Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

Российский гуманитарный научный фонд

Балашовский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского»

Центр духовно-патриотического воспитания

Балашовского института Саратовского университета

Профилактика религиозного экстремизма
и противодействие его проявлениям
в молодежной среде

Материалы

I Всероссийской научно-практической конференции

г. Балашов, 21 октября 2010 г.

Под общей редакцией

Т. А. Юмашевой

Балашов

2010

УДК 316.75+316.34

ББК 60.563.0+60.542.1

П84

Рецензенты:

Кандидат филологических наук, доцент Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»

С. И. Шумарин;

Кандидат социологических наук, доцент

Мордовского государственного университета

С. Б. Денисов.

Материалы конференции опубликованы при финансовой поддержке РГНФ
в рамках проекта «Превенция экстремизма в подростковой среде
в условиях изменяющейся России», грант № 09-06-00434а.

П84 Профилактика религиозного экстремизма и противодействие его проявлениям в молодежной среде : матер. I Всерос. науч.-практич. конф.
г. Балашов, 21 октября 2010 г. / под общ. ред. Т. А. Юмашевой. — Балашов : Николаев, 2010. — 168 с.

ISBN 978-5-94035-429-1

Издание включает публикации участников I Всероссийской научно-практи-ческой конференции «Профилактика и противодействие проявлениям религиозного экстремизма в молодежной среде», организованной Балашовским институтом (филиалом) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени
Н. Г. Чернышевского», администрацией Балашовского муниципального района, Центром духовно-патриотического воспитания БИСГУ, Научно-образовательным центром православной культуры и религиозной антропологии СГУ.

Тематика предлагаемых статей охватывает следующие направления: анализ деятельности государственных органов, социальных и образовательных учреждений в решении проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде.

Сборник представляет интерес для широкого круга специалистов по социальной работе, педагогике, политологии, социологии, работников социальной сферы, представителей религиозных конфессий, МВД и ФСБ, СМИ, военно-патрио-тических организаций, студентов.

УДК 316.75+316.34

ББК 60.563.0+60.542.1

ISBN 978-5-94035-429-1 © Коллектив авторов, 2010

С о д е р ж а н и е

Н. В. Баркалова, Р. С. Елютин 9

В. В. Брякин, Л. А. Разаева 12

М. В. Вершинина 13

И. Н. Ворсунова 16

Р. В. Голомазов 20

С. С. Жогов 24

Иноземцев (О. Вадим) 28

Л. В. Кашицына 32

Е. Н. Кондрат 43

В. В. Константинов, Ю. С. Бузыкина 44

А. С. Коповой, О. В. Коповая 47

Г. Е. Костырев 53

Л. В. Крайнева 56

Р. В. Логачев 60

Г. Н. Малюченко 63

Л. В. Малюхина 69

В. В. Назаров 72

А. Ю. Нестерова 74

А. Г. Острикова 79

Г. М. Платонов 81

Т. И. Пучкова, Е. В. Беспалова, В. В. Репина 85

Г. А. Розеватов 87

Д. А. Розеватов 91

Н. М. Руднева 96

Т. Р. Саноян 98

И. Ю. Сергадеев, Н. В. Макеева 99

С. И. Cергеев 105

Н. В. Соколец 110

З. Л. Сучкова 111

Т. Ф. Цыганова 116

Л. Я. Чичкова 118

М. Р. Шакирова 124

Т. А. Юмашева 127

Е. А. Ясакова 135

П. Д. Гороховский, П. И. Гусаков 139

Л. Н. Жилич 142

Ю. Ю. Каргина 150

Н. А. Мухортова 154

А. С. Романенко 156

А. С. Терещенко 159

М. Д. Шевцова 167

Л. С. Щербакова 171

Предисловие

Основой гражданского и демократического общества является признание права других национальностей, культур, вероисповеданий на уважение, принятие, а также соблюдение законности и правопорядка. Многовековые традиции России основаны на гуманистических нормах и принципах цивилизованных взаимоотношений разных культур, религий, социально-политических взглядов.

В настоящее время отмечается рост проявлений экстремизма и национализма, ксенофобских тенденций в обществе. В сложившихся социальных условиях наиболее чувствительны к подобным настроениям дети, подростки и молодежь. В связи с этим актуальны анализ и разработка психолого-педагогического и правового содержания профилактики, обмен опытом проведения профилактических мероприятий по данной тематике.

Система образования обладает необходимым ресурсом проведения первичной профилактики проявлений ксенофобии, национализма, экстремизма, воспитывая у молодежи толерантность, а также может оказывать содействие субъектам активной профилактики экстремизма (правоохранительным органам, органам государственной безопасности и другим силовым ведомствам), деятельность которых регламентируется ст. 11 Конституции РФ, Уголовным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности», Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции», Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании», в решении данных вопросов.

На основе анализа и обсуждения докладов участники Конференции наметили пути следующие решения проблемы экстремизма: обеспечение наиболее полного информирования молодежи о культурных традициях народов России; разъяснение преимущества самоидентификации личности на основе взаимного уважения; приобщение молодежи к передовым достижениям мировой культуры; развитие позитивного отношения молодежи к диалогу культур; формирование у молодежи толерантности в общественных отношениях; пропаганда спорта и досуга в молодежной среде.

Н. В. Баркалова, Р. С. Елютин

Формирование установок толерантного сознания
и профилактика экстремизма у несовершеннолетних преступников
в местах лишения свободы

Как отмечал Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел России
6 февраля 2009 г., экстремизм представляет собой исключительно большую опасность, особенно в условиях кризиса. Экстремистские преступления способны расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество. Этот вопрос постоянно находится в зоне внимания всех правоохранительных органов.

В ходе конференции в Екатеринбурге, состоявшейся в апреле 2009 г., заместитель Генерального прокурора России В. Я. Гринь заявил, что в нашей стране насчитывается более 200 экстремистских организаций, которые объединяют около 10 тыс. человек. Членами экстремистских группировок становятся, как правило, молодые люди 16—25 лет. Большинство из них учатся в вузах и средних специальных профессиональных учреждениях.

Ключевыми понятиями рассмотрения проблемы экстремизма в молодежной среде выступают следующие категории: негативная этническая идентичность, межнациональная напряженность, нетерпимость, национализм, расизм, шовинизм, фашизм, ксенофобия. Бесконтрольное развитие каждой из них может привести к самым трагическим последствиям. Важным проявлением экстремизма как социокультурного феномена выступает нетерпимость (интолерантность). В этой связи особое внимание следует уделять наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, в частности, несовершеннолетним преступникам в местах лишения свободы, с тем, чтобы предоставить им правовую и социальную защиту.

Самые разнообразные источники интолерантности порождают сегодня в нашем обществе насилие, жестокость и отчуждение. В настоящее время наблюдается рост активности ряда объединений, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращенных духовных канонах. Как правило, эта деятельность сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также с совершением иных противоправных деяний. При этом тщательно камуфлируемые религиозные доктрины данных структур допускают использование насилия, угроз, шантажа, если они идут на благо организации. Наибольшую опасность сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама — ваххабизм. Лидеры и идеологи ваххабитского течения работу среди российской молодежи считают одним из главных направлений своей деятельности. В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые центры и лагеря исламской молодежи, где членами международных террористических и экстремистских организаций («Хизбут-Тахрир», «ИДУ», «Рефах», «Аль-Фатх», «НУР»
и др.) проводится обучение радикальному исламу, вербовка и вовлечение граждан в экстремистские формирования. Еще одним религиозным течением, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, являются сатанисты. Из наиболее известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люциферистов кельтско-восточного обряда, «Зеленый орден», «Черный ангел», «Южный крест», культ Афины Паллады, культ Изиды, готы. Представители этих движений несут ответственность за случаи
ритуального насилия, являются социально опасными, особенно для молодежи, поскольку воздействуют на неокрепшую психику молодых людей [1].

Эта проблематика четко проявляется у подростков, находящихся
в местах лишения свободы. Воспитание терпимости, ненасилия среди несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых, осужденных — непростая задача, затрагивающая жизненную позицию личности, ее интересы, специфику самопроявления в подростковом возрасте. Задача осложняется тем, что зачастую в условиях изоляции любые выяснения отношений
в подростковой среде чреваты массовыми беспорядками и новыми преступлениями. Рассматривая толерантность как ненасилие в широком смысле, видна суть ее в умении соотносить и сочетать культурные ценности общества и индивидуальные ценностные ориентации, как альтернативу психологии насилия и насильственных способов взаимодействия. К ценностям ненасилия мы, вслед за С. В. Баныкиной и В. К. Егоровым, относим [2]: признание безусловной ценности другого человека, его самоценности; значимость самосовершенствования, саморазвития, самореализации; доминирование альтруистической мотивации в сравнении с эгоистическими побуждениями и проявлениями. Ценности ненасилия подразумевают ориентацию на сотрудничество, компромисс, поиски согласия и содружества в совместной творческой деятельности и выступают условиями толерантности отношений.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков
в местах лишения свободы друг к другу является обучение ассертивному поведению. Применительно к рассматриваемой нами категории подростков это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

В учреждениях исполнения наказаний действует программа «Школа толерантности». Программа «Школа толерантности» направлена на решение задачи преодоления межличностных конфликтов между подростками и формирование толерантных отношений. При разработке программы были использованы идеи А. Г. Асмолова, В. В. Бойко, Р. Р. Валитовой,
О. Я. Воробьевой, Г. В. Безюлевой, Г. М. Шеламовой, Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой, В. В. Шалина и др. Основные цели программы: освоение подростками начальных знаний о толерантности как позиции человека, базирующейся на стремлении к мирному сосуществованию независимо от национальных, религиозных и других факторов; развитие у подростков умений признавать и уважать мнение, желание, интересы другого; принимать окружающий мир с многообразием культур и ценностей, национальных и религиозных традиций. Программа реализуется через систему социально-гуманитарной подготовки, деловых игр, дискуссий, проведение игровых тренингов и т. д. Мониторинг ситуации с межличностными конфликтами в среде несовершеннолетних преступников в местах лишения свободы за время действия программы указывает на определенную положительную динамику, что может рассматриваться как свидетельство результативности реализуемой программы.

Данный вопрос становится еще более важным в условиях исправительных учреждений, так как, излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, оказываются неспособными к изменениям и имеют серьезные личностные проблемы. Они проявляют такие качества, как категоричность, пренебрежительность к закону и власти, неумение понимать людей и анализировать их поступки [1]. Психологическая безопасность в молодежной среде во многом определяется уровнем толерантности сознания молодежи, а также применением активных мер по обеспечению физической и психологической безопасности молодых людей.

Литература

  1. Аминов Д. И., Оганян Р. Э. Молодежный экстремизм. М.: Триада Лтд, 2005.

  2. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. URL: /

  3. Социология и психология осужденных в местах лишения свободы: учеб.-методич. пособие / О. Г. Ковалев. М.: НИИ ФСИН России, 2005.

В. В. Брякин, Л. А. Разаева

Языковые особенности молодежного жаргона

Как известно, изменения в политической и экономической жизни общества влекут за собой изменения языковой ситуации. Ярким подтверждением этого может служить современное состояние языка. В настоящее время оно определяется ослаблением государственного контроля над средствами массовой информации, экспансией западной массовой культуры. Одним из следствий этих социальных трансформаций стало изменение соотношений нормированного и ненормированного в речи. Проникновение жаргонизмов на радио и телевидение, в рекламу и кинематограф не могло не отразиться на вкусовых пристрастиях молодежи
и, следовательно, на язык этой социальной группы.

При оценке сегодняшней языковой ситуации, при разработке методики формирования речевой культуры молодежи необходимо считаться
с двумя особенностями молодежного жаргона, которые делают невозможным его искоренение. С одной стороны, существование жаргонов есть непременный признак всякого живого языка. Жаргон, особенно молодежный, отражает намечающиеся тенденции развития общенародного языка. По справедливому мнению А. М. Селищева, некоторые отклонения от языковых норм в речи молодежи с течением времени входят
в норму. С другой стороны, молодежный жаргон имеет достаточно глубокие исторические корни и отражает объективные тенденции к обновлению, в том числе и словаря.

Молодежный жаргон — наиболее распространенный из социальных жаргонов. Речь современной молодежи приводит в негодование преподавателей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. По данным последних исследований, в студенческой среде степень жаргонизации речи превышает 50 % для юношей и 33 % для девушек. Такие цифры могут вызвать уныние
у блюстителей чистоты русского языка: ведь речь идет о студентах, наиболее культурной части молодежи.

Удивляться, однако, нечему. Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, в том числе и определенные экстремистские тенденции, поддерживаемые прежде всего подрастающим поколением.

Актуализацию жаргонизмов в современном обществе, таким образом, можно свести к трем основным причинам: 1) социальному протесту
молодежи против косности общества и олицетворяющего его официального, шаблонного языка; 2) лингвистическому балагурству или острословию, стремлению выразить экспрессию любыми, в том числе и крайними языковыми средствами; 3) стремлению к новизне.

Для молодых людей естественно желание самовыразиться и самоутвердиться, но при этом многим зачастую изменяют вкус и чувство меры, и одна из важнейших задач школы и вуза — развить эти качества.

  1. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.
  2. Бюллетень новых поступлений за апрель 2011г (1)

    Бюллетень
    Минаев, Виталий Анатольевич. Совершенствование библиотечного законодательства с учетом норм авторского права : автореф. дис. к.ю.н. : 12.00.03 / В. А.
  3. Удк 947 ббк 63. 3(2)622 Р89

    Документ
    ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ВАРТАНОВ В. Н. (первый заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И. (заместитель председателя), МУХИН В В. (заместитель председателя), ЕФРЕМОВ А.
  4. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (1)

    Книга
    Издательство «ФЛИНТА» существует на книжном рынке с 1996 г. Наш логотип – раскрытая книга под голубым шариком — символизирует знание без границ. Во «ФЛИНТЕ» ежегодно выходит более 200 книг.
  5. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (2)

    Книга
    Более 50 книг издательства стали победителями различных конкурсов. В 2006 году на Сибирской книжной ярмарке издательство «ФЛИНТА» награждено малой золотой медалью за высокий уровень дидактических материалов.
  6. Вшести томах Том 1 эргономика комплексная научно-техническая дисциплина под-редакцией канд психол наук А. И. Назарова Москва «Мир» 1991 ббк 30. 17 439

    Документ
    Авторы: Ж- Кристенсен, Д. Мейстер, П. Фоули, Н. Моури, К. Уикепс, К. Хойос, П. Килонен, Э. Аллуази, Д. Миллер, А. Суэйн, Дж. Найт, мл., Т. Смит, К- Смит, Р, Соркин, Б.
  7. Удк 025. 32: 65. 011. 56

    Документ
    MARC 21 формат для бібліографічних даних : методичні рекомендації : (скорочений варіант) / [Авт.-уклад.: Бруй О.М., Малецька О.В., Чорна Т.В.] ; Національний університет “Києво-Могилянська академія”, Наукова бібліотека.
  8. України починалася нова історична доба. © Солдатенко В. Ф., 2010 Видання розраховане на науковців, викладачів, студентів, усіх, хто ці­кавиться історією України

    Документ
    Остання, четверта книга історичних есе-хронік присвячена відтворен­ню й оцінці подій 1920 р. в Україні. Завершальний етап громадянської війни ознаменувався вирішальними перемогами Червоної армії над польськими інтервентами, залишками
  9. Видання розраховане на науковців, викладачів, студентів, усіх, хто ці­кавиться історією України

    Документ
    Рекомендовано до друку Вченою радою Інституту політичних і етнонаціональних досліджень ім. І.Ф. Кураса НАН України (протокол № 4 від 29 вересня 2009 р.

Другие похожие документы..