Доклад сотрудничество научных кругов стран-участниц чэс и его правовая основа

- совместные исследования и разработки такие, как прикладные компьютерные программы для различных сфер, развитие систем многоязычного перевода, мультимедиа и т. д.;

-обучение на расстоянии и цифровые библиотечные технологии и их применение в программах обучения.


22. Рабочая группа 4: материаловедение, машиностроение, энергетика рекомендовала следующие приоритетные области сотрудничества:

- разработка новых материалов с высокими эксплуатационными характеристиками и новых технологий производста материалов;

- объединение энергосистем стран ЧЭС с учетом Европейской энергосистемы;

- использование альтернативных источников энергии таких, как солнечная энергия, энергия ветра и биомассы;

- подготовка руководящих кадров и работников сферы управления для энергетического сектора;
- планирование, моделирование и эффективное использование источников энергии;
- исследования, направленные на изучение экологического влияния процесса превращения энергии,

- применение фундаментальных знаний в целях развития новых систем таких, как методы автоматизированной обработки данных и лазерной техники в производстве;

- развитие техники с программным управлением;

- исследования, касающиеся использования водных систем, включая такие факторы как качество, цена, энергоемкость, потери и переработка.


23. Рабочая группа 5: социально-экономические и гуманитарные науки определила основные приоритеты исследований в следующих областях:

- изучение экономического потенциала и разработка концепции экономического сотрудничества между государствами-членами ЧЭС;

- детальное изучение возможностей создания зоны свободной торговли в Черноморском регионе;

- составление программы исследований исторических, культурных, экономических и политических связей народов Черноморского региона на сравнительной основе.


24. Рабочая группа 6: развитие механизма и методов сотрудничества научно-исследовательских кругов; создание механизма обмена информацией и данными.
РГ рекомендовала создать Постоянный академический комитет (ПАК), в состав которого войдут представители 11 государств-членов ЧЭС (один член плюс один заместитель от каждого государства), назначенные соответствующими правительствами. Члены ПАК - это представители научных учреждений (университетов, исследовательских центров, академий и т.д.) своих стран. ПАК будет отвечать за выполнение следующих задач:


1. Определение приоритетных областей исследования и развития совместно с Рабочей группой ЧЭС по сотрудничеству в области науки и техники и Черноморским международным центром исследований.


2. Создание целевых рабочих групп для выполнения следующих задач:


- осуществление стратегии, определенной ПАК для выбранных приоритетных областей и технологических областей путем предложения, отбора и осуществления конкретных проектов; наряду с этим следует создать еще две оперативные группы - по культуре и гуманитарным наукам, а также по образованию и обучению;

- определение наличия информации и данных по текущим и возможным будущим проектам, актуальным для региона ЧЭС;

- техническое обеспечение инфраструктуры по информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) с тем, чтобы эффективно удовлетворять потребности в информации;

- оказание консультаций и содействия в создании Национальных инновационных центров (ИЦ-ЧЭС), в установлении их связи друг с другом, а также с ИЦ-ЕС в рамках единой системы.


3. Организация заседаний, рассматривающих вопросы о ходе выполнения вышеупомянутых задач.


4. Рекомендации по созданию центров высокого качества в областях, вызывающих наибольший интерес со стороны стран-участниц ЧЭС.


5. Инициативы по установлению контактов с национальными и международными органами с целью привлечения средств для поддержки и осуществления научных исследований и разработок и для выполнения связанных с ними задач ЧЭС.

В. ПОСТОЯННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ ЧЭС


25. Первое заседание Постоянного академического комитета ЧЭС состоялось в Синайе (Румыния) 26-27 февраля 1998 г. На заседании была рассмотрена деятельность и прошел обмен мнениями и информацией по выполнению рекомендаций, принятых на первой Конференции представителей научных кругов стран-участниц ЧЭС. Были определены следующие первоочередные задачи для совместных научных проектов на данном этапе деятельности ПАК, которые будут реализовываться путем создания целевых рабочих групп:

- транспортировка энергоресурсов,

- объединение энергосистем в регионе,

- модернизация транспортных и коммуникационных инфраструктур,

- создание банка данных об исследовательских учреждениях в регионе,

- мониторинг окружающей среды Черного моря.

Участники ознакомились с деятельностью Сети Черноморских Университетов и Сети AIMOS (30 университетов из 15 стран Южной и Восточной Европы) и решили обмениваться информацией и координировать деятельность с ними и другими родственными организациями.

Были также приняты основные направления деятельности ПАК, целью которой является дальнейшее развитие научного сотрудничества в регионе ЧЭС.
На заседании присутствовал докладчик Комитета ПАЧЭС по культуре, образованию и социальным вопросам, который кратко проинформировал членов ПАК о деятельности, осуществляемой ПАЧЭС с целью дальнейшего развития научного сотрудничества в регионе.


Г. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ЧЕРНОМОРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


26. На пятом заседании Встречи министров иностранных дел стран-участниц ЧЭС (Афины, апрель 1995 г.) министры одобрили инициативу Греции создать при поддержке Европейского союза Международный центр черноморских исследований с целью проведения общеконцептуальных и практических исследований, направленных на реализацию намеченных ЧЭС целей, особенно в области экономики, промышленности и технологии. Шестая ВМИД (Кишинев, ноябрь 1995 г.) приняла решение о том, что этот центр будет размещаться в Афинах. И наконец, восьмая ВМИД (Москва, октябрь 1996 г.) призвала Греческую республику предпринять необходимые меры, которые позволят МЦЧИ в Афинах начать свою деятельность в 1997 г. в качестве международного органа, открытого для всех заинтересованных государств ЧЭС.


27. МЦЧИ является независимым, некоммерческим международным учреждением. Его основной целью является изучение практических путей развития и укрепления международных экономических отношений в Черноморском регионе и содействие внедрению достижений науки и техники в конкретные области экономического сотрудничества.


28. МЦЧИ будет стремиться к тому, чтобы стать одной из главных движущих сил в развитии сотрудничества между исследователями, учеными, предпринимателями, руководителями, государственными органами и средствами массовой информации Черноморских стран, а также из других частей мира, особенно из стран Европейского союза.


29. Кроме того, центр направляет свою деятельность на развитие контактов между исследовательскими центрами в регионе ЧЭС и стремится стать связующим институтом для международного диалога между Черноморским регионом, Европейским союзом и другими регионами мира. В этой связи центр будет выполнять междисциплинарные и политически ориентированные исследования и осуществлять деятельность, которая будет способствовать более глубокому пониманию современных экономических, социальных и других проблем региона.

30. Центр будет выполнять следующие конкретные функции:

а) отслеживать, собирать и накапливать поток соответствующей информации, относящейся к Черноморскому региону и его связям с соседними странами;

б) способствовать установлению контактов и сотрудничества между исследовательскими центрами (филиалами) в регионе ЧЭС;

в) вносить вклад в развитие научных связей между странами-участницами ЧЭС, способствовать расширению контактов и обменов между исследователями;
г) выступать в качестве связующего звена между ЧЭС и ЕС, способствовать проектам межрегионального сотрудничества и анализировать опыт других региональных структур с целью его использования на благо ЧЭС;

д) проводить общеконцептуальные исследования и консультировать государственные и частные учреждения;

е) проводить обучение профессионалов, ученых и молодых исследователей, заинтересованных в изучении региона;

ж) разрабатывать научную основу и проводить экспертизу конкретных проектов ЧЭС и программ многостороннего сотрудничества;

з) создавать концепции основных параметров сотрудничества в регионе ЧЭС;

и) выполнять другие соответствующие задачи на основе решений компетентных органов ЧЭС.


31. Для осуществления этих целей центр будет принимать такие меры, как:

а) выполнение исследовательских программ и публикация их результатов;

б) создание целевых рабочих групп и/или временных исследовательских коллективов, а также организация семинаров и конференций для исследователей, должностных лиц, групп экспертов, дипломатов, предпринимателей, менеджеров и т. д.;

в) сотрудничество с государственными службами, общественными и частными структурами и международными организациями по обмену информацией и изучению определенных проблем;

г) создание комплексной инфраструктуры для систематизации всей документации и информации путем использования банков данных и других прогрессивных технологий обработки данных;

д) выделение специальных средств на исследования по проектам, направленным на изучение Черноморского региона, а также меры, направленные на ускоренное развитие любой другой соответствующей деятельности.

32. Для того, чтобы выполнить эти задачи центр может заключать соглашения о сотрудничестве со специализированными учреждениями ООН, ЕС, другими региональными организациями, частными или государственными организациями, фондами, исследовательскими центрами, учебными и научными учреждениями и т. д..


33. Центр будет финансироваться за счет средств от научной деятельности, помощи со стороны частного и государственного сектора, целевого финансирования Греческого государства, пожертвований любых физических или юридических лиц, Европейского союза и других международных организаций, а также добровольных взносов стран-участниц ЧЭС.


Д. ЧЕРНОМОРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ЧМУ) И СЕТЬ ЧЕРНОМОРСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ (СЧМУ)


34. Черноморский университет, который начал свою деятельность в Румынии в мае 1993 г., является международным центром непрерывного образования, специализирующимся на краткосрочных постдипломных курсах и семинарах. На протяжении последних пяти лет ежегодно проводится более 30 международных курсов, в которых приняли участие уже более 5000 участников из 40 стран. Кроме этих образовательных программ ЧМУ учредил ряд исследовательских центров:

- национальный центр устойчивого развития;

- центр по предотвращению конфликтов;

- лаборатория образовательных технологий;

- международный центр по исследованию передовых материалов и технологий;

- инновационный проект делового партнерства.


35. ПАЧЭС, официальный спонсор ЧМУ с 1995 г., поддерживает отношения с университетом практически со дня его основания. Профессор Мирча Малица, Президент Фонда Черноморского университета, принимал участие в заседаниях Комитета в Бухаресте в апреле 1995 г. и в Чебоксарах в сентябре 1995 г., а также в шестой Генеральной Ассамблее, принявшей Решение 4/1995 "Основы сотрудничества между ПАЧЭС и Черноморским университетом", в котором подчеркивается "особая заинтересованность в создании сети университетов в Черноморском регионе, считая уже существующий ЧМУ стержнем и коммуникационным центром, расширяющим контакты, сотрудничество, проведение летних курсов и совместных исследований; что было также настоятельно рекомендовано ЮНЕСКО. Ассамблея своим авторитетом будет способствовать осуществлению этого шага."


36. Первая конференция ректоров университетов Черноморских стран, которая состоялась в Мангалии, Румыния 4-7 сентября 1997 г. по инициативе ЧМУ и университета Овидия в Констанце, решила создать сеть Черноморских университетов. 
Основными целями сети Черноморских университетов является: определение и расширение интеллектуальных ресурсов, столь необходимых для устойчивого развития; планирование совместных проектов в области научных исследований и образования; более полное представление интеллектуальной продукции региона в соперничающем мире и в эру знаний.


Участники первой конференции избрали прагматический подход и менее структурированную формулу, оставляя за конференцией в 1998 г. право организовать совет ректоров с президентом из их числа и исполнительный комитет. Сеть сейчас охватывает 36 университетов, приглашаются и другие университеты. По оценкам, она может в итоге объединить 80-100 университетов Черноморского региона. 


37. Ассамблея должна приветствовать эту важную инициативу, которой она активно способствовала, и наращивать поддержку как ЧМУ, так и СЧМУ. Профессор д-р Габриэла Станчулеску, вице-ректор Сети, приглашена на десятое заседание Комитета по культуре, образованию и социальным вопросам ПАЧЭС в Тиране 1-2 апреля 1998 г., для презентации СЧМУ. Эта презентация без сомнения обогатит дискуссии Комитета по сотрудничеству научных кругов стран-участниц ЧЭС. 


IV. ПРАВОВАЯ ОСНОВА НАУЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

38. Как отмечалось выше, Декларация о Черноморском экономическом сотрудничестве, Заявление Бухарестской встречи на высоком уровне, Московская декларация, а также серия решений, принятых на встречах министров иностранных дел, выразили полную поддержку сотрудничеству в области науки и технологии в Черноморском регионе, создавая таким образом благоприятные правовые условия в регионе для дальнейшего развития сотрудничества научных кругов стран-участниц ЧЭС.


39. Кроме того, Статья 23 “Научное сотрудничество” (Раздел VII “Организации, связанные с ЧЭС”) Хартии ЧЭС, которая должна быть подписана в этом году на Украине на встрече глав государств и правительств стран ЧЭС, еще раз подтверждает обязательство способствовать сотрудничеству научных кругов и ученых государств-членов. 


40. Следует отметить, что Черноморская Конвенция по сотрудничеству в области культуры, образования, науки и информации, подписанная 6 марта 1993 г. всеми странами-участницами ЧЭС, за исключением Болгарии и Греции, уже ратифицированная всеми сторонами и действующая с 1994 г., обеспечивает широкие рамки для развития научного сотрудничества в Черноморском регионе. В Рекомендации 12/1995, принятой 6-ой Генеральной Ассамблеей в Анкаре в ноябре 1995 г., Ассамблея уже предложила Греции рассмотреть вопрос о присоединении к Конвенции. И Болгария, и Греция могут быть приглашены Ассамблеей для рассмотрения вопроса присоединения к Конвенции.


41. Совершенно определенно существует необходимость расширения и модернизации правовой основы сотрудничества в области науки и техники, включая подписание соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений на межправительственном уровне, в рамках межрегионального и приграничного сотрудничества, на уровне местных органов власти, а также на уровне академических и исследовательских учреждений. 


42. На современной стадии, когда создаются институты этого нового измерения ЧЭС, формируются их задачи и сферы полномочий, важно обеспечить координацию между всеми компонентами и участниками научного сотрудничества в целях обеспечения их взаимодействия, эффективного использования имеющихся ресурсов и во избежание дублирования работы.


43. В настоящее время многие страны ЧЭС разрабатывают и принимают новое законодательство в сфере высшего образования и научных исследований, науки и техники, интеллектуальной собственности и т.д. Следует предпринять усилия с целью гармонизации законодательств стран ЧЭС в этих областях, с одной стороны, и перенять передовой международный и европейский законодательный опыт, с другой стороны, с целью устранения препятствий на пути научно-технического сотрудничества, облегчения передачи знаний и технологий, а также взаимодействия научных кругов стран-участниц ЧЭС.


V. МЕЖДУНАРОДНОЕ И ЕВРОПЕЙСКОЕ НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


44. Как члены мирового сообщества, страны ЧЭС участвуют в международном научном сотрудничестве при содействии ООН, ЮНЕСКО, ЮНИДО и других специализированных учреждений ООН, а также других межправительственных и неправительственных организаций. Например, ЮНЕСКО в настоящее время осуществляет ряд программ, представляющих интерес для стран ЧЭС - Программа о партнерстве университетов, промышленности и науки (ЮНИСПАР), Программа по наукам о Земле и природным катаклизмам, “Человек и биосфера”, Международная гидрологическая программа, защита окружающей среды и развитие в прибрежных районах и на малых островах, науки о живой природе и биотехнология и т.д.
Примером успешного сотрудничества с ЮНЕСКО является Фонд Черноморского университета, которая работает в тесном контакте с Центром ЮНЕСКО по высшему образованию в Бухаресте.


45. Являясь частью Европы, страны ЧЭС могут принимать участие в программах научного сотрудничества, осуществляемых различными европейскими организациями, в частности, Европейским союзом. Страны ЧЭС в переходном периоде получают техническую помощь в рамках программы PHARE (направленную на центрально- и восточноевропейские страны) и TACIS (направленную на страны СНГ), целью которых является помощь соответствующим странам в осуществлении политических, социальных и экономических реформ. Программы TEMPUS PHARE и TEMPUS TACIS поддерживают развитие и обновление высшего образования путем совместных проектов и научного взаимодействия.


46. Подготовка бизнес-плана для Международного центра черноморских исследований была профинансирована ЕС в качестве проекта TACIS. Программа PHARE профинансировала исследование "Концептуализация процесса ЧЭС", проведенное греческой консалтинговой компанией Этники бизнес рисерч энд консалтанси С.А. в сотрудничестве с Московским институтом Европы, Греческим фондом европейской и внешней политики, многими другими исследовательскими институтами и учеными Черноморского региона. Два других фундаментальных исследования, касающихся ЧЭС, - "Анализ препятствий на пути экономического сотрудничества стран-участниц ЧЭС" и "Анализ приоритетов в экономических отношениях между ЧЭС и ЕС" - были профинансированы в рамках TACIS.


47. С 1984 г. деятельность Европейского сообщества в области научных исследований и технологического развития (НИИТР) определялась и осуществлялась посредством серии Рамочных Программ, рассчитанных на несколько лет. Четвертая Рамочная Программа НИИТР завершится в конце 1998 г., за ней последует пятая программа (1999-2003). Одной из целей этих программ является развитие сотрудничества в области НИИТР и распространение опыта в третьих странах и международных организациях. В рамках НИИТР Европейская комиссия может финансировать ученых из стран Центральной и Восточной Европы и СНГ:


(а) программа Инко-Коперник: стабилизация потенциала НИИТР, защита окружающей среды и здравоохранение, НИИТР в промышленности;

(б) конкретные проекты Рамочных Программ НИИТР, например, устойчивое развитие или защита окружающей среды;

(в) МЦНТ - Международный центр по науке и технике - в Москве: возможности для ученых из стран СНГ, особенно тех, кто имеет опыт по разработке оружия массового поражения, для того, чтобы перенаправить их квалификацию на гражданские научно-технические проекты.


48. Некоторые страны ЧЭС и их парламенты получили средства из Программы по правовой реформе высшего образования и науки (ППР), осуществляемой Советом Европы. Эта программа представила анализ и рекомендации относительно законопроектов и по другим специальным аспектам:

Албания: Проект закона о высшем образовании - принят в качестве закона в 1994 г.;

Болгария: Проект закона о высшем образовании - принят в качестве закона в 1995 г. и Проект закона о науке;

Молдова: консультации по выполнению закона о высшем образовании;

Румыния: министерская координация в сфере высшего образования; финансирование высшего образования;

Россия: Проект закона о высшем образовании, Устав Московского государственного университета;

Украина: Проект закона о высшем образовании.


49. Важной совместной инициативой Совета Европы и ЮНЕСКО стала Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе, подписанная в Лиссабоне 11 апреля 1997 г. Конвенция в полном объеме охватывает вопросы, которые ранее рассматривались четырьмя отдельными конвенциями Совета Европы, и направлена на обеспечение академической мобильности в европейском масштабе. Она уже подписана двадцатью семью европейскими странами, включая страны ЧЭС Азербайджан, Болгарию, Грузию, Молдову, Румынию и Украину. Конвенция еще не вступила в силу, и процесс ее подписания и ратификации продолжается.


50. Европейский научный фонд (ЕНФ) является ассоциацией европейских национальных учреждений, финансирующих фундаментальные научные исследования. ЕНФ в настоящее время включает 62 организации-члена из 21 страны, включая Греческий национальный фонд научных исследований и Совет научно-технических исследований Турции. Пять постоянных комитетов фонда (по медицинским наукам, наукам о живой природе и охране окружающей среды, физическим и инженерным наукам, гуманитарным наукам, социальным наукам) проводят конференции и семинары и выполняют долгосрочные программы в определенных областях исследований. 


51. Менее известное “Третье (или социальное измерение)” НАТО предоставляет возможности финансирования проектов научного сотрудничества в рамках Научной программы НАТО и Программы “Наука за мир”, особенно в таких областях, как технология разоружения, высокие технологии, экология и компьютерные сети. 


VI. ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ


52. Армения


1. Способствовать укреплению двусторонних научных связей между странами-участницами ЧЭС с целью создания базы для регионального сотрудничества научных кругов этими странами.


2. Создать возможности эффективного информационного обмена в области науки и технологии между странами-участницами ЧЭС.


3. Считать целесообразным участие представителей ПАЧЭС в конференциях, организуемых в рамках ЧЭС по сотрудничеству академических кругов.


4. Провести изучение законодательной базы в области науки и образования стран-участниц ЧЭС с целью выработки рекомендаций по устранению препятствий на пути развития научного сотрудничества.


5. Способствовать организации и проведению региональных научно- технических конференций, семинаров, симпозиумов по отдельным отраслям науки и техники.


53. Болгария


1. Учредить Черноморский фонд исследований с целью финансирования совместных научно-исследовательских проектов ученых ЧЭС.


2. Должен быть разработан устав Черноморского фонда исследований и создана рабочая группа из представителей ЧЭС и ПАЧЭС.


54. Греция


Важный вопрос, который необходимо обсудить а рамках ПАЧЭС - это вопрос взаимной информированности относительно признания дипломов об образовании в странах-участницах ЧЭС. Странам-участницам следует сотрудничать в обмене информацией, касающейся признания дипломов об образовании.


55. Румыния


1. Отмечая растущее признание роли отношений, менталитета и культурных ценностей в ускорении экономического развития, обратиться к Черноморскому университету и связанным с ним организациям начать проект междисциплинарных исследований и обучения “Культурные факторы стимулирования региональных проектов повышения благосостояния” и пригласить парламентариев принять участие в этом проекте и поддержать его.


2. Отмечая прогресс, достигнутый Черноморским университетом в выполнении Решения 4/1995, принятого шестой Генеральной Ассамблеей, касающегося в частности организации сети университетов в Черноморском регионе, 
поддержать расширение этой сети и выразить надежду, что число из 36 университетов, изъявивших желание вступить в эту Сеть, значительно возрастет до и после второй конференции ректоров, которая будет проведена в Констанце в июле 1998 г.;


выразить убеждение, что цели сотрудничества, развиваемые при помощи этой сети и созвучные задачам ПАЧЭС, получат поддержку парламентариев стран-участниц ПАЧЭС;

рассмотреть в качестве приоритета Сети создание передовой коммуникационной системы, внедрение технологий компьютерного обучения с упором на использование средств мультимедиа и увеличение доступа в Интернет;


поощрять Черноморский университет в развитии исследовательской деятельности в рамках Сети, увеличивая количество центров по передовым технологиям и прикладным исследованиям, играя активную роль в процессе внедрения всего нового и прогрессивного.


56. Турция 


Турецкая национальная делегация представила “Решения, принятые представителями совещания по академическому сотрудничеству между национальными органами в сфере высшего образования стран Черноморского экономического сотрудничества”.
Представители из Азербайджана, Греции, Грузии, Российской Федерации, Турции и Украины встретились в Анкаре 17 ноября 1997 г. для того, чтобы обсудить механизмы и организационные структуры, которые необходимо создать для развития научного сотрудничества между высшими учебными заведениями стран-участниц Черноморского Экономического Сотрудничества. После дискуссии и обмена мнениями было единогласно решено сделать следующее предложение Встрече на высшем уровне глав государств:


1. Создать Постоянный Комитет по академическому сотрудничеству и координации в качестве органа Черноморского Экономического Сотрудничества.


2. Вышеупомянутый Комитет должен состоять из трех членов от каждого государства-участника: один должен быть представителем Комитета ректоров или его эквивалента, другой - представителем государственных органов, отвечающих за высшее образование (министерство или совет по высшему образованию) и третий должен быть представителем организации, отвечающей за научные исследования.


3. Создать секретариат данного Комитета.


4. Создать фонд, находящийся в распоряжении данного Комитета для покрытия расходов секретариата и финансирования совместных программ, которые будут организованы и/или координироваться этим комитетом.


5. На своем первом заседании данный Комитет подготовит нормы и правила, касающиеся его организации и деятельности, принятые консенсусом.


VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


57. В результате последовательных усилий, прилагаемых ЧЭС и его органами, академическими институтами, исследователями и учеными из стран региона, возникло академическое измерение как новый важный компонент Черноморского Экономического Сотрудничества, который может и должен играть более весомую роль в многостороннем сотрудничестве в регионе.


58. Помимо своего полезного вклада в развитие ЧЭС, региональное сотрудничество научных кругов может способствовать решению серьезных социальных проблем, стоящих перед странами ЧЭС в переходный период таких, как рост безработицы и “утечка мозгов”, снижающая национальные интеллектуальные потенциалы стран.


59. Органы, которые будут возглавлять и координировать сотрудничество научных кругов, уже практически завершили стадию своего формирования, определены их приоритеты и установлены полномочия. Сейчас необходимо сделать упор на конкретные проекты и программы регионального научного сотрудничества.


60. Существует необходимость создания более полной правовой основы, включающей двусторонние и многосторонние соглашения на различных уровнях, которые будут способствовать региональному научному сотрудничеству.


61. Кроме того на национальном уровне необходимо прилагать дальнейшие усилия для продолжения правовой реформы в области высшего образования, исследований и смежных областях с целью создания более благоприятных условий для сотрудничества научных кругов. Приоритет должен быть отдан разработке и обновлению существующего законодательства, приводя его в соответствие с законодательством других стран-участниц на основе европейских и международных стандартов.


62. Постоянный академический комитет ЧЭС и Международный центр черноморских исследований нуждаются в растущей поддержке со стороны правительств, парламентов и деловых кругов для того, чтобы играть ведущую роль в развитии научного сотрудничества в регионе.


63. Конференция представителей научных кругов ЧЭС должна проводиться на регулярной основе для того, чтобы рассматривать результаты, достигнутые в региональном научном сотрудничестве и делать предложения для будущего сотрудничества.


64. В то же время ЧЭС, ПАЧЭС, а также компетентные органы стран-участниц должны способствовать развитию новых форм научного сотрудничества и взаимодействия в регионе, таких как, например, вновь созданная Сеть черноморских университетов.


65. Необходимо обеспечить координацию между всеми компонентами и участниками научного сотрудничества для того, чтобы обеспечить их плодотворное взаимодействие, эффективное использование имеющихся ресурсов и избежать дублирования работы. В этой связи ЧЭС мог бы рассмотреть вопрос о разработке и принятии рамочной программы научного сотрудничества, которая определит приоритеты этого сотрудничества на данный период времени, условия этого сотрудничества, диапазон действий различных органов и механизм взаимодействия между ними.


66. Нет сомнения в том, что сотрудничество научных кругов стран ЧЭС извлечет пользу от контактов с международными организациями-донорами и усиления взаимодействия с различными европейскими и международными организациями и программами. В то же время, необходимом согласовать и стремиться к реализации определенных приоритетов, таких как более тесное сотрудничество с Европейским союзом и его органами.

  1. Докладчик: г-н Намик докле (Албания)

    Доклад
    Развитие сотрудничества в черноморском регионе в области науки и образования является важным направлением деятельности Парламентской Ассамблеи Организации Черноморского Сотрудничества и вкладом в укрепление человеческого и культурного
  2. Докладчик: г-жа Ольга селиверстова (Россия)

    Доклад
    Черноморский регион, с древнейших времен перекресток и мост между Европой и Азией, Востоком и Западом, имеет свои особенности. Здесь переплелись различные культуры, традиции и религии, которые с течением времени оказывали влияние и обогащали друг друга.
  3. Черноморское экономическое сотрудничество

    Реферат
    в том числе стабильную и полноценную внешнеполитическую службу.
  4. Москва Издательство «Республика» (3)

    Монография
    Монография подготовлена коллективом авторов Всероссийского научно-исследовательского института внешнеэкономических связей при Минэкономразвития России под руководством доктора экономических наук, профессора И.
  5. Докладчик: г-н Виктор Даллакян, член Комитета по правовым и политическим вопросам (Армения)

    Доклад
    Немногие темы привлекают более пристальное внимание в последние годы, чем глобализация, которая включает широкий спектр вопросов - от политики до экономики.
  6. Итоги деятельности транспортного комплекса в 2011 году 6 Основные показатели производственной деятельности 6 (1)

    Документ
    В 2011 году продолжился экономический рост после кризиса конца 2008-го и 2009 годов. Максимальные предкризисные значения середины 2008 года в 2011 году были превышены по индексу промышленного производства, потребительским расходам,
  7. Итоги деятельности транспортного комплекса в 2011 году 6 Основные показатели производственной деятельности 6 (2)

    Документ
    В 2011 году продолжился экономический рост после кризиса конца 2008-го и 2009 годов. Максимальные предкризисные значения середины 2008 года в 2011 году были превышены по индексу промышленного производства, потребительским расходам,
  8. И дипломатическая деятельность (3)

    Дипломная работа
    В международных делах 2010 год был отмечен дальнейшим ускорением процесса формирования нового мироустройства, мощным катализатором которого стал глобальный финансово-экономический кризис.
  9. И дипломатическая деятельность (7)

    Дипломная работа
    В рамках общего обновления российских основополагающих документов в сфере национальной безопасности и внешней политики 5 февраля Президентом Д.А.Медведевым была утверждена новая Военная доктрина Российской Федерации, актуализированная

Другие похожие документы..