Подготовка военных кадров в уральском военном округе в 1980-1990-е годы

На правах рукописи

Кот Анатолий Михайлович

ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ В УРАЛЬСКОМ ВОЕННОМ ОКРУГЕ В 1980–1990-е ГОДЫ

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Екатеринбург – 2011

Работа выполнена на кафедре Истории науки и техники ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Запарий Владимир Васильевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, доцент

Вольхин Александр Иванович

кандидат исторических наук, доцент

Терехов Владимир Станиславович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Защита состоится «22» июня 2011 года в 13.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 004.011.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Учреждении Российской академии наук Институт истории и археологии Уральского отделения РАН (620026, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 56).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Институт истории и археологии Уральского отделения РАН.

Автореферат разослан «____» _____________ 2011 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

доктор исторических наук Е.Г. Неклюдов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы. В 1980–1990-е гг. в российском обществе были проведены радикальные преобразования, приведшие к глубоким изменениям в экономической, политической, социальной, культурных областях, в том числе и в сфере образования. Рыночные реформы резко обострили ситуацию в образовании, сменив задачи стабилизации и развития образования на задачу выживания. Военное образование, являющееся неотъемлемой частью системы профессионального образования страны, и его составляющее – военно-учебные заведения России, работали в общем правовом поле с гражданскими высшими учебными заведениями и руководствовались единым законодательством в области образования.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. возможность сети военных вузов по выпуску офицерских кадров почти вдвое превышала реальные потребности реформируемых Вооруженных сил. Однако, из-за падения престижа военного образования в стране, самой военной службы восполнить убыль офицерского состава не представлялось возможным. Существующий механизм формирования кадрового заказа на подготовку офицеров был нерационален и неэффективен. Не обеспечивалось согласованное и экономически целесообразное использование всех основных источников пополнения офицерского корпуса, в том числе и возможностей гражданской высшей школы, а система подготовки офицеров запаса была ориентирована на количественные, а не на качественные показатели. Возникла необходимость в определении перспектив развития военного образования, путей его реформирования.

В настоящее время, несмотря на значительные усилия Министерства образования и Министерства обороны по реформированию военного образования, в российском обществе нет единых критериев, подходов и оценок состояния военного образования. Поэтому изучение его истории позволит выявить наиболее существенные достижения и недостатки, обозначить приоритеты в реализации государственной политики в области военного образования.

Особый интерес к теме исследования связан с ее закрытостью для широкого круга общественности, дискуссионностью, переосмыслением ряда сложившихся в науке представлений о роли государственной политики в области высшего военного образования, а также о результатах проводимых в 1980–1990-х гг. мероприятий по стране в целом и, в частности, по Уральскому военному округу (УрВО), неоднократно менявшему свое наименование после объединения или разъединения с Приволжским военным округом: 1 сентября 1989 г. – Приволжско-Уральский военный округ (ПУрВО), 7 июля 1992 г. – УрВО, 1 сентября 2001 г. – снова ПУрВО. 12 октября 2010 г. после присоединения западной части Сибирского военного округа преобразован в Центральный военный округ.

Объектом исследования данной работы является система военного образования, включающая высшие военно-учебные заведения и военные кафедры гражданских вузов.

Предметом исследования является процесс подготовки офицерских кадров в 1980–1990-е гг. на Урале на фоне СССР и РФ, включающий в себя планирование подготовки военных специалистов в сложившейся системе военных вузов, комплектование слушателями и курсантами, планирование и организацию учебно-воспитательного процесса, подготовку и повышение квалификации научных кадров и профессорско-преподавательского состава (ППС), руководство деятельностью.

Хронологические рамки исследования охватывают время начала 1980-х гг. – начала 2000-х гг. Нижней временной границей является 1980 г., характеризуемый принятием ряда мер по улучшению подготовки слушателей и курсантов в военно-учебных заведениях в связи с боевыми действиями в Афганистане. Верхняя граница определяется принятой в мае 2002 г. Федеральной программой «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года».

Территориальные рамки исследования ограничиваются территорией УрВО (в границах Свердловской, Тюменской, Челябинской и Курганской обл., Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов), на которой дислоцировались в исследуемый период военные вузы Министерства обороны и военные кафедры гражданских вузов.

Степень изученности темы. Развитие военного образования характеризуется закрытостью самого военного образования, поэтому каких-либо значимых трудов по проблемам военного образования в 1980-е гг. нам не известно. В конце 1980-х гг. осознание необходимости перемен в государстве, в обществе и в Вооруженных силах РФ, а также задач, стоящих перед ними, положило начало реформам образования в масштабах государства, в т. ч. и военного образования, и, соответственно, концентрацию внимания на этой проблеме ряда исследователей.

Начало изучения вопросов военного образования в начале 1990-х гг. способствовало вышедшее 17 апреля 1991 г. постановление Правительства РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР», согласно которому была отменена цензура, что способствовало появлению плюрализма, издательского бума, а открытие архивов превратило их в общедоступные институты социальной памяти российского общества.

Наиболее значимыми работами этого периода стали монографии В.А. Раянгу, А.Н. Стояна1, в которых отражались аспекты многообразной деятельности отечественной вузовской системы, исследовались актуальные проблемы деятельности высшей школы, формулировались полезные для образовательной практики вузов предложения. В работах А.И. Каменева2, Г.А. Кабаковича3, О.В. Владыкина4, В.Б. Миронова5 впервые критически анализируется место и роль военного образования в структуре нашей армии, показываются основные принципы построения системы военного образования, несоответствие системы воспроизводства военных кадров новым условиям существования государства, социально-экономические проблемы подготовки офицеров, перспективы развития военного образования, проводится исторический анализ подготовки офицерских кадров в СССР и за границей.

Работа по подготовке основополагающих документов, определяющих государственно-правовые основы развития образовательной системы в новых социально-экономических условиях России, завершилась принятием в июле 1992 г. Закона РФ «Об образовании»6 и Программы реформирования и развития системы образования РФ в условиях углубления социально-экономических реформ, определяющей стратегию и тактику практической реализации данного закона. В этот период ученые, среди которых В.А. Садовничий, В.В. Белокуров, В.Г. Сушко, Е.В. Шикин, В.И. Жуков, В.А. Шаповалов7 и другие, опубликовали работы по философии образования, новым концептуальным подходам к работе высшей школы, проблемам и перспективам ее развития.

В условиях реформ в начале 1990-х гг. вышли научные труды, авторы которых по-новому, с иных методологических позиций попытались переосмыслить исторический опыт вузовской системы, реально оценить ее достижения и неудачи, проанализировать появившиеся противоречия и диспропорции развития образовательного процесса, сформулировать выводы, касающиеся перспектив высшего образования. Это научные труды Г.Б. Корнетова, Н.Н. Пахомова, В.Д. Шадрикова, В.Д. Пинского8 и других авторов.

Однако первой серьезной работой этого периода, в которой анализируются попытки внести корректировки в структуру образовательной системы России в 1988–1991 гг., затрагивающей первые итоги реформ, провозглашенных Законом РФ 1992 г. «Об образовании», можно назвать работу «История образования и педагогической мысли» В.Г. Пряниковой и З.И. Равкина9. Авторы показывают парный характер преобразований в истории российской школы, когда за реформой неизменно следовала контрреформа, и приводят примеры таких парных реформ – контрреформ по советскому периоду. Работа стала для студентов и преподавателей вузов надежным путеводителем в разбушевавшейся тогда в историко-педагогической науке перестроечной стихии.

Большой резонанс в периодической печати имел взятый руководством Министерства обороны курс на реформирование военного образования, определяющий основные направления развития системы военного образования на период реформирования и строительства Вооруженных сил (приказы министра обороны РФ 1992 г. № 164 и 1993 г. № 191). Наиболее полно анализ был проведен Ю. Гончаровым10. В связи с определением концепции дальнейшего развития военного образования в стране появилось большое количество исследований, содержащих как анализ и обобщение опыта подготовки военных кадров в Советском Союзе, в странах ближнего и дальнего зарубежья, так и поиск причин, вызвавших необходимость проведения реформ в военном образовании, перспектив его развития. В качестве историографических источников стали доминировать монографии. Это свидетельствует о том, что историки продвинулись от простого накопления материала и выработки новых подходов к анализу уже известных фактов, к попыткам оценки состояния военного образования. Наиболее значимыми работами этого периода, прежде всего, отметим монографии В.Б. Жуковского11, Б.В. Илькевича12, Г.А. Кабаковича и Ю.Г. Спицына13.

Появление государственной концепции развития военного образования в России вызвало рост дискуссионных выступлений в средствах массовой информации и в периодической печати с анализом существующего сложного положения и предложениями по выходу из него. Особое место здесь можно отвести теоретическому журналу «Военная мысль», на страницах которого регулярно поднимались вопросы реформирования военного образования.

Показателем творческой активности корпуса ученых и педагогов всегда были публикации в научной и педагогической периодической печати. В этот период в научных работах Т.В. Васильевой, В.И. Аллилуева, Т.С. Куликовой, В.В. Неижмяка, С.И. Охремчука, С.В. Середенко, А.Н. Харечкина, И.В. Бринько14 и других рассматриваются правовые вопросы регулирования деятельности военных вузов как субъектов образовательной деятельности, историко-педагогические, социологические и психологические аспекты военного образования.

В связи с возобновлением призыва с 1993 г. на военную службу офицеров запаса актуальными становятся вопросы исследования подготовки офицеров запаса. В работах Н.И. Красильникова, Б.П. Павлова15, Г.П. Жигулина, А.Г. Карманова, Н.И. Красильникова16, А.В. Ленского, А.И. Сереброва, Е.Г. Удина,17

В.В. Дулина18, О.Ю. Шепелева19 и др. рассматривались проблемы подготовки офицеров запаса на факультетах военного обучения, определялись направления повышения качества подготовки офицеров запаса.

Исследований исторического плана, защищенных диссертаций по изучаемому периоду в области военного образования недостаточно. Как нам представляется, это было связано с необходимостью коренного пересмотра целого ряда идейных позиций. В последние годы появились диссертации А.П. Березовского, И.Ю. Костюченко, М.Л. Михайловой, Т.А. Панковой, Е.И. Мещангиной20и других, посвященные вопросам образования вообще. Отдельные вопросы системы военного образования рассмотрены в работах В.Ф. Баркатунова, В.П. Могутнова, В.В. Даутова, А.Н. Харечкина21 и других.

Недостаточно отражалось состояние военного образования изучаемого периода и в таких документах, как история учебных заведений, воспоминаниях выпускников и преподавателей образовательных учреждений22.

В целом можно отметить, что в исследуемый период в научный оборот были введены многочисленные источники и рассмотрены в масштабах государства многие важнейшие аспекты военного образования. Однако историографическая картина регионального аспекта военного образования до сих пор остается фрагментарной и неполной. Так, в литературе практически отсутствует анализ развития военного образования и его особенностей на Урале в 1980–1990-е гг., влияния постоянно меняющейся политической обстановки и экономических возможностей государства на качество подготовки офицерских кадров в регионе, его зависимости от организации учебно-воспитательного процесса в вузах, материально-технического обеспечения учебного процесса, качественной характеристики ППС.

Целью работы является исследование системы подготовки офицерских кадров в зависимости от меняющихся политических задач в ходе реформирования Вооруженных сил РФ, кадровой политики, экономических возможностей государства и оценка ее состояния в УрВО в 1980–1990-е гг. на основе анализа планирования и организации учебно-воспитательного процесса в вузах, его материально-технического обеспечения, качественной характеристики ППС и состояния процесса воспроизводства научно-педагогических кадров.

Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:

1. Дать характеристику состояния военного образования в исследуемый период, выявить как общие, так и региональные особенности его развития.

2. Исследовать направления реформирования системы военного образования, формы и методы ее модернизации, влияние изменения общественно-политической и экономической обстановки в исследуемый период в стране и на Урале на процесс реформирования системы военного образования.

3. Проанализировать нормативно-правовое обеспечение реформирования военного образования в РФ и на Урале.

4. Исследовать влияние на процесс подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях и военных кафедрах гражданских вузов на Урале качества разработки учебно-методических документов, квалификационного и образовательного уровня ППС, состояния системы подготовки и переподготовки ППС, материально-технической базы.

  1. Фатеев К. В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование)

    Исследование
    В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые вопросы военной безопасности Российской Федерации, ее современного состояния и проблемы правового регулирования, дается определение военной безопасности Российской Федерации, указывается
  2. Военная история Учебник

    Список учебников
    Учебник разработан сотрудниками Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации при участии преподавателей Военного универси­тета, Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации и Ака­демии ракетных
  3. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (1)

    Реферат
    РАЗДЕЛ 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста и формирование кластеров.
  4. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (2)

    Реферат
    РАЗДЕЛ 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Южного федерального округа 92
  5. Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами государственн

    Задача
    Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами государственной политики в сфере культуры, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического
  6. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Документ
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  7. Знаменательные и памятные события 2005 года январь

    Документ
    Уважаемые читатели! Цель универсального краеведческого календаря "Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья" – обратить внимание читателей на наиболее значительные и интересные события из истории экономической, политической,
  8. Каталог (3)

    Документ
    Каталог документов по истории железнодорожного транспорта России из фондов федеральных архивов РГИА, РГВИА, РГАЭ, РГАНТД, филиала РГАНТД построен по хронологическому принципу и состоит из 5 основных разделов и 8 подразделов, отражающих
  9. Каталог (5)

    Документ
    Каталог документов по истории железнодорожного транспорта России из фондов федеральных архивов РГИА, РГВИА, РГАЭ, РГАНТД, филиала РГАНТД построен по хронологическому принципу и состоит из 5 основных разделов и 8 подразделов, отражающих

Другие похожие документы..