Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

На сегодняшний день в мире насчитывается более 100 тыс. религиозных сект и культов, многие из которых носят тоталитарный и деструктивный характер.

Город Балашов и Балашовский район не являются исключением, так как на их территории осуществляют деятельность около 10 религиозных организаций, не относящихся к традиционным конфессиям (православие, католичество, протестанство Балашовского района, ислам, буддизм, иудаизм). Среди религиозных организаций, носящих деструктивный характер, следует выделить такие, как: свидетели Иеговы, открыто проповедующие свое учение, причем вербовка адептов часто происходит и на улицах города, и при поквартирном обходе; молокане, обосновавшиеся уже в 30-е гг. XX в. в с. Большая Грязнуха (Хоперское) в так называемом «молоканском переулке» (в настоящее время молоканство считается сектой разлагающейся и вымирающей); христиане-адвентисты Седьмого дня (АСД); Белое братство (учение, не получившее на территории Балашовского района широкого распространения); Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны относятся к развивающимся организациям на территории города Балашова и Балашовского района) и др.

В связи с распространением деятельности самих религиозных организаций, возникает необходимость защиты общества и личности от воздействия данных организаций. При отсутствии ограничительных мероприятий деструктивной деятельности вышеперечисленных религиозных организаций и волонтеров других сект (Богородичного центра — Православная Церковь Божией Матери Державная, Общины единой веры — Церковь последнего завета — секта Виссариона и др.) со стороны государственных структур основную роль по воспитанию личности, способной противостоять натиску влияния деструктивных религиозных организаций, должны взять на себя семья и образовательные учреждения.

Исходя из вышесказанного, представляется необходимым разработать общедоступные рекомендации по духовно-нравственному воспитанию
в обществе, направленные на предотвращение вовлечения подрастающего поколения в секты.

Во-первых, именно в образовательном учреждении ребенку, подростку, молодому человеку и его родителям должны рассказывать об опасности данных организаций, так как очень часто родители сами не понимают, что вовлечь человека в секту достаточно просто, а вернуть его к нормальной жизни очень трудно, а иногда невозможно. Так, все новые «конфессиональные» образования первоначально декларируют позитивные общечеловеческие ценности, в чем и состоит их главная привлекательность. Уже одни названия тоталитарных сект носят завлекающий характер, например: «Международный фонд помощи и дружбы», «Христиане мира за единство и социальные действия», «Международный фонд образования», «Фонд Новой Святой Руси» и т. п. Уставы новых «конфессий» также выглядят благопристойно. Например, «Богородичный Центр» основными своими задачами определил «возрождение лучших традиций благочестия, основанных на Священном писании и свидетельствах о явлениях Божьей Матери в XX в., благотворительная и просветительская, в том числе издательская деятельность». Пока выясняется истинная сущность сект, люди
в них идут именно в надежде получить предлагаемую им перспективу обрести смысл жизни, познать истину, уйти от одиночества, получить другие необходимые им духовные ценности. Эта перспектива обеспечивает податливость к психологической обработке со стороны сектантов
и уходу под их полное влияние.

Во-вторых, необходимо формировать у ребенка уважение к семейным ценностям, чувство защищенности семьей. Это важно потому, что человек в состоянии стресса часто пытается найти помощь не в семье, а у третьего лица, которое вполне может оказаться представителем какой-либо религиозной организации. Кроме того, ребенок должен иметь собственное мировоззрение, уметь принимать решения, касающиеся его самого, и про-тивостоять различным психологическим воздействиям. Чтобы развить названные качества у ребенка, родителям можно предложить ребенку ролевую игру, во время которой у ребенка должны формироваться представления о возможных социальных ситуациях.

Помимо основных знаний и умений, получаемых в семье, родители должны разъяснять ребенку ценности исповедуемой ими религии. Это важно для того, чтобы ребенок, понимая суть вероисповедания родителей, умел отличить псевдорелигиозные организации и учения от истинных благ официальных религий.

Следует также отметить, что порой одного воспитания в семье и школе бывает недостаточно. Необходимо создавать телефоны доверия и различные службы срочной психологической помощи. Часто человеку нужно просто «поговорить» со специалистом, чтобы найти выход из сложившейся
ситуации.

Еще один путь преодоления социальной и психологической изолированности всех слоев населения — организация праздников, семинаров, курсов с целью привлечь как можно больше людей к общественной коллективной деятельности. Это нужно для того, чтобы человек ощущал свою значимость. Кроме того, если человек уже находится в стрессовой ситуации, совместная деятельность помогает выйти из состояния подавленности или депрессии, которые обостряют чувства «ненужности» окружающим, в том числе и самым близким. Этим и пользуется большинство «миссионеров» различных сект, так как характерным приемом деструктивных культов является активное использование различных видов искусственной «любви» на первых этапах вовлечения жертвы в ловушку и применение угроз лишения «любви» на последующих этапах эксплуатации. Так, Р. Дж. Лифтон [3] выделяет восемь элементов, приводящих, при одновременном и систематическом их использовании применительно к личности, к катастрофическому изменению сознания:

1. Контроль со стороны среды выражается в ограничении общения, контроле всех без исключения социальных связей индивида, в ограничении доступа к информации извне и, как конечная цель, — восприятие окружающего мира индивидом через призму насаждаемой идеологии. Известно, что любой из нас не может обойтись без общения. Всем нам необходимо постоянно взаимодействовать с окружающей нас средой — общаться с людьми, читать, смотреть, слушать. Данная потребность заложена в нас природой.

2. Мистическое манипулирование — признак, показывающий наличие понимания индивидом контроля как необходимого в силу своей сакральности. Осуществляемое манипулирование человек начинает воспринимать как ниспосланное свыше и необходимое для его Спасения.

3. Требование чистоты выходит из понимания окружающей внешней среды как «нечистой», «злой» и «враждебной» по отношению к внутренней среде как «чистой» и «ведущей к Спасению». При этом идеальная чистота всегда является желанной и якобы достижимой, но не досягаемой вследствие нечистоты и неискренности объектов манипуляции. Появление у манипулируемой личности чувства нечистоты ведет к утверждению вины перед контролирующей средой.

4. Культ исповеди вытекает из необходимости поддержания чувства чистоты. Когда раскрытие тайных мыслей, чувств, желаний, причем
необязательно совершенных, превращается в культ, самобичевание для достижения одобрения манипулирующей среды, открываются все чаще обнаруживаемые «грехи» (посредством механизма ожидания этого со стороны среды), манипулируемая личность стремится избавиться от оставшегося от внешнего мира «зла», тем самым привязываясь к «чистой среде» — как хранительнице чистоты, ведущей к Спасению. Важная специфика данного признака заключается еще и в том, что человек, практикуя «ремесло исповеди», начинает чувствовать в себе право осуждать других из-за мнимо накапливаемого опыта стремления к чистоте. То есть кающийся грешник превращается в судью внешнего мира, что дает ему моральное право смотреть на мир «сверху вниз».

5. «Священная наука» характеризуется тем, что учение и идеология группы воспринимается как единственно правильная, ниспосланная свыше. Понимание учения здесь переходит в стадию не «человек может быть богом», а «идеи человека могут быть богом».

6. «Нагруженный язык» тоталитарной среды, посредством употребления которого вырабатываются определенные клише, блокирующие сознание человека. Язык здесь выражает идеологические постулаты, на которые претендует священная наука. Подобный язык делится на «термины бога», характеризующие все хорошее (для манипулируемой группы, конечно), и «термины дьявола», характеризующие все плохое, что подчеркивает деление мира по принципу «мы — они» — «черное — белое».

7. «Доктрина выше личности» обязывает манипулируемую личность подчинить жизненный опыт требованиям идеологии. Абсолютная искренность, которой требуют в тоталитарной среде, будет непременно стремиться к тому, чтобы критерием этой искренности стала степень согласия с доктриной.

8. «Разделение существования» приводит манипулируемую личность к осознанию того, что существует резкая черта между теми, чье право на существование можно признать, и теми, кто подобным правом,
в силу отсутствия у них священной науки и посвящения, обладать не может. Здесь же у манипулируемой личности присутствует постоянная мысль о том, что, если носитель священного знания отклонится от «истины», то он механически потеряет право на существование.

Исходя из вышесказанного, одним из приоритетных направлений сдерживания сектантской экспансии является более полное информирование населения о деятельности, в том числе и криминального характера, различных религиозных организаций. В настоящее время в нашей стране в этой области в наличии то, что называется «информационным голодом». Это нашло и подтверждение в проводимом исследовании в рамках написания дипломных работ студентами специальности «Безопасность жизнедеятельности» в городах Балашове и Пскове. Из 300 респондентов (200 и 100 соответственно), опрошенных на улицах городов, только 50 человек информированы о деятельности деструктивных религиозных организаций(г. Псков — 40, г. Балашов — 10), в том числе и криминального характера.

Помимо вышеуказанных мероприятий предупредительного характера, в образовательных учреждениях педагоги совместно с учащимися старших классов, студентами, представителями государственных структур, общественных организаций, традиционных конфессий могут разрабатывать и распространять памятки для населения, рассказывающие о характере деятельности и признаках тоталитарных сект; родственникам, пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных организаций (о том, что делать, если ваш близкий попал в секту); памятки по технике религиозной безопасности.

Примером могут служить памятки, разработанные студентами специальности «Безопасность жизнедеятельности» на основе международного опыта и российских ученых:

Памятка «Осторожно — секты»

На сегодняшний день в мире насчитывается более 100 тыс. религиозных сект и культов, многие из которых носят тоталитарный и деструктивный характер.

Вот только некоторые признаки таких сект:

1. Уже первая встреча дает Вам совершенно новый взгляд на вещи.
В первую очередь Вам внушат, что до прихода в группу Ваша жизнь была совершенно напрасной, пустой тратой времени. Но теперь все по-дру-гому, и группа очень хорошо знает, что Вам нужно.

2. Первый контакт с группой — для Вас откровение. У Вас открывается совершенно новый взгляд на вещи.

3. Группа имеет исключительное, единственно правильное представление о мире, которое решает все проблемы. Учение группы просто и объясняет любую проблему.

4. Если Вы задаете вопросы, Ваши новые друзья отвечают: «Это
невозможно объяснить, если Вы хотите это узнать — пойдемте к нам. Вы должны пережить это или понять это позже».

5. Группа имеет мастера, медиума, учителя или гуру, который единственный знает истину. Его приказы исполняются безусловно. В группе вообще не принято думать, размышлять, тем более спрашивать или сомневаться.

6. Учение группы считается единственно правильным, вечным, истинным знанием. Наука и рациональное мышление отбрасываются как негатив, сатанизм или глупость.

7. Мир катится к страшной катастрофе, и только группа знает, как спастись от нее.

8. Учение группы долго было тайным знанием и сравнительно недавно стало доступно избранным. Ваша группа — это элита, сливки человечества, избранные, и Вы немедленно должны вступить в нее, т. к. не члены группы погибнут.

9. Группа оградит Вас от остального мира одеждой, особым питанием, собственным языком, строгими правилами отношений с людьми.

10. Группа желает, чтобы Вы порвали все «старые» связи, мешающие Вашему развитию.

11. Группа контролирует Вашу интимную жизнь (отношения полностью определяются группой).

12. Вы заняты продажей литературы группы, вербовкой новых членов, посещением бесконечных курсов и медитаций. Группа следит за выполнением всех правил — ведь это единственный путь к спасению.

13. Вам очень сложно остаться одному, рядом с Вами всегда «брат» или «товарищ» из группы.

14. А когда Вы начнете недоумевать, почему нет обещанного успеха, то получите ответ: «Вы сами виноваты» — или плохо трудитесь, плохо работаете над собой, или слабо верите.

Если хотя бы один признак кажется Вам знакомым, будьте осторожны!

Памятка «Родственникам, пострадавшим
от деятельности деструктивных религиозных организаций»

1. Внимательно наблюдайте за увлечениями Вашего близкого, интересуйтесь, куда он ходит, с кем проводит время и что читает.

2. При появлении у него религиозной литературы или посещении каких-либо проповедей пойдите вместе с ним на такое собрание и узнайте,
к какой религиозной организации принадлежит посещаемая Вашим близким группа, кто ее возглавляет, кем и когда она организована. При ответах типа «Вы сами все скоро узнаете», «Мы Вас так любим», «У Вас такой хороший сын иди дочь, его так любит Бог» насторожитесь! Скрытность — это основная черта деструктивной религиозной организации.

3. Если Вы добились некоторых исходных данных об организации, сходите в библиотеку или просто посоветуйтесь со священником, и на основе полученных сведений вы можете предпринимать последующие действия.

4. Ни в коем случае не говорите Вашему близкому: «Ты попал в секту», ни в коем случае не принижайте людей, с которыми он в этой группе общается. Там он окружен вниманием, любовью, которых ему в настоящий момент очень не хватает, его психическое состояние требует этого внимания. Ему требуется ответить на вопросы, поставленные жизнью,
и на которые берется ответить религиозная группа. Следует обратиться
к психологу, который сумеет понять ситуацию и даст Вам совет.

5. Не побуждайте Вашего близкого к агрессии. Ему в группе уже дана установка на «грязный мир», на «его избранность Богом», «на плохую энергетику родителей». Будьте со своим родственником ласковы и ненавязчивы. Покажите, что Ваша любовь — это самое дорогое, что у него есть, и она дана Богом.

6. Не снабжайте Вашего родственника излишними деньгами — они будут пожертвованы в группу. Контролируйте его деньги, входящие
в бюджет семьи (стипендия, зарплата). Вы имеете право знать, куда расходуются эти деньги. Укажите ему на семейную необходимость потратить деньги.

7.Найдите единомышленников среди родственников людей, посещающих эту религиозную группу, проанализируйте, не нарушает ли группа законов РФ, и скоординируйте действия.

8. Если Вы забеспокоились только тогда, когда к Вам была проявлена явная агрессия, произошло отторжение от семьи, родных, то не надо
в панике бежать к экстрасенсу. Кроме Вас, здесь может помочь только священник и/или грамотный психолог, разбирающийся в религиозных учениях и межличностных отношениях, который сможет провести коррекцию поведения Вашего родственника.

Если хотя бы один признак кажется Вам знакомым, будьте осторожны!

  1. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.
  2. Бюллетень новых поступлений за апрель 2011г (1)

    Бюллетень
    Минаев, Виталий Анатольевич. Совершенствование библиотечного законодательства с учетом норм авторского права : автореф. дис. к.ю.н. : 12.00.03 / В. А.
  3. Удк 947 ббк 63. 3(2)622 Р89

    Документ
    ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ВАРТАНОВ В. Н. (первый заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И. (заместитель председателя), МУХИН В В. (заместитель председателя), ЕФРЕМОВ А.
  4. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (1)

    Книга
    Издательство «ФЛИНТА» существует на книжном рынке с 1996 г. Наш логотип – раскрытая книга под голубым шариком — символизирует знание без границ. Во «ФЛИНТЕ» ежегодно выходит более 200 книг.
  5. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (2)

    Книга
    Более 50 книг издательства стали победителями различных конкурсов. В 2006 году на Сибирской книжной ярмарке издательство «ФЛИНТА» награждено малой золотой медалью за высокий уровень дидактических материалов.
  6. Вшести томах Том 1 эргономика комплексная научно-техническая дисциплина под-редакцией канд психол наук А. И. Назарова Москва «Мир» 1991 ббк 30. 17 439

    Документ
    Авторы: Ж- Кристенсен, Д. Мейстер, П. Фоули, Н. Моури, К. Уикепс, К. Хойос, П. Килонен, Э. Аллуази, Д. Миллер, А. Суэйн, Дж. Найт, мл., Т. Смит, К- Смит, Р, Соркин, Б.
  7. Удк 025. 32: 65. 011. 56

    Документ
    MARC 21 формат для бібліографічних даних : методичні рекомендації : (скорочений варіант) / [Авт.-уклад.: Бруй О.М., Малецька О.В., Чорна Т.В.] ; Національний університет “Києво-Могилянська академія”, Наукова бібліотека.
  8. України починалася нова історична доба. © Солдатенко В. Ф., 2010 Видання розраховане на науковців, викладачів, студентів, усіх, хто ці­кавиться історією України

    Документ
    Остання, четверта книга історичних есе-хронік присвячена відтворен­ню й оцінці подій 1920 р. в Україні. Завершальний етап громадянської війни ознаменувався вирішальними перемогами Червоної армії над польськими інтервентами, залишками
  9. Видання розраховане на науковців, викладачів, студентів, усіх, хто ці­кавиться історією України

    Документ
    Рекомендовано до друку Вченою радою Інституту політичних і етнонаціональних досліджень ім. І.Ф. Кураса НАН України (протокол № 4 від 29 вересня 2009 р.

Другие похожие документы..