Подготовка военных кадров в уральском военном округе в 1980-1990-е годы

5. Установить факторы, оказывающие негативное влияние на качество подготовки офицерских кадров, выявить направления развития системы военного образования.

Источники. Привлеченные к исследованию источники делятся на следующие виды: 1) законодательные акты; 2) делопроизводственная документация; 3) статистические материалы; 4) справочные издания; 4) периодическая печать; 5) электронные средства информации.

Законодательные источники представляют большую ценность для изучения основных направлений государственной политики по развитию высшего образования в целом и военного, в частности. Это, прежде всего, Федеральный закон (далее – ФЗ) «Об образовании»23, ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании»24, Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года»25, Национальная доктрина образования в РФ, утвержденная постановлением Правительства РФ № 751 от 04.10.2000 г.26; ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»27, ФЗ «О порядке прохождения военной службы»28. Анализ этих и других документов позволил охарактеризовать законотворческую деятельность правительства в сфере военного образования. Представление о состоянии дел в исследуемый период в системе образования, его проблемах дают материалы ХХVI партийного съезда, постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР29, которые также можно отнести к законодательным источникам этого периода. Они помогли определить направления развития системы военного образования, степень эффективности принимаемых мер, выявить стимулирующие и тормозящие факторы в развитии, отразившиеся на темпах реформирования и ее результатах.

Делопроизводственная документация представляет собой самый крупный массив использованных в диссертационной работе материалов. Она включает документы, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ) в г. Подольске Московской обл. и его филиале в г. Пугачеве Саратовской обл., архиве УрВО (ПурВО). Интересны материалы ведомственного архива Министерства обороны и Министерства образования, где сосредоточены документы вузов: Свердловского высшего военного политического танко-артиллерийского училища (СВВПТАУ), Екатеринбургского высшего военного артиллерийского командного училища (института) (ЕВВАКУ), Челябинского высшего военного танкового командного училища (института) (ЧВВТКУ), Челябинского высшего военного авиационного училища (института) штурманов (ЧВВАУШ), Челябинского высшего военного автомобильного инженерного училища (института) (ЧВВАИУ), Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (института) (ТВВИКУ), Уральского государственного технического университета – УПИ (УГТУ-УПИ), Южно-Уральского государственного технического университета. Важными для нас явились материалы Центра документации общественных организаций Свердловской обл. Они включают документы центральных и местных органов власти, министерств и ведомств, партийных органов, приказы министров образования и обороны, решения советов, письма, распоряжения, поручения, протоколы заседаний партийных бюро и партийных организаций и содержат информацию о деятельности системы военного образования об образовательной политике государства и правительства, которая подтверждает или не подтверждает достоверность сведений, взятых из других источников.

Ценными источниками являются воспоминания выпускников и очевидцев исторических событий, касающиеся вопросов военного образования, и опубликованные в материалах по истории создания и становления учебных заведений Урала.

Определенный материал содержится в изданной в последние годы справочной литературе, например, в опубликованных в 1994 г. Военной энциклопедии и в 2002 г. Военном энциклопедическом словаре. Однако справочные данные в них очень краткие и для историков мало информативны.

Достоинство периодической печати как источника заключается в актуальности и оперативности опубликованной информации, которая отражает самые различные аспекты жизни и деятельности организаций и учреждений, воинских коллективов, проблем, стоящих как перед страной, так и отдельными коллективами. В журналах, таких как Педагогика», «Ориентир», «Социология и социальная антропология», «Военная мысль» и др. публикуются аналитические и дискуссионные статьи по различным вопросам жизни деятельности военного образования. Кроме того, в работе над диссертацией использованы материалы центральной прессы – газет «Российская газета», «Красная звезда», «Учительская правда» и др., региональной – «Московские новости», «Областная газета» и др., окружной – «Красный боец», «Уральские военные вести», «На страже Родины», многотиражки «По ленинским заветам», выпускаемой в СВВПТАУ, некоторых изданий общественно-политических газет и т. д. В них содержится богатый материал о состоянии дел в системе военного образования в тот или иной период его развития, публикуются отчеты о научных докладах, материалы научных конференций, семинаров и т. п.

В эпоху развития информационных технологий все большую роль играют электронные средства информации. Поэтому богатая информация о состоянии системы военного образования стала доступна через ИНТЕРНЕТ в виде докладов руководителей государства, законодательных органов государства, материалов Министерств образования и обороны.

Привлеченный комплекс источников позволил с достаточной полнотой осветить все основные проблемы диссертационной работы.

Методологическую основу исследования составляют научные принципы и методы исторического исследования, получившие обоснование в современной историографической и методологической литературе. По мнению уральских ученых В.В. Алексеева, В.Д. Камынина, Б.В. Личмана и др. в историографии сложилось несколько методологических концепций, с позиций которых ученые по разному оценивают происходившие в стране события. Нам наиболее убедительной представляется модернизационная интерпретация современной истории. Процессы, происходящие в системе военного образования и в подготовке офицерских кадров в РФ и на Урале рассматриваются в рамках создания индустриального общества и перехода к научно-индустриальному этапу. Данный подход позволяет наиболее адекватно вскрыть причины и тенденции развития современных событий и фактов в общественно-политической и экономической жизни страны, в Вооруженных силах РФ и непосредственно в системе военного образования.

В качестве конкретных методов исторического исследования использованы общенаучные и специальные исторические методы и принципы. В процессе отбора и классификации конкретно-исторического материала автором использовались методы объективности, историзма, диалектики, сравнительно-исторического анализа, статистики, прикладной социологии, системности и комплексности исследования. Для реконструкции отдельных явлений применялся описательный метод, а также традиционный метод индукции.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации впервые предпринята попытка комплексного изучения развития отечественной системы военного образования в 1980–1990-е гг. в период изменения всей структуры экономических, политических и социальных отношений в стране на примере функционирования и становления подготовки военных кадров в УрВО (ПУрВО). В научный оборот введены новые архивные материалы, связанные с историей военных вузов УрВО, раскрывающие особенности этих заведений в подготовке офицерских кадров для Вооруженных сил.

Практическая значимость исследования заключается в том, что анализ деятельности военных вузов может быть использован при разработке предложений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в современных военно-учебных заведениях. Теоретические обобщения и выводы можно применять в учебном процессе при преподавании курса отечественной истории, при разработке учебно-методических пособий для военных училищ и военных кафедр гражданских вузов. Научная работа может послужить основой для дальнейших научных исследований, публикаций в средствах массовой информации, работ по истории Урала.

Апробация работы. Результаты исследования апробированы в докладах на 12 конференциях международного (ХV международная научная конференция молодых ученых, Екатеринбург, 2009 г.; ХVI Уральская международная научная конференция молодых ученых по приоритетным направлениям развития науки и техники, Екатеринбург, 2009 г.), всероссийского (Урал индустриальный. Татищевские чтения. VII Всероссийская научная конференция, Екатеринбург, 2005 г.) и регионального уровней (Восьмые Татищевские чтения. Региональная научная конференция, Екатеринбург, 2010 г.), а также представлены монографией и 13 статьями, включая статью, опубликованную в ведущем рецензируемом журнале (в соответствии с перечнем ВАК) Известия Алтайского государственного университета. Серия «История, политология», (общим объемом 12,9 п. л.). Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории науки и техники УрФУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет исследования, его хронологические и территориальные рамки, сформулированы цель и задачи, раскрывается методология и методика исследования, представлена историография темы и дана характеристика источников.

В первой главе «Состояние системы подготовки военных кадров и предпосылки ее реформирования в 1980-е гг.» раскрывается состояние системы военного образования в 1980-е гг., исследуются причины и предпосылки необходимости ее реформирования, оптимизации сети военных вузов и военных кафедр гражданских вузов, состояния системы подготовки офицерских кадров в стране, процесса подготовки и повышения квалификации ППС военных вузов и состояния учебно-материальной базы. Глава состоит из трех параграфов.

Первый параграф «Сеть военно-учебных заведений и военных кафедр гражданских вузов» посвящен анализу развития сети военных вузов и военных кафедр в СССР и на Урале. Отмечается, что в период 1980-х гг. военные вузы функционировали в условиях общественно-политической системы СССР.

В 1980 г. в Министерстве обороны СССР имелось 18 академий, 1 военный институт, 105 высших военных училищ (из них – 26 со сроком обучения 5 лет), 7 военных факультетов при гражданских вузах. Наряду с высшими военно-учебными заведениями сохранялись и 22 средних военных училища, число которых в дальнейшем неуклонно уменьшалось в связи с преобразованием их в высшие военные училища.

В Советской Армии в 1991 г. имелось уже 166 военных вузов: 18 военных академий, 3 военных института, 7 военных факультетов, 130 высших и 8 средних военных училищ. Общее число вузов увеличилось на 8,5 %. Рост количества вузов в этот период, и, естественно, увеличение числа офицеров, ежегодно получавших высшее военно-специальное и высшее образование, позволили резко повысить образовательный уровень офицерского состава Вооруженных сил, что, несомненно, сказалось на престиже военной службы. Так, например, если в числе выпускников вузов 1970-го г. офицеры с высшим образованием, соответствующим высшему военному специальному и высшему военному образованию, составляли 54 %, то в 1984 г. их уже было около 90 %. Повышение уровня образования офицерских кадров способствовало росту престижности профессии офицера в 1980-е гг., обеспечивало более благоприятные условия для укомплектования первых курсов военных училищ хорошо подготовленной молодежью, что подкреплялось государством через систему льгот и рост заработной платы офицерского состава.

Сложившаяся система военного образования не в полной мере согласовывалась с требованиями высшей школы, особенно по уровням образования, организации и содержанию обучения. Главная проблема начала 1980-х гг. заключалась в необходимости обеспечения единого, научно обоснованного подхода к определению уровней военного образования, сроков обучения, предназначения вузов и содержания учебно-воспитательного процесса. Обучение студентов дневного отделения в вузах Министерства образования по программам подготовки офицеров запаса осуществлялось в 1980-х гг. в 70, а к моменту распада СССР в 1991 г. – в 497 вузах. Всего же в гражданских вузах готовились специалисты по 240 военно-учетным специальностям, при этом по 181 специальности одновременно готовились специалисты в военных вузах. Военные кафедры гражданских вузов наряду с военными вузами являлись крупнейшей кузницей офицерских кадров для Вооруженных сил страны. В 1985 г. из вузов нашей страны было выпущено примерно 170 тыс. офицеров запаса.

Численность вузов Министерства обороны и военных кафедр гражданских вузов, дислоцированных на территории УрВО, зависела от задач, стоящих перед Вооруженными силами государства и определялась военной доктриной СССР. До 1989 г. УрВО включал территорию Свердловской, Пермской, Челябинской, Курганской, Кировской областей, Коми и Удмуртской АССР. После создания в 1989 г. ПУрВО (в границах двадцати субъектов Российской Федерации: республик – Башкортостан, Марий Эл, Мордовской, Татарстана, Удмурдской и Чувашской; областей – Кировской, Курганской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тюменской, Челябинской и Ульяновской; автономных округов – Коми-Пермяцкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого) и с 7 июля 1992 г. – УрВО (в границах Свердловской, Тюменской, Челябинской и Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) количество военных вузов и военных кафедр колебалось от 10 до 20 (что составляло 10–25 % от всех военно-учебных заведений и военных кафедр страны) с ежегодным выпуском кадровых офицеров 2,5–3,5 тыс. и офицеров запаса до 10 тыс. чел.

Во втором параграфе «Состояние процесса подготовки офицерских кадров» проводится анализ организации учебно-воспитательного процесса в военных вузах и на военных кафедрах гражданских вузов УрВО, приводится качественная характеристика ППС и организация процесса их переподготовки и повышения квалификации.

Руководящую роль в организации и становлении учебного процесса в военных вузах в 1980-е гг. играли партийные организации, положившие в основу работы по совершенствованию учебного процесса требования к подготовке специалистов, сформулированные в решениях ХХVI съезда КПСС, постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1979 г. «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов».

В конце 1980-х гг. новые требования к обучению и воспитанию курсантов привели к уточнению модели подготовки курсантов в части содержания и уровня их знаний и умений. Был значительно перестроен весь учебный процесс: уточнен бюджет учебного времени, заново разработаны структурно-логические схемы изучения дисциплин, кафедра рассматривалась как основной исполнитель программных установок. В учебные программы ежегодно вносились изменения с учетом новейших достижений науки и техники, передового опыта войск, опыта Великой Отечественной войны, ведения боевых действий в Афганистане, требований министра обороны, соответствующих Главкомов и начальников главных управлений Министерства обороны. Особенностью новых планов и программ обучения являлось то, что с 1987 г. было увеличено количество учебного времени, отводимого на практическую выучку курсантов с 50 до 75 %, а по тактической подготовке до 70 % учебных занятий планировалось проводить в поле, из них ночью – 50 %.

  1. Фатеев К. В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование)

    Исследование
    В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые вопросы военной безопасности Российской Федерации, ее современного состояния и проблемы правового регулирования, дается определение военной безопасности Российской Федерации, указывается
  2. Военная история Учебник

    Список учебников
    Учебник разработан сотрудниками Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации при участии преподавателей Военного универси­тета, Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации и Ака­демии ракетных
  3. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (1)

    Реферат
    РАЗДЕЛ 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста и формирование кластеров.
  4. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (2)

    Реферат
    РАЗДЕЛ 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Южного федерального округа 92
  5. Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами государственн

    Задача
    Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами государственной политики в сфере культуры, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического
  6. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Документ
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  7. Знаменательные и памятные события 2005 года январь

    Документ
    Уважаемые читатели! Цель универсального краеведческого календаря "Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья" – обратить внимание читателей на наиболее значительные и интересные события из истории экономической, политической,
  8. Каталог (3)

    Документ
    Каталог документов по истории железнодорожного транспорта России из фондов федеральных архивов РГИА, РГВИА, РГАЭ, РГАНТД, филиала РГАНТД построен по хронологическому принципу и состоит из 5 основных разделов и 8 подразделов, отражающих
  9. Каталог (5)

    Документ
    Каталог документов по истории железнодорожного транспорта России из фондов федеральных архивов РГИА, РГВИА, РГАЭ, РГАНТД, филиала РГАНТД построен по хронологическому принципу и состоит из 5 основных разделов и 8 подразделов, отражающих

Другие похожие документы..