Кафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам Сборник материалов научно-практической конференции Екатеринбург 2009

Ваганова И.В.

г. Екатеринбург

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

В настоящее время требования к подготовке современного специалиста в любой сфере деятельности потребовали пересмотра методов и приемов обучения иностранным языкам. Владение иностранным языком позволяет решать следующие повседневные профессиональные задачи: своевременное ознакомление с новейшими технологиями, открытиями и тенденциями в развитии науки и техники, установление профессиональных контактов с зарубежными партнерами. Оно обеспечивает повышение уровня профессиональной компетенции.

В реальности наблюдается обратная картина. Как правило, в большинстве выпускники вузов могут переводить иностранные тексты только со словарем, что свидетельствует о недостаточной узкой подготовке. Они не могут участвовать в живом общении, говорить на иностранном языке и понимать иностранца, говорящего на своем родном языке. Итак, обучение языку с учетом профессиональной направленности студентов до сих пор остается неудовлетворительным.

Особую проблему составляет само отношение студентов к иностранному языку. Одним он дается легко, и они понимают всю важность овладения им. Другие же, напротив, не обладают достаточной мотивацией для его изучения. Их мотивом является лишь сдача экзамена, необходимого, чтобы получить диплом. Часто имеется большой разброс в уровне владения языком, так как в группе бывают собраны студенты из разных школ, в которых по-разному было поставлено обучение иностранному языку.

Параллельно с разработками профессионально-ориентированных курсов обучения иностранным языкам в последние годы также всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в педагогической деятельности преподавателя иностранного языка, поскольку их использование помогает выбрать такие методы, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, свое творчество. Однако использование информационных технологий должно лишь дополнять, а не исключать традиционные методы обучения на всех этапах обучения. Использование компьютера позволяет многократно повысить эффективность обучения и стимулировать студентов к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. В целом, компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения. Компьютерные программы обеспечивают большую информационную емкость и предоставляют возможность систематической работы с учебной информацией.

Сочетание профессионально-ориентированного направления в обучении иностранным языкам с использованием компьютерных технологий является особенно актуальным в работе со студентами технических и естественнонаучных специальностей. При разработке профессионально-ориентированного курса обучения таких студентов следует учитывать как специфику деятельности обучаемых, так и то, что основная их деятельность является научно-исследовательской. Следовательно, при формировании профессиональной компетенции в рамках дисциплины «Иностранный язык» акцент должен быть сделан на следующие типы заданий: сопоставление, сообщение, выделение, систематизация различных задач, приближающих деятельность к профессиональной деятельности будущего специалиста.

Владение иностранным языком предполагает владение на иностранном языке четырьмя видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением и письмом. Идея о том, что все они должны тесно взаимодействовать не только на продвинутом этапе, но и в самом начале обучения иностранному языку не нова, и компьютерные технологии позволяют осуществить такое взаимодействие.

Чтение является приоритетным видом речевой деятельности для студентов физического факультета. Такой статус вытекает из самого характера работы специалиста, который имеет дело с поиском, преобразованием и использованием профессионально значимой информации, представленной в печатных источниках, в том числе на иностранном языке. Кроме того, чтение является тем видом, речевой деятельности, овладение которым реально достижимо в условиях вуза.

Важным видом работы с новыми компьютерными технологиями является использование электронной почты. Обмен индивидуальными письмами по электронной почте дает уникальную возможность вести реальный диалог с читателем, проверить свою письменную речь, умение выразить себя, проверить, правильно ли понял партнера, запросить дополнительную информацию.

Работая на физическом факультете в Уральском государственном педагогическом университете со студентами, обучающимися по специальности: «Физика с дополнительной специальностью информатика», я стараюсь регулярно проводить лабораторные занятия с использованием компьютерных технологий. Студенты второго курса, обучающиеся по данной специальности, являются уже достаточно опытными пользователями, поэтому работа на компьютерах с обучающими программами и в Интернете в техническом плане не вызывает затруднений.

Тематика занятий со студентами второго курса предполагает изучение проблем, связанных с их будущей профессией. Раздел, связанный с использованием компьютеров в повседневной жизни и в будущей профессии, студенты изучают в компьютерном классе с использованием возможностей Интернета. Данная тема разбита на 4 практических занятия – 8 часов (по 2 часа каждое) и включает в себя следующие разделы:

  1. Использование компьютеров и Интернет.

  2. История развития компьютеров.

  3. Возможности использования компьютерных программ в будущей профессии.

  4. Характеристики и возможности компьютеров, виды компьютеров: их преимущества и недостатки.

В качестве примера возможностей использования компьютерных технологий в рамках профессионально-ориентированного обучения иностранному языку я бы хотела привести методическую разработку занятия, являющегося итоговым по обозначенной теме.

Тема: I Need a New Computer

Время занятия: 95 минут.

Необходимое оборудование и материалы: компьютерный класс с выходом в Интернет.

Сайты:

Цель: развить навыки поискового, ознакомительного чтения, неподготовленной диалогической речи и письма, актуализируя знания лексики, грамматики и фактического материала по данной тематики.

Задачи:

  • формирование навыка поискового чтения через ознакомление с ассортиментом одного из виртуальных компьютерных магазинов;

  • развитие умения неподготовленной диалогической речи через обсуждение ассортимента виртуального магазина;

  • развитие умения письменной речи через заполнение формы-запроса на покупку;

  • развитие умения анализировать преимущества и недостатки при выборе товара определенного типа, пользуясь лексикой по теме занятия и информацией с сайтов, полученной в ходе ознакомительного чтения.

В таблице: (1) – этап занятия, (2) - Деятельность преподавателя, (3) – Деятельность студентов, (4) – Вид взаимодействия, (5) – Время, (6) – Вид речевой деятельности

1

2

3

4

5

6

Вводный

Приветствует, сообщает тему, цель и задачи занятия, просит включить компьютеры и загрузить программу.

Приветствуют, включают компьютеры и загружают программу.

T-Ss

5

  • Hello, students. I’m very glad to see you. Today we’ll go shopping using the Internet and “buy” a new computer.

1

2

3

4

5

6

Основ-ной

Указывает ссылку, дает задание по сайту, осуществляет мониторинг.

Загружают сайт, выполняют задание.

S1-S2

25

Поисковое чтение.

  • And now we are going to the shop. There you’ll find information about computers. Please study the assortment, main computer characteristics and prices and fill in the table in your notebooks with this information:

Name of the computer

Its main characteristics

Price

1

2

3

4

5

6

Основ-ной

Дает задание для обсуждения, осуществляет мониторинг.

Ведут обсуждение.

S1-S2

20

Диалог.

  • Using the information from your tables discuss in pair which computer would you like to buy and why. Choose one computer for one pair.

1

2

3

4

5

6

Основной

Дает задание заполнить форму-запрос, осуществляет мониторинг.

Выполняют задание.

S1-S2

10

Письмо.

- And now let’s fill in the special form which is for buying your computer.

1

2

3

4

5

6

Основной

Дает задание для обсуждения, осуществляет мониторинг.

Ведут обсуждение, знакомятся с информацией на сайтах, готовят выступление в парах.

S1-S2

25

Диалог, ознакомительное чтение, подготовленное монологическое высказывание.

- Nowadays many people have to choose what to buy: a PDA or a laptop? Both devices have advantages and disadvantages.

  1. Using the vocabulary and expressions in the unit, compare these devices in terms of:

  • Size,

  • Portability,

  • Weight,

  • Price,

  • Speed,

  • Versatility

  1. Example: PDAs are smaller than laptops. Laptops are not as easy to carry as PDAs.

  2. Read the articles on these websites and check your answers.

  3. Would a PDA or a laptop be more suitable for this person?

'I work as a salesperson. I travel a lot and have to keep in touch with my office headquarters. I need to send my colleagues in the office my customers' orders and budgets. I also need a device to organize all my appointments. I don't want to carry much weight.'

1

2

3

4

5

6

Заключитель

ный

Комментирует типичные ошибки, подводит итоги.

Обсуждают ошибки, исправляют, делают записи в случае необходимости.

T-Ss

10

Во время лабораторных занятий студенты группы имели доступ к большему количеству информации, а не были ограничены лишь набором печатных текстов, традиционно имеющихся на столах, работали с реально действующими сайтами по заданной тематике.

Высказывания студентов монологического и диалогического характера отличались интересом, живостью восприятия, быстрой реакции. В ходе работы они самостоятельно ознакомились с существующей на сегодняшний день ситуацией в той сфере, с которой они столкнулись на занятии, изучили мнение экспертов и любителей, и как будущие специалисты, в том числе и в области компьютерных технологий, оказались заинтересованы в обсуждении данной проблематики. Качественные и количественные показатели (количество высказываний в ходе выступления; темп речи; наличие и длина пауз в ходе выступления; количество правильно выполненных заданий) по развитию навыков отдельных видов речевой деятельности у данной группы студентов оказались высокими, что позволяет нам судить о создании хорошей мотивации и об эффективности использования компьютерных технологий в профессионально-ориентированном обучении.

Васильева М.И.

г. Екатеринбург

  1. Вы держите в руках сборник материалов научно практической конференции «Деятельность школьных библиотек контуры обновления». Конференция состоялась в Омске

    Документ
    Вы держите в руках сборник материалов научно – практической конференции «Деятельность школьных библиотек – контуры обновления». Конференция состоялась в Омске в рамках II регионального фестиваля детского чтения «Сибирь – волшебный
  2. Культура. Образование. Право материалы международной научно-практической конференциИ (Екатеринбург, апрель 2009 г.) Екатеринбург 2009 (1)

    Документ
    Материалы Международной научно-практической конференции посвящены анализу социокультурных и правовых основ современного образования, проблем правового образования, а также прогнозу развития систем образования Российской Федерации и других государств.
  3. Культура. Образование. Право материалы международной научно-практической конференциИ (Екатеринбург, апрель 2009 г.) Екатеринбург 2009 (2)

    Документ
    Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; Екатеринбург, 2009.
  4. Институт усовершенствования врачей современные аспекты организации медицинской помощи населению материалы межрегиональной научно-практической конференции чебоксары 2009

    Документ
    Начиная с 2 года в системе предоставления медицинской помощи населению Чувашской Республики проводятся значительные преобразования, целью которых является повышение ее эффективности, достижение экономичности и сбалансированности работы,
  5. Материалы международной научно-практической конференциИ

    Документ
    Культура. Образование. Право: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», апрель 2008 г.
  6. Ii -й международной научно-практической конференции

    Документ
    Концептуальным основанием ФГОС ВПО нового поколения избран компетентностный подход. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность
  7. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67

    Документ
    Уже более десяти лет прошло с момента вступления в силу действующего Уголовного кодекса Российской Федерации, семь лет действует Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  8. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (1)

    Документ
    Толерантность и библиотеки: информация и пользователи: материалы межрегиональной конференции (17–18 апреля 2008 г.). – Екатеринбург: СОМБ, 2008. – 170 с.
  9. Кафедра библиотековедения и информационных ресурсов Материалы студенческой научно-практической конференции (22 октября 2008 года) Смоленск 2009

    Документ
    Ч-77 Чтение как основное средство обучения и развития человека: сборник материалов студенческой научно-практической конференции, 22 октября 2008г. / Смол.

Другие похожие документы..