Ученые записки скагс

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
И МУНИЦИПАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ
АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ

НАУЧНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
СКАГС

Издается с 2000 г.

Периодичность – 4 номера в год.

3. 2009.

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

Федоряк Н.А., зам. Полномочного представителя
Президента Российской Федерации
в Южном федеральном округе

Уважаемые коллеги!

Этот журнал выходит в свет в условиях реализации больших социальных программ, намеченных Президентом РФ. Цель этих преобразований – повышение качества жизни в России. В своей программной статье «Россия, вперед!» Президент РФ подчеркивает, что «не всех устраивают темпы нашего движения в этом направлении». «Демократия нуждается в защите. Как нуждаются в защите основные права и свободы граждан. Защите прежде всего от коррупции, порождающей произвол, несвободу и несправедливость».
И далее: «Мы будем делать всё возможное для нормализации жизни людей на российском Кавказе. Экономические и гуманитарные программы для юга страны будут в ближайшее время пересмотрены и конкретизированы. Будут разработаны отдельные и очень чёткие критерии эффективности работы руководителей государственных структур по проблемам Кавказа. Это касается прежде всего федеральных и региональных министерств и ведомств, ответственных за качество политики в сфере промышленного производства, финансов, социального развития, образования, культуры. В то же время правоохранительные органы продолжат подавление бандгрупп, стремящихся запугиванием и террором навязать населению некоторых кавказских республик свои бредовые идеи и варварские порядки»1.

Разумеется, правоохранительные органы примут необходимые меры для того, чтобы преступники не ушли от возмездия. Однако борьбу с терроризмом нельзя сводить лишь к спецоперациям и другим формам силового противодействия. Анализ ситуации показывает, что те позитивные изменения, которые происходили в Северо-Кавказском регионе в докризисный период, были недостаточны для успешной борьбы с терроризмом. На Северном Кавказе сохраняется ряд проблем, без решения которых мы с этим злом не справимся. Назову важнейшие из них.

Первое - это социально-экономическая отсталость региона, низкий уровень жизни населения, высокая безработица, особенно в среде молодежи. Очевидно, что на Северном Кавказе нужно создавать новые рабочие места, а для этого - развивать перспективные отрасли экономики. Правительство страны принимает необходимые для этого меры. В первую очередь посредством федеральных целевых программ. Реализация этих программ должна обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Северо-Кавказского региона, сокращение здесь безработицы и бедности.

Вторая ключевая проблема - преодоление отчуждения власти от общества. Граждане требуют от государства наведения порядка и справедливости. И если власть не отвечает на эти ожидания, то она лишается поддержки граждан. Для укрепления доверия общества к власти необходима прежде всего системная борьба с коррупций.

Коррупция усиливает расслоение, причем в самой несправедливой форме. Когда люди видят, как у скромных чиновников вырастают хоромы, а у власти не находятся средства для решения самых насущных проблем, они в лучшем случае отвернутся от власти, а в худшем возьмут оружие и уйдут к боевикам. Борьба с коррупцией требует значительных усилий и государства, и общества. Главное, чтобы она не стала очередной кампанией, после которой все возвращается на круги своя.

Есть еще одна проблема, без решения которой нельзя укрепить, а кое-где и восстановить доверие общества к власти – клановость. Кланы стремятся использовать власть прежде всего в своих корыстных целях. Чтобы власть работала на общество, ее необходимо освободить от влияния клановых интересов.

Для этого нам нужна эффективная кадровая политика. Нужно открыть доступ к государственной службе всем талантливым людям, особенно молодежи. Этим целям служит формирование кадрового резерва. В резерв управленческих кадров субъектов Федерации Юга России уже включено свыше 5000 человек. Третья часть резерва (свыше
1 700 человек) - это лица в возрасте до 35 лет. В текущем году назначения на должности из региональных резервов уже составили 40 %
от их общего количества.

Для успешной борьбы с терроризмом особое внимание необходимо обратить на проблемы молодежи. Надо откровенно признать, что какую-то часть молодежи мы теряем. В северокавказских республиках появились молодые люди, настроенные враждебно не только к российской государственности, но и к традициям своих народов. Нередко под влиянием именно этих идей они уходят в террористическое подполье. Хочу особенно подчеркнуть именно это обстоятельство. Существует довольно распространенная точка зрения, согласно которой основной причиной, подталкивающей молодежь уходить к боевикам, является ее социальная неустроенность. Однако жизнь опровергает такой упрощенный подход. Ряд последних терактов на Северном Кавказе осуществлен террористами-смертниками.

Такие люди идут в бандформирования исключительно по идейным мотивам. К сожалению, этому способствует кризис общественной нравственности и морали, с которым столкнулось наше общество. Если нравственный уровень человека не позволяет ему различать добро и зло, если свобода для него тождественна вседозволенности, если любовь к родине обретает в его душе форму национализма и шовинизма, то это и делает его послушным орудием для исполнения преступных замыслов террористов. Поэтому формирование мировоззрения молодежи, ее духовное, нравственное воспитание являются одними из приоритетных задач нашего времени.

Какие бы мы планы ни строили, их воплощение в жизнь в решающей мере зависит от эффективности государства. Сила государства не в могуществе и всевластии бюрократии, а в его способности успешно решать задачи устойчивого развития экономики, защищать права и свободы граждан, обеспечивать законность, создавать всем гражданам условия для максимальной самореализации. Нам еще многое предстоит сделать для того, чтобы государственные институты отвечали этим требованиям.

ОТ РЕДАКЦИИ

Сентябрь - время выхода нашего журнала - начинается с общероссийского Дня знаний. В этот день студентов и профессорско-преподавательский состав поздравили заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Н.А. Федоряк, заместитель Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области по организационной, кадровой работе и вопросам местного самоуправления С.Г. Кузнецов, ректор СКАГС В.В.Рудой и другие.

Заметным событием в жизни академии является 15-летие со дня основания Пятигорского филиала СКАГС, который за эти годы стал одним из ведущих учебных и научных центров Северного Кавказа. Основными направлениями научной деятельности ученых филиала является устойчивое развитие региона, проблема построения и совершенствования региональных и местных систем управления, проблемы регулирования межэтнических отношений и этнополитических процессов на Юге России. Научные разработки ученых филиала внедряются в практику органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, регионов Северного Кавказа в виде информационно-методических материалов, рекомендаций, программ и др. Публикации ряда научных материалов ученых филиала отводится большая площадь настоящего номера журнала.

В соответствии с научным профилем журнала в этом номере публикуются статьи политологов, докторантов СКАГС: В.Г.Доманова, в которой рассматриваются социальные условия формирования гражданского общества, и Т.Г.Голубевой, посвященной анализу влияния политических условий на развитие местного самоуправления в современной России. Проблемы взаимодействия науки и бизнеса в современных российских условиях и пути повышения его эффективности являются предметом рассмотрения в статье доктора экономических наук, профессора, вице-президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области А.Г.Кобелева. С содержанием статьи Т.Г. Голубевой перекликается материал ученого и практического работника государственного управления В.В. Поволяева, в котором дана оценка состояния и реального развития местного самоуправления в регионах, входящих в Южный федеральный округ.

Вызывает удовлетворение редакции тот факт, что постоянно расширяется география авторов нашего журнала. В настоящем номере публикуются статьи Х.П. Абдулкасимова, профессора-экономиста из Узбекистана о реформировании и модернизации экономики Республики Узбекистан сотрудников Посольства РФ в Киргизской Республике И.А.Фирсовой и В.А.Чернова.

Расширился круг подписчиков журнала. К традиционным регионам добавились подписчики из Ленинградской, Камчатской и Ярославской областей.

ОРИЕНТИРЫ

УДК 352

Поволяев В.В., гл. советник департамента
аппарата полномочного представителя Президента РФ
в ЮФО, к. филос. н.

К ВОПРОСУ
О РАЗВИТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В статье, основанной на анализе ситуации в Южном федеральном округе, рассматриваются практика и проблемы координации деятельности регионов и органов местного самоуправления с федеральным центром по созданию системы административно-правовых, финансово-экономических и социально-психологических условий становления и развития местного самоуправления, предлагаются пути повышения эффективности деятельности по правовому, финансовому, организационному, кадровому, информационному, методическому обеспечению совершенствования местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, эффективность местного самоуправления, условия повышения эффективности.

Значительная часть экспертов склоняется к мысли, что местное самоуправление в настоящее время находится на этапе выживания. У большинства муниципальных образований нет перспективы развития, поскольку доходы местных бюджетов не обеспечивают реализацию полномочий в части осуществления капитальных вложений, модернизации отраслей ЖКХ, социальной инфраструктуры образования и здравоохранения. Эта ситуация сложилась из-за отсутствия единой концепции реформирования местного самоуправления на федеральном и региональном уровнях, несовпадения интересов федеральных, региональных и местных административно-политических элит, существующих экономических и социальных проблем. Думается, что это односторонний подход к проблеме развития муниципальных образований. Развитие местного самоуправления определяется не столько финансово-экономической составляющей, сколько компетентностью, деловой хваткой муниципальных кадров, уровнем их нравственности, наличием административно-правовых условий деятельности органов местного самоуправления.

Как свидетельствует опыт проведения муниципальной реформы в субъектах Российской Федерации Южного федерального округа, ее негативные последствия можно свести к минимуму, если обеспечить тесную координацию действий регионов и органов местного самоуправления с федеральным центром в создании системы административно-правовых, финансово-экономических и социально-психологических условий становления и развития местного самоуправления. В ходе реформы на Юге России решались следующие задачи:

– создана и совершенствовалась правовая база местного самоуправления;

– совершенствовался механизм разграничения полномочий между федеральным центром, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Были разграничены, в основном, полномочия между федеральным центром и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уточнены полномочия органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и сельских поселений;

– выработана стратегия развития округа;

– достигается рациональное соотношение ресурсов и полномочий органов местного самоуправления;

– формируется механизм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– формируется субъект местного самоуправления.

Важным фактором становления и развития местного самоуправления является правовая база. В субъектах Российской Федерации действуют более 1200 нормативных правовых актов, создающих единые правовые, организационные и экономические условия деятельности органов местного самоуправления. В тоже время бытует мнение, что Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ не в полной мере учитывает особенности местного самоуправления. Но дело не только, даже не столько в этом. Трехлетний опыт работы органов местного самоуправления в новых условиях требует правовой корректировки имеющейся законодательной базы.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в течение 2005 – 2008 гг. неоднократно инициировали внесение изменений в указанный Федеральный закон, Налоговый и Бюджетный кодексы, региональную нормативную правовую базу. Ряд принципиальных предложений были учтены и соответствующие изменения внесены в федеральное и региональное законодательство. Тем не менее, на федеральном и региональном уровне предстоит продолжить работу по совершенствованию правового регулирования бюджетного процесса и межбюджетных отношений, территориального устройства местного самоуправления, разграничения полномочий и имущества между уровнями публичной власти. Прежде всего, необходимо разграничить группу полномочий, которые дублируются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений. В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ, например, нет четкого разграничения полномочий в сферах деятельности региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по транспортному обслуживанию населения, поддержке сельскохозяйственного производства, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне, деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Предстоит также конкретизировать полномочия по сходным вопросам местного значения между муниципальными районами и поселениями в области культуры, физической культуры, массового спорта.

Инициируя совершенствование правовой базы местного самоуправления и решая задачи по стабилизации общественно-политической обстановки в Северо-Кавказском регионе, аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации пришел к пониманию объективной необходимости разработки и реализации стратегии социально-экономического развития округа. Это было необходимо по ряду причин: для решения социально-экономических проблем, укрепления финансово-имущественного положения муниципальных образований, консолидации федеральной и региональных элит.

При определении стратегии развития были учтены экономико-географическое положение округа, природно-ресурсный потенциал, демографическая ситуация. По этим параметрам Южный федеральный округ является одним из ключевых стратегических регионов: имеет выход к Азовскому, Черному и Каспийскому морям, расположен на транспортном коридоре Север-Юг, граничит с крупными государствами СНГ – Украиной, Казахстаном, Грузией и Азербайджаном, имеет морские границы с Турцией, Ираном, Туркменистаном, Болгарией. Социально-экономическому прогрессу способствует благоприятная демографическая ситуация: лучший коэффициент естественного прироста населения, положительный миграционный поток, особенно значительный в Краснодарском, Ставропольском краях, Республике Адыгее. Округ имеет лучшие природно-климатические условия: сочетание равнинных, предгорных, высокогорных и приморских ландшафтов, комфортный климат, лучшую в Российской Федерации экологическую ситуацию.

  1. Ученые записки скагс (1)

    Ученые записки
    Редакция журнала сообщает коллективу СКАГС, что благодаря всем пишущим и страдающим за дело науки в нашей Академии в течение 5 лет существования журнала вышло 16 номеров со 173 публикациями (полный список публикаций мы помещаем в конце данного номера).
  2. Ученые записки скагс (8)

    Ученые записки
    Данный номер нашего журнала выходит накануне нового 2010 года. По традиции в это время всюду подводятся итоги. Подведем их и мы. В четырех номерах журнала в 2009 году было опубликовано около 80 научных материалов: статей, рецензий,
  3. Ученые записки скагс (9)

    Ученые записки
    Журнал включен в перечень ведущихрецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы научные результаты диссертаций на соискание степени доктора и кандидата наук
  4. Ученые записки скагс (4)

    Ученые записки
    СКАГС активно включилась в работу по реализации административной и муниципальной реформ в Российской Федерации. Ректоры академий госслужбы, подведомственных РАГС, 19 октября сего года приняли участие в заседании ученого совета РАГС
  5. Ученые записки скагс (7)

    Ученые записки
    В 2007 г. исполняется 15 лет со дня образования вуза нового типа – Северо-Кавказского кадрового центра, который спустя 3 года был реорганизован в СКАГС.
  6. Ученые записки скагс (10)

    Ученые записки
    Лето 2010 года выдалось знойным и тяжелым, но научная жизнь в Северо-Кавказской академии государственной службы не замирала. В диссертационном совете по политическим наукам в июле-сентябре прошли защиту 3 докторских и 9 кандидатских диссертаций.
  7. Ученые записки скагс (3)

    Ученые записки
    Административная реформа ставит перед обществоведами системы РАГС новые задачи как в преподавательском, так и в исследовательском плане. Совершенно очевидно, что реформа, как бы продумана она ни была, обязательно столкнется в ходе
  8. Ученые записки скагс (6)

    Ученые записки
    Второй квартал 2007 г. характеризуется рядом важных событий в жизни Северо-Кавказской академии государственной службы. В апреле отмечалось 15-летие академии.
  9. Ученые записки скагс (11)

    Ученые записки

Другие похожие документы..