Кафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам Сборник материалов научно-практической конференции Екатеринбург 2009

г. Екатеринбург

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Происходящие в современном образовании процессы глобализации, интеграции и модернизации изменяют требования к качеству подготовки специалистов. Так, одним из новых требований к личности, профессиональной деятельности современного специалиста является мобильность. Это требование наиболее точно отражает особенности современного этапа развития человека и общества.

Мобильность будущего специалиста определяется его способностью гибко реагировать на постоянно меняющиеся условия.

Сегодня существует необходимость в создании принципиально новой, неразрывно связанной с интегративными процессами концептуальной модели деятельностно - ориентированного обучения студентов профессионально-педагогического вуза, нацеленной на развитие профессиональной мобильности будущего специалиста.

Повысить профессиональную мобильность специалистов можно путем введения в систему профессионально-педагогического образования деятельностно - ориентированного обучения. Это обеспечит взаимосвязь образования и рынка труда и позволит включить в образовательный процесс практико-ориентированные жизненные проблемы и ситуации.

Основными факторами, определяющими эффективность оказания помощи обучающимся в ходе формирования у них мобильности, являются: характер организации образовательного процесса, связь образовательного процесса с реалиями жизни и его ориентация на проявление индивидуальности обучающегося. Данные факторы стали базовыми для выделения и описания нами ряда принципов деятельностно - ориентированного обучения, способствующих формированию у будущего педагога такого важного качества, как профессиональная мобильность:

● субъектности (профессиональная мобильность является функцией субъекта, способного к активности и свободно определяющего себя по отношению к целостному ходу жизнедеятельности);

● опоры на имеющиеся знания, умения, навыки и опыт обучающегося;

● опережающего формирования и развития образовательных потребностей;

● ценностного отношения к полученным знаниям, умениям, навыкам, опыту жизни как к источнику мобильности человека;

● образовательного движения личности на основе перспектив ее профессионального пути;

● оптимальной реализации сил личности.

Изложенные принципы были положены нами в основу разработки деятельностно - ориентированной образовательной среды на микро-, мезо- и макроуровнях, которая может обеспечить реализацию в учебном процессе профессионально-ориентированных ситуаций, отражающих предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов и дающих возможность каждому студенту «прожить» роли разных участников профессионально-педагогического процесса, а также проявить мобильность и ответственность за результаты своей деятельности при решении выявленных профессиональных проблем.

В технологии применения в учебном процессе профессионально-ориентированных ситуаций, реализуемых на микро-, мезо- и макроуровнях деятельностно - ориентированной образовательной среды, можно выделить следующие этапы:

оценочно-деятельностный – включение студентов во взаимодействие с исполнением социальных ролей (управляющего, подчиненного, руководителя) с целью формирования готовности и умения оценивать профессиональную ситуацию с разных социальных позиций;

диагностически-коррекционный – выявление предпочитаемого стиля взаимодействия, включение студентов во взаимодействие с исполнением динамических ролей (инициатор, критик, соглашатель, организатор, секретарь, бодрила; в дискуссии – инициатор, спорщик, соглашатель, оригинал, организатор, молчун, деструктор) с целью коррекции стиля взаимодействия;

продуктивно-деятельностный – включение во взаимодействие с исполнением константных ролей на новом качественном уровне с целью формирования умений организации конструктивного взаимодействия, нахождения путей решения профессионально-педагогических проблем в условиях современной социально-экономической ситуации.

Профессионально-ориентированные ситуации направлены на решение следующих задач:

● конкретно-познавательной: формирование у студентов готовности находить возможные пути решения разнообразных профессионально-педагогических проблем и выбирать из них оптимальный;

● коммуникативно-развивающей: развитие умения анализировать ситуацию с позиций различных участников, придавать взаимодействию конструктивный характер, находить пути гармонизации конфликтных состояний;

● социально-ориентационной: выработка у будущих специалистов социально-профессиональной позиции.

Для наглядного представления процесса подготовки будущего педагога, способного к профессиональной мобильности, нами использовался метод моделирования, который позволил выделить следующие стадии этого процесса:

● стабилизирующая стадия (устойчивое функционирование в системе);

● аналитическая стадия (рефлексия себя в деятельности);

● преобразовательная стадия (устойчивое развитие в системе).

На стабилизирующей стадии эффективно проводить проблемно-теоретические беседы; микрообучение (тренировочные упражнения). На аналитической – семинары-дискуссии, групповые консультации, применять инновационные методики деятельностно-ориентированного обучения, изучать конкретные случаи из практики. На преобразовательной стадии целесообразно осуществлять имитацию проблемно-конфликтного ролевого взаимодействия, использовать технологию проектирования и самопроектирования, метод ситуаций (метод кейсов), событийно-поведенческое интервью, приемы презентации и сегментации имеющегося опыта.

Результаты опытно-поисковой работы, проведенной на базе Российского профессионально-педагогического университета, показали, что стратегия управления профессиональной подготовкой специалистов педагогического профиля становится эффективнее при условии включения иностранного языка в число базовых профессиональных учебных дисциплин. Изучение иностранного языка позволяет интегрировать два вида деятельности – познание и общение: с помощью языка решаются профессиональные задачи, развивается потребность в профессиональной самореализации; коммуникативная функция языка репродуцируется в функцию регуляции поведения; общение на иностранном языке усиливает адаптационно-преобразовательную взаимосвязь субъектов, обеспечивая их предметно-психологическую совместимость.

Осознание роли иностранного языка в подготовке будущих специалистов должно находить отражение в практической деятельности педагогов. Задачей преподавателя иностранного языка является повышение интереса и готовности студента к своей профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины должны быть достигнуты следующие цели:

h практическая – приобретение студентами такого уровня коммуникативной компетенции, который позволит пользоваться иностранным языком в профессиональной деятельности;

hобразовательная – повышение интереса к будущей профессии, возможность приобщения с помощью иностранного языка к недоступным без его знания источникам информации, приобретение навыков работы с научной литературой;

hвоспитательная – готовность содействовать установлению межкультурных связей.

Деятельностно-ориентированное обучение иностранному языку является результатом тенденции интегрирования иностранного языка в различные области знания, т.к. язык – это один из могущественных воспитательных факторов, он ускоряет и облегчает приобретение знаний.

Обращение к деятельностно-ориентированному обучению позволяет разработать нетрадиционные формы и приемы организации занятий по изучению студентами иностранного языка:

1. Изучение языка через активное и целенаправленное задействование органов чувств (зрительное, слуховое, осязательное и вкусовое восприятие) комбинированно или в отдельности. (Например, описание свойства заданного предмета.) Этот вид работы способствует расширению словарного запаса учащихся, стимулирует самостоятельный поиск лингвистических решений, активизирует логико-речевую и мыслительную деятельность обучающихся.

2. Создание ассоциограммы – форма работы, стимулирующая познавательную деятельность и творческое мышление обучающихся. (Например, запрашивание у учащихся информации о каком-либо понятии.) Все индивидуально составленные ассоциограммы обсуждаются под руководством преподавателя, который выделяет наиболее важную, наиболее полно объясняющую сущность этого понятия. После этого следует сообщение на базе данных вербальных опор.

3. Использование иллюстративных опор. Подобная работа способствует активизации учебного процесса, повышает мотивацию изучения языка, стимулирует творческую и познавательную активность, особенно при изучении страноведческого материала. Работа с плакатами знакомит учащихся с социально-политической ситуацией в стране изучаемого языка.

4. Прием работы со словарями для развития навыков самостоятельной работы со справочной литературой, проводимой под руководством преподавателя. (Нахождение в словаре сочетающихся с заданным словом выражений, в результате чего делается сообщение.)

5. Организация экскурсии с указанным заранее маршрутом без преподавателя и гида – прием, осуществляющий коммуникативно-направленный процесс обучения.

6. Работа с газетными репортажами, формирующая умение активно пользоваться такими логико-речевыми операциями, как сравнение, изложение, характеристика, описание, умозаключение.

7. Использование учащимися конкретных речевых форм в реальных ситуациях.

В настоящее время в учебно-воспитательном процессе обучения иностранному языку особое внимание уделяется созданию условий для обеспечения интенсивной речевой практики в относительно свободной творческой атмосфере, а также для сотрудничества преподавателя и учащихся, самих учащихся в коллективе. Реализовать данный подход к обучению иностранному языку позволяет использование ролевой игры.

Ролевое общение обладает большими возможностями для совершенствования учебного процесса по иностранному языку через формирование и активизацию у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной и коммуникативной деятельности.

Приему ролевой игры, активной, творческой форме работы, присущи такие качества, как импровизация, условность игровой ситуации, социальный характер роли, стимулирование коллективно-личностного обучения, создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся.

Цель профессионально-педагогической ролевой игры в профессионально-педагогическом вузе – формирование у обучающихся навыков и умений профессионально-педагогического общения на иностранном языке, воспитание педагогического такта. Профессионально - педагогическая игра позволяет реализовать следующие функции:

1. Опережающая методическая подготовка студентов для организации групповых форм работы в их будущей педагогической деятельности в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.

2. Овладение педагогическим тактом и профессиональным этикетом.

3. Формирование профессионально значимых навыков и умений.

Ролевые игры хорошо сочетаются с деловыми играми на продвинутом этапе обучения иностранному языку в рамках профессионально-ориентированной подготовки.

В основе обучения с помощью деловых игр лежат такие принципы, как игровое моделирование профессиональной деятельности; совместная (групповая) деятельность участников; диалогическое общение партнеров по игре; проблема, заключенная в содержании игры.

Только первый принцип отражает специфику деловой игры по отношению к ролевой, остальные принципы относятся к обоим видам игр.

Именно поэтому в учебно-воспитательном процессе РГППУ были использованы социально ориентированные ситуации, разработка и реализация которых основывалась на технологии ролевого взаимодействия. Усвоенные в процессе профессиональной подготовки знания, а также умения и навыки выступали уже не в качестве предмета, на который направлена активность студента, а в качестве средства решения профессиональных задач в деятельности будущего специалиста.

Организация ролевого взаимодействия была нацелена на подготовку студентов к переходу от учебного типа деятельности к профессионально-ориентированному. В учебном ролевом взаимодействии воссоздавалось предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Основу технологии учебного ролевого взаимодействия составляло создание в образовательном процессе социально ориентированных ситуаций, дающих возможность каждому студенту «прожить» роли разных участников профессионально-педагогического процесса и принять решение, максимально учитывая интересы всех взаимодействующих сторон.

Умение рассматривать ситуацию с разных позиций способствует успешной деятельности будущего специалиста в профессионально-педагогической области. В ходе учебного ролевого взаимодействия каждый студент принимал решения, целенаправленно приобретая опыт, оценивая себя и своих коллег в новом качестве, в определенной профессиональной ситуации. Студенты включались в ролевое взаимодействие в ситуациях, имитирующих реальный процесс профессионально-педагогической деятельности. При этом они должны были понять, насколько предложенные ситуации являются типичными для современной профессиональной деятельности, рассмотреть множество возможных вариантов их решения, выбрать оптимальный, характерный для индивидуального стиля деятельности.

Такая технология обучения способствует подготовке конкурентоспособного и профессионально мобильного специалиста.

В социально ориентированных ситуациях были использованы интерактивные методы обучения: анализ социально-экономических ситуаций, дискуссия, деловая игра по созданию профессиональных ситуаций, решение профессионально-педагогических задач.

Каждое занятие содержало следующие структурные компоненты: постановку профессионально-педагогической проблемы, распределение студентами ролей в группе, обсуждение и решение проблемы, презентацию решения.

Следует подчеркнуть, что при оценивании работы каждой группы оценке подлежит не только результат, но и процесс выработки решения, умение студентов продуктивно взаимодействовать.

  1. Вы держите в руках сборник материалов научно практической конференции «Деятельность школьных библиотек контуры обновления». Конференция состоялась в Омске

    Документ
    Вы держите в руках сборник материалов научно – практической конференции «Деятельность школьных библиотек – контуры обновления». Конференция состоялась в Омске в рамках II регионального фестиваля детского чтения «Сибирь – волшебный
  2. Культура. Образование. Право материалы международной научно-практической конференциИ (Екатеринбург, апрель 2009 г.) Екатеринбург 2009 (1)

    Документ
    Материалы Международной научно-практической конференции посвящены анализу социокультурных и правовых основ современного образования, проблем правового образования, а также прогнозу развития систем образования Российской Федерации и других государств.
  3. Культура. Образование. Право материалы международной научно-практической конференциИ (Екатеринбург, апрель 2009 г.) Екатеринбург 2009 (2)

    Документ
    Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; Екатеринбург, 2009.
  4. Институт усовершенствования врачей современные аспекты организации медицинской помощи населению материалы межрегиональной научно-практической конференции чебоксары 2009

    Документ
    Начиная с 2 года в системе предоставления медицинской помощи населению Чувашской Республики проводятся значительные преобразования, целью которых является повышение ее эффективности, достижение экономичности и сбалансированности работы,
  5. Материалы международной научно-практической конференциИ

    Документ
    Культура. Образование. Право: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», апрель 2008 г.
  6. Ii -й международной научно-практической конференции

    Документ
    Концептуальным основанием ФГОС ВПО нового поколения избран компетентностный подход. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность
  7. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67

    Документ
    Уже более десяти лет прошло с момента вступления в силу действующего Уголовного кодекса Российской Федерации, семь лет действует Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  8. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (1)

    Документ
    Толерантность и библиотеки: информация и пользователи: материалы межрегиональной конференции (17–18 апреля 2008 г.). – Екатеринбург: СОМБ, 2008. – 170 с.
  9. Кафедра библиотековедения и информационных ресурсов Материалы студенческой научно-практической конференции (22 октября 2008 года) Смоленск 2009

    Документ
    Ч-77 Чтение как основное средство обучения и развития человека: сборник материалов студенческой научно-практической конференции, 22 октября 2008г. / Смол.

Другие похожие документы..