Н ормативно-правовые акты о науке и государственной научно-технической политике москва

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Москва

2008

ВВЕДЕНИЕ

Важным направлением формирования благоприятных условий для развития науки и применения результатов научных исследований в социальной практике является совершенствование регулирования гражданско-правовых и других отношений в сфере науки, отношений, складывающихся между производителями и потребителями научной продукции и услуг. Эффективность правового регулирования этих отношений во многом зависит от степени кодифицированности соответствующих отраслей законодательства, возможностей удобного доступа участников правовых отношений и исследователей к законодательным и нормативным актам, регулярности анализа норм и положений законодательства с позиций непротиворечивости и актуальности.

Поэтому представляет несомненный интерес, как для развития методологии правового регулирования сферы наук об образовании, так и для повышения эффективности правоприменительной практики в этой области, разработка и поддержание в актуальном состоянии информационной базы данных Российской академии образования, содержащей:

нормативные правовые и нормативные акты Российской Федерации в области науки;

нормативные акты Российской академии образования;

другие материалы, непосредственно связанные с правовым и нормативным регулированием, правоприменительной практикой в области наук об образовании.

Одним из первых шагов по созданию такой базы данных (БД РАО «Законодательство») является подготовка и издание настоящей работы, содержащей Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые и нормативные акты Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, акты международных организаций, содержащие нормы и положения о науке и государственной научно-технической политике.

Во многом, сроки издания работы обусловлены тем, что в декабре 2006 года были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и этот год стал рубежным не только для Российской академии образования, но и в целом для российской академической науки.

В новой редакции указанного Федерального закона даны ответы на ряд принципиальных вопросов, связанных с определением основных направлений и задач модернизации фундаментальной науки в Российской Федерации, по которым в последние годы проходили острые дискуссии, как в научном сообществе, так и в органах государственной власти.

В частности, Российская академия наук и отраслевые академии наук получили статус государственных академий наук, главными задачами которых являются перспективное планирование, организация, проведение и координация фундаментальных исследований в Российской Федерации. Статус государственной академии наук существенно повышает роль академий в организации фундаментальных исследований, придает органам управления академиями функций научных ведомств и повышает ответственность академий за состояние дел в научной сфере. Также должны предъявляться более высокие требования к подготовке и принятию академических нормативных и правовых актов, разрабатываемым и реализуемым программам фундаментальных исследований, участию академий в формировании российского законодательства в области науки.

Данный Федеральный закон уточнил формы участия государства в развитии фундаментальной науки, механизмы влияния органов государственной власти на научную и научно-техническую сферу.

В прошедшем году началась работа по корректировке законодательства в соответствии с новой редакцией Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике». Поэтому, одним из важнейших направлений деятельности Президиума Российской академии образования, отраслевых и региональных отделений академии в 2007 году стало создание необходимых нормативных правовых и организационных условий для обеспечения эффективной реализации Закона, повышения роли Российской академии образования в планировании, организации и координации фундаментальных исследований в области педагогики, психологии и смежных с ними наук, проводимых в Российской Федерации за счет бюджетных средств.

Академией разработан и принят на общем собрании новый Устав РАО. После согласования его с федеральными органами исполнительной власти и соответствующей корректировки, он был представлен на утверждение в Правительство Российской Федерации.

Была проведена большая работа по актуализации и укрупнению направлений научных исследований, разработан и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти пятилетний план фундаментальных исследований РАО, ставший составной частью утверждаемой Правительством Российской Федерации пятилетней программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук.

Президиум академии образования принял ряд нормативных актов по совершенствованию структуры подведомственных научных организаций.

В качестве следующего шага по формированию БД РАО «Законодательство» (создании ее электронной версии) планируется в течение 2008 года осуществить перевод настоящих материалов в электронный вид и разместить их в составе электронной БД РАО «Законодательство» на Портале РАО в сети Интернет, обеспечив при этом удобный интерфейс и необходимые сервисы для пользователей.

Завершение формирования и поддержание в актуальном состоянии БД РАО «Законодательство» создаст условия для повышения эффективности:

исследований законодательной системы в области наук об образовании;

совершенствования и актуализации норм и положений законодательства Российской Федерации в области науки и нормативных актов Российской академии образования;

применения норм и положений законодательства в практической деятельности научных организаций и других субъектов научной деятельности в сфере образования.

Раздел 1. Федеральные законы и Указы Президента Российской Федерации

1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ
"О науке и государственной научно-технической политике"

(по состоянию на 1 марта 2008 года)

Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года

Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).

Глава I. Общие положения

Статья 1. Законодательство о науке и государственной научно-технической политике

Законодательство о науке и государственной научно-технической политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Глава II. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности

Статья 3. Общие положения о субъектах научной и (или) научно-технической деятельности

1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.

2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом:

гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;

признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;

обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;

гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения научных работников

1. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.

Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации.

Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях нарушения порядка или критериев оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены в судебном порядке.

2. Единый реестр предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней и ученых званий, а также порядок присуждения ученых степеней или присвоения ученых званий устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный реестр действует на всей территории Российской Федерации.

3. Правом выдачи дипломов, подтверждающих присуждение предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней, и правом выдачи аттестатов, подтверждающих присвоение предусмотренных государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Правительством Российской Федерации устанавливаются ежемесячные выплаты за ученую степень работникам, занимающим в финансируемых за счет средств федерального бюджета научных организациях штатные должности, по которым в соответствии с квалификационными требованиями предусмотрены ученые степени.;

4. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации.

5. Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.

6. Научный работник имеет право на:

признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;

объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;

осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;

подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;

участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;

подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории Российской Федерации);

  1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Б14 Учебник для вузов. 3-е изд., изм и доп

    Список учебников
    Настоящий учебник, представляющий собой третье, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук.
  2. На курсы : Школа мастеров

    Документ
    Разработан пакет документов (методики проведения научно-технической и финансово-экономической экспертиз, маркетинговых исследований и многое другое) для обеспечения работы центра коммерциализации трансферт-технологий в Пермской области.
  3. Решением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее национальный орган стандартизации) (1)

    Решение
    Основные цели, принципы и правила проведения работ по стандартизации в Российской Федерации определены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184–ФЗ «О техническом регулировании».
  4. Учебное пособие Москва Издательство рагс 2005

    Учебное пособие
    Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса «Теория права и государства» и предназначено для самостоятельного изучения студентами, обучающимися по специальности «Юриспруденция», вопросов теории права и государства.
  5. Начальник отдела технического контроля: актуальные вопросы деятельности (2)

    Документ
    8 февраля завершил свою работу VII Московский международный салон инноваций и инвестиций, проводимый ежегодно с целью успешной интеграции российского инновационного потенциала в мировое научное сообщество.
  6. Нормативных актов Актуальные вопросы производственного (1)

    Документ
    Создание, внедрение и сертификация интегрированной системы менеджмента качества и экологического менеджмента в организации в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2 ) и ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ISO 14001:2004)
  7. Нормативных актов Актуальные вопросы производственного (2)

    Документ
    Получатель: ИНН 7709018297КПП 590202001 УФК по Пермскому краю (ОФК 04, Пермский цнти – филиал ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России л.
  8. Закона РФ «О техническом регулировании» (1)

    Закон
    Создание (актуализация) и внутренний аудит системы менеджмента качества в организации, в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и руководящими указаниямиГОСТ Р ИСО 19011-2003
  9. Начальник отдела технического контроля: актуальные вопросы деятельности Начальник цеха: актуальные вопросы управления, экономики и законодательства

    Закон
    Особенности организации государственных и муниципальных закупок. Как стать поставщиком товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

Другие похожие документы..