Подготовка военных кадров в уральском военном округе в 1980-1990-е годы

Учебно-тренировочные средства, тренажеры, бронетанковая техника, самоходные артиллерийские установки и другая боевая техника имели предельные сроки эксплуатации, после чего должны были списываться. В результате они были ненадежны в работе и нуждались в замене. При этом 20–25 % учебно-тренировочных средств по огневой подготовке (автоматы, пулеметы и др.) и 60–65 % по вождению (вся бронетанковая техника и автомобили) были выпущены до 1990 г. По срокам эксплуатации бронетанковое вооружение и военная техника уже на начало 2000-х гг. должна быть списана или отправлена в капитальный ремонт. Таких образцов вооружения и техники в военных институтах (училищах) было более 75 %. Еще хуже обстояли дела в авиационных вузах. На 95 % летательных аппаратов закончился ресурс двигателей и вспомогательных силовых установок, только на 40–45 % техники было исправно бортовое оборудование.

Нужно отметить, что руководство УрВО принимало определенные меры по улучшению состояния учебно-материальной базы. В исследуемый период в УрВО все объекты учебной материально-технической базы, в том числе и военно-учебных заведений, находящиеся на территории округа, приказом командующего войсками округа были закреплены за войсковыми частями и военно-учебными заведениями. Это позволяло не только полностью загружать, но и поддерживать на должном уровне состояние учебно-материальной базы. Однако изменить тенденцию ухудшения было не просто. Положение осложнилось и начавшимся увеличением цен на материальные ценности. Средств, выделяемых по статьям для обеспечения учебного процесса, катастрофически не хватало.

Плохо обстояли дела в исследуемый период на военных кафедрах округа. Если военно-учебные заведения еще каким-то образом пытались организовать учебный процесс и их материально-техническая база еще более-менее соответствовала предъявляемым к ней требованиям, то военные кафедры в округе снабжались по остаточному принципу и органы управления военным образованием не обращали достаточного внимания на подготовку студентов по программам офицеров запаса. На военные кафедры перестали поступать новое вооружение и военная техника, литература.Чтобы хоть как-то выправить создавшееся положение, приказом командующего УрВО военные кафедры гражданских вузов для изучения офицерами приказов, директив, уставов, положений, наставлений, руководств, инструкций и других руководящих документов, а также ознакомления с новым вооружением и военной техникой прикреплялись за воинскими частями и высшими военно-учебными заведениями.

С 1993 г. в округе наметилась устойчивая тенденция в сторону ухудшения материально-технического снабжения, в том числе и по материальному обеспечению учебных сборов студентов в войсках. Практически ежегодно вносились коррективы в план проведения учебных сборов студентов в войсках вплоть до их проведения на военных кафедрах.

Таким образом, из-за социально-экономических трудностей государства (неконтролируемая инфляция, рост цен, падение промышленного производства) в 1990-е гг. практически полностью прекращается финансирование военно-учебных заведений. Это начинает ощущаться не только на повышении квалификации профессорско-преподавательского состава, но и на социально-бытовом обеспечении военно-учебных заведений и военных кафедр гражданских вузов, в том числе на строительстве жилья. Прекратилось финансирование работ по капитальному ремонту социально-бытовых объектов (учебных корпусов, клубов, казарменного и жилого фонда, теплотрасс и т. п.). Произошло снижение уровня жизни преподавателей и курсантов, появилась неустроенность быта офицерского состава.

Отсутствие поступлений новых образцов вооружения и техники взамен выслуживших установленные сроки эксплуатации, а также запасных частей, инструмента и принадлежностей, необходимых для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта вооружения и техники, прекращение отправки вооружения и военной техники в начале 1990-х гг. в капитальный ремонт привело к резкому ухудшению технического состояния и, соответственно, к трудностям в обеспечении учебного процесса техникой.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования и определяются основные направления развития военного образования современной России.

Автор в развитии военного образования выделяет 3 периода: первый – до 1985 г., второй – 1985–1991 гг. и третий – 1991 – начало 2000 гг.

Характерным для отечественного образования первого периода являлось то, что эти годы были связаны с завершением советского этапа развития нашей страны, отличительной чертой которого было подчинение образования, в т.ч. и военного, господствующей марксистско-ленинской идеологии. Военное образование в этот период становилось все более идеологизированным. Ведущую роль в организации учебного процесса в военно-учебных заведениях и на военных кафедрах, наряду с руководством учебных заведений, занимали партийные организации, контролирующие и направляющие все сферы жизни и деятельности образовательных учреждений.

Период 1985–1991 гг. совпадает с принятым руководством партии и государства курсом на ускорение социально-экономического развития страны и последующей политикой «перестройки», в целом положившим начало процесса активизации всех общественно-политических процессов в стране. Это период ухода государства из руководства образованием, которое вынуждено было заняться самовыживанием, смены идейно-нравственных ориентиров, снижения авторитета Вооруженных сил. Этот процесс сопровождался явлениями, которые просто нельзя было допускать в государственных масштабах: антиармейская истерия, разрушение всей системы военно-патриотического воспитания молодежи, расцвета преступности, наркомании, излишнего пацифизма. Следствием этих процессов стали нарушения в функционировании системы высшего образования, возникла необходимость в выправлении создавшегося положения, в научном и законодательном обосновании перспектив ее развития. Развитие военного образования в первые два периода имело экстенсивную направленность. В ходе третьего периода была сделана попытка приспособления военного образования к динамично меняющимся условиям экономического и политического развития страны, к новым задачам Вооруженных сил, что потребовало уменьшения числа военно-учебных заведений в стране.

Основным направлением модернизации военного образования в 1990-е гг. была оптимизация военно-учебных заведений. В эти годы была сделана попытка объединения вузов по «горизонтали» и по «вертикали», не принесшая, в целом, положительных результатов из-за несовершенства нормативно-правовой базы, экономического положения в стране и отсутствия бюджетных средств на нужды военного образования. Проводилось объединение военных вузов в целях сохранения научно-педагогического потенциала, учебной материальной базы, усиления влияния мощных научных школ головного вуза на образовательный процесс в его филиалах, осуществления непосредственного научно-методического руководства своими филиалами, усиления ответственности за качество обучения в них курсантов и за укомплектованность филиалов научно-педагогическими кадрами. Неудавшаяся попытка оптимизации привела к тому, что в условиях скудного бюджетного финансирования на нужды военного образования государство вынуждено было заняться поиском альтернативных военно-учебным заведениям источников производства военных специалистов.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. на фоне надвигающегося политического и экономического кризиса в стране ухудшилась социальная защищенность офицеров, упал престиж военной службы. В исследуемый период законодательно был снижен статус офицеров, ликвидирован порядок прохождения службы на кадровой основе и введен порядок прохождения службы по контракту. На офицеров, желающих уволиться до истечения срока действия контракта, перестали оказывать воздействие меры партийного, дисциплинарного и административного характера. Все это привело к резкому увеличению количества досрочного увольнения офицеров, в том числе и офицеров-преподавателей.

Общественно-политическая и экономическая обстановка как в стране так и в Уральском регионе в конце 1980-х – начале 1990-х гг. не способствовала оздоровлению состояния системы военного образования в целом и в стране, и в регионе. Негативное отношение в обществе к Вооруженным силам в данный период, а также удаленность Уральского региона от центра привели к тому, что военно-учебные заведения потеряли связь с общественно-политическими и государственными органами региона, а поступающие от них указания и разъяснения часто исключали друг друга или менялись. Резко снизился престиж военной службы, особенно в начале 1990-х гг. Конкурс в военные вузы упал. В некоторых вузах зачислялись абитуриенты, пересдавшие неудовлетворительные оценки на вступительных экзаменах. Контингент обучаемых имел низкий уровень общеобразовательных знаний и с трудом усваивал программу обучения. Количество курсантов, отчисляемых по нежеланию учиться и по недисциплинированности, увеличилось до 90 %. В первую очередь, это было связано с ликвидацией системы партийно-политической работы и института политработников в курсантских подразделениях, во-вторых, ввиду непринятия мер дисциплинарного, административного воздействия на обучаемых.

Исследование процесса подготовки офицерских кадров в Уральском регионе в 1980–1990-е гг. позволяет отметить, что многие негативные процессы в военном образовании на Урале протекали острее и продолжительнее: отсутствовала реальная материальная помощь от военно-учебных заведений преподавателям в подготовке и защите диссертационных работ; отсутствовал механизм возврата в родные вузы преподавателей, защитившихся в диссертационных советах; в начале 1990-х гг. практически полностью прекратилось выделение средств по статьям Министерства обороны на совершенствование учебной материально-технической базы военно-учебных заведений и военных кафедр гражданских вузов (в отдельные годы оно составляло 3 % от необходимого); отсутствовали поставки нового вооружения и техники для обеспечения учебного процесса (соответственно его уровень отставал от уровня вооружения и техники, имеющегося в войсках) и запасных частей на их восстановление; планы по отправке вооружения и техники в капитальный ремонт не выполнялись; наблюдались постоянные срывы поставок горюче-смазочных материалов; проблемы с обеспечением продовольствием, вещевым и имуществом коммунально-эксплуатационной службы; снижение финансирования на содержание зданий, сооружений и строительство жилья для профессорско-преподавательского состава, а также на выплату денежного содержания курсантов и денежного довольствия офицеров.

Исследование ГОС показало, что опора на них в подготовке офицеров способствовала усилению фундаментальности обучения, более тесной интеграции военного образования с гражданской высшей школой. С другой стороны – жесткие требования ГОС первого поколения по гражданским специальностям заставили военных пойти на сокращение военно-профессиональных дисциплин. В свою очередь это не могло не сказаться на качестве подготовки выпускников, особенно по специальностям командного профиля. ГОС второго поколения несколько расширили возможности вузов по обеспечению необходимой военно-профессиональной подготовки. Однако, проблема подготовки специалистов по военной и гражданской специальностям в военно-учебных заведениях не может считаться решенной.

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Монографии:

1. Высшее военное образование на Урале: 1980–1990-е годы. Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2011. 153 с. (9,6 п. л.).

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах (в соответствии с перечнем ВАК):

1.  Образовательные и квалификационные стандарты: проблемы

подготовки военных кадров в Уральском военном округе в 1980–2000-е гг. // Известия Алтайского государственного университета. Серия «История, политология». № 4/4 (64/4). 2009. С. 129–134 (0,8 п. л.).

Статьи в сборниках научных трудов и материалах конференций:

1. Военное образование в СССР в 80–90-е гг. ХХ века (историографический обзор) // Урал индустриальный. Бакунинские чтения. Материалы VII Всерос. науч. конф., ноябрь 2005, г. Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2005. Т. 2. С. 396–404 (0,4 п. л.).

2. Военное образование в России в 90-е гг. ХХ века // Научные труды IX отчетной конференции молодых ученых ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ». Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2005. Ч. 2. С. 145–148 (0,1 п. л.).

3. Правовые основы реформирования военного образования // Научные труды Х отчетной конференции молодых ученых ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ». Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ». Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2006. Ч. 3. С. 253–257 (0,2 п. л.).

4. Подготовка офицерских кадров в УрВО в 80-е гг. 20 столетия // Научные труды ХI отчетной конференции молодых ученых ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ». Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2007. Ч. 3. С. 347–350 (0,2 п. л.).

5. Система подготовки и повышения квалификации преподавательского состава УрВО в 1980-е гг. 20 столетия. // Научные труды ХII отчетной конференции молодых ученых УГТУ-УПИ. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2007. Ч. 3. С. 284–287 (0,1 п. л.).

6. Изменение образовательных и квалификационных стандартов по подготовке офицеров в УрВО // Научные труды ХIII отчетной конференции молодых ученых УГТУ-УПИ. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. Ч. 2. С. 305–310 (0,2 п. л.).

7. Особенности учебных планов и программ подготовки офицеров в УрВО в 90-е гг. ХХ в. // Научные труды ХIV отчетной конференции молодых ученых УГТУ-УПИ. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. Ч. 2. С. 341–344 (0,1 п. л.).

8. О состоянии материальной базы военных вузов и военных кафедр гражданских вузов УрВО в 80–90-е гг. ХХ в. // Научные труды ХV междунар. науч. конф. молодых ученых. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. Ч. 2. С. 148–154 (0,3 п. л.).

9. О некоторых проблемах военного образования в России и на Урале в 1980–1990 гг. // Научные труды ХVI Уральской междунар. науч. конф. молодых ученых по приоритетным направлениям развития науки и техники. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. Ч. 3. С. 382–388 (0,3 п. л.).

10. Модернизация сети военно-учебных заведений в стране и на Урале в 1980–990-е гг. // История как ценность и ценностное отношение к истории: Сборник научных статей / ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Институт истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, 2010. Часть II. C. 148–155 (в соавт. с В.В. Запарием) (0,3 п. л.).

11. Подготовка офицеров запаса на военных кафедрах УрВО в 1980–1990-е гг. // Восьмые Татищевские чтения. Материалы регион. науч. конф. Екатеринбург, 27–28 мая 2010. С. 244–249 (в соавт. с В.В. Запарием) (0,2 п. л. ).

12. О некоторых вопросах модернизации военного образования // История науки и техники в современной системе знаний. Первая ежегодная конференция кафедры истории науки и техники 8 февраля 2011 / Под ред. проф. В.В. Запария. Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2011. С. 66–68 (0,1 п. л.).

1 Раянгу В.А. Подготовка и использование специалистов. Таллин, 1986; Он же. Экономические проблемы определения перспектив подготовки кадров. М., 1987; Он же. Подготовка рабочей силы в условиях научно-технического прогресса. Таллин, 1988; Стоян А.Н. Становление специалиста: опыт перестройки высшей школы. Киев, 1988.

2 Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР (1917-1984 гг.). Новосибирск, 1991.

3 Кабакович Г.А. Социальные проблемы подготовки офицеров запаса в вузах. Уфа, 1990; Он же: Социально-экономические проблемы подготовки военного специалиста в вузах России. М., 1992.

4 Владыкин О. В. Стратегия реформы военного образования есть. Тактику определяют сами вузы // Красная Звезда. 1992, 29 декабря.

5 Миронов В.Б. Век образования. М., 1990.

6 Основные кодексы и законы. СПб., 2002. С. 629.

7 Садовничий В.А., Белокуров В.В., Сушко В.Г., Шикин Е.В. Университетское образование. Приглашение к размышлению. М., 1995; Шаповалов В.А. Высшая школа в социокультурном контексте. М., 1992; Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М., 1998.

8 Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994; Пахомов Н.Н. Философия образования для ХХI века. М., 1992. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993; Пинский А.А. К новой парадигме в образовании. М., 1996.

9 Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М., 1995.

10 Гончаров Ю. В русле обновления: концепция развития военного образования Вооруженных сил Российской Федерации // Ориентир. 1994. № 9. С. 4-8.

11 Жуковский В.П. Военное образование в России: преемственность, опыт, традиции / Под ред. Г.П. Корнева. Саратов, 1999.

12 Илькевич Б.В. Военное образование: сущность, проблемы, перспективы. Пермь, 2002.

13 Кабакович Г.А., Спицын Ю.Г.Военное образование и национальная безопасность. СПб., 1998.

14 Васильева Т.В. Правовое регулирование деятельности военных вузов как субъектов образовательной деятельности. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2002; Аллилуев В.И. Педагогическая система формирования учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза. Дисс. … канд. пед. наук. Саратов, 2000; Куликова Т.С. Модульно-рейтинговая система как средство активизации самостоятельной учебной деятельности курсантов военного вуза на занятиях по математике. Дисс. … канд. пед. наук. Пермь, 2001; Неижмяк В.В. Формирование профессиональной компетентности выпускника высшего военного учебного заведения (на примере общепрофессиональных дисциплин). Дисс. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2004; Охремчук С.И. Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения. Дисс. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002; Середенко С.В. Формирование готовности к военно-профессиональной деятельности выпускников высшего военного учебного заведения связи. Дисс. … канд. пед. наук. М., 1997; Бринько И.И. Структура мотивации учебной деятельности курсантов военного высшего учебного заведения и ее динамика в процессе обучения. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Иркутск, 1997.

15 Красильников Н.И., Павлов Б.П. Профессионализм и профессиональная культура офицера // Пути реализации плана развития системы военного образования в гражданских вузах / Под ред. Е.В. Комаровой, Т.В.Третьяковой. Н. Новгород, 2001. С. 38-40.

16 Жигулин Г.П., Карманов А.Г., Красильников Н.И. Проблемы подготовки специалистов на факультете военного обучения // Новые направления гуманитарной составляющей технического образования. Научно-технический вестник. Выпуск 2 / Под ред. В.Н. Васильева. СПб, 2001. С. 149-151.

17 Ленский А.В., Серебров А.И., Удин Е.Г. Повышение качества подготовки офицеров запаса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Новые направления гуманитарной составляющей технического образования. Научно-технический вестник. Выпуск 7 / Под ред. В.И. Подлесных. СПб, 2003. С. 247-248.

18 Дулин В.В. Педагогическое управление процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах. Дисс…. канд. пед. наук. Ставрополь, 2004.

19 Шепелев О.Ю. Военная подготовка студентов гражданских вузов: взаимные выгоды государства, общества и личности в ее конкурентноспособности на рынке труда // Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С.Г. Зырянова. Челябинск, 2006. Ч. 3. С. 83-87; Он же. Региональные аспекты размещения военных кафедр гражданских вузов России // Материалы Всероссийской конференции «ХVII Уральские социологические чтения» / Под общ. Ред. Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко, Г.Е. Зборовского. Екатеринбург, 2008. С. 333-334; Он же. Проблемы укомплектованности Вооруженных сил молодыми офицерами // Материалы ХI международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» / Под ред. Е.В. Грунт, Н.А. Комлева, Г.Б. Кораблева и др. Екатеринбург, 2008. С. 302-304; Он же. Решение проблем подготовки офицеров в гражданских вузах // Научный вестник Уральской академии государственной службы, № 1 (2). Екатеринбург, 2008. С. 95-102.

20 Березовский А.П. История становления и развития негосударственной высшей школы России в 90-ые гг. ХХ в. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 2000; Михайлова М.Л. Система высшего образования в РФ: проблемы реформирования. Автореф. дисс. канд. соц. наук. М., 1999; Панкова Т.А. Реформирование системы образования в России 90-х гг.: (социальные аспекты управления). Автореф. дисс. канд. соц. наук. М., 1999; Мещангина Е.И. Государственная политика в области высшего педагогического образования в условиях становления новой России (1990-2000 гг.). Автореф. дисс. канд. истор. наук. Екатеринбург, 2006.

21 Баркатунов В.Ф. Кадровое обеспечение органов внутренних дел в современных условиях. Автореф. дисс. канд. соц. наук. Белгород, 2000; Могутнов В.П. Подготовка резервов для фронта в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) на материалах Урала. Автореф. дисс. докт. истор. наук. Челябинск, 2000; Даутов В.В. Управление профессиональной подготовкой преподавателей военного вуза. Автореф. дисс. канд. соц. наук. Пенза, 2007; Харечкин А.Н. Развитие военного образования на Ставрополье в середине ХVIII-ХХ веков. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Астрахань, 2008.

22 Скробов В.С. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Детство, опаленное войной. Суворовское училище // Сборник научных трудов. Сургутский гос. ун-т. Вып. 6. Ч. 2. Гуманитарные науки. Сургут, 2000. С. 100–124; Он же. Воспоминания военного историка // Великий подвиг народа. Вторые военно-исторические чтения, посвященные 55-летию Победы в Великой Отечественной войне. Екатеринбург, 2001. С. 234–265; Он же. Служба и научная работа в военных училищах Урала. Воспоминания военного историка (продолжение) // Россия в поисках национальной стратегии развития. Материалы Всероссийской научной конференции. Екатеринбург, Каменск-Уральский. 24 апреля 2003 г. Российская академия наук. Уральское отделение. Объединенный ученый совет по гуманитарным наукам. – Законодательное собрание Свердловской области. – Администрация г. Каменска-Уральского Свердловской области. Екатеринбург, 2003. С. 319–341; Он же. Завершение и защита докторской диссертации (6 июня 1970 г.–16 июня 1972 г.). Воспоминания военного историка Урала. // Духовность и нравственность на Урале в прошлом и настоящем. Пятые Татищевские чтения. Тезисы докладов и сообщений. Екатеринбург, 22–23 апреля 2004 г. С. 389–408; Эстафета великого подвига / Под ред. А.И. Жежера. Челябинск, 1989. С. 22-54; УГТУ-УПИ: очерки истории. 1920–2005 / Под ред. С.С. Набойченко. Екатеринбург, 2005. С. 314-315; Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище. 15 лет: очерки истории. Свердловск, 1982.

23 Основные кодексы и законы. СПб., 2002. С. 629.

24 Российская газета. 1996, 23 января.

25 http: /pravo/DocumShow_DocumID_29823.html (дата обращения: 25.10.2008).

26 http: /doc.asp?ID=3895 (дата обращения: 14.09.2008).

27 Основные кодексы и законы РФ. СПб., 2002. C. 646.

28 http: /pravo/DocumShow_DocumID_29823.html (дата обращения: 14.09.2008).

29 Материалы ХХVI съезда КПСС. М., 1981; Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29.06.1979 г. «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1978–1980) Изд. 8-е, доп. Т. 13. М., 1981. С. 394-403; Постановление от 06.04.1978 г. «О повышении эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях // Там же. С. 67-74; Постановление от 26.04.1979 г. «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» // Там же. С. 352-370.

  1. Фатеев К. В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование)

    Исследование
    В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые вопросы военной безопасности Российской Федерации, ее современного состояния и проблемы правового регулирования, дается определение военной безопасности Российской Федерации, указывается
  2. Военная история Учебник

    Список учебников
    Учебник разработан сотрудниками Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации при участии преподавателей Военного универси­тета, Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации и Ака­демии ракетных
  3. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (1)

    Реферат
    РАЗДЕЛ 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста и формирование кластеров.
  4. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (2)

    Реферат
    РАЗДЕЛ 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Южного федерального округа 92
  5. Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами государственн

    Задача
    Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами государственной политики в сфере культуры, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического
  6. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Документ
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  7. Знаменательные и памятные события 2005 года январь

    Документ
    Уважаемые читатели! Цель универсального краеведческого календаря "Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья" – обратить внимание читателей на наиболее значительные и интересные события из истории экономической, политической,
  8. Каталог (3)

    Документ
    Каталог документов по истории железнодорожного транспорта России из фондов федеральных архивов РГИА, РГВИА, РГАЭ, РГАНТД, филиала РГАНТД построен по хронологическому принципу и состоит из 5 основных разделов и 8 подразделов, отражающих
  9. Каталог (5)

    Документ
    Каталог документов по истории железнодорожного транспорта России из фондов федеральных архивов РГИА, РГВИА, РГАЭ, РГАНТД, филиала РГАНТД построен по хронологическому принципу и состоит из 5 основных разделов и 8 подразделов, отражающих

Другие похожие документы..