Кафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам Сборник материалов научно-практической конференции Екатеринбург 2009

Гаглоева В.В.

г. Екатеринбург

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

При изучении немецкого языка нужно «играть» с каждым новым словом, составлять с ними предложения.

Советуем изготовить «словотеку» - надежный способ запоминания слов. На одной стороне карточки пишутся слова для запоминания, а на обратной стороне – перевод этих слов. Слова, которые хорошо выучили, класть в одну коробку, а те, которые еще не совсем выучены – в другую.

Языком необходимо заниматься систематически, ежедневно по 1,5 – 2 часа. Желательно повторять новые слова перед сном и обязательно вспоминать их утром.

Грамматику нужно изучать уже на начальном этапе, идти от простого к сложному, стремясь постичь все ее части.

Надо приобрести учебник, в котором правила произношения и грамматики изложены просто и доступно на русском языке. Примером такого учебника может послужить двухтомник Н.Ф. Бориско «Самоучитель немецкого языка», Москва, 2005 год. К тому же этот учебник содержит богатый материал в основном по проблемно-тематическим комплексам на базе реалий немецкоязычных стран. Интересны разделы со страноведческими комментариями, с упражнениями по практике в общении и текстами для чтения и аудирования.

Нужно понимать, что ни один учебник по языку не совершенен, поэтому пользуйтесь и другими источниками. В каждом серьезном учебнике имеются ключи к упражнениям. Они помогут проконтролировать правильность выполнения заданий.

Фонетика – важный аспект изучения языка, поэтому желательно приобретать учебники с приложенными аудио- или видеокассетами и прослушивать их ежедневно.

Изучая немецкий язык, необходимо знакомиться с обычаями и традициями этой страны. В этом помогут художественные произведения, литература о стране изучаемого языка.

Хорошей помощью в процессе изучения языка является заучивание отрывков из художественных произведений на немецком языке и их переводов на русский.

Совершенствуйте навыки перевода и говорения – используйте их систематически на практике. Едете в общественном транспорте, идете по улице – старайтесь переводить попадающиеся на глаза объявления, вывески.

Не избегайте изучения поговорок, пословиц, фразеологизмов и идиом. В этом послужит опорой родной язык, в котором всегда можно подыскать аналоги.

При изучении немецкого языка нельзя пренебрегать письменной речью. Желательно на каждом занятии писать диктанты, проверяя написание выученных слов или пройденный текст.

Письменная речь будет содействовать еще большему закреплению навыков устной речи. Работая над языком, необходимо систематически уделять внимание всем видам речевой деятельности: чтению, письму, говорению и аудированию.

Глухова С.Л.

г. Екатеринбург

svetlglukh@

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «БЛОГ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Обучение иностранным языкам в неязыковом вузе приобретает новое звучание в связи с переходом к открытому информационному обществу, интернационализацией образования с широким использованием информационных технологий во многих сферах человеческой деятельности. Компьютеризация сферы коммуникаций, информатизация профессиональной деятельности, образования, науки вызвали необходимость обмениваться сообщениями в телекоммуникационных сетях, работать с информацией, которая представлена на иностранном языке. Учитывая это, процесс обучения иностранному языку невозможно свести лишь к формированию речевой и лингвистической компетенции студентов неязыковых вузов, в современных условиях обучение иностранному языку должно обеспечивать вхождение в чужую культуру и информатизированную практику деятельности. Это может быть достигнуто с помощью информационных технологий, которые, во-первых, обеспечивают динамичность и мобильность обмена информацией; во-вторых, информационные технологии позволяют реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Современное общество требует от будущих специалистов помимо глубоких профессиональных знаний и умений применять эти знания в своей практической деятельности еще и такие знания, овладение которыми осуществляется в условиях иностранного общения с использованием всевозможных источников информации, что немыслимо без обращения к глобальной сети Интернет.

Студенты посвящают достаточно много времени Интернету, задача преподавателя – научить их использовать его ресурсы для изучения иностранного языка. У студентов имеется возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, видеоконференциях, проводимых по сети Интернет, что позволяет интенсифицировать процесс обучения, мотивировать познавательную активность студентов, дать каждому студенту возможность проявить свою активность, свое творчество. Именно поэтому в настоящее время большое значение придается информатизации системы образования, включая и языковое образование.

На современном технологическом этапе развития общества Интернет-общение должно рассматриваться в качестве отдельного полноценного вида межличностного общения, которое будет требовать как отдельного изучения, так и отдельной методики обучения.

Наряду с воспитанием, образованием и развитием, целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (языкового, дискурсивного, социокультурного, компенсаторного, учебно-познавательного). В контексте обсуждаемого вопроса уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов будет определяться умением общаться на иностранном языке при личном присутствии участников общения и посредством всевозможных сервисов (блог, вики, закладки, система Фликр, ЮТьюб) и служб сети Интернет.

В этой статье мы рассмотрим социальный сервис блогов, которые позволяют обучающимся контактировать в сети на изучаемом языке и могут быть использованы в обучении иностранному языку.

Что такое блог?

Блог (от английского blogили weblog) – личная страничка пользователя в виде дневника или журнала. Блог обычно создается и моделируется одним человеком, который по желанию может размещать на своей страничке как текстовый материал, так и фотографии, аудио- и видеозаписи, ссылки на другие ресурсы сети Интернет. Любой же посетитель блога, ознакомившись с содержанием сайта, может как-то отреагировать на опубликованный текст или просмотренные фотографии, разместив в блоге свои комментарии. Блоги имеют линейную структуру. Это значит, что все сообщения располагаются хронологически одно за другим на одной страничке.

Блоги считаются одним из социальных сервисов Интернета (Веб 2.0), так как создают условия для общения между людьми, объединенными общими интересами, но разделенными пространством.

Виды блогов

В учебном процессе могут быть использованы три вида блогов:

блог преподавателя

• личные блоги студентов

• блог учебной группы

Рассмотрим подробнее содержание и методический потенциал каждого из трех видов блогов.

А. Блог преподавателя

Этот вид блога создается и управляется преподавателем иностранного языка. Блог может содержать информацию личного характера об интересах, хобби, путешествиях, проведенном отпуске, семье преподавателя. В этом случае этот блог будет служить студентам примером для создания собственных личных блогов. Также на блоге преподавателя может располагаться информация о курсе или предмете:

• программа курса (на неделю, месяц, семестр);

• домашнее задание;

• информация об изученном на конкретном занятии материале;

• рекомендуемые источники на иностранном языке для дополнительного изучения (чтения и аудирования);

• ссылки на информационно-справочные Интернет-ресурсы;

• ссылки на учебные Интернет-ресурсы по изучаемым темам;

• ссылки на сетевые тесты по изучаемым темам для самостоятельной работы (например, после изучения конкретного грамматического времени студенты могут проверить себя, выполнив тест онлайн). Такие тесты на английском языке можно найти на сайте .

Студенты при работе с блогом преподавателя будут развивать умения чтения на иностранном языке. В этой связи блог будет выступать в качестве функционального типа текста, на основе которого студенты могут развивать следующие умения чтения:

- выделять необходимые факты/сведения;

- извлекать необходимую/интересующую информацию;

- оценивать важность информации.

Б. Личные блоги студентов

Преподаватель может предложить студентам создать собственные блоги. В своих блогах на изучаемом иностранном языке студенты могут представить информацию о дате и месте рождения, семье, увлечениях и хобби, интересах, друзьях, достижениях в учебе или спорте, ссылки на любимые сайты сети Интернет, фотографии и видеоролики. Ввиду того, что ресурсы сети Интернет доступны всем пользователям из различных уголков планеты, при необходимости студенты могут ограничивать доступ к личной информации. По этой же причине в зависимости от языковой подготовки студентов материалы блога могут быть выверены преподавателем, прежде чем будут размещены в сети.

Студентам может быть предложено еженедельно добавлять новую информацию (сначала о своих интересах и увлечениях, затем о прошедших каникулах и т.п.), а также знакомиться с блогами своих однокурсников и комментировать информацию, размещенную в блогах однокурсников.

Личные блоги студентов могут выступать в качестве электронных портфолио, содержащих коллекцию материалов (сочинений, фотографий), демонстрирующих личные достижения за определенный промежуток времени.

При работе с личными блогами студенты развивают следующие языковые умения:

умения письменной речи:

- использовать необходимые языковые средства для представления в письменной форме личной информации о себе (автор блога);

- использовать необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну (населенный пункт, ВУЗ) и культуру в иноязычной среде (автор блога);

- использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия/несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме (при комментировании блога однокурсника или мнений других студентов);

- аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства (при комментировании блога однокурсника).

умения чтения:

- выделять необходимые факты/сведения;

-извлекать необходимую/интересующую информацию;

- оценивать важность информации.

В. Блог учебной группы

Этот вид блога разработан специально для организации внеаудиторного обсуждаемого изучаемого вопроса (просмотренного фильма, прочитанной книги и т.п.) всей группой. Начинаться блог может с вопроса для обсуждения или текстового (аудио-, видеоматериала), за которым будут следовать комментарии студентов. В зависимости от цели формат сообщений/комментариев может быть произвольным (что напишут), а можно следовать определенному формату. Примером последнего может быть задание на написание двух сообщений. Первый раз студенты должны выразить собственное первое мнение после прочтения книги/рассказа или просмотра фильма. Второй раз – обсудить мнения других, согласиться с одними и не согласиться с другими, аргументировать свое согласие/несогласие.

Обсуждение книги/рассказа/фильма в блоге перед написанием сочинения, перед подготовкой диалогического или монологического высказывания поможет студентам, во-первых, выразить собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу, что далеко не всегда возможно при обсуждении в аудитории, во-вторых, услышать мнения других и научиться воспринимать плюрализм мнений и культурное разнообразие как норму сосуществования в современном поликультурном мире, в-третьих, развить умения критического мышления. Количество участников обсуждения в блоге имеет важное значение. Каждый новый участник – это другое мышление и мнение, ознакомиться с которым необходимо для определения собственной позиции. Именно поэтому при организации работы в блоге важно привлечь к обсуждению максимальное число людей. В связи с этим привлечение к Интернет-дискуссии студентов одного и того же курса в разных учебных группах или студентов из других ВУЗов/курсов (в зависимости от контактов преподавателя) будет иметь большое значение как для повышения мотивации общения на иностранном языке, так и для ознакомления с мнениями других.

В отличие от личных блогов студентов, каждый из которых расположен на отдельной странице, в блоге учебной группы комментарии студентов размещаются на одной странице одно за другим. Это значительно облегчает знакомство с мнениями других и стимулирует обсуждение.

При работе с блогом учебной группы студенты развивают следующие умения:

умения письменной речи:

-излагать содержание прочитанного/прослушанного иноязычного текста в тезисах или кратких сообщениях;

- использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия/несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме;

- проводить аналогии, сравнения, сопоставления доступными языковыми средствами;

-аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства.

умения чтения:

- выделять необходимые факты/сведения;

- отделять основную информацию от второстепенной;

- определять временную и причинно-следственную связь между событиями и явлениями;

- обобщать описываемые факты/явления;

- оценивать важность/новизну/достоверность информации.

Необходимо отдельно отметить, что, несмотря на особый акцент в развитии умений письменной речи и чтения, блоги могут быть использованы и при формировании грамматических и лексических навыков. Например, каждому автору блога может быть дано задание использовать наибольшее количество лексических единиц при составлении рассказа о проведенных каникулах или обсуждении просмотренного фильма/прочитанной книги (лексика); каждому студенту может быть дано задание написать автору блога (через функцию комментариев) по два специальных вопроса в прошедшем времени (грамматика) и т.п. В этом смысле методический потенциал блогов не имеет ограничений (как только блоги начинают использоваться повседневно).

Блоги позволяют создать уникальные условия для обучения студентов письменной речи на иностранном языке: для развития умений писать личное письмо, излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах ИЯ (автобиография, резюме), расспрашивать о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать свои планы на будущее. Все это полностью соответствует требованиям современного образовательного стандарта по иностранным языкам и отражено в ЕГЭ по ИЯ (раздел письменной речи). Изучив материал (например, формат письма личного характера) на занятии, каждый студент может разместить свое письмо в личном блоге. Студентам может быть дано задание прочитать и прокомментировать (на изучаемом или родном языке) письма своих одногруппников/однокурсников или написать одно ответное письмо личного характера и т.п.

  1. Вы держите в руках сборник материалов научно практической конференции «Деятельность школьных библиотек контуры обновления». Конференция состоялась в Омске

    Документ
    Вы держите в руках сборник материалов научно – практической конференции «Деятельность школьных библиотек – контуры обновления». Конференция состоялась в Омске в рамках II регионального фестиваля детского чтения «Сибирь – волшебный
  2. Культура. Образование. Право материалы международной научно-практической конференциИ (Екатеринбург, апрель 2009 г.) Екатеринбург 2009 (1)

    Документ
    Материалы Международной научно-практической конференции посвящены анализу социокультурных и правовых основ современного образования, проблем правового образования, а также прогнозу развития систем образования Российской Федерации и других государств.
  3. Культура. Образование. Право материалы международной научно-практической конференциИ (Екатеринбург, апрель 2009 г.) Екатеринбург 2009 (2)

    Документ
    Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; Екатеринбург, 2009.
  4. Институт усовершенствования врачей современные аспекты организации медицинской помощи населению материалы межрегиональной научно-практической конференции чебоксары 2009

    Документ
    Начиная с 2 года в системе предоставления медицинской помощи населению Чувашской Республики проводятся значительные преобразования, целью которых является повышение ее эффективности, достижение экономичности и сбалансированности работы,
  5. Материалы международной научно-практической конференциИ

    Документ
    Культура. Образование. Право: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», апрель 2008 г.
  6. Ii -й международной научно-практической конференции

    Документ
    Концептуальным основанием ФГОС ВПО нового поколения избран компетентностный подход. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность
  7. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67

    Документ
    Уже более десяти лет прошло с момента вступления в силу действующего Уголовного кодекса Российской Федерации, семь лет действует Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  8. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (1)

    Документ
    Толерантность и библиотеки: информация и пользователи: материалы межрегиональной конференции (17–18 апреля 2008 г.). – Екатеринбург: СОМБ, 2008. – 170 с.
  9. Кафедра библиотековедения и информационных ресурсов Материалы студенческой научно-практической конференции (22 октября 2008 года) Смоленск 2009

    Документ
    Ч-77 Чтение как основное средство обучения и развития человека: сборник материалов студенческой научно-практической конференции, 22 октября 2008г. / Смол.

Другие похожие документы..