Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01 Теория и методика физической культуры Иркутск 2008

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Иркутский государственный педагогический университет»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.01 Теория и методика физической культуры

Иркутск 2008

Автор-составитель: преподаватель кафедры физического воспитания и методики Пружинина Марина Викторовна

Учебно-методический комплекс дисциплиныТеория и методика физической культуры составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва, 2005)

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин предметной подготовки и является обязательной для изучения

© ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет», 2008

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

4.Модульная программа дисциплины.

5. Учебная карта дисциплины.

6. Технологическая карта обучения.

7. Диагностические средства для текущего контроля, рубежного, итогового контроля, тестовые задания.

8. Учебно-методические материалы для студентов.

9. Методические рекомендации для студентов.

10. Методические рекомендации для преподавателей

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью создания учебно-методического комплекса дисциплины «Теория и методика физической культуры» овладение студентами системой специальных знаний, умений и навыков будущей профессиональной деятельности.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности очного и заочного отделений.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор учебного материала осуществлялся согласно требованиям ГОС ВПО специальности 033100 «Физическая культура с дополнительной специальностью 033300 ОБЖ», и примерной программой дисциплины

«Теория и методика физической культуры и спорта», рекомендованной Министерством образования (авторы программы Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин).

Работа с материалом данного комплекса предусматривает выполнение обязательных видов учебной деятельности, предусмотренных в учебной карте дисциплины и следование определенному алгоритму при выполнении раздела СРС и практических занятий, соблюдение установленных сроков и предоставление выполнения практических и методических заданий.

II.Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

Шифр по ГОС ВПО и номер по учебному плану

Содержание

Трудоемкость (общее кол-во часов в учебном плане)

ДПП.Ф.01

Исторические аспекты становления теории и методики физического воспитания и спорта. Система физического воспитания, система спортивной подготовки. Факторы физической культуры и спорта в аспекте их оздоровительной ценности. Дидактические основы физического воспитания и спорта. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания и в сфере спорта. Оценка эффективности физкультурно-спортивных занятий. Формирование профессионализма специалистов физической культуры и спорта. Интегрирующая роль теории и методики физического воспитания и спорта в системе профилирующих дисциплин в профессиональном физкультурном образовании.

380

III. Объем дисциплины и виды учебной работы

3.1. Для специальности ДПП.Ф.01Теория и методика физической культуры

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

Аудиторные занятия:

170

Лекции

100

Практические занятия

70

Самостоятельная работа студента

210

ВСЕГО ЧАСОВ

380

Текущий контроль

Контр. раб. №1,2,

Промежуточный контроль

Зачет -5 семестр

Виды итогового контроля

Экзамен - 6 семестр

IV.Модульная программа дисциплины

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный педагогический университет»

Факультет специальной педагогики и психологии

Утверждено

на заседании совета факультета

специальной педагогики и психологии
протокол № __ от_________200 г.

Председатель совета___________

(Бахарева Е.В.)

МОДУЛЬНАЯ программа дисциплины

ДПП.Ф.01. Теория и методика физической культуры

Специальность: 050720 Физическая культура

Квалификация: Педагог по физической культуре с дополнительной специальностью 050104 Безопасность жизнедеятельности

Курс: 2, 3

Семестр: 4, 5, 6

Форма обучения: очная

Количество часов на дисциплину: 380 час.

Количество аудиторных часов: 170 часов; из них:

Лекций: 100 час.

Практических занятий: 70 час.

Самостоятельная работа: 210 час.

Итоговая аттестация: 5 семестр-зачет, 6 семестр-экзамен.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Место дисциплины

Теория и методика физической культуры является общепрофилирующим предметом профессионального образования специалистов по физической культуре. Она определят фундаментальность физкультурного образования специалиста, педагогическую направленность его деятельности, профессиональную компетентность. Теория и методика физической культуры лежит в основе знаний любой конкретной специализации (тренер, инструктор, учитель, методист и т.п.), создает необходимые предпосылки и условия для профессионального роста и совершенствования специалиста. Поэтому в разработке специфических проблем теории и методики спортивной тренировки все спортивно-педагогичекие дисциплины опираются на основные положения теории физической культуры.

Объективная необходимость введения данной учебной дисциплины обусловлена стремлением к целостному осмыслению разнообразных научно-практических знаний о физической культуре как о многогранном общественном явлении, которое все шире и глубже проникает во многие сферы жизни и деятельности человека – образование, воспитание, производство, повседневный быт, отдых и восстановление, спорт и собственно культурную деятельность по умножению ценностей самой культуры.

Как научная дисциплина теория физической культуры представляет собой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармонического развития людей. Она создавалась на понимании закономерностей физического развития человека и на современных методологических основах истории и теории культуры общества, широко используя информацию из области таких наук, как психология, биомеханика, биохимия, физиология и т.д.

Значение дисциплины

Теория физической культуры позволяет студенту или специалисту понять сущность физической культуры как социального, педагогического явления, уяснить взаимные связи и взаимные влияния общей культуры и культуры физической, представить себе ее структуру (строение) и функции (способы деятельности).

Теоретические знания – высшая форма научных и профессиональных знаний, и они представлены в научной, научно-методической, учебной литературе адекватно составу и уровню подготовленности «потребителей» (студенты, аспиранты, преподаватели, ученые). Владение теорией физической культуры определяет уровень и степень образованности студентов и специалистов, а также уровень их профессиональной компетентности. Строго говоря, специалист не может решать задачи на высоком профессиональном уровне, если он не владеет достаточным объемом научно-теоретических знаний. Специалисту необходимо не только научиться свободно и уверенно пользоваться, оперировать формулировками, понятиями и категориями, но и уметь уточнить, дополнить или углубить их за счет обобщения результатов своей практической деятельности, осмысления ее с позиции теории познания и теории физической культуры.

Важнейшее значение для специалистов и студентов имеет методика физической культуры, и в частности методика ее видов (компонентов): неспециального физкультурного образования (физического воспитания), физической рекреации, спорта, двигательной реабилитации.

Цель дисциплины

Цель дисциплины «Теория и методика физической культуры» (ТМФК) — обеспечить глубокое теоретическое осмысление основ физической культуры и спорта и привить умения практической реализации основных теоретико-методических положений в профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту.

Задачи:

— изучить теоретические положения физкультурно-спортивной деятельности;

— изучить понятийный аппарат теории и методики физической культуры и спорта;

— освоить средства и методы физической культуры и спорта;

— изучить организационные формы физической культуры и спорта;

— создать представление об интегрирующей роли дисциплины теории и методики физической культуры и спорта в системе дисциплин предметной подготовки;

— научить применять на практике теорию и методику обучения двигательным действиям и развития физических качеств, формирования знаний.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор учебного материала осуществлялся согласно требованиям ГОС ВПО специальности 050720 «Физическая культура с дополнительной специальностью 050104 Безопасность жизнедеятельности», и примерной программой дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта », рекомендованной Министерством образования (авторы программы Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин).

Требования к освоению содержания дисциплины

Студент должен знать:

— основные этапы развития системы физической культуры и спорта своего народа в контексте развития мировой культуры;

— эстетические, нравственные и духовные ценности физической культуры и спорта;

— дидактические закономерности в физической культуре и спорте;

— методику оздоровительных физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения;

— методику подготовки спортсменов;

— возрастно-половые закономерности воспитания физических качеств и формирования двигательных навыков;

— методы и организацию комплексного контроля в физическом воспитании и спортивной подготовке;

— методы организации и проведения научно-исследовательской и методической работы.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01 Теория и методика обучения предмету физическая культура Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно – методический комплекс дисциплины Теория и методика обучения предмету «физическая культура» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва 2005г.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01 История физической культуры и спорта 1 часть

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины История физической культуры и спорта составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва 2005 г.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 16. Базовые и новые физкультурно-спортивные виды Раздел

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины Базовые и новые физкультурно-спортивные виды. Раздел 8 Лыжный спорт составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва,
  4. Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (84)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины /Сост.: И.И. Иванов; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009.
  6. Практикум по русскому правописанию Учебно-методический комплекс дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    П 69 Практикум по русскому правописанию [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель.: Т.А. Ашихмина; Бийский пед. гос. ун-тим.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века (уд-04-13-016)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века», который изучают студенты 5 курса по специальности Русский язык и литература.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература уд-04. 13-025 Д

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Детская литература», входящей в цикл дисциплин специализации. Она изучается студентами специальности библиотечно-информационной деятельности на 3 курсе в VI семестре
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организмы. Основные пути воздействия организмов на среду обитания.

Другие похожие документы..