Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК

П

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

канд. психол. наук, профессор Гусева Т. А.

Рецензент:

канд. психол. наук, доцент Жихарева Е.В.

П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 60 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, методические рекомендации для преподавателя, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний, а также тексты к лекционному курсу.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 050706.65 «Педагогика и психология».

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Сост.: Н.А. Першина, 2009.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс “Коррекционная педагогика с основами специальной психологии” разработан для студентов факультета психологии педагогических институтов и университетов, занимающихся подготовкой специалистов для общеобразовательных учреждений, и определяется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Курс “ Коррекционная педагогика с основами специальной психологии ” читается на старших курсах после того, как студенты изучили психолого-педагогический цикл дисциплин, включая общую педагогику и психологию человека, методику преподавания школьных дисциплин по профилю будущей квалификации.

Одной из основных целей этого курса является подготовка будущего специалиста к осознанному пониманию специфики психолого-педагогической деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии. В содержании курса рассматриваются закономерности психического развития детей при разных формах дизонтогенеза, определяются содержание, характер, организационные формы психолого-педагогической и социальной помощи детям с ограниченными возможностями развития.

Опираясь на идеи Л.С.Выготского (единства закономерностей развития детей в норме и патологии, сложности структуры аномального развития ребенка, “актуального” и “ближайшего” развития, коррекции аномалии, ведущей роли в обучении и др.), индивидуализацию и личностную ориентацию в коррекционно-воспитательном процессе педагог должен иметь представление о путях и средствах педагогической коррекции и их эффективности для более правильной оценки состояния ребенка, определения стратегии и тактики его развития.

Особую значимость внедрения курса в систему высшего профессионального образования определяет ежегодное увеличение количества детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) воздействии, внедрение различных форм активной дифференцированной помощи детям, имеющим трудности в обучении, школьную и социальную дезадаптацию.

Задачи курса:

  • Сформировать гуманистическое отношение будущих педагогов-психолгов к детям с проблемами в психическом и физическом развитии.

  • Ознакомить студентов с системой теоретических знаний, закономерностями развития и специальными образовательными потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Дать понятие о целях и задачах обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

  • Показать взаимосвязь системы общего и специального образования.

  • Сформировать мотивы к более осознанному и эффективному овладению основной профессионально-образовательной программой.

  • Ознакомить студентов с системой специальных технических средств и особенностями их использования при обучении детей с недостатками физического и умственного развития.

Требования к уровню подготовки. Студенты должны знать:

  • Основные понятия специальной психологии и коррекционной педагогики.

  • Факторы, определяющие разнообразные формы аномального развития.

  • Виды нарушений и отклонений в развитии.

  • Категории детей, подлежащих обучению в коррекционно-образовательных учреждениях.

  • Подходы в оказании специализированной помощи детям с отклонениями в развитии.

  • Формы образования детей с трудностями в обучении в общеобразовательных учреждениях.

  • Типы коррекционно-развивающих учреждений и их задачи.

  • Современные проблемы системы специального образования в России.

  • Нормативно-правовые документы, определяющие организационно-образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья.

Учебно-тематический план включает лекционные, семинарско-практические и лабораторно-практические занятия. Программа подробно освещает содержание и структуру занятий, определяет основные понятия и задания для самостоятельной работы. Дан примерный перечень вопросов к контролю.

При подготовке программы опирались на опыт специалистов Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валленберга, института специального образования УрГПУ и БПГУ им. В.М.Шукшина.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

(ГОУВПО «БПГУ»)

Факультет психологии

Кафедра практической и коррекционной психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________Т.М.Булгакова

(подпись, ф.и.о.)

"____" ____________ 20__ г.

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Практической и коррекционной психологии


Кафедра ___________________________________________________

(наименование кафедры,обеспечивающей преподавание дисциплины)

СД.Ф.05Коррекционная педагогика
с основами специальной психологии


Шифр и наименование

дисциплины________________________________________________

Статус ____________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

С

050706.65 Педагогика и психология

пециальности

(направления)______________________________________________

Ф

152

ормы обучения________________________________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины______________________________________________

(общий объем дисциплины, час)

Распределение по семестрам

Номер семест-ра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Всего

Всего по ГОСу

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тельная работа

Всего

Из них

Лекции

Практ.

Лаборат.

КСР

8

152

152

76

40

24

12

8

68

экзамен

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (по ГОС ВПО 2005 года)

Предмет, цели, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков в личностном развитии детей. Девиантное (отклоняющееся) поведение детей.
Система консультационно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.
2.1. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС (40 часов)

Тема 1. Теоретико-методологические основы курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» (6 часов).

Тема 1.1. Система специальных наук и место курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» в ней” (4 часа).

Система специальных наук, ее место и роль среди других наук о развитие человека. Коррекционная педагогика и специальная психология, их связь с общей педагогикой, психологией человека, детской психиатрией, детской психопатологией и другими науками.

Предмет, задачи, принципы и методы коррекционной педагогики. Специальная психология: предмет и объект изучения, цели и задачи.

Развитие, аномальное развитие, коррекционное развитие.

Понятия нормы и отклонения в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека. Понятия “аномальный ребенок” и “дети с отклонениями в развитии”.

Взаимодействие коррекционной педагогики и специальной психологии, их основные разделы.

Основные категории: воспитание, обучение, развитие, коррекция, депривация, реабилитация, компенсация (декомпенсация, гиперкомпенсация, псевдокомпенсация), адаптация, интеграция.

Основные понятия: норма, отклонение от нормы, аномальный ребенок, дети с отклонениями в развитии; дефект, специальная психология, коррекционная педагогика, аномальное развитие, коррекционное развитие, воспитание, обучение, развитие, коррекция, реабилитация, абилитация, компенсация, адаптация, интеграция, депривация.

Задание для самостоятельной работы:

1. Докажите взаимосвязь коррекции, адаптации и реабилитации на конкретных примерах.

Литература: 1-28.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..