На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ
ЗАЯВКА
на включение программы повышения квалификации
педагогических и руководящих работников муниципальных
общеобразовательных учреждений Воронежской области
в региональный банк программ
Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) Воронежский областной институт
повышения квалификации и переподготовки работников образования
Программа для учителей русского языка и литературы
по направлению «Теория и методика преподавания
русского языка и литературы»
Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) Воронежский областной институт повышения
квалификации и переподготовки работников образования
Учредитель – департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации – серия А №209359, регистрационный № ГУО-2346 от 18 января 2007 г.
№ и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повышения квалификации – регистрационный № ИН-0306 от 28 апреля 2009 г.
Программа курсов повышения квалификации
учителей русского языка и литературы общеобразовательных школ
Объем – 72 часа.
Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя составляет:
- 4390 р. на базе ВОИПКиПРО;
- 4640 р. на базе муниципального отдела образования или образовательного учреждения.
Ректор – доктор технических наук, профессор Савинков Юрий Андреевич.
Разработчики программы повышения квалификации – Корниенко Наталия Григорьевна, доцент, заведующая кафедрой; Загоровская Ольга Владимировна, профессор кафедры; Васильева Елена Валерьевна, доцент кафедры литературы, русского и иностранных языков.
Юридический адрес учреждения 394043, г. Воронеж, ул. Березовая роща, д.54.
Контактные адреса и телефоны учреждения: телефон для связи (84732) 35-34-50; факс (84732) 35-25-47; e-mail: voipkro@; адрес www-сервера: .
Ректор, проф. Ю.А. Савинков
Содержание заявки
Стр. | |
Общая характеристика учреждения | 4 |
Программа повышения квалификации | 5-12 |
Приложения к заявке |
Раздел 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования создан в 1929 году.
Институт располагает кадровыми и материальными ресурсами, необходимыми для эффективной образовательной деятельности. Дипломированные преподаватели (кандидаты и доктора наук) составляют 74% от штатной численности профессорско-преподавательского состава.
Институт располагает почти 6 тысячами квадратных метров учебных площадей. Аудиторный фонд на 88% оснащен современным мультимедийным оборудованием. Кроме того, четыре компьютерных класса позволяют слушателям успешно осваивать ИКТ-технологии образовательной деятельности.
Ежегодно в институте повышают квалификацию свыше 6 тысяч педагогов. Имеются лицензия и государственная аккредитация на переподготовку педагогов по специальностям «Логопедия», «Психология», «Учитель иностранного языка».
Исчерпывающая информация о структуре, кадровом ресурсе института, реализуемых программах повышения квалификации и переподготовки работников образования размещена на сайте .
Раздел 2
ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Пояснительная записка
Данная программа посвящена актуальным вопросам преподавания русского языка и литературы в условиях модернизации образования. Рассматриваются внешние и внутренние причины реформирования системы образования. Показываются принципы структурирования учебного процесса. Дается характеристика основных направлений в изменении содержания базовых (филологических) предметов в школе ХХI века. Рассматриваются вопросы творческого развития учащихся как главная цель общего среднего образования. Определяется место и значение предметов «русский язык» и «литература» в системе школьного образования и воспитания. Выявляется специфика работы в универсальной и профильной школе с учетом требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику образовательных учреждений.
Цель программы – познакомить слушателей курсов повышения квалификации с новыми тенденциями в области развития филологических наук и методики их преподавания.
Задачи курса:
соотнести требования обязательного минимума образования по русскому языку и литературе с требованиями различных концепций, появившихся в последние годы;
углубить теоретическую подготовку учителя-словесника;
познакомить с новой системой контроля за итоговыми знаниями выпускников;
объяснить процессы гуманизации образования.
Ожидаемый результат:
- в результате освоения программы у слушателей курсов будут сформированы знания об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;
- слушатели овладеют важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности в современных условиях;
- сформируют навыки анализа текста (лингвистического и литературоведческого) на основе предложенного алгоритма.
Программа рассчитана на 72 часа.
Итоговый контроль – зачет.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | Кол-во часов на виды деятельности | ||||||
лекц. | пр. | сем. | лаб. раб. | кр. стол | к/р | зачет | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Общетеоретический блок – 20 часов | |||||||||
1 | Нормы русского литературного языка | 4 | 2 | 2 | |||||
2 | Новое прочтение русской классики XIX в. | 4 | 2 | 2 | |||||
3 | Философские основы литературы на рубеже XIX – ХХ вв. | 4 | 2 | 2 | |||||
4 | Литература русского зарубежья | 4 | 2 | 2 | |||||
5 | Литературный процесс на рубеже ХХ – XXI веков | 4 | 2 | 2 | |||||
Итого: | 20 | 10 | 2 | 4 | 4 | ||||
Методический блок – 52 часа | |||||||||
1 | Трудные случаи грамматических разделов в школьном курсе русского языка | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | Современный урок русского языка и литературы с компьютерной поддержкой | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
3 | Текст. Специфика художественного текста и особенности его анализа | 4 | 2 | 2 | |||||
4 | Развитие творческих способностей учащихся | 4 | 2 | 2 | |||||
5 | Стандарт. БУП. УМК по русскому языку и литературе | 4 | 2 | 2 | |||||
6 | Литературоведческий анализ текста | 4 | 2 | 1 | 1 | ||||
7 | Современное определение русской классики ХХ века и проблемы ее изучения | 6 | 2 | 2 | 2 | ||||
8 | Новые теоретические понятия в курсе литературы | 4 | 2 | 2 | |||||
9 | Принципы изучения литературы Воронежского края | 4 | 1 | 1 | 2 | ||||
10 | Нестандартные уроки | 4 | 2 | 2 | |||||
11 | Зачет | 2 | 2 | ||||||
Итого: | 52 | 11 | 14 | 9 | 7 | 8 | 1 | 2 | |
72 | 21 | 16 | 13 | 7 | 12 | 1 | 2 |
Общетеоретический блок
Тема 1. Нормы русского литературного языка.
Общепринятое употребление языковых средств. Основные достоинства русского национального языка. Русский язык – государственный язык РФ. Основные сферы функционирования русского языка. Языковые нормы. Закономерные процессы и явления, происходящие в языке на рубеже ХХ – ХХI веков. Источники языковых норм. Варианты норм, отраженные в словарях современного литературного языка.
Тема 2. Новое прочтение русской классики ХIХ века.
Изучение русской классики ХIХ века в современных социокультурных условиях. Возрождение русской религиозной философии. Религиозный ренессанс. Переосмысление понятий эстетического и духовного. «Диалог культур» в процессе преподавания русской литературы ХIХ века.
Тема 3. Философские основы литературы на рубеже ХIХ – ХХ веков.
Наука и философия рубежа ХIХ – ХХ веков. Религиозные искания в русской литературе этого периода. Традиции и новаторство. Стилевая неоднородность. Новые течения. Новые эстетические тенденции в искусстве.
Тема 4. Литература русского зарубежья.
Культурно-исторический феномен российской эмиграции. Центры эмиграции и особенности литературной жизни в инокультурном отражении. Типологические особенности эмигрантской литературы и проблемы преемственности художественно-эстетической традиции. Методические ориентиры изучения литературы русского зарубежья в средней школе.
Тема 5. Литературный процесс на рубеже ХХ – ХХI веков.
Размежевание литературных сил. Литература постмодернизма. Жанровое и тематическое своеобразие. Судьба реализма в современной литературной ситуации. Особенности художественной системы. Новый взгляд на мир и человека. Традиции и новаторство.
Методический блок
Тема 1. Трудные случаи разделов русского языка в школьном курсе.
Принципы отбора материала для различного вида разборов. Понятие о корректном и некорректном материале, предложенном учащимся для разбора. Трудные случаи орфографического, морфологического, словообразовательного и синтаксического разбора. Трудности пунктуационного разбора и пути его преодоления.
Тема 2. Современный урок русского языка и литературы с компьютерной поддержкой.
Мультимедийные средства обучения в образовательном пространстве современной школы. Типология компьютерных средств обучения. Виды программ и их использование на уроках русского языка и литературы.
Тема 3. Специфика художественного текста и особенности его анализа.
Что необходимо знать ученику о принципах функционирования механизма языка. Первичные и вторичные функции языковых единиц и развитие речи учащихся. Лингвистический анализ текста и его последовательность.
Тема 4. Развитие творческих способностей учащихся.
Система работы по раскрытию способностей школьников в избранной области знаний. Единство урочной и внеурочной деятельности. Факультативы и кружки. Методика подготовки учащихся к предметным олимпиадам. Олимпиада как проверка эффективности работы учителя с одаренными детьми. Требования к программам «Одаренные дети».
Тема 5. Стандарт. БУП. УМК по русскому языку и литературе.
Стандарт по русскому языку и литературе. Структура БУПа. Основные УМК по русскому языку. Принцип выбора УМК учителем. Разные подходы к формированию содержания курсов русского языка и литературы в основной школе. Структура разных программ. Программы, ориентированные на классы и школы гуманитарного направления. Анализ программ.
Тема 6. Литературоведческий анализ текста.
Анализ художественных произведений в их жанровой специфике. Содержание, принципы и приемы анализа. Анализ лирического произведения. Анализ драматического произведения. Анализ эпического произведения.
Тема 7. Современное определение русской классики ХХ века и проблемы ее изучения.
М. Горький как тип художника: жизненно-творческий «универсализм» на широчайшей общедемократической основе. Пьеса «На дне» как полифоническая драма. Хрестоматийный и неизвестный Горький – художник и мыслитель. Современное шолоховедение. «Тихий Дон» - проблема авторства. «Русская картина мира» в романе и национальный характер в области главного героя. Художественная структура романа и диалог культур. «Поднятая целина», «Они сражались за Родину» и другие слагаемые творческого наследия в современном общественном восприятии. Творчество Андрея Платонова и М.А.Булгакова в современной школе.
Тема 8. Новые теоретические понятия в курсе литературы.
Постмодернизм. Дискурс. Концепт. Симулякр. Гипертекст. Гиперреальность. Интертекст. Паратекстуальность. Римэйк. Травестия. Киберпанк.
Тема 9. Принципы изучения литературы Воронежского края.
Литературное краеведение. Единство урочной и внеурочной деятельности при изучении краеведческого материала. Биографии писателей и поэтов, связанные с Воронежским краем. Произведения, в которых отразились Воронежские реалии. Методика работы по литературному краеведению.
Тема 10. Нестандартные уроки.
Создание комфортных условий для свободного творческого развития школьников в процессе обучения. Формы урока, способствующие организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися. Методическое разнообразие в преподавании. Разнообразие содержания и форм освоения учебного материала. Воспитание творческой, активной личности.
Контрольные процедуры
Слушателям будет предложен для литературоведческого анализа текст лирического произведения, фрагмент прозаического произведения (на выбор). С алгоритмом анализа слушатели познакомятся в ходе освоения соответствующей темы.
Итоговый зачет
Слушателям будет предложен тест по всем темам программы.
Образец:
1 Вопрос: В каком году стал действовать государственный образовательный стандарт второго поколения?
Ответ: в 2004году.
2 Вопрос: Причина эмиграции писателей третьей волны русского зарубежья?
Ответ: Свободы творчества.
Литература
Русский язык
1. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации / Н.С. Валгина. – М., 2000.
2. Васильева Е.В. Русский язык. Литература / Е.В. Васильева, Т.И. Канина, М.А. Слинько. – Воронеж, 2004.
3. Васильева Е.В. Открытые уроки по курсу «Русский язык» / Е.В. Васильева, Т.И. Канина. – М., 2008.
4.Винокур Г.О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика / Г.О. Винокур. – М., 1990.
5. Власенков А.И. Содержание элективных курсов по русскому языку. Словесность. – М. : Аркти, 2000.
6. Загоровская О.В. Русский язык : Пособие-практикум в 2-х частях / О.В. Загоровская, О.В. Григоренко. – Воронеж, 2004.
7. Соловьева Н.Н. Изложение без шпаргалки / Н.Н. Соловьева. – М., 2003.
8. Солганик Г.Я. Стилистика текста / Г.Я. Солганик. – М., 2000.
Литература
9.Бандура А.М. Изучение элементов теории литературы в 9–11 классах / А.М. Бандура. – М., 1999.
Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 4–10 классов в процессе изучения литературы в школе / В.Я. Коровина. – М., 2005
Обернихина Г.А. Современный урок литературы : методические рекомендации / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова. – М., 2000.
Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему / Г.А. Обернихина. – М., 1998.
Преподавание литературы в 9 классе / под ред. Г.А. Обернихиной. – М. : Аркти, 2003.
Пугач В.Е. Русская поэзия на уроках литературы. 9–11 классы / В.Е. Пугач. – СПб., 2003.
Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей / В.А. Степихова. – СПб., 2002.
Слинько М.А. Тестовый аналитический практикум / М.А. Слинько. – Воронеж, 2008.
2.3. Условия реализации программы повышения квалификации.
Программа повышения квалификации осуществляется на основе материально-технической базы Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
2.4. Использование новых форм и методов организации образовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии с базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.
В процессе повышения квалификации используются видеозаписи уроков и внеклассных мероприятий. Слушатели получают методические и другие разработки на электронных и бумажных носителях. Проводится диагностика профессиональных затруднений слушателей, определяются пути их преодоления, и в течение всего времени обучения осуществляется преодоление этих затруднений.
К занятиям привлекаются опытные учителя и другие работники образовательных учреждений. Широко представлен опыт инновационных образовательных учреждений Воронежской области. Часть занятий проводится непосредственно в образовательных учреждениях г. Воронежа.
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (5)
ПрограммаГосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования создан в 1929 году.На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (7)
ПрограммаСвоим появлением валеология обязана всё более чёткому осознанию того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения и укрепления достижения научно–технического прогресса.На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (10)
ПрограммаРезультаты освоения программы повышения квалификации По результатам повышения квалификации по программе «Экономика образования» будут сформированы следующие компетенции:На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (11)
ПрограммаРазработчики программы повышения квалификации – Обухова Людмила Александровна, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования; Горькова Людмила Григорьевна, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования;На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (15)
ПрограммаРазработчики программы повышения квалификации – Н.Н. Лихолет, к.п.н., доцент; В.В. Машненков, доцент; О.В. Сергеева, учитель ВКК; Л.С. Грошева, учитель ВКК СОШ №48; Т.На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (19)
ПрограммаРазработчики программы повышения квалификации – Обухова Людмила Александровна, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования; Горькова Людмила Григорьевна, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования;На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (1)
ПрограммаЛицензия на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации – серия А №209359, регистрационный № ГУО-2346 от 18 января 2007 г.На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (2)
ПрограммаРазработчики программы повышения квалификации – Лемяскина Н.А., зав. кафедрой педагогики и методики начального общего образования, доктор филол. наук, профессор, Жиренко О.На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (4)
ПрограммаПрограмма для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области – учителей начальных классов общеобразовательных школ