«Образовательная система города в условиях модернизации образования и компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров»

4 декабря 2008 года

г. Казань

УДК 37.01

ББК 74.57

К 67

Печатается по решению организационного комитета по проведению республиканской научно-практической конференции «Компетентностный подход в реализации программ дополнительной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования».

Редакторы:

А.Т. Галиева, директор ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж», кандидат филологических наук, доцент.

А.Н. Яковлева, зам. директора по учебной работе ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж», кандидат педагогических наук.

Л.М. Шакирова, зам. директора по учебно-методической работе ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж».

Компетентностный подход в реализации программ дополнительной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования: Материалы республиканской научно-практической конференции.

г. Казань. РПЦ «Школа», 2009,-….с.

Сборник содержит материалы республиканской научно-практической конференции, в ходе которой обсуждались концептуальные основы компетентностного подхода к проблеме развития дополнительной подготовки студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Сборник адресован преподавателям и студентам педагогических учебных заведений

Сборник статей издан при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Оглавление

Яруллин И.М. «Образовательная система города в условиях модернизации образования и компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров» ……………………………………………………8

Лисенкова Л.А. «Компетентностный подход к подготовке современного педагога в условиях непрерывного профессионального педагогического образования»………………………………………………………………..18

Галиева А.Т. «Компетентностный подход к обучению как условие успешной социализации и профессионализации выпускников колледжа»……….31

Яковлева А.Н. «Концептуальные основы компетентностного подхода в реализации программ дополнительной подготовки в образовательных учреждениях»………………………………………………………………37

Бессонова Т.В. «Некоторые проблемы реализации компетентностного

подхода»……………………………………………………………………51

Финаева Т.С. «Лингвострановедческая компетенция, один из основных компонентов коммуникативной компетенции, как фактор успешной подготовки специалиста в области языкового образования»……………59

Мокшина Н.Г. «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя в системе вузовской подготовки»……………………63

Кучумова Г.Н. «Компетентностный подход в образовании»………68

Жукова Е.А. «Профессиональное самоопределение студентов как условие формирования компетентностного специалиста (мотивационно-ценностный аспект)………………………………………………………………………72

Нечаева С.Л. «Формирование профессионально-значимых качеств как условие подготовки конкурентоспособного специалиста»………………76

Хабибуллина Л.Ф. «Активизация инструментальной подготовки учителя музыки с помощью малых форм ансамблевого исполнительства (на примере дуэтов)………………………………………………………………………78

I СЕКЦИЯ «Информационные технологии как один из факторов формирования профессиональной компетентности личности будущего учителя»

Л.Е. Астафьева, О.И. Махалова «Использование информационных технологий в процессе подготовке педагогов»…………………………82

Л.Е. Астафьева, Л.Ф. Идрисова «Основы подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности»…………………………………………85

Дорофеева Н.К. «Обновление содержания дополнительной подготовки в педагогическом училище»…………………………………………………89

Киршина И.Н. «Информационные технологии в дошкольном образовании»…………………………………………………………………96

Матвеева М.Н. «Информационные технологии в процессе подготовки студентов средних педагогических учебных заведений»………………99

Маштакова А.Т. Бахтигареева С.М. «Разработка факультатива для специальности «Преподавание в начальных классах»»………………102

Мифтахова А.М. «Информационная культура, компьютерная грамотность будущего учителя начальных классов»………………………………104

Минкина М.А. «Проблема подготовки и переподготовки учителей начальных классов в области информатики»…………………………108

Мунирова Г.Ф. «Информационная компетентность будущего учителя начальных классов»……………………………………………………113

Наумова Н.Н. «Использование учителем информационных технологий в образовательной школе»………………………………………………116

Салихова Л.И. «Информационные технологии на уроках музыки как один из факторов формирования компетентной личности будущего учителя начальных классов»……………………………………………………120

Тагирова И.Б. «Применение информационных технологий в начальной школе. Лого-философия образования»…………………………………124

Шакирова Н.Н. «Использование информационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов с дополнительным образованием по специальности «Иностранный язык»»……………129

II СЕКЦИЯ «Дополнительная подготовка по специальности «Иностранный язык» как фактор успешной профессионализации выпускников педагогического колледжа»

Абдуллина Л.З. «Плюс или лишний груз знание иностранного языка?»…………………………………………………………………133

Авзалова М.И. «Мотивационный аспект в выборе дополнительной подготовки по специальности «Иностранный язык»»…………………136

Камашева М.В. «Знание иностранного языка как дополнительное преимущество выпускников Мензелинского педагогического колледжа»………………………………………………………………139

Мустафина Э.Г. «Воспитание современного учителя иностранногоя языка через реализацию дополнительной подготовки по специальности «Иностранный язык»»………………………………………………143

Платонова Е.О. «Дополнительное образованиепо специальности «Иностранный язык» как фактор карьерной перспективы выпускников педагогического колледжа»……………………………………………146

Полторыхина Г.Е. «Перспективы развития дополнительного образования на отделении иностранного языка»……………………………………148

ХасановаЛ.Ф. «Дополнительная подготовка студентов педагогического отделения в области иностранного языка как фактор расширения потенциала будущего учителя»…………………………………………………………153

III СЕКЦИЯ «Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения»

Валиева Р.С. «Компьютер и здоровье детей дошкольного возраста»……………………………………………………………………156

Гатауллина А.А. «Подготовка будущих специалистов в условиях внедрения здоровьесберегающих технологий»………………………………………160

Ежова Е.Н. «Арттерапия, как способ развития творческих способностей детей дошкольного и школьного возраста»………………………………164

Кислова З.В. «Психологическое здоровье дошкольника»………………168

Нелидина Е.Е., Быкова В.Г. «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы МАДОУ «Детский сад – центр развития речи ребенка №64»)»…………………174

СкороходоваИ.Д. «Ребенок и эмоционально-интеллектуальное развитие личности»………………………………………………………………………178

Такташева Р.Г. «Организация и проведение спортивных праздников в детских образовательных учреждениях»……………………………………182

Фатихова Н.Г., Шарапова Г.И. «Здоровье ребенка и общество»………185

IV СЕКЦИЯ «Дополнительная подготовка в одласти ритмики и хореографии как условие решения проблемы конкурентоспособностивыпускника педагогичексого колледжа»

Богданова Л. А. «Дополнительная подготовка в области ритмики и хореографии как решение проблемы конкурентоспособности выпускника педагогического колледжа»…………………………………………………190

Ибрагимова Р.Г. «Эстетическое воспитание как основа для развития личности ребенка дошкольника………………………………………………194

Исламов Д.Т. «Формирование профессиональной компетенции студентов в рамках дополнительной подготовки по ритмике и хореографии»…………………………………………………………………200

Нурутдинова Л.А. «развитие творческих способностей студентов как решение проблемы конкурентоспособности выпускника»…………………203

Петрова Т.К. «Конспект внеклассного занятия для учащихся 2-го класса с применением элементов ритмики и хореографии»…………………………207

V СЕКЦИЯ «Реализация профессионального и творческого потенциала студентов на занятиях дополнительной подготовки по специальности «Музыкальное образование»»

Аминова З.Ф.,Чернигина Р.Г. «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании»………………………………………………211

Баланцова С.М. «О направлениях работы по реализации творческого потенциала в ходе дополнительной подготовки «Педагог-организатор вокального ансамбля»»………………………………………………………216

Голова В.Ю. «Об аспектах творческой самореализации личности будущего учителя музыки»……………………………………………………………220

Пигилова Н.Н. «Обучение игре на цифровых музыкальных инструментах (клавишный синтезатор) для подготовки современного учителя музыки»…………………………………………………………………………224

VI СЕКЦИЯ «Методические аспекты преподавания татарского языка как основы реализации программы дополнительной подготовки»

Гасимова С.И. ТАТАР ТЕЛЕ ӨЛКӘСЕНДӘ ӨСТӘМӘ ӘЗЕРЛЕКЛЕ ТӨРКЕМНӘР БЕЛӘН ЭШЛӘҮ ТӘҖРИБӘСЕННӘН......................................................................................228

Гайнетдинова Г.Р. ТАТАР ТЕЛЕНӘ ӨЙРӘТҮДӘ МӘГЪЛҮМАТИ ТЕХНОЛОГИЯЛӘРДӘН ФАЙДАЛАНУ........................................................230

Ясәбиева Г.М. ҮСТЕРЕШЛЕ УКЫТУ ШАТЛАРЫНДА АВАЗЛАР СИСТЕМАСЫН ӨЙРӘНҮ...............................................................................235

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОРОДА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

И.М. Яруллин, первый заместитель начальника Управления образования

города Набережные Челны, к.п.н., доцент

Позитивные изменения, происходящие в настоящее время в России и ведущие к экономическому росту, стабильности и социальному благополучию, укреплению государственности и международного престижа России, формирует новые ценности в общественном сознании.

Масштабы социально – экономических преобразований и решаемых задач особенно ярко проявляются в городе Набережные Челны – динамично развивающемся, экономически мощном, особенно по отрасли «Образование».

За последние 5 лет городская система образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов, поиска новых решений на муниципальном уровне.

В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании» развивается сеть автономных образовательных учреждений, отрасль перешла на подушевое финансирование.

Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами. Становление автономным образовательного учреждения сопровождается развитием их вариативности. Развитие вариативности образовательных программ должно способствовать возможности выбора обучаемыми уровня и вида образования и большей ориентации образования на требования рынка.

Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, учебными заведениями. В 2008 году создан Совет руководителей учреждений образования, в который вошли руководители всех типов: от учреждений дошкольного образования до высшего профессионального образования. Кроме того, функционируют наблюдательные советы в автономных образовательных учреждениях; также попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, ассоциации.

Хочется отметить, что особенностью развития системы образования в последние годы является широкое внедрение грантовых программ и конкурсов всероссийского и муниципального уровней. Третий год подряд в городе идет реализация приоритетного национального проекта «Образование». С 2006 года 23 общеобразовательных учреждения получили Грант Президента РФ по внедрению инновационных технологии в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; 83 учителя достойно представили город в конкурсном отборе «Лучший учитель России в рамках ПНПО -2006-2008».

В целях государственной поддержки талантливой молодежи в рамках ПНПО 17 учащимся города были присуждены премии в размере 60 тысяч и 30 тысяч рублей.

С целью стимулирования профессионального и личностного роста, раскрытия творческого потенциала педагогических работников муниципальных учреждений образования, повышения престижа педагогической профессии, совершенствования механизмов оценки педагогического труда, моральной и материальной поддержке педагогов 1 000 работников системы образования (в 2007 и 2008 гг. по 500 человек) стали победителями и получили денежное вознаграждение Мэра в размере по 10 тысяч рублей. В этом году впервые премию Мэра получили 6 молодых специалистов.

В целях повышения качества образования, развития профессионального педагогического творчества, повышения престижа учительской профессии и выявления талантливых педагогов города, их поддержки и поощрения с 2001 года проводится городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года». В 2008 году учитель немецкого языка средней школы № 44 стала победителем республиканского конкурса «Учитель года Республики Татарстан» и представляла республику на всероссийском конкурсе.

В целях обеспечения качественного питания и увеличения охвата, питающихся два года подряд в городе проводятся конкурсы «Лучшая школьная столовая, «Лучшая организация питания ДОУ». Школы № 38, 76 стали участниками республиканского конкурса.

С целью подготовки детей и молодежи к осознанному выбору профессии, содействия дальнейшему развитию профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях города стало традиционным проведение городского конкурса «Мир профессий», в котором принимают участие ребята из всех общеобразовательных учреждений

  1. «Образовательная система города в условиях модернизации образования и компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров» (1)

    Сборник статей
    Печатается по решению организационного комитета по проведению республиканской научно-практической конференции «Компетентностный подход в реализации программ дополнительной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования».
  2. Образовательная программа моу ар «Гимназия г. Алдан» «Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе через применение интерактивных технологий» Г. Алдан

    Образовательная программа
    Приказа МО РФ от 14.12.2007. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования
  3. Образовательная программа моу сош №8 г. Томмот «Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе через применение интерактивных технологий» Г. Томмот 2010

    Образовательная программа
    Постановление Правительства РС(Я) от 07 ноября 2008 г. № 470 «Вопросы Государственной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки при Президенте Республики Саха (Якутия)»;
  4. Компетентностный подход в образовании: основные этапы становления и тенденции изменений в профессиональном образовании

    Реферат
    Компетентностный подход - краеугольный камень Болонского процесса. Он реализован в большинстве европейских стран на уровне национальных образовательных стандартов.
  5. «…образование… есть жизнь, а не подготовка к будущей жизни»

    Реферат
    Во-первых, на наших глазах за последние 15 лет развивается несколько принципиально новых технологий распространения знаний. Самые простые – средства массовой информации и консалтинг.
  6. Программа создание модели муниципального образовательного учреждения на основе профильного обучения лицея №32 Общие положения

    Программа
    Настоящая программа определяет организационные, содержательные и методологические основы деятельности педагогического коллектива по реализации стратегии развития образовательного учреждения как лицея.
  7. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

    Документ
    Кандидат филологических наук, доцент Балашовского института (филиала)ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. ЧернышевскогоЕ. Ю. Кученева.
  8. Программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Актуальные проблемы содержания и преподавания русского языка и литературы в условиях модернизации образования»

    Программа
    Структура и содержание Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и литературе. Методика подготовки учащихся к работе с материалами ЕГЭ по русскому языку и литературе.
  9. «Организация деятельности районного методического кабинета (рмк) в условиях модернизации образования», в котором приняли участие представ

    Документ

Другие похожие документы..