Программа дисциплины «коммерческое товароведение и экспертиза товаров» для специальности 061400 «Коммерция»

Ульяновский Государственный

Технический Университет

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА "УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ"


УТВЕРЖДАЮ
Декан ЭМФ

_____________Савинов Н.В.

«________»___________200_

Председатель методической комиссии ЭМФ

_________________________

«________»___________200_


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«КОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ

И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ»

для специальности 061400 «Коммерция»

Курс –5

Семестр –11

Лекций – 34

Семинарских занятий – 17

Экзамен -11

Программа обсуждена на заседании методического семинара и заседании кафедры « Управление качеством " (протокол №___ от "___" ______200_ г.)

Заведующий кафедрой д.т.н., профессор Ефимов В.В.

Программа утверждена научно-методическим Советом ЭМФ

Председатель Совета профессор Ташлинский А.Г.

I.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  1. Цель курса

Дать знания и привить навыки в области товароведения и экспертизы товаров, необходимые для успешной коммерческой деятельности специалиста-коммерсанта.

  1. Задачи курса

– в области товароведения: ознакомить с объектами, предметом, методами, терминологией и задачами товароведения; с номенклатурой показателей качества, ассортимента и конкурентоспособности товаров, методами их оценки и формирования на различных этапах жизненного цикла товаров; со способами сохранения качества товаров в процессе транспортирования, хранения и реализации; с вопросами маркировки, упаковки и информации о товарах.

- в области экспертизы: ознакомить с основными понятиями, объектами, субъектами экспертизы, требованиями к экспертам, видами и методами экспертной оценки; c организацией, порядком проведения и оформления экспертизы; с особенностями экспертизы отдельных групп товаров;

  1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Формирование специальных знаний в области товароведения и экспертизы товаров, необходимых для реализации товарной политики предприятия (организации)

  1. Требования к уровню освоения содержания курса

Коммерсант (дипломированный специалист) в области товароведения и экспертизы товаров должен:

знать:

  • нормативные документы, определяющие качество, маркировку, упаковку, транспортирование и хранение товаров;

  • свойства и показатели ассортимента, управление ассортиментом, ассортиментную политику;

  • гигиенические требования к качеству, в т.ч. к безопасности сырья, потребительских товаров и упаковки;

  • методы проведения экспертизы потребительских товаров;

  • идентификацию и фальсификацию товаров: виды, признаки и методы;

  • методы контроля качества товаров в процессе хранения, транспортирования и реализации;

  • факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров;

  • структуру, назначение и правила маркировки товаров; требования к ней;

  • организацию закупок, хранения, транспортирования и приемки товаров.

уметь:

  • анализировать товарный ассортимент предприятия, формулировать ассортиментную политику;

  • анализировать и работать с нормативными документами и законодательными актами;

  • осуществлять оценку и экспертизу качества товаров;

  • оформлять документы для целей сертификации и услуг;

  • проводить идентификацию и обнаруживать фальсификацию товаров на всех этапах товародвижения;

  • разрабатывать мероприятия по предупреждению дефектов и потерь;

  • осуществлять приемку товаров по количеству и качеству;

  • составлять претензии на некачественные товары и ответы на претензии;

  • осуществлять связи с поставщиками и покупателями; контролирующими органами;

  • обеспечивать соблюдение правил и режимов транспортирования, хранения, реализации потребительских товаров; организацию складского хранения и сбыта продукции.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. РАЗДЕЛЫ КУРСА

Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров

Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров

Товароведение и экспертиза продовольственных товаров

2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ

Тема 1. Предмет, цели и методы товароведения

Объекты, предмет, цели, методы и задачи товароведения в области формирования и реализации товарной политики предприятия (организации).

Потребности человека, их классификация и роль в формировании ассортимента и качества товаров; «модель исходной ситуации» и жизненный цикл товаров; методы товароведения, системный подход классификация и кодирование товаров и продукции; классификаторы продукции, их виды и целевое назначение. Основополагающие товароведные характеристики как важные критерии конкурентоспособности товара.

Тема 2. Ассортимент товаров

Потребительная стоимость товара как предмет товароведения. Взаимосвязь потребительной и меновой стоимости. Понятия, термины, виды, классификация, показатели ассортимента, методы их оценки; принципы и методы формирования и управления ассортиментом.

Тема 3. Качество товаров

Понятия, свойства, термины, номенклатура показателей качества товаров; уровень качества и конкурентоспособность товаров, методы их измерения и оценки; факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товаров: маркировка транспортирование, хранение; реализация; информация о товарах: требования, виды, средства. Безопасность и экологичность. Факторы формирующие и сохраняющие качества. Управление качеством. Информация о товаре и ее значение для коммерческой деятельности.

Тема 4. Экспертиза товаров

Понятия, термины, виды, объекты, субъекты, цели, методы экспертизы; идентификация и фальсификация товаров; качественная, количественная, стоимостная и потребительская экспертиза; особенности экспертизы отдельных групп потребительских товаров. Организация и порядок проведения. Документальное оформление. Ассортимент, качество и экспертиза отдельных групп товаров.

РАЗДЕЛ 2. ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА

НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

Тема 5. Классификация и ассортимент отдельных групп непродовольственных товаров

Классификация и ассортимент одёжно-обувных (текстильных, швейных, трикотажных, обувных, меховых), электробытовых и хозяйственных (электробытовых приборов, хозяйственных, мебельных, строительных и др. товаров); товаров культурно-бытового назначения (фото – видео – радио и др. товаров); ювелирных и парфюмерно-косметических товаров; групповая значимость и конкурентоспособность отдельных групп товаров на рынке; особенности оценки, формирования, управления их ассортиментом и конкурентоспособностью.

Тема 6. Качество, экспертиза и сертификация отдельных групп непродовольственных товаров

Качество, экспертиза и сертификация одёжно-обувных (текстильных, швейных, трикотажных, обувных, меховых), электробытовых и хозяйственных (электробытовых приборов, хозяйственных, мебельных, строительных и др. товаров); товаров культурно-бытового назначения (фото – видео – радио товаров и др.); ювелирных и парфюмерно-косметических товаров; основные показатели качества, особенности их оценки, идентификации, экспертизы, сертификации, маркировки, упаковки, транспортирования, хранения и реализации; перспективы развития.

РАЗДЕЛ 3. ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

Тема 7. Классификация и ассортимент отдельных групп

продовольственных товаров

Классификация и ассортимент товаров растительного (зерномучных, плодоовощных, кондитерских, вкусовых и др.) и животного (молочных, пищевых жиров, мясных, рыбных и др.) происхождения; групповая значимость и конкурентоспособность отдельных групп товаров на рынке; особенности их оценки, формирования и управления ассортиментом и конкурентоспособностью.

Тема 8. Качество, экспертиза и сертификация отдельных групп

продовольственных товаров

Качество, экспертиза и сертификация товаров растительного (зерномучных, плодоовощных, кондитерских, вкусовых и др.) и животного (молочных, пищевых жиров, мясных, рыбных и др.) происхождения; основные показатели качества, особенности их идентификации, экспертизы, сертификации, маркировки, упаковки, транспортирования, хранения и реализации; перспективы развития.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Содержание категорий “товар” и “продукция”, их сходство и отличие, материально-вещественная и стоимостная сущность.

  2. Потребности человека, их классификация, диалектическая сущность потребностей, их влияние на процессы формирования новых товаров и образа жизни человека.

  3. Потребительная стоимость товаров, её виды, качественная и количественная определенность; использование этих категорий для оптимизации процессов коммерческой деятельности.

  4. Коммерческое товароведение и его связь с естественными, общественными и техническими науками.

  5. «Модель исходной ситуации», ее роль в формировании ассортимента и качества товаров.

  6. Понятие «новый товар», основы его формирования в процессе жизненного цикла; факторы, определяющие коммерческий успех нового товара.

  7. По заданию преподавателя изучить классификацию, ассортимент и качество отдельных групп непродовольственных товаров, особенности формирования ассортимента, качества и конкурентоспособности этих товаров.

  8. По заданию преподавателя изучить классификацию, ассортимент и качество отдельных групп продовольственных товаров, особенности формирования ассортимента, качества и конкурентоспособности этих товаров.

  9. Качество товаров: понятие, определение, технические и экономические аспекты.

  10. Качество товаров: номенклатура потребительских свойств и показателей качества; значимость и весомость отдельных показателей.

  11. Показатели качества: единичные, комплексные, обобщенные, прямые и косвенные.

  12. Интегральный показатель качества продукции.

  13. Функциональные свойства товаров, их единичные и комплексные показатели качества.

  14. Экологические свойства товаров, их единичные и комплексные показатели качества.

  15. Эргономические свойства, их единичные и комплексные показатели качества.

  16. Эстетические свойства, их единичные и комплексные показатели качества.

  17. Контроль качества товаров: виды контроля, особенности сплошного, выборочного, нормального контроля. Приемочное число. Браковочное число.

  18. Классификация и кодирование : общие принципы и правила.

  19. Показатели ассортимента: широта, полнота, стабильность обновляемость, структура.

  20. Управление ассортиментом товаров: цель, методы, показатели.

  21. Товарный знак: сущность, индивидуализирующая, рекламная и охранная функции.

  22. Понятие идентификации и фальсификации товаров.

  23. По заданию преподавателя изучить, маркировку, упаковку, условия хранения и транспортирования отдельных групп и непродовольственных продовольственных товаров.

  24. По заданию преподавателя изучить отдельные вопросы технологии, материаловедения, экологии и др., влияющие на ассортимент, качество, конкурентоспособность товаров и формирование товарной политики предприятия (организации).

  25. Проанализировать и сформулировать особенности формирования товарной политики отдельных товарных групп.

4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Товар как объект коммерческой деятельности, особенности его обмена в условиях административно-распределительной и рыночной экономики.

  2. Товароведная и торговая классификации продовольственных товаров, возможности и примеры их использования в коммерческой деятельности; пути совершенствования.

  3. Товароведная и торговая классификации непродовольственных товаров, возможности и примеры их использования в коммерческой деятельности; пути совершенствования.

  4. Номенклатура показателей качества товаров, возможности и методы их использования при оценке потребительских предпочтений.

  5. Объективные методы оценки показателей качества товаров и возможности их совершенствования.

  6. Субъективные методы оценки показателей качества товаров и возможности их совершенствования.

  7. Органолептические методы оценки показателей качества товаров и возможности их совершенствования.

  8. Анализ (экспертиза) ассортимента или качества отдельных групп или видов продовольственных товаров; пути их совершенствования.

  9. Анализ (экспертиза) ассортимента или качества отдельных групп или видов непродовольственных товаров; пути их совершенствования.

  10. Анализ (экспертиза) отдельных ассортиментных или качественных показателей продовольственных товаров (например, широты и полноты ассортимента, или эстетических и др. свойств), возможности их улучшения.

  11. Анализ (экспертиза) отдельных ассортиментных или качественных показателей непродовольственных товаров (например, широты и полноты ассортимента, или эстетических и др. свойств), возможности их улучшения.

  12. Анализ (экспертиза) экологичности и (или) безопасности отдельных групп или видов продовольственных товаров, возможности их улучшения.

  13. Анализ (экспертиза) экологичности и (или) безопасности отдельных групп или видов непродовольственных товаров, возможности их улучшения.

  14. Маркировка товаров (отдельных групп или видов), её значимость и пути улучшения.

  15. Упаковка товаров (отдельных групп или видов) и пути её улучшения.

  16. Хранение продовольственных товаров (отдельных групп или видов) и пути его улучшения.

  17. Хранение непродовольственных товаров (отдельных групп или видов) и пути его улучшения.

  18. Информация о товаре, целесообразность и возможности ее эффективность использования в коммерческой деятельности.

  19. Потребительская экспертиза товаров и возможности ее использования в коммерческой деятельности.

  20. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров, методы их оценки, значение в коммерческой деятельности.

  21. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров, методы их оценки, значение в коммерческой деятельности.

  22. Анализ путей снижения потерь качества товаров.

  23. Товарный знак, его значимость и функции.

  24. Конкурентоспособность товаров, ее значимость и методы оценки.

  25. Товарная политика предприятия и методы ее формирования.

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ

  1. Предмет, объекты и методы товароведения, его связь с естественными, общественными и техническими науками.

  1. Рабочая программа п о дисциплине «коммерческая деятельность» Для специальности 061400 «Коммерция

    Рабочая программа
    По окончанию изучения курса «Коммерческая деятельность» студент должен знать теоретические основы дисциплины, а именно: понятие и содержание коммерческой деятельности, организационно-правовые формы торговых предприятий, понятие коммерческой
  2. Учебно-методический комплекс Специальности: 080301 Коммерция (торговое дело) 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли) Москва

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  3. Экономика: отдельные и общие вопросы

    Документ
    Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Ростовцев П.С. Роль мобильности по доходам в изменении неравенства в распределении доходов: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 2001.

Другие похожие документы..