Учебно-методический комплекс Специальности: 080502 Экономика и управление на предприятии 080507

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии

Одобрено
учебно-методическим советом факультета управления

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

Специальности: 080502Экономика и управление на предприятии

080507Менеджмент организации

080111Маркетинг

032401 Реклама

080301Коммерция (торговое дело)

080401 Товароведение и экспертиза товаров

080102 Мировая экономика

080505 Управление персоналом

Москва

2007

Авторы-составители:

В.Л. Гречихина, кандидат социологических наук, доцент

В.П. Потапов, доктор социологических наук, профессор

Учебно-методический комплекс по социологии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020300«Социология» второго поколения.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

Ответственный редактор:

В.П. Тоцкий, доктор политических наук, профессор

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Инновационные технологии, используемые в преподавании
курса «Социология» 4

I. Цели и задачи дисциплины 4

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 5

III. Объем дисциплины 7

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 7

3.2. Распределения часов по темам и видам учебной работы 8

IV. Содержание курса 11

V. Темы практических и семинарских занятий 17

VI. Задания для самостоятельной работы студентов 31

VII. Темы контрольных работ и методические указания
по выполнению практических заданий 57

VIII. Вопросы для подготовки к экзамену или зачету 65

IX. Учебно-методическое обеспечение 67

9.1. Литература 67

9.2. Методическое обеспечение дисциплины 69

9.3. Материально-техническое
и информационное обеспечение дисциплины 69

9.4. Глоссарий 69

Инновационные технологии, используемые
в преподавании курса «Социология»

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике (семинары 1 и 4).

Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент должен самостоятельно принимать решение и обосновать его (практические занятия 5, 6, 7 и 8).

Метод проектов – это комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого-либо продукта или явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения (самостоятельная работа студентов при проведении собственного конкретного социологического исследования, работа в рамках научного кружка).

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов) (семинары 2 и 3).

I. Цели и задачи дисциплины

К числу наиболее актуальных проблем современности относится познание и преобразование общества. Необходимость разработки учебно-методического комплекса по социологии обусловлена потребностью подготовки высококвалифицированного специалиста, профессионально владеющего знаниями, умениями и навыками социологического подхода к явлениям общественной жизни, способного эффективно организовывать торгово-экономическую деятельность.

Целью настоящего курса является формирование у студентов теоретических представлений о закономерностях становления, функционирования и развития общества, способности правильно анализировать и точно оценивать сложные процессы социальной действительности, выработка навыков уверенного ориентирования в системе жизненных ценностей и практических умений сбора, обработки и обобщения социологической информации в профессиональной деятельности.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

– освоение студентами теоретико-методологических подходов, основных понятий и категорий социологической науки;

– овладение важнейшими приемами социологического изучения социальной действительности;

– формирование представлений о факторах, темпах и тенденциях изменений в общественном развитии.

II. Требования к уровню освоения дисциплины

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как социальная философия, политология, культурология, экономическая теория, менеджмент, маркетинг, социальная психология, статистика и др.

Особенность изучения данного курса состоит в тесном соединении теории с практикой в процессе индивидуального консультирования преподавателем каждого студента при разработке программы конкретного социологического исследования.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, выполнение контрольных работ и тестовых заданий, написание рефератов. Особое место в учебном процессе отводится самостоятельной работе студентов по разработке программы социологического исследования одной из социально-экономических проблем.

В результате изучения курса «Социология» студент должен:

– иметь представление об особенностях предмета социологии и основных этапах ее развития;

– знать законы и категории социологии, владеть основными методами сбора, обработки и анализа социологической информации,

– усвоить принципы организации социологических исследований в торгово-экономической деятельности;

– уметь формулировать проблему, цель и задачи социологического исследования;

– приобрести навыки использования материалов социологических исследований на практике.

Курс «Социология» общим объемом 102 часа (из них 51 час аудиторных занятий) изучается в течение одного семестра. Курс завершается экзаменом (зачетом). При этом к экзамену (зачету) студент должен продемонстрировать знание основных теоретических положений социологии и представить программу собственного социологического исследования по самостоятельно выбранной теме.

III. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

№№ семестров

3; 4

3; 4

3; 4

Аудиторные занятия

51

34

12

Лекции

34

18

10

Семинары

17

16

2

Самостоятельная работа

51

68

90

Всего часов на дисциплину

102

102

102

Текущий контроль

Контр. работа – 3

Виды итогового контроля

Зачет – 3; 4

Экзамен – 3; 4

Экзамен – 3; 4

Экзамен – 3

  1. Учебно-методический комплекс Специальности: 080502 Экономика и управление на предприятии 080507 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по
  2. Учебно-методический комплекс Специальности: 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли) 080507 Менеджмент организации

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Логистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,
  3. Учебно-методический комплекс Специальности: 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли, ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, культуры и искусства, операции с недвижимым имуществом), 080503 Антикризисное управление

    Учебно-методический комплекс
    080502 Экономика и управление на предприятии (торговли, ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, культуры и искусства, операции с недвижимым имуществом),
  4. Учебно-методический комплекс Специальности: 080401 Товароведение и экспертиза товаров 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли)

    Учебно-методический комплекс
    1. Игра ролевая – метод обучения, при котором моделируется деятельность какой-либо организации, предприятия, фирмы. Использована при выполнении лабораторно-практических занятий по темам 3, 4 (задание 6).
  5. Учебно-методический комплекс для специальностей: 080507 Менеджмент организации, 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Организация коммерческой деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой по дисциплине специальностям
  6. Программа и методические рекомендации по организации производственных практик студентов специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятиях нефтяной и газовой промышленности» и080507 «Менеджмент организации»

    Программа
    Производственное обучение является одной из важнейших составляющих подготовки экономистов-менеджеров, единым и самостоятельным видом учебно-воспитательного процесса.
  7. Рабочая программа дисциплины «информатика» для подготовки студентов дневной формы обучения по специальностям 080502 Экономика и управление на предприятии (таможня) 080505 Управление персоналом

    Рабочая программа
    На изучение дисциплины “Информатика” отводится 35 лекционных часа и 70 часов лабораторных занятий. Контроль усвоения материала осуществляется в процессе проведения лабораторных занятий, путем проведения тестов теоретических знаний
  8. Учебно-методический комплекс Специальности: 080401 «Товароведение и экспертиза товаров (продовольственных, непродовольственных)», 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям: 080401 «Товароведение и экспертиза
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф4 Управление качеством (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Управление качеством» изучается будущими экономистами-менеджерами по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятиях» (по отраслям), специализация «Промышленность», 080507 «Менеджмент организации».

Другие похожие документы..