Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

Иноземцев (О. Вадим)

Формирование экстремизма на религиозной почве

Экстремизм (от лат. еxtremus — крайний) — приверженность крайним взглядам. Религиозный экстремизм как политико-правовой феномен отличается исповеданием религиозными группами или отдельными лицами идеологии нетерпимости к представителям других конфессий, способствующей противоправным действиям, нарушающим права и законные интересы граждан, государства и общества в целом. Деструктивность религиозного экстремизма обусловлена как радикальными трактовками того или иного традиционного вероучения с последующим использованием его для достижения некоторыми лидерами или элитами политических или коммерческих целей, так и изначальной оппозиционностью распространяемого вероучения, каноны и догматы которого прямо призывают к экстремистским действиям.

Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же, проявляющийся в религиозной сфере, получил название религиозного экстремизма.

Религиозный экстремизм — это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Экстремизм на религиозной основе — это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией.

В области религии религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий либо жестоком противоборстве
в рамках одной конфессии. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий.

Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть религиозными, социальными, экономическими, политическими, психологическими, интеллектуальными. Корень проблемы может находиться в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками,
а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом, между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светским и божественным. Естественно, что подобный антагонизм может привести какую-то часть молодежи к нетерпимости и агрессии.

Несомненно, что главной причиной религиозного фанатизма является отсутствие полноценного знания о целях и сути самой религии. И если полное отсутствие религиозного знания и практики приводит к одной форме экстремизма — эгоизму и аморальности, то половинчатое, отрывочное знание приводит к противоположному результату — агрессивному радикализму. И здесь становится ясно — какие силы стоят за теми, кто так яростно сопротивляется введению в общеобразовательный процесс основ православной культуры. Духовно неграмотного человека легко подтолкнуть на восприятие самых агрессивных религиозных течений.

Первым признаком экстремизма является фанатичные нетерпимость
и жесткость, которые заставляют человека слепо следовать исключительно своим собственным мнению и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей и вообще сам смысл религии. Подобное отношение полностью исключает любой диалог по любым спорным моментам. Отсутствие целостного и глубинного понимания сути и целей религии в совокупности с недостатками нравственности (отсутствие самоконтроля, высокомерие, агрессивность) приводит экстремиста к отказу от умеренного и беспристрастного подхода в решении возникающих проблем. Последствия такого радикального подхода были бы менее губительными, если бы экстремисты признавали за своими оппонентами право иметь собственное мнение. Фанатизм является непреодолимым препятствием к взаимопониманию, ибо договоренности можно достичь только, если обе стороны имеют желание понять друг друга. Вместо этого экстремист, наталкиваясь на несогласие, начинает обвинять собеседника в неточности, отступлении от основ веры, греховности и неверии. Такой интеллектуальный терроризм приносит ужасные последствия и является предшественником терроризма физического.

Анализируя роль и место религиозного экстремизма в формировании внутренних и внешних угроз национальной безопасности и территориальной целостности России, нельзя не отметить, что экстремизм под исламскими знаменами в международном масштабе превращается здесь
в реальную политическую и военную силу.

Нельзя также не заметить, что в этом отношении исключением является Православное вероисповедание и прежде всего религиозные организации, состоящие в иерархии и юрисдикции Русской Православной Церкви, свою деятельность определяют в законопослушании, в уставе каждая
организация Церкви обязывается соблюдать законы Федерации и ее субъектов. Концепция отношений Церкви и государства с достаточной определенностью сформулирована в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Документ этот принят Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 г. В «Основах» сказано, что «Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее», далее приводится цитата из Нового Завета: «Дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1. Тим. 2,2). Нравственный смысл государства видится «основами» в ограничении зла и поддержании добра, при этом исключается обожествление властителей. И еще очень существенное положение: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также
к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».

Одной из причин быстрого вовлечения молодежи в экстремистские движения является то, что молодые люди зачастую остаются наедине со своими проблемами. Начиная с переходного возраста, у детей «ломаются» понятия и представления бытия в целом. Взрослые эти проблемы считают детскими, следовательно, значения им не придают. Но это взрослые, а для молодежи они являются достаточно реальными трудностями. Наткнувшись на стену непонимания, они начинают самостоятельно искать пути решения своих проблем. И находят, но не всегда то, что нужно! Разочаровавшись в своих поисках, молодые люди озлобляются на весь мир
с его нравоучениями, законами и неустроенностью. В таком душевном состоянии человек ищет другой мир, с другими законами. А этот «другой мир» предоставляет любая экстремистская группировка. Начиная от фанатических религиозных и заканчивая террористическими. Вот такую, идеологически надломленную молодежь привлекает то, что там свои
законы и что можно противопоставить себя всему миру.

Разжиганию религиозного экстремизма во многом способствуют миссионеры-проповедники из США, Кореи, Германии и других стран. Ежегодно в России таких религиозных учителей действуют до 1 500! Основная часть миссионеров направляется протестантскими церквями. Расходы на эту деятельность достигают 1 млрд долл. в год. Благодатной почвой для развития экстремизма является коррупционность чиновнического аппарата государственных и силовых структур. Проще говоря, за деньги этим миссионерам проповедникам позволяют все и закрывают на это глаза. Наибольшую остроту миссионерство приобрело в Дальневосточном регионе России. Прямо или косвенно зарубежные миссионеры создают свое представительство от государства, интересы которого они фактически представляют. В миссионерстве, по словам одного исследователя, кроме благочестия духа должна быть заметна политика и патриотизм. Миссионерство служит нередко для использования религиозных факторов при решении государственно-политических задач во внешнеполитической деятельности. В плане геополитическом миссионерская деятельность представляет собой идеологическую экспансию в отношении населения данного региона, влияние на них в своих интересах. Не чуждаются миссионеры коммерческой деятельности.

Семьдесят лет всеобщего, принудительного, государственного атеизма, создавшие в народе духовную пустоту, породили благоприятную обстановку ловцам человеческих душ от благостных мормонов до сатанистов. Государство забыло про свою обязанность обеспечить защиту общества от квазирелигиозной, порою откровенно экстремистской деятельности групп, сект и организаций. Власти и общество не проявляют должного внимания к очень серьезной проблеме миссионерской деятельности в России зарубежных религиозных организаций в геополитическом аспекте. Между тем деятельность этого рода и в настоящее время, и в перспективе представляет определенную угрозу государственной безопасности страны, ее целостности, нормальному функционированию органов государственной власти. Существенная часть миссионерской деятельности зарубежных религиозных организаций представляет опасность национальным интересам страны.

Л. В. Кашицына

Профилактика влияния
деструктивных религиозных организаций на население

До недавнего времени в теории и на практике общество и государство были заняты обеспечением лишь военной безопасности России. Современное же представление о безопасности далеко выходит за эти рамки.
В XXI в. многие из главных угроз для национальной безопасности России и ее граждан будут формироваться в информационно-психологической сфере. Оценка существующих и потенциальных источников угроз в духовно-нравственной сфере российского общества требует системного анализа, свободного от идеологических соображений. Здесь уместен, на наш взгляд, единственный подход — приоритет национальных ценностей и интересов России.

Как отмечает кандидат юридических наук А. И. Хвыля-Олинтер, переход к новым формам государственного управления в конце 80—90-х гг. ХХ в. выявил недостаточность и противоречивость правовой базы, регулирующей государственно-религиозные отношения. Более того, обнаружилось явное отставание законодательства от процессов, реально происходящих
в обществе [4]. Все это и породило ситуацию, которой воспользовались различные псевдорелигиозные и деструктивные религиозные образования. Их деятельность настолько широко и активно развернулась на территории России, что теперь настала необходимость рассматривать проблему негативного влияния таких групп на жизнь и здоровье граждан и общества, а в целом — на безопасность государства.

Установлено, что некоторые религиозные организации практикуют психический террор в отношении своих последователей и подозреваются в шпионаже. Они известны многочисленными судебными процессами
в связи с нанесением психического и физического ущерба адептам и заявили о себе как в России, так и за рубежом различными антиобщественными и антигосударственными действиями, вплоть до проникновения
в государственные органы и заговоров против государства. Работа некоторых так называемых религиозных организаций уподобляется действиям специальных служб. Многие религиозные организации занимаются совершенно неконтролируемой целительской деятельностью. Российская психологическая, педагогическая, юридическая наука и практика, законодательная, исполнительная и судебная системы почти не имеют опыта противодействия деструктивным культам, которые, по сути, представляют новейшую модификацию тоталитарных движений конца XX в.

Проведенные НИИ МВД России научные исследования в северных регионах страны показали, что многие потребители наркотиков, в основном молодежь, так или иначе связаны с сектами сатанистов, с Белым братством и т. д. В своих ритуалах они пропагандируют применение наркотиков, а во время отправления обрядов приносят в жертву животных. Деятельность многих зарубежных религиозных организаций на территории России сопряжена с нарушениями действующего законодательства
и конституционных прав граждан, в связи с чем неоднократно возбуждались уголовные дела. Экспансия нетрадиционных религиозных объединений в России, культивирующих асоциальность, отрицающих конституционные обязанности, подвергающих риску нравственное, психическое
и физическое здоровье граждан, представляет собой серьезную угрозу государству и обществу [4].

Разделяя людей в духовной сфере и противопоставляя их друг другу по религиозным убеждениям, тоталитарные секты разрушают духовно-нравственные основы общества, сложившиеся за тысячелетнюю историю православной России. Некоторые религиозные организации рассматриваются в настоящем исследовании как деструктивные исключительно на основе ранее проведенной теми или иными экспертами классификации [1; 2; 5], определившей эти организации именно как деструктивные. В пользу актуальности данной проблемы говорит и сам факт небывалого политического давления на руководство России со стороны США в связи с принятием в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Дело в том, что этот закон ограничивает деятельность деструктивных религиозных организаций и иностранных проповедников на территории России. По информации журнала «Профиль», госсекретарь США М. Олбрайт незадолго до принятия Федерального закона посетила Россию. На встрече с Патриархом Алексием II она обратилась к нему
с просьбой не противиться активной деятельности западных религиозных сект. По мнению госпожи М. Олбрайт, это явилось бы наглядным подтверждением приверженности России идеалам западной свободы и демократии. Реакция Патриарха была отрицательной, он заявил: «В России сегодня действует огромное количество зарубежных церквей, приходов
и сект, деятельность многих из которых носит тоталитарный и деструктивный характер. Они применяют методики зомбирования и гипноза. Прибегают к помощи психотропных средств» [4].

Сам термин «деструктивная религиозная организация» («тоталитарная секта», «деструктивный культ»), к сожалению, отсутствующий
в законодательстве нашей страны, определяется как авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания
у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти [2; 5].

Термин «тоталитарная секта» используется наряду с термином «деструктивный культ» (или просто «культ»), пришел к нам из западной академической традиции. Необходимо отметить, что этот термин (фр. la secte totalitaire) является родственным как российской, так и французской религиоведческой практики. Термин «деструктивный культ» чаще всего используется психологами, что отвечает требованиям психологии, но никак не может удовлетворять религиоведа, философа, социолога и социального антрополога, так как «культ» подразумевает некую религиозную практику, действие, но никак не организацию. Однако из всех представленных термин «тоталитарная секта» является наиболее употребляемым, так как именно «тоталитарность», по сути своей больше философская
и политологическая проблема, наиболее полно отвечает точности определения явления и его использование наиболее адекватно [6].

Единственная страна в мире, которая дала хотя и не религиоведческое, но лаконичное и точное определение тоталитарной секты в своих государственных законах — это Франция. По определению французских законотворцев, тоталитарной может называться секта, «главный смысл существования которой — власть и деньги для руководства и для ближайшего окружения, которая при этом скрывает подобного рода цели под религиозными, культурологическими, политическими, псевдопсихологическими, оздоровительными и прочими масками и которой присущ ряд свойств — обожествление лидера, либо организации, обман при вербовке, регламентация всех аспектов жизни членов секты, эксплуатация адептов» [6]. Данное определение освещает только некоторые черты тоталитарных сект, при этом оперируя терминологическим аппаратом, который никак не может удовлетворять требованиям академической дисциплины.

Если обратиться к определению родоначальника употребления самого термина «тоталитарная секта» в российской науке — доктору философии, кандидату богословия, заведующему кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского богословского института Александру Леонидовичу Дворкину, то увидим, что «тоталитарными сектами стали называться особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь
к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познава-тельными, культурологическими и иными масками» [1].

  1. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.
  2. Бюллетень новых поступлений за апрель 2011г (1)

    Бюллетень
    Минаев, Виталий Анатольевич. Совершенствование библиотечного законодательства с учетом норм авторского права : автореф. дис. к.ю.н. : 12.00.03 / В. А.
  3. Удк 947 ббк 63. 3(2)622 Р89

    Документ
    ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ВАРТАНОВ В. Н. (первый заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И. (заместитель председателя), МУХИН В В. (заместитель председателя), ЕФРЕМОВ А.
  4. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (1)

    Книга
    Издательство «ФЛИНТА» существует на книжном рынке с 1996 г. Наш логотип – раскрытая книга под голубым шариком — символизирует знание без границ. Во «ФЛИНТЕ» ежегодно выходит более 200 книг.
  5. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (2)

    Книга
    Более 50 книг издательства стали победителями различных конкурсов. В 2006 году на Сибирской книжной ярмарке издательство «ФЛИНТА» награждено малой золотой медалью за высокий уровень дидактических материалов.
  6. Вшести томах Том 1 эргономика комплексная научно-техническая дисциплина под-редакцией канд психол наук А. И. Назарова Москва «Мир» 1991 ббк 30. 17 439

    Документ
    Авторы: Ж- Кристенсен, Д. Мейстер, П. Фоули, Н. Моури, К. Уикепс, К. Хойос, П. Килонен, Э. Аллуази, Д. Миллер, А. Суэйн, Дж. Найт, мл., Т. Смит, К- Смит, Р, Соркин, Б.
  7. Удк 025. 32: 65. 011. 56

    Документ
    MARC 21 формат для бібліографічних даних : методичні рекомендації : (скорочений варіант) / [Авт.-уклад.: Бруй О.М., Малецька О.В., Чорна Т.В.] ; Національний університет “Києво-Могилянська академія”, Наукова бібліотека.
  8. України починалася нова історична доба. © Солдатенко В. Ф., 2010 Видання розраховане на науковців, викладачів, студентів, усіх, хто ці­кавиться історією України

    Документ
    Остання, четверта книга історичних есе-хронік присвячена відтворен­ню й оцінці подій 1920 р. в Україні. Завершальний етап громадянської війни ознаменувався вирішальними перемогами Червоної армії над польськими інтервентами, залишками
  9. Видання розраховане на науковців, викладачів, студентів, усіх, хто ці­кавиться історією України

    Документ
    Рекомендовано до друку Вченою радою Інституту політичних і етнонаціональних досліджень ім. І.Ф. Кураса НАН України (протокол № 4 від 29 вересня 2009 р.

Другие похожие документы..