Учебно-методический комплекс по дисциплине история зарубежной журналистики (опд. Ф. 06) Специальность

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

М.П. УМС Утверждаю

Ректор_________

«__» 200 __г.

Кафедра журналистики

Зиновьева Наталья Васильевна

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (ОПД. Ф. 06)

Специальность: 030601.65 – журналистика

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

ЮЖНО-САХАЛИНСК

2009

Автор-составитель:

Зиновьева Наталья Васильевна, старший преподаватель кафедры журналистики

Учебно-методический комплекс по истории зарубежной журналистики

(название дисциплины)

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601.65 – журналистика

(шифр, наименование специальности)

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан Табаченко Т. С.

Директор библиотеки

Квитченко Е. В.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс по дисциплине 1

Специальность: 030601.65 – журналистика 1

ЮЖНО-САХАЛИНСК 1

I. Рабочая программа дисциплины 3

1. Цели и задачи изучения дисциплины 3

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 4

3. Объем дисциплины 5

Объем дисциплины и виды учебной работы 5

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 5

II. Материалы для аудиторной работы 7

Содержание курса 7

Темы семинарских занятий 18

III. Материалы для самостоятельной работы 29

Тематика рефератов и методические указания по их выполнению 29

Тематика зачетных работ по раннехристианской публицистике и методические указания по их выполнению 31

Список текстов для конспектирования и методические указания по их выполнению 32

Примерные темы курсовых работ по истории зарубежной журналистики и методические указания по их выполнению 33

Учебно-методическое обеспечение дисциплины 34

VI. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 40

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 40

ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 42

V. АПИМ дисциплины «История зарубежной журналистики» 44

для специальности «Журналистика» 44

I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса – познакомить студентов с историей журналистики зарубежных стран.

Задачи курса:

  • формирование у студентов представления об исторических закономерностях развития зарубежной журналистики, систем СМИ;

  • исторический анализ становления журналистики в период античности, Средние века, Новое и Новейшее время на фоне и в соотнесении с основными этапами развития общества и государства;

  • демонстрация своеобразия каждого из исторических этапов журналистики, развития и дальнейшей судьбы журналистских явлений в системе социальных институтов;

  • анализ различных способов распространения информации и функций журналистики в истории человечества;

  • раскрытие наиболее важных особенностей журналистского мастерства в пределах основных жанров журналистики и их крупнейших представителей;

  • исследование характерных черт современной системы средств массовой информации в странах Западной Европы и Америке в неразрывной связи с ее историческим развитием;

  • выявление связи журналистики с философскими, научными, религиозными идеями и определение ее места в пространстве мировой культуры.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Дисциплина «История зарубежной журналистики» изучается студентами дневного отделения (срок обучения 5 лет) в 7-8 семестрах обучения. Форма контроля: в 7 семестре – экзамен; в 8 семестре – экзамен.

Ознакомление с данной дисциплиной предполагает освоение основополагающих этапов развития зарубежной журналистики и публицистики – истории книги и книгопечатания, газет и журналов, радиовещания, документального кино, телевидения, электронной газеты и других СМИ в Интернете, а также изучение и анализ наследия выдающихся журналистов и публицистов.

Поскольку освоение данного предмета предполагает знакомство студента с этапами развития общества, философской мысли в различные временные периоды, культуры и литературы зарубежных стран, история зарубежной журналистики как предмет тесно связана с такими дисциплинами, как история зарубежной литературы и история отечественной журналистики, а также общеобразовательными дисциплинами: культурологией, философией, социологией, экономикой и т. п.

В результате изучения данной дисциплины специалист должен:

иметь представление:

об исторических процессах формирования СМИ, предпосылках их возникновения, их тесной связи с исторической, политической, культурной ситуацией в той или иной стране в определенный временной период;

о современной типологической структуре СМИ зарубежных стран и происходящих в них процессах, преобразованиях и тенденциях развития;

знать:

основные понятия курса («журналистика», «публицистика», «пропаганда»; «преджурналистские явления», «коммуникация», «коммуникативная революция» и т.д.);

основные характеристики мировых преджурналистских явлений;

основные характеристики зарождения, развития и современного положения журналистики США, западно- и восточноевропейских стран, стран «третьего мира»;

уметь:

раскрывать основные понятия курса;

сопоставлять положение зарубежной и отечественной журналистики в тот или иной временной период;

приобрести навыки:

анализа предлагаемых текстов по курсу с точки зрения их проблемности, выраженности в них публицистического начала, их отношения к истории журналистики в целом и т. д.;

анализа состояния журналистики той или иной страны в определенный временной период в ее неразрывной связи с политическим, экономическим, культурным положением.

3. Объем дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

Вид учебной работы

Количество часов

Всего по уч. плану

В т.ч. по семестрам

7

8

Аудиторные занятия:

110

54

56

лекции

64

36

28

практические и семинарские занятия

46

18

28

лабораторные работы (лабораторный практикум)

-

-

-

Самостоятельная работа

114

57

57

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

224

111

113

Текущий контроль (количество и вид текущего контроля)

Курсовая работа

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет)

экзамен

экзамен

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучения очная

Названия разделов и тем

Всего часов

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия и семинары

Раздел 1. Предыстория журналистики в античном мире и средневековой истории

1

Вводная лекция. Определение целей, задач, основных понятий курса

5

2

-

3

2

Зарождение преджурналистских явлений.

5

2

-

3

3

Ораторское искусство и литература античности как образцы ранней публицистики

11

2

4

5

4

Прообразы газет в древнем мире

5

2

-

3

5

Публицистика Нового Завета. Публицистика раннего средневековья.

9

2

2

5

6

Деятельность Кирилла и Мефодия. Появление славянской азбуки

5

-

2

3

7

Изобретение книгопечатания как фактор развития публицистики. Первые печатные издания.

7

2

2

3

Раздел 2. Журналистика в XVII – XVIII вв. в Западной Европе и Америке. Развитие средств информации в странах Западной Европы и США в XIX в.

8

Рукописные «новости» 16-17 вв. и их роль в жизни общества

7

2

2

3

9

Памфлетная политическая публицистика 17 в.

7

2

2

3

10

Появление первых газет

5

-

2

3

11

Английская журналистика 18-19 вв.

13

4

4

5

12

Журналистика Франции 18-19 вв.

13

4

4

5

13

Журналистика английских колоний в Северной Америке (США) 18-19 вв.

13

4

4

5

14

Журналистика Германии 18-19 вв.

13

2

4

5

15

Совершенствование техники газетного дела в 18-19 вв. как фактор развития зарубежной журналистики.

5

2

-

3

Раздел 3. Средства массовой информации стран Европы и США в первой половине XX в. СМИ зарубежных стран накануне и в период Второй мировой войны.

16

Общее положение европейской и американской прессы в начале XX века.

5

2

-

3

17

Появление радиовещания как абсолютно нового типа СМИ

9

2

2

5

18

Журналистика в период Первой Мировой войны

5

2

-

3

19

Появление телевидения как нового канала массовой информации

9

2

2

5

20

СМИ в период Второй мировой войны

5

2

-

3

Раздел 4. СМИ зарубежных стран в 1945–1985 гг.

21

Общие тенденции развития зарубежной журналистики во 2-й половине XX века.

5

2

-

3

22

СМИ США в условиях «холодной войны». Взаимовлияние СМИ и политических процессов.

7

2

2

3

Раздел 5. Особенности технологического развития СМИ. Журналистика в современном обществе. СМИ и информационное общество.

23

Появление компьютерных сетей как нового способа передачи данных. Интернет-журналистика

9

2

2

5

24

Информационное общество и роль журналистики в нем.

8

2

2

4

25

Развитие теоретических концепций журналистики в XX веке.

5

2

-

3

26

Журналистика в современном обществе

11

4

2

5

27

Система и типология современных зарубежных СМИ

5

2

-

3

28

Современные СМИ США

5

2

-

3

29

Современные СМИ стран Западной Европы.

5

2

-

3

30

Современные СМИ стран «третьего мира»

5

2

-

3

31

Современные СМИ Японии и Китая

5

-

2

3

ИТОГО

224

64

46

114

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория и практика связей с общественностью для специальности 350400 «Связи с общественностью» Пенза, 2008

    Учебно-методический комплекс
    Рецензия на рабочую программуучебной дисциплины «Теория и практика связей с общественностью» для специальности 350400 «Связи с общественностью», разработанную к.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (24)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201.65 – Биология.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине (54)

    Учебно-методический комплекс
    Контроль знаний (текущего, промежуточного и итогового) по дисцип­лине «Охрана и рациональное использование земель» проводятся в соответствии с учебным планом образова­тельной программы и в соответствии с действующим Положением о балльно-рейтинговой
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01 Современные теории филологического образования: профильное обучение литературе

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «СТФО: профильное обучение литературе», который изучается студентами очного и заочного отделений по специальности Русский язык и литература.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Уголовное право" Нижний Новгород 2010

    Учебно-методический комплекс
    Дать обучающимся развернутое представление об уголовном законодательстве как главном содержании правовой основы борьбы с преступлениями и преступностью.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (59)

    Учебно-методический комплекс
    Д История русской литературы ХХ века. Серебряный век.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.Н. Кошелева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  9. Учебно-методический комплекс по курсу «теория и методика обучения иностранным языкам» Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета “Иностранный язык” для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению.

Другие похожие документы..