Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

Памятка «Техника религиозной безопасности»

Правило первое.Навсегда запомнить, что «духовность» — слово двуликое. Не все то, что говорит о духовном, ведет к Богу. Не все религиозные пути приводят к добру.

Правило второе.Попробуйте сказать себе: «Если когда-нибудь мне понадобится обратиться к Богу и вере, я хотел бы молиться как православный, но я не хотел бы стать членом таких-то сект».

Правило третье.Если с вами говорят о вере, всегда просите своего собеседника представиться. Так вы защитите свою свободу выбора, ибо очень многие проповедники как раз желают, чтобы поначалу вы не заметили, что вам предлагают выбор и отречение от традиционной веры нашего народа.

Правило четвертое.Имейте в виду, что религиозная миссия часто прикрывается сугубо светскими наименованиями.

Правило пятое.При разговоре с проповедником старайтесь выяснить не только то, что есть общего у его веры с другими конфессиями, но
и отличия. Помните французскую поговорку: «Дьявол прячется в мелочах».

Правило шестое.Если аргументы вашего собеседника из неправославной общины показались вам убедительными, все же помедлите
с принятием окончательного решения. Например, если вам говорят, что Библия запрещает писать иконы и молиться за усопших родителей, найдите священника или человека, осведомленного в основах православного богословия, или хотя бы соответствующую книгу и выслушайте аргументы стороны, обвиненной вашим новым знакомым.

Правило седьмое. Не составляйте своего представления о той или иной конфессии только на основании анекдотов о недостоинстве ее служителей. Сравните не грехи людей, а основы вероучений.

Правило восьмое.Не считайте разговор о вероучительных отличиях проявлением религиозного фанатизма или нетерпимости. Разница религий — это исторический факт.

Правило девятое.Когда вам будут говорить, что такой-то Учитель нашел путь к объединению всех религий, обратите внимание на странное обстоятельство, что всякая проповедь унификации декларирует, прежде всего, очередное размежевание.

Правило десятое.Признайте за каждой религиозной общиной право самой определять свои собственные границы.

Правило одиннадцатое.Будьте просты, трезвы. Не путайте психическое воодушевление, естественное при больших собраниях, сопровождаемых громкой музыкой и энергичной речью, с таинством вхождения Христа в святыню человеческого сердца.

Вера нужна людям. И здесь важно понять и то, что люди нуждаются
в духовной красоте и гармонии традиций и что сама вера существует ради людей.

Таким образом, можно сказать, что только совместные усилия государства, общественности, семьи и общеобразовательных учреждений могут предупредить вовлечение населения в тоталитарные секты.

Литература

1. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования. 3-е изд., перераб. и доп. Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2008. 813 с.

2. Кирсанова В. Т. Новые религиозные организации России деструктивного
и оккультного характера. URL: http://

3. Лифтон Р. Дж. Технология «промывки мозгов». СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2005. 588 с.

4. Хвыля-Олинтер А. И. Криминальная направленность и опасность некоторых деструктивных религиозных организаций. URL:

5.Чернышев В. М. Сектоведение. Киев: Изд-во имени святителя Льва, папы Римского, 2006. 608 с.

    1. Кузьмин А. В. Определение понятия «тоталитарная секта» на основании анализа критериев тоталитаризма Р. Дж. Лифтона. URL:

Е. Н. Кондрат

Социально-психологические предпосылки
молодежного экстремизма

Проблема экстремизма в настоящее время является весьма актуальной. Это связано, прежде всего, с тем, что средой, подпитывающей кадрами экстремистские группы, является молодежь. В психологической
и юридической литературе экстремизм рассматривается как приверженность к крайним взглядам и мерам. Следует отметить, что в данной проблеме особую значимость имеют два следующих момента:

— факторы, воздействующие на выбор данного пути;

— особенности молодежной среды экстремистских групп.

Факторы, под влиянием которых формируются установки, ценности, критерии, инициирующие возникновение у молодых людей склонность
к экстремизму, представляют следующую структуру детерминант: экономическое расслоение общества; сосредоточение основной массы населения на грани бедности и за ее чертой; несогласованность между общественно декларируемыми ценностями и реально существующими социально одобряемыми способами их достижения; не проработанность социальных мер по ликвидации безработицы в молодежной среде, поддержке молодых людей в переходный период от школьного образования к профессиональной деятельности; разрушение классической русской системы образования, сочетавшей в себе развитие памяти, мышление и воспитание; практически полная ликвидация, по сравнению с советским периодом, сети бесплатных кружков, спортивных секций, клубов по интересам; практически полное отсутствие патриотического воспитания.

Под воздействием данных факторов, по мнению П. Г. Самыгина, формируется молодежная среда, из которой создаются экстремистские группировки. Ее особенность заключается в следующем: низкий уровень образования (как правило, незаконченное школьное образование, школьное образование, ПТУ, колледжи); низкий уровень образованности (уровень интересов ограничен сферой массовой культуры); цели и мечты сосредоточены на достижении материальных благ; бездуховность, отсутствие морально-нравственных ценностей; нарушение родительско-детских отношений; сформированное, в результате невозможности достижения желаемых целей, реализации своего потенциала, ощущение обездоленности, ненужности, ущербности; преобладание в СМИ информации, оправдывающей и даже возвеличивающей агрессивные алгоритмы поведения (фильмы, передачи, сериалы, статьи, компьютерные игры).

Основываясь на этих положениях, можно предположить, что наиболее адекватным способом борьбы с данным явлением будет ужесточение мер по борьбе с экстремизмом в любых его проявлениях, а лучшим способом профилактики его возникновения — решение тех социальных проблем, которые выступают факторами формирования данного феномена.

В. В. Константинов, Ю. С. Бузыкина

Отношение к проявлениям экстремизма у представителей
различных социально-демографических общностей

К числу остроактуальных проблем, требующих глубокого анализа, следует отнести деятельность групп экстремистской направленности.
Неоднозначная этнополитическая ситуация, неконтролируемая миграция, нестабильность экономики оказывают существенное влияние на психо-эмоциональное состояние российской молодежи.

Анализ теоретических работ, посвященных изучению отношения
к экстремизму, а также результаты эмпирических исследований по данной проблеме позволили выявить объективно существующее противоречие, связанное с ростом актуальности проблемы экстремизма в современном обществе, и недостатком теоретических и практических исследований данной предметной области.

В рамках данной публикации представлены результаты пилотажного исследования связи между социально-психологическими характеристиками и отношением к проявлениям экстремизма у студентов вуза и учащихся школы, а также выявление специфики отношения к проявлениям экстремизма у студентов вуза и учащихся школы.

Нами было предположено, что существует связь между социально-психологическими характеристиками и отношением к проявлениям экстремизма у студентов вуза и учащихся школы, и существует специфика отношения к проявлениям экстремизма у студентов вуза и учащихся школы.

Теоретико-методологическую базу исследования составили работы по проблеме политического экстремизма и его проявлений (А. А. Козлов,
В. Н. Томалинцев, Ю. Н. Давыдов, В. А. Соснин, С. К. Рощин, С. Я. Ениколопов и др.). Исследования социально-психологических характеристик и механизмов распространения экстремистских настроений в молодежной среде (Ю. А. Зубок, В. И. Чупров, А. Г. Харчев, С. Борисов, В. Лебедев, А. Тарасов и другие).

Эмпирическое исследование проводилось на базе Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского и школ г. Заречного Пензенской области: МОУ СОШ № 222 с художественно-эстетическим профилем и МОУ СОШ № 225. В эксперименте приняли участие 160 испытуемых — 40 студентов факультета психологии и 40 студентов исторического факультета ПГПУ им. В. Г. Белинского в возрасте от 18 до 24 лет; и 40 учащихся 8 класса школы № 222 и 40 учащихся 8 класса школы № 225 в возрасте от 14 до 15 лет. Состав выборки студентов по полу был следующий: 33 (41,25 %) студента мужского пола
и 47 (58,75 %) — женского пола. Состав выборки учащихся по полу:
37 (46,25 %) учащихся мужского пола и 43 (53,75 %) — женского пола.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы о том, что существует связь между социально-психологическими характеристиками и отношением
к проявлениям экстремизма у студентов вуза и учащихся школы, полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу
с помощью коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена, по результатам которого были получены следующие результаты.

У студентов факультета психологии существует корреляция между средним уровнем агрессивности и отрицательным отношением к экстремизму (rs = 0,36 при p = 0,05). Существует корреляция между интернальным УСК и отношением к проявлениям экстремизма (rs = 0,65 при p ≤ 0,05). Эта связь проявляется в том, что у студентов с интернальным УСК преобладает негативное отношение к проявлениям экстремизма. У студентов такие доминирующие ценности, как самоопределение (rs = 0,65 при p ≤ 0,05) и зрелость (rs = 0,83 при p ≤ 0,05), имеют корреляцию с негативным отношением к проявлениям экстремизма. Связи между доминирующей ценностью безопасности и отношением к проявлениям экстремизма выявлено не было. Это может быть связано с тем, что преобладание данной ценности характерно для студентов с разными отношениями к проявлениям экстремизма.

У студентов исторического факультета существует корреляция между средним уровнем агрессивности и отрицательным отношением к экстремизму (rs = 0,46 при p = 0,05). Существует корреляция между интернальным УСК и отношением к проявлениям экстремизма (rs = 0,53 при p ≤ 0,05). Эта связь проявляется в том, что у студентов с интернальным УСК преобладает негативное отношение к проявлениям экстремизма. У студентов такая доминирующая ценность, как безопасность (rs = 0,72 при p ≤ 0,01), имеет корреляцию с негативным отношением к проявлениям экстремизма, а доминирующая ценность поддержка традиций (rs = 0,73 при p ≤ 0,05) имеет корреляцию с нормальным отношением к проявлениям экстремизма.

У учащихся школы № 222 с художественно-эстетическим профилем существует корреляция между средним уровнем агрессивности и равнодушным отношением к проявлениям экстремизма (rs = 0,40 при p ≤ 0,05). Существует корреляция между интернальным УСК и отношением к проявлениям экстремизма (rs = 0,61 при p ≤ 0,05). Эта связь проявляется
в том, что у учащихся с интернальным УСК преобладает негативное отношение к проявлениям экстремизма. У учащихся такая доминирующая ценность, как зрелость (rs = 0,9 при p ≤ 0,05), имеет корреляцию с отношением к проявлениям экстремизма. Эта связь проявляется в том, что
у учащихся с доминирующей ценностью зрелости преобладает негативное отношение к проявлениям экстремизма.

У учащихся школы № 225 (без профиля)): существует корреляция между средним уровнем агрессивности и равнодушным отношением к экстремизму (rs = 0,59 при p ≤ 0,01). Существует корреляция между интернальным УСК и отношением к проявлениям экстремизма (rs = 0,74 при
p ≤ 0,05). Эта связь проявляется в том, что у учащихся с интернальным УСК преобладает негативное отношение к проявлениям экстремизма.
У учащихся такая доминирующая ценность, как наслаждение (rs = 0,71 при p ≤ 0,05), имеет корреляцию с равнодушным отношением к проявлениям экстремизма.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы о том, что существует специфика отношения к проявлениям экстремизма у студентов вуза и учащихся школы, полученные данные были подвергнуты математико-стати-стическому анализу с помощью критерия φ* — угловое преобразование Фишера, по итогам которого были получены следующие результаты.

Различий в отношении к проявлениям экстремизма среди студентов факультета психологии и исторического факультета выявлено не было. Также не было выявлено различий в отношении к проявлениям экстремизма среди учащихся школы № 222 и 225.

Были выявлены различия в отношении к проявлениям экстремизма
у студентов факультета психологии и учащихся школы № 222 (с художественно-эстетическим профилем), которые проявляются в том, что у студентов преобладает отрицательное отношение (φ*эмп. = 2,96 при p ≤ 0,01), а у учащихся — равнодушное отношение к проявлениям экстремизма (φ*эмп. = 3,5 при p ≤ 0,01). Различий в нормальном отношении к проявлениям экстремизма выявлено не было (φ*эмп. = 0,75 < φ* кр. 0,05).

Существуют различия в отношении к проявлениям экстремизма у студентов исторического факультета и учащихся школы № 225 (без профиля), которые проявляются в том, что у студентов преобладает отрицательное отношение (φ*эмп. = 1,80 при p ≤ 0,05), а у учащихся — равнодушное отношение к проявлениям экстремизма (φ*эмп. = 3,47 при p ≤ 0,01). Также были выявлены различия в нормальном отношении к проявлениям экстремизма: студентов, у которых преобладает нормальное отношение
к экстремизму, больше, чем учащихся (φ*эмп. = 1,80 при p ≤ 0,05).

Таким образом, заявленные гипотезы о том, что существует связь между социально-психологическими характеристиками и отношением к проявлениям экстремизма у студентов вуза и учащихся школы и что существует специфика отношения к проявлениям экстремизма у студентов вуза и учащихся школы, нашли свое подтверждение.

Литература

  1. Володина Н. В. Экстремизм в Российской Федерации: особенности и пути преодоления // Национальные интересы. 2009. № 3.

  2. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социс. № 5. 2008. С. 37—47.

  1. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.
  2. Бюллетень новых поступлений за апрель 2011г (1)

    Бюллетень
    Минаев, Виталий Анатольевич. Совершенствование библиотечного законодательства с учетом норм авторского права : автореф. дис. к.ю.н. : 12.00.03 / В. А.
  3. Удк 947 ббк 63. 3(2)622 Р89

    Документ
    ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ВАРТАНОВ В. Н. (первый заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И. (заместитель председателя), МУХИН В В. (заместитель председателя), ЕФРЕМОВ А.
  4. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (1)

    Книга
    Издательство «ФЛИНТА» существует на книжном рынке с 1996 г. Наш логотип – раскрытая книга под голубым шариком — символизирует знание без границ. Во «ФЛИНТЕ» ежегодно выходит более 200 книг.
  5. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (2)

    Книга
    Более 50 книг издательства стали победителями различных конкурсов. В 2006 году на Сибирской книжной ярмарке издательство «ФЛИНТА» награждено малой золотой медалью за высокий уровень дидактических материалов.
  6. Вшести томах Том 1 эргономика комплексная научно-техническая дисциплина под-редакцией канд психол наук А. И. Назарова Москва «Мир» 1991 ббк 30. 17 439

    Документ
    Авторы: Ж- Кристенсен, Д. Мейстер, П. Фоули, Н. Моури, К. Уикепс, К. Хойос, П. Килонен, Э. Аллуази, Д. Миллер, А. Суэйн, Дж. Найт, мл., Т. Смит, К- Смит, Р, Соркин, Б.
  7. Удк 025. 32: 65. 011. 56

    Документ
    MARC 21 формат для бібліографічних даних : методичні рекомендації : (скорочений варіант) / [Авт.-уклад.: Бруй О.М., Малецька О.В., Чорна Т.В.] ; Національний університет “Києво-Могилянська академія”, Наукова бібліотека.
  8. України починалася нова історична доба. © Солдатенко В. Ф., 2010 Видання розраховане на науковців, викладачів, студентів, усіх, хто ці­кавиться історією України

    Документ
    Остання, четверта книга історичних есе-хронік присвячена відтворен­ню й оцінці подій 1920 р. в Україні. Завершальний етап громадянської війни ознаменувався вирішальними перемогами Червоної армії над польськими інтервентами, залишками
  9. Видання розраховане на науковців, викладачів, студентів, усіх, хто ці­кавиться історією України

    Документ
    Рекомендовано до друку Вченою радою Інституту політичних і етнонаціональних досліджень ім. І.Ф. Кураса НАН України (протокол № 4 від 29 вересня 2009 р.

Другие похожие документы..