы. Закономерные процессы и явления, происходящие в языке на рубеже ХХ – ХХI веков. Источники языковых норм. Варианты норм, отраженные в словарях современного литературного языка.

Тема 2. Новое прочтение русской классики ХIХ века.

Изучение русской классики ХIХ века в современных социокультурных условиях. Возрождение русской религиозной философии. Религиозный ренессанс. Переосмысление понятий эстетического и духовного. «Диалог культур» в процессе преподавания русской литературы ХIХ века.

Тема 3. Философские основы литературы на рубеже ХIХ – ХХ веков.

Наука и философия рубежа ХIХ – ХХ веков. Религиозные искания в русской литературе этого периода. Традиции и новаторство. Стилевая неоднородность. Новые течения. Новые эстетические тенденции в искусстве.

Тема 4. Литература русского зарубежья.

Культурно-исторический феномен российской эмиграции. Центры эмиграции и особенности литературной жизни в инокультурном отражении. Типологические особенности эмигрантской литературы и проблемы преемственности художественно-эстетической традиции. Методические ориентиры изучения литературы русского зарубежья в средней школе.

Тема 5. Литературный процесс на рубеже ХХ – ХХI веков.

Размежевание литературных сил. Литература постмодернизма. Жанровое и тематическое своеобразие. Судьба реализма в современной литературной ситуации. Особенности художественной системы. Новый взгляд на мир и человека. Традиции и новаторство.

Методический блок

Тема 1. Трудные случаи разделов русского языка в школьном курсе.

Принципы отбора материала для различного вида разборов. Понятие о корректном и некорректном материале, предложенном учащимся для разбора. Трудные случаи орфографического, морфологического, словообразовательного и синтаксического разбора. Трудности пунктуационного разбора и пути его преодоления.

Тема 2. Современный урок русского языка и литературы с компьютерной поддержкой.

Мультимедийные средства обучения в образовательном пространстве современной школы. Типология компьютерных средств обучения. Виды программ и их использование на уроках русского языка и литературы.

Тема 3. Специфика художественного текста и особенности его анализа.

Что необходимо знать ученику о принципах функционирования механизма языка. Первичные и вторичные функции языковых единиц и развитие речи учащихся. Лингвистический анализ текста и его последовательность.

Тема 4. Развитие творческих способностей учащихся.

Система работы по раскрытию способностей школьников в избранной области знаний. Единство урочной и внеурочной деятельности. Факультативы и кружки. Методика подготовки учащихся к предметным олимпиадам. Олимпиада как проверка эффективности работы учителя с одаренными детьми. Требования к программам «Одаренные дети».

Тема 5. Стандарт. БУП. УМК по русскому языку и литературе.

Стандарт по русскому языку и литературе. Структура БУПа. Основные УМК по русскому языку. Принцип выбора УМК учителем. Разные подходы к формированию содержания курсов русского языка и литературы в основной школе. Структура разных программ. Программы, ориентированные на классы и школы гуманитарного направления. Анализ программ.

Тема 6. Литературоведческий анализ текста.

Анализ художественных произведений в их жанровой специфике. Содержание, принципы и приемы анализа. Анализ лирического произведения. Анализ драматического произведения. Анализ эпического произведения.

Тема 7. Современное определение русской классики ХХ века и проблемы ее изучения.

М. Горький как тип художника: жизненно-творческий «универсализм» на широчайшей общедемократической основе. Пьеса «На дне» как полифоническая драма. Хрестоматийный и неизвестный Горький – художник и мыслитель. Современное шолоховедение. «Тихий Дон» - проблема авторства. «Русская картина мира» в романе и национальный характер в области главного героя. Художественная структура романа и диалог культур. «Поднятая целина», «Они сражались за Родину» и другие слагаемые творческого наследия в современном общественном восприятии. Творчество Андрея Платонова и М.А.Булгакова в современной школе.

Тема 8. Новые теоретические понятия в курсе литературы.

Постмодернизм. Дискурс. Концепт. Симулякр. Гипертекст. Гиперреальность. Интертекст. Паратекстуальность. Римэйк. Травестия. Киберпанк.

Тема 9. Принципы изучения литературы Воронежского края.

Литературное краеведение. Единство урочной и внеурочной деятельности при изучении краеведческого материала. Биографии писателей и поэтов, связанные с Воронежским краем. Произведения, в которых отразились Воронежские реалии. Методика работы по литературному краеведению.

Тема 10. Нестандартные уроки.

Создание комфортных условий для свободного творческого развития школьников в процессе обучения. Формы урока, способствующие организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися. Методическое разнообразие в преподавании. Разнообразие содержания и форм освоения учебного материала. Воспитание творческой, активной личности.

Контрольные процедуры

Слушателям будет предложен для литературоведческого анализа текст лирического произведения, фрагмент прозаического произведения (на выбор). С алгоритмом анализа слушатели познакомятся в ходе освоения соответствующей темы.

Итоговый зачет

Слушателям будет предложен тест по всем темам программы.

Образец:

1 Вопрос: В каком году стал действовать государственный образовательный стандарт второго поколения?

Ответ: в 2004году.

2 Вопрос: Причина эмиграции писателей третьей волны русского зарубежья?

Ответ: Свободы творчества.

Литература

Русский язык

1. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации / Н.С. Валгина. – М., 2000.

2. Васильева Е.В. Русский язык. Литература / Е.В. Васильева, Т.И. Канина, М.А. Слинько. – Воронеж, 2004.

3. Васильева Е.В. Открытые уроки по курсу «Русский язык» / Е.В. Васильева, Т.И. Канина. – М., 2008.

4.Винокур Г.О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика / Г.О. Винокур. – М., 1990.

5. Власенков А.И. Содержание элективных курсов по русскому языку. Словесность. – М. : Аркти, 2000.

6. Загоровская О.В. Русский язык : Пособие-практикум в 2-х частях / О.В. Загоровская, О.В. Григоренко. – Воронеж, 2004.

7. Соловьева Н.Н. Изложение без шпаргалки / Н.Н. Соловьева. – М., 2003.

8. Солганик Г.Я. Стилистика текста / Г.Я. Солганик. – М., 2000.

Литература

9.Бандура А.М. Изучение элементов теории литературы в 9–11 классах / А.М. Бандура. – М., 1999.

  1. Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 4–10 классов в процессе изучения литературы в школе / В.Я. Коровина. – М., 2005

  2. Обернихина Г.А. Современный урок литературы : методические рекомендации / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова. – М., 2000.

  3. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему / Г.А. Обернихина. – М., 1998.

  4. Преподавание литературы в 9 классе / под ред. Г.А. Обернихиной. – М. : Аркти, 2003.

  5. Пугач В.Е. Русская поэзия на уроках литературы. 9–11 классы / В.Е. Пугач. – СПб., 2003.

  6. Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей / В.А. Степихова. – СПб., 2002.

  7. Слинько М.А. Тестовый аналитический практикум / М.А. Слинько. – Воронеж, 2008.

2.3. Условия реализации программы повышения квалификации.

Программа повышения квалификации осуществляется на основе материально-технической базы Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

2.4. Использование новых форм и методов организации образовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии с базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

В процессе повышения квалификации используются видеозаписи уроков и внеклассных мероприятий. Слушатели получают методические и другие разработки на электронных и бумажных носителях. Проводится диагностика профессиональных затруднений слушателей, определяются пути их преодоления, и в течение всего времени обучения осуществляется преодоление этих затруднений.

К занятиям привлекаются опытные учителя и другие работники образовательных учреждений. Широко представлен опыт инновационных образовательных учреждений Воронежской области. Часть занятий проводится непосредственно в образовательных учреждениях г. Воронежа.

  1. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (5)

    Программа
    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования создан в 1929 году.
  2. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (7)

    Программа
    Своим появлением валеология обязана всё более чёткому осознанию того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения и укрепления достижения научно–технического прогресса.
  3. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (10)

    Программа
    Результаты освоения программы повышения квалификации По результатам повышения квалификации по программе «Экономика образования» будут сформированы следующие компетенции:
  4. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (11)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Обухова Людмила Александровна, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования; Горькова Людмила Григорьевна, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования;
  5. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (15)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Н.Н. Лихолет, к.п.н., доцент; В.В. Машненков, доцент; О.В. Сергеева, учитель ВКК; Л.С. Грошева, учитель ВКК СОШ №48; Т.
  6. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (19)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Обухова Людмила Александровна, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования; Горькова Людмила Григорьевна, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования;
  7. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (1)

    Программа
    Лицензия на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации – серия А №209359, регистрационный № ГУО-2346 от 18 января 2007 г.
  8. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (2)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Лемяскина Н.А., зав. кафедрой педагогики и методики начального общего образования, доктор филол. наук, профессор, Жиренко О.
  9. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (4)

    Программа
    Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области – учителей начальных классов общеобразовательных школ

Другие похожие документы..