Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

М. В. Вершинина

Этническая идентичность
у представителей армянской диаспоры

В современной России практически в каждом регионе существуют диаспоры, образовавшиеся из представителей народов, ранее живших на территории Советского Союза. В Пензенском регионе наиболее представительной является армянская диаспора, численность которой насчитывает около 6 тыс. человек. Однако остается актуальным вопрос, насколько завершенным является аккультурационный процесс представителей данного этноса и какую роль в данном процессе играет армянская общинная организация. Является ли образование данной общинной организации результатом адаптированности армян на территории России, а именно
в Пензенской области, либо она в большей степени призвана выражать нарастающие национальные интересы данного народа.

Обойти межэтнические проблемы невозможно, так как они угрожают самой целостности России, а отыскать способы их решения без понимания сознательных и бессознательных устремлений людей, считающих себя единым народом, нереально. На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения, с одной стороны, дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своего народа и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. С другой стороны, в условиях радикальных социальных и экономических преобразований усиливаются процессы, характеризующиеся всплеском осознания гражданами всех стран своей этнической идентичности. Социальная нестабильность резко актуализирует потребность в солидарности, идентичности, принадлежности
к группе. Именно поэтому этническая идентичность приобретает существенное значение в жизни современного человека. В этой ситуации человек нередко начинает преувеличивать позитивное отличие своей этнической группы от других, что в свою очередь провоцирует рост межэтнической напряженности.

На наш взгляд, большую роль в регулировании и оптимизации межэтнических отношений на региональном уровне играют общинные организации, существующие во многих регионах Российской Федерации, в том числе и в Пензенской области. Данные организации могут оказывать существенную помощь в адаптации своих членов в новом социально-экономическом и социокультурном пространстве, сглаживать имеющиеся противоречия и негативные явления, присущие межэтническому взаимодействию. При этом огромное значение приобретает социально-психо-логический анализ феномена этнической идентичности именно в контексте участия или неучастия представителей разных этносов в общинных организациях. Общинные организации, становясь эмпирической базой для проведения психологических исследований, способствуют более полному изучению многих межэтнических вопросов, а также обеспечивают себе научную основу для проведения конкретной практической работы по снятию межэтнической напряженности.

Этническая идентичность является предметом изучения как зарубежных авторов (У. Джемс, Э. Эриксон, Э. Фром, М. Мид, Дж. Финни), так
и отечественных исследователей (Ю. В. Бромлей, В. С. Собкин, В. Ю. Хотинец, Г. У. Солдатова, Т. Г. Лебедева, Н. М. Стефаненко и др.).

Целью нашего эмпирического исследования стало изучение связи между показателями этнической идентичности и индивидуально-психологиче-скими характеристиками представителей общинных организаций г. Пензы, выявление у них различий показателей этнической идентичности, эмпатии, агрессивности и тревожности, а также разработка рекомендаций для заинтересованных лиц.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Центра еврейской религии и культуры «Атиква», а также Армянской национально-культурной автономии. В результате диагностики нами было установлено, что у членов еврейской общинной организации преобладает позитивная этническая идентичность (86 %), средний уровень тревожности (46 %)
и низкий уровень эмпатических тенденций (68 %), тогда как у членов армянской общинной организации преобладает этноиндифферентность (90 %), высокий уровень тревожности (41 %) и средний уровень эмпатических тенденций (63 %). Затем полученные данные подверглись математико-статистической обработке с помощью Критерия U-Манна-Уитни и рангово-бисериального коэффициента Пирсона.

Итогом математической обработки данных стало выявление статистически значимых различий показателей этнической идентичности, эмпатии и тревожности у членов армянской и еврейской общинных организаций, при этом различия показателей агрессивности у них выявлены не были. Также была обнаружена линейная связь между показателями этнической идентичности и эмпатии и между показателями этнической идентичности и тревожности. Однако предположение о существовании линейной связи между показателями этнической идентичности и агрессивности не подтвердилось, связь не обнаружилась. Таким образом, можно отметить, что вследствие разной специфики функционирования общинных организаций у членов данных организаций наблюдаются различия показателей как этнической идентичности, так и некоторых других индивидуально-психологических характеристик личности.

Литература

1. Лебедева Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психол. журн. 19990. Т. 20. № 3.
С. 13—19.

2. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999.

    1. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1999. 184 с.

    2. Сусоколов А. А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы
      и Народы. Вып. 20. М., 1990. С. 27—35.

И. Н. Ворсунова

Формирование духовно-нравственных качеств личности
на уроках истории

Каждый из нас — космос, состоящий из хаоса, сочетающий свет и тьму, вину и предательство, отчаяние и стойкость, злобу и доброту,

ненависть и любовь…

А хотите стать творцом своего космоса?

И. Вагин

Человек — часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание. А если заболевают беспамятностью целые поколения? Тогда это неизбежно сказывается и в нравственной области, на
отношениях к семье, детям, родителям, культуре, к труду.

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. И это обвинение неслучайно. Нередко можно наблюдать в общественном транспорте, как группа молодых людей громко смеется, нецензурно выражается, в ответ на замечания старших грубят и оговариваются. Они не уступят место пожилому. Маленький человек в современном мире живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, причем как позитивного, так и негативного характера.

Видя эти негативные проявления в обществе, государство поставило задачу духовного возрождения нации.

Современный педагог должен не только дать необходимые знания
и умения ученику, но и сформировать его как духовно-нравственного
и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.

Наибольшими возможностями в плане воспитания духовно-нравствен-ной личности обладают гуманитарные предметы, прежде всего история
и литература. Именно эти учебные дисциплины привлекают внимание учащихся к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, поведения в различных ситуациях. Многие темы
в курсе истории содержат богатый «ценностный пласт». Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, учащиеся одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности. Раскрывая эту тему, необходимо, прежде всего, определиться с понятиями «духовность» и «нравственность».

В толковом словаре русского языка находим следующее описание
духовности: «Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [1]. Духовность — отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека [2].

Проблема нравственности также является предметом большого числа исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Изучению этой темы в рамках философской, психологической и педагогической науки посвящены труды Ф. Аквинского, Ф. М. Достоевского, А. И. Ильина, И. Канта, Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, А. С. Хомякова, Н. Г. Чернышевского и др.

Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений [3]. В толковом словаре В. Зорина дается иное толкование этого термина: «нравственность — категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых — сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали» [4].

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так
и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития.

Итак, какие духовно-нравственные качества личности необходимо сформировать у современного ученика? Прежде всего — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Работа на уроках с текстами исторических документов позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок организуется таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. Благодаря таким ценностно-проблемным ситуациям
у ребенка активизируется познавательная деятельность. Но оценивать действия кого-либо спустя сотни лет куда проще, нежели принять решение в то время. Поэтому обычно предлагается детям «перенестись» назад и предложить свое развитие событий, конечно, прошу как можно полнее объяснить их точку зрения. Например, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, с учащимися обсуждаются вопросы:

— как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?

— как вы относитесь к исторической личности, если ее деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?

Наш опыт показывает, что дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у них происходит формирование духовных ценностей. Зачастую они дискутируют друг с другом или со мной, отстаивая свою точку зрения.

Настоящее воспитание историей, на наш взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли: «Я-реформатор» (уроки о реформах Петра I или Александра I) и др. Ярким примером для детей служат тексты исторических документов, древнерусские летописи, сказания. Например, описание русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства. Князь Святослав «В повести временных лет» предстает идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый варвар. Какой заботливой матерью и рассудительной правительницей предстает перед нами княгиня Ольга, и какой хитрой и коварной выступает она, расправляясь с убийцами мужа князя Игоря. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, они пристальней присматриваются к текстам и авторским позициям. Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя,
с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой — войти в круг тех, кто эти роли оценивает. Глубокую духовно-нравственную нагрузку несет в себе «Поучение детям» Владимира Мономаха.

При изучении основных тем курса истории России обязательно выделяется урок, на котором рассказываю ученикам об истории родного края. В этом мне помогает богатейший материал нашего школьного краеведческого музея. Многие ребята ведут активную исследовательскую деятельность в школьном клубе «Поиск». Конечно, это выходит за рамки урока. Но благодаря этому у них появляются новые интересы, новые возможности раскрыть свой потенциал, проявить себя в новой роли, например, фотокорреспондента, интервьюера. Благодаря краеведческой работе происходит нравственное воспитание детей, так как школьники ощущают непосредственную причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества. Особенно приветствуется информация, которую дети почерпнули не из книг, а в беседах с жителями города или близлежащих сел, например, рассказ бабушек о том, как они жили в трудные годы Великой Отечественной войны. Как они трудились, какие невзгоды выпали на их долю, как был обустроен их быт. Или рассказы дедушек, прошедших страшные дороги войны. В такой среде ребята вряд ли научатся чему-то плохому. Они становятся более человечными и добрыми в отношениях между собой, более стойкими к разного рода лживым измышлениям тех, кто пытается исказить историю России, в частности — принизить роль СССР в победе над фашизмом, более почтительными и благодарными в своем отношении к старшему поколению,
к поколению дедушек и бабушек, победившему в той страшной войне.
И каждый из ребят, особенно юноши, отчетливо понимают, что свою страну необходимо защищать и сегодня, что свой воинский долг перед Родиной должен выполнять каждый Мужчина. Общение детей с фронтовиками имеет еще одно архиважное значение: дети видят перед собой людей, которым сегодня 80 лет и больше, но эти люди удивительно энергичны, радуются жизни, находят удовольствие и желание общаться и совершенно бескорыстно отдавать свои знания ученикам. Для современных мальчишек и девчонок эти старики — пример долголетия, ориентир на преодоление трудностей, ориентир на такие понятия, как честь и достоинство. Такое общение поможет ребятам стать творцом своего космоса!

Подводя итог вышеизложенному, отмечу, что уроки истории имеют широкие возможности для нравственного воспитания. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днем. Воспитать нравственного человека — сложнейшая задача, но она достижима!

Литература

  1. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]: Кирилл и Мефодий: электронная энциклопедия. DVD. 2008.

  2. ВикипедиЯ. URL: http:/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85% D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

  3. Кондрашин И. Глоссарий философских терминов, 2006 г. URL: http:// /dictionary/195/word/%CD%F0%E0%E2%F1%F2%E2%E5%ED%ED%EE%F1%F2%FC/

  4. Зорин В. «Евразийская мудрость от А до Я»: толковый словарь. URL: /dictionary/470/word/%CD%D0%C0%C2%D1%D2%C2%C5%CD%CD%CE%D1%D2%DC

  1. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.
  2. Бюллетень новых поступлений за апрель 2011г (1)

    Бюллетень
    Минаев, Виталий Анатольевич. Совершенствование библиотечного законодательства с учетом норм авторского права : автореф. дис. к.ю.н. : 12.00.03 / В. А.
  3. Удк 947 ббк 63. 3(2)622 Р89

    Документ
    ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ВАРТАНОВ В. Н. (первый заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И. (заместитель председателя), МУХИН В В. (заместитель председателя), ЕФРЕМОВ А.
  4. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (1)

    Книга
    Издательство «ФЛИНТА» существует на книжном рынке с 1996 г. Наш логотип – раскрытая книга под голубым шариком — символизирует знание без границ. Во «ФЛИНТЕ» ежегодно выходит более 200 книг.
  5. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (2)

    Книга
    Более 50 книг издательства стали победителями различных конкурсов. В 2006 году на Сибирской книжной ярмарке издательство «ФЛИНТА» награждено малой золотой медалью за высокий уровень дидактических материалов.
  6. Вшести томах Том 1 эргономика комплексная научно-техническая дисциплина под-редакцией канд психол наук А. И. Назарова Москва «Мир» 1991 ббк 30. 17 439

    Документ
    Авторы: Ж- Кристенсен, Д. Мейстер, П. Фоули, Н. Моури, К. Уикепс, К. Хойос, П. Килонен, Э. Аллуази, Д. Миллер, А. Суэйн, Дж. Найт, мл., Т. Смит, К- Смит, Р, Соркин, Б.
  7. Удк 025. 32: 65. 011. 56

    Документ
    MARC 21 формат для бібліографічних даних : методичні рекомендації : (скорочений варіант) / [Авт.-уклад.: Бруй О.М., Малецька О.В., Чорна Т.В.] ; Національний університет “Києво-Могилянська академія”, Наукова бібліотека.
  8. України починалася нова історична доба. © Солдатенко В. Ф., 2010 Видання розраховане на науковців, викладачів, студентів, усіх, хто ці­кавиться історією України

    Документ
    Остання, четверта книга історичних есе-хронік присвячена відтворен­ню й оцінці подій 1920 р. в Україні. Завершальний етап громадянської війни ознаменувався вирішальними перемогами Червоної армії над польськими інтервентами, залишками
  9. Видання розраховане на науковців, викладачів, студентів, усіх, хто ці­кавиться історією України

    Документ
    Рекомендовано до друку Вченою радою Інституту політичних і етнонаціональних досліджень ім. І.Ф. Кураса НАН України (протокол № 4 від 29 вересня 2009 р.

Другие похожие документы..