Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 4)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________________(декан)

«___»______________200__ г.

Программа дисциплины

                  1. ДПП.Ф.12 История русской литературы

                  2. (ч.4)

1. Цели и задачи дисциплины

Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» строится на сочетании двух принципов - исторической поэтики и историко-хронологического, которые позволяют рассмотреть не только развитие видовой и жанровой систем русской литературы второй половины ХIХ века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур.

Курс читается по авторской программе, которая многосторонне обосновывает хронологические рамки курса и его внутреннюю периодизацию.

Программа курса «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» предусматривает различные формы индивидуальной работы со студентами, нацелена на создание мотивации для самостоятельного труда в научном поиске.

В соответствие с концепцией преподавания литературы в школе, предложенной РАН, акцент при изучении данного курса делается на самоценности литературного явления как концентрированного выражения духовно-эстетического опыта в художественном слове.

«История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» является одним из фундаментальных профильных курсов филологического факультета вуза, завершающим цикл изучения русской литературы XIX века. Основная цель данного курса заключается в обобщении знаний, полученных при изучении предшествующих историко-литературных дисциплин; формировании представления о русской литературе второй половины ХIХ века, ее разнообразных тенденциях и направлениях; изучении литературного процесса в его динамике.

Для достижения поставленной цели в рамках курса предполагается решение следующих задач: понимание общественного и нравственного потенциала русской литературы XIX века, овладение принципами исторического мышления, умение видеть ход истории в художественных открытиях писателей; знания своеобразия русского реализма – неповторимости, оригинальности художественной системы каждого писателя и вместе с тем выявление общих закономерностей, в которых выразился дух времени; освоение жанровой динамики в творчестве каждого писателя и в целом литературы второй половины XIX века; совершенствование навыков анализа художественного текста в соответствии с «кодом» его эстетической направленности

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

1. Владение методологией, историей, основными концепциями описания литературного процесса;

2. Знание истории, общих закономерностей, основных этапов и перспектив развития мировой литературы, ведущих направлений русской и зарубежной литературоведческой мысли;

3. Владение сравнительно-историческим методом изучения национальных литератур;

4. Умение анализировать литературные явления в единстве философских, нравственных, эстетических аспектов;

5. Владение различными приемами интерпретации художественных текстов (художественными, критико-публицистическими и литературоведческими);

6. Профессиональнограмотное и коммуникативноцелесообразное владение русским языком.

В результате изучения курса предполагается формирование целостного впечатления о литературном процессе и месте отдельных индивидуальностей в русской литературе второй половины XIX века; создание прочного теоретического и методологического основания для соотнесения явлений литературы с процессами философского, духовного, эстетического характера, для изучения межкультурных и межлитературных связей (диалог русской и западноевропейской литературных традиций); закрепление навыков историко-литературного, эстетического анализа художественного произведения, его интерпретации.

3. Объем дисциплины и виды учебных работ

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины.

177

II

Аудиторные занятия.

104

Лекции.

68

Практические занятия (ПЗ).

36

Самостоятельная работа.

73

И (или) другие виды самостоятельной работы

Вид итогового контроля (зачет, экзамен).

экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1.

Творчество И.С. Тургенева.

10

4

6

2.

Драматургия А.М.Островского

8

4

8

3.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

8

4

8

4.

Творчество Л.Н. Толстого.

12

8

11

5.

Творчество Ф.М. Достоевского.

12

6

12

6.

Творчество Н.С. Лескова.

2

2

4

7.

Творчество В.М. Гаршина.

2

1

4

8.

Творчество В.Г. Короленко.

2

1

6

9.

Творчество Г.И. Успенского.

2

-

4

10.

Творчество А.П. Чехова.

10

6

8

4.2 Содержание разделов дисциплины

  1. Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 2)

    Программа дисциплины
    Цели: проследить историю формирования и развития русской литературы XVIII в. как особый этап культурного развития; систематизация литературного материала.
  2. Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 1)

    Программа дисциплины
    Цели: проследить процессы развития русской литературы от момента ее зарождения (X – XI вв.) до переходного периода (XVII-XVIII вв.); формирования оригинальной литературы (XI в.
  3. Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3) Цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении в вузе необходимо:
  4. Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 6) Цели и задачи дисциплины. Вусловиях, когда еще не определилась академическая концепция истории русской литературы ХХ века, необходимо

    Программа дисциплины
    осветить основные направления дискуссий по проблемам развития отечественной культуры одного из самых спорных и сложных его периодов – периода 1917-1930 годов,
  5. Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 5) Цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    1. Цели и задачи дисциплины: 1) представить целостную концепцию истории русской литературы рубежа ХIХ-ХХ веков в контексте социально-исторического развития страны,
  6. Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7) Цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    Курс «История русской литературы 1940-1990-х годов ХХ века» предполагает изучение русской литературы как процесса, обусловленного внутренними законами литературного развития и сменой социокультурных ситуаций в стране, поэтому в основу
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература оп-02. 01

    Учебно-методический комплекс
    Содержание дисциплины: Учебная программа реализует в установленном объеме 428 часов и является дисциплиной стандарта. Включает в себя теоретический, практический и контрольный учебные разделы.
  8. Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 3)

    Программа дисциплины
    Курс читается в составе дисциплины «История зарубежной литературы» и охватывает большой временной отрезок, условно обозначаемый как «вторая половина XIX века», а фактически включающий в себя явления гораздо более широкого хронологического
  9. Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 4)

    Программа дисциплины
    «История зарубежной литературы XX века» является одним из фундаментальных профильных курсов филологического факультета вуза, завершающим цикл изучения мировой литературы.

Другие похожие документы..