Подготовка военных кадров в уральском военном округе в 1980-1990-е годы

Вместе с тем, складывающаяся в стране в конце 1980-х гг. обстановка оказывала негативное влияние на учебно-воспитательный процесс в военных вузах УрВО. Если в начале 1980-х гг. из военных училищ отчислялось от 5 % курсантов (из них по нежеланию учиться и недисциплинированности – до 50 %), то уже в конце 1980-х гг. наметилась тенденция увеличения количества отчисляемых курсантов по этим причинам. Так, в СВВПТАУ в 1989 г. было отчислено 15 % списочного состава, из них по нежеланию учиться и по недисциплинированности – 90 % курсантов. В ЧВВТКУ и ЧВВАИУ эти цифры были даже еще выше: от 26 до 22 % и от 85 до 90 % соответственно.

В 1980-е гг. не весь ППС училищ имел высшее или военно-специальное образование. Практически во всех училищах имелось некоторое количество офицеров со средним военным образованием (больше всего их было в 1984 г. в ЧВВТКУ – 10 чел.). В целом, исследование показывает устойчивую тенденцию повышения образовательного уровня ППС почти во всех вузах округа.

Общероссийские тенденции по сокращению численности Вооруженных сил и увольнению в запас офицеров-преподавателей, достигших предельного возраста, также отрицательно сказывались на качестве подготовки курсантов, т. к. примерно 40 % (а в ЧВВТКУ и более 50 %) ППС в военных вузах УрВО имели стаж научно-педагогической деятельности менее 5 лет. В конце 1980-х гг. ежегодная убыль ППС составляла 7–8, а по научно-педагогическим работникам даже 9–14 %. 40 % восполнения убыли ППС происходило из системы подготовки научно-педагогических кадров (адъюнктура, докторантура), 60 % – путем назначения офицеров на преподавательские должности из войск. Однако, в конце 1980-х гг. существующая система подготовки научно-педагогических и научных кадров не только не обеспечивала увеличение их относительной численности, но и уже не позволяла компенсировать естественную убыль. Воспроизводство научных кадров отставало от их убыли примерно на 30 %.

Укомплектованность военных кафедр гражданских вузов в 1980 гг. ППС была близка к 100 %. Офицерский состав военных кафедр комплектовался, в основном, из воинских частей. В то же время, прибывающий на преподавательские должности офицерский состав не всегда отвечал требованиям высшей школы. Негативные явления в вопросах организации подготовки офицеров запаса не обошли стороной и военные кафедры. Эти процессы коснулись всех без исключения вузов, в т. ч. и лучших в округе военных кафедр Уральского и Челябинского политехнических институтов.

В третьем параграфе «Материально-техническая база учебных заведений» проводится анализ существовавшей в военных вузах и на военных кафедрах гражданских вузов материально-технической базы. Выполнение задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов для Вооруженных сил в сложной международной обстановке 1980-х гг. (гонка вооружений, оказание военной помощи развивающимся странам, ведение боевых действий в Афганистане) было невозможно без современной учебной материально-технической базы.

В 1980-е гг. совершенствование учебной базы в военных вузах округа производилось, в основном, силами курсантов (хозяйственным способом) с их отрывом от учебы, что, естественно, сказывалось на качестве подготовки будущих офицеров. Так, в 1986 г. в ЧВВТКУ было выполнено строительных работ на сумму в 249 тыс. руб., а потери времени на строительство и совершенствование учебной базы, которые восстанавливались за счет дополнительных занятий, составили 1145 чел.-дней.

В конце 1980-х гг. появились проблемы с учебным фондом и в создании необходимых бытовых условий: не стало хватать учебных аудиторий, лабораторий, столовых, общежитий, жилья для офицеров-преподавателей. Это было связано, в первую очередь, с увеличением численности обучаемых и необходимостью создания надлежащих условий жизни и быта курсантам и преподавателям. На эти нужды требовалось дополнительное финансирование, которого от руководства военного образования и УрВО не поступало. Положение с каждым годом ухудшалось.

Существующая в конце 1980-х гг. обеспеченность военным имуществом и вооружением (маскировочными сетями, халатами, стальными шлемами, пулеметами, минометами последних выпусков) не соответствовала возросшим требованиям к полевой выучке курсантов. Начиная с конца 1980-х гг. руководство военных вузов округа впервые начинает поднимать вопрос об оказании практической помощи училищам в вопросах обустройства и капитального строительства со стороны старших начальников. На содержание зданий и сооружений не стало хватать ни материальных, ни людских ресурсов. Отдельные здания, сооружения, канализация, водопровод, тепловые и электрические сети обветшали, что приводило к частым нарушениям в их работе и требовало значительных капиталовложений. Прекратилось финансирование работ по капитальному ремонту социально-бытовых объектов (учебных корпусов, клубов, казарменного и жилого фонда, теплотрасс и т.п.). Произошло снижение уровня жизни, усилилась неустроенность быта офицерского состава.

Все это оказывало непосредственное влияние на организацию учебно-воспитательного процесса, качество подготовки курсантов военных вузов и военных кафедр гражданских вузов, а также на морально-психологическое состояние профессорско-преподавательского состава вузов, на их желание продолжать в таких условиях военную службу.

Вторая глава «Оптимизация подготовки военных кадров в стране и на Урале в 1990-е гг.» посвящена анализу особенностей подготовки военных кадров в военных вузах и военных кафедрах гражданских вузов УрВО в 1990-е гг., влияния общественно-экономической обстановки в Уральском регионе, состояния учебно-материальной базы и качественной характеристики ППС, а также степени разработанности учебных образовательных программ на качество подготовки выпускников.

В первом параграфе «Модернизация сети военно-учебных заведений» отмечается, что после распада СССР около 50 военных вузов остались за пределами РФ в государствах СНГ, в результате чего в Вооруженных силах России перестала осуществляться подготовка офицеров по 38 военным специальностям. На 1 декабря 1992 г. в Вооруженных силах РФ было 115 вузов: 17 военных академий, 3 военных института, 7 военных факультета, 81 высшее и 7 средних военных училищ вместо 166 вузов, существовавших в СССР до распада.

Главным направлением оптимизации в 1990-е гг. был курс на сокращение количества вузов на основе их рационального укрупнения. Военные училища должны были иметь не менее 1200–1500 курсантов (кроме авиационных училищ летчиков), емкость академий – не менее 750–800 обучаемых. Кроме того, планировалось, что если экономическая ситуация в стране позволит вкладывать крупные капиталовложения в эти мероприятия, то в перспективе необходимо будет ориентироваться на дальнейшее укрупнение вузов и создание учебно-научных комплексов емкостью до 3–5 тысяч обучаемых. Основной формой укрупнения вузов должна была стать их интеграция, создание крупных учебно-методических и научных комплексов, объединяющих подготовку военных кадров различных профилей и уровней образования, а также различных родов войск и служб. В ходе интеграции предусматривалось слияние однотипных или родственных вузов, дислоцированных в одном городе (гарнизоне), реорганизация малочисленных вузов, теряющих свой научный потенциал, в факультеты родственных военных или гражданских вузов, совмещение в едином комплексе подготовку военных кадров с различными уровнями образования, в том числе подготовку техников-прапорщиков (мичманов) и младших военных специалистов.

На основании концепции оптимизации в последующие годы количество вузов Министерства обороны приводилось в соответствие с потребностями Вооруженных сил: в 1993 г. – 114, в 1994 г. – 110, в 1995 г. – 106. В 1997 г. в Министерстве обороны имелось 102 вуза: 17 военных академий, 1 военный университет, 4 военных института, 6 военных факультетов, 71 высшее и 3 средних военных училища. Система военного образования министерств и ведомств РФ, в которых законодательством предусмотрена военная служба, дополнительно к вузам Министерства обороны имела свои ведомственные вузы. Так, в 1997 г. в РФ имелось 124 военных учебных заведения емкостью 152 тыс. чел., из них 22 вуза других министерств и ведомств.

На 1 апреля 1998 г. система военного образования включала в себя 101 вуз, которые готовили военные кадры по 190 специальностям высшего профессионального образования и 450 специализациям не только для Вооруженных сил, но и для других министерств и ведомств РФ, а также стран дальнего зарубежья и государств СНГ. Ежегодный выпуск составлял около 23 тыс. офицеров.

В 1992 г. вновь был образован УрВО, включающий в себя Свердловскую, Челябинскую, Курганскую и Тюменскую обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. На его территории располагалось 5 вузов Министерства обороны. В период оптимизации сети вузов в связи с упразднением политических органов, партийных и комсомольских организаций было расформировано СВВПТАУ, а на его место выведено из Грузии Тбилисское высшее артиллерийское командное училище, переименованное в Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище.

После распада СССР, наряду с военными училищами, за пределами страны осталась и часть военных кафедр гражданских вузов. В 1998 г. в РФ их было 223. В условиях экономического кризиса в стране шел поиск наименее затратных способов подготовки офицерского состава. По мнению бывшего министра обороны РФ С.Б. Иванова, в основу современного строительства Вооруженных сил должен быть положен универсальный критерий «стоимость-реализуемость-эффективность». По критерию стоимости подготовка офицеров в гражданских вузах самая низкая. Стоимость подготовки одного обучаемого в военном вузе находится в пределах от 80 до 200 тыс. руб., стоимость обучения в гражданском вузе – от 20 до 30 тыс. руб. в год. По данным Государственной Думы стоимость обучения одного специалиста в военном вузе в конце 1990-х гг. обходилась в 133 тыс. руб. Наиболее проблематичной являлось достижение необходимой эффективности, то есть соотношение стоимости и уровня подготовленности специалистов, т. к. качество подготовки офицеров запаса наряду с высокой фундаментальной подготовкой в вузе отставало от современных требований. Основными причинами такого положения были несоответствие объема и содержания программ подготовки офицеров запаса предъявляемым руководством Министерства обороны требованиям к уровню их подготовленности; недостаток профессионального и методического мастерства, крайне низкий научный потенциал некоторой части ППС военных кафедр; моральное устаревание и физический износ существующей учебно-материальной базы, недостаточное количество учебной литературы на военных кафедрах; плохая организация и низкий уровень проведения учебных сборов выпускников.

Во втором параграфе«Особенности подготовки военных кадров в военно-учебных заведениях и на военных кафедрах гражданских вузов»отмечается, что деятельность по реформированию военного образования может быть эффективной лишь в том случае, если будет иметь под собой соответствующую правовую основу.

Смена политических ориентиров и задач, стоящих перед государством, а также попытка реформирования Вооруженных сил и системы военного образования вынудило руководство Министерства обороны в начале 1990-х гг. начать поиск путей вывода военного образования из кризиса. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее – ГОС ВПО) первого поколения, стал очередным этапом совершенствования учебного процесса в военных вузах и был утвержден постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 940 и приказом министра обороны РФ 1994 г. № 362. Его введение было направлено на совершенствование подготовки офицеров, повышение уровня фундаментальной подготовки и предполагало сопровождение освоения ГОС внедрением новых методов и средств, технологий обучения, ориентированных на повышение эффективности учебной работы преподавателей, слушателей и курсантов. При этом военные вузы, наряду с обучением военным специальностям, должны были предусматривать обучение гражданским специальностям в родственных (смежных) гражданских областях, что являлось с 1996 г. новшеством в подготовке офицеров. Общий бюджет учебного времени ГОС и его составляющие (общие гуманитарные и социально-экономические, общие математические и естественно-научные, общепрофессиональные, военно-профессиональные дисциплины, стажировка и практика) были приведены путем перерасчета к нормативному сроку обучения 5 лет. Проведенное исследование ГОС, учебных планов и программ исследуемого периода в ЕВВАКУ показало, что здесь имелись определенные резервы повышения качества образовательного процесса: на приобретение уровней обученности по гражданской специальности офицерам-артиллеристам отводилось только 23,9 % времени от общего бюджета времени, причем на приобретение уровней обученности «иметь представление» и «знать» отводилось 16 %, а на уровни обученности «уметь использовать» и «иметь навыки» только 7,9 %. Привитие этих навыков происходило на младших курсах обучения. Что касается военной специальности, то на приобретение уровней обученности отводилось 76,1 % от общего бюджета времени. На уровни обученности «иметь представление» и «знать» отводилось 34,1 %, «уметь использовать» и «иметь навыки» только 42 % времени. Привитие практических умений и навыков происходило во время всего процесса обучения, однако за весь период обучения практические умения и навыки прививались курсантам неравномерно: основное время (15 %) выделялось на 4-м курсе обучения. На 5-м курсе привитие практических навыков замедлялось до 6 %.

Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников из-за отсутствия методических рекомендаций, а также содержания и объемов подготовки военных специалистов были разработаны вузами, причем в очень сжатые сроки, что сказалось на качестве их разработки.

В начале 1990-х гг. в военных вузах УрВО наметилась тенденция увеличения числа отчисляемых курсантов. Основными причинами отчислений были нежелание учиться и недисциплинированность курсантов. На них в исследуемый период приходится от 50-и до 95 % всех отчислений. Конкурс при поступлении в военно-учебные заведения резко снизился. Основными причинами такого положения были отсутствие системного подхода по военно-профессиональной ориентации и предварительному отбору кандидатов на учебу; ослабление внимания к горизонтальным связям между военными комиссариатами, военными училищами, школами, областной, городскими и районными администрациями; информация об офицерской профессии и правилах приема в военно-учебные заведения не доходила до молодежи городов районного масштаба и сельской местности.

В 1990-е гг. от 97 до 100 % ППС военных вузов округа имели высшее военное или гражданское образование, а 50 и более процентов преподавателей имели стаж преподавания от 3-х лет и более. Это говорит о том, что, в целом, в начале 1990-х гг. в военных вузах округа был опытный, высокообразованный состав преподавателей. Укомплектованность ППС с учеными степенями и званиями была ниже средней, чем по военным вузам страны. Это в первую очередь можно объяснить резким падением престижа военной службы в условиях негативного отношения общества к военным в государстве, низкой заработной платой и постепенным урезанием льгот. Кроме того, полное прекращение финансирования на повышение квалификации ППС в условиях снижения социальной защищенности, падения уровня жизни привело к тому, что во всех военных вузах округа у преподавателей, работающих над диссертациями, не было средств на оплату кандидатских экзаменов, печатание научных статей, для защиты диссертаций.

В третьем параграфе«Проблемы материально-технической базы учебных заведений» дан анализ состояния учебной материально-технической базы военных вузов и военных кафедр гражданских вузов.

  1. Фатеев К. В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование)

    Исследование
    В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые вопросы военной безопасности Российской Федерации, ее современного состояния и проблемы правового регулирования, дается определение военной безопасности Российской Федерации, указывается
  2. Военная история Учебник

    Список учебников
    Учебник разработан сотрудниками Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации при участии преподавателей Военного универси­тета, Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации и Ака­демии ракетных
  3. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (1)

    Реферат
    РАЗДЕЛ 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста и формирование кластеров.
  4. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (2)

    Реферат
    РАЗДЕЛ 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Южного федерального округа 92
  5. Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами государственн

    Задача
    Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами государственной политики в сфере культуры, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического
  6. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Документ
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  7. Знаменательные и памятные события 2005 года январь

    Документ
    Уважаемые читатели! Цель универсального краеведческого календаря "Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья" – обратить внимание читателей на наиболее значительные и интересные события из истории экономической, политической,
  8. Каталог (3)

    Документ
    Каталог документов по истории железнодорожного транспорта России из фондов федеральных архивов РГИА, РГВИА, РГАЭ, РГАНТД, филиала РГАНТД построен по хронологическому принципу и состоит из 5 основных разделов и 8 подразделов, отражающих
  9. Каталог (5)

    Документ
    Каталог документов по истории железнодорожного транспорта России из фондов федеральных архивов РГИА, РГВИА, РГАЭ, РГАНТД, филиала РГАНТД построен по хронологическому принципу и состоит из 5 основных разделов и 8 подразделов, отражающих

Другие похожие документы..