Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Казанский филиал

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

уголовный процесс
Учебно-методический комплекс

для студентов Колледжа

(специальность 030503.52 Правоведение

среднего профессионального образования)

Казань

2007

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Уголовный процесс» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования. - Казань: Казанский филиал ГОУ ВПО РАП. - 88 с.

ОДОБРЕНА

Предметно-цикловой комиссией по гуманитарно-правовым дисциплинам Казанского Филиала ГОУ ВПО РАП

Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования

Кафедра уголовно-правовых дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО РАП

протокол №5 от 19.01.2007 года

Автор:

Кондратьева Н.В.

преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО РАП.

Рецензенты:

Якушин С.Ю.

к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова - Ленина.

Опыхтина Е.Г.

к.ю.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО РАП.

Ответственный за выпуск:

Редактор

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в Казанский Филиал ГОУ ВПО РАП по адресу: 420088, Казань, 2-я Азинская, д. 7-А.

 Казанский филиал ГОУ ВПО РАП, 2007

 Кондратьева Н.В., 2007

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………….……………......4

Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………………….…...7

Тематический план ………………………...…………………………………......7

Программа курса………………………………………………………………..…9

Тематический план семинарских занятий……………………………………...24

Планы семинарских занятий……………………………………………….……25

Методические рекомендации по изучению дисциплины…..…….…………....57

Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов………………………………………………….………..........71

Примерная тематика рефератов…………………………………………………72

Примерная тематика курсовых работ…………………………………………..73

Рекомендуемая литература ……………………………………………………...74

Примеры контрольных заданий для проведения рубежного контроля………78

Вопросы для подготовки к экзамену…………...…...………………..……..…..81

Приложение………………………………………………………………………86

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уголовный процесс – фундаментальная юридическая дисциплина, выступающая в качестве основной, профилирующей, и, следовательно, необходимой не только для теоретической, но и для практической подготовки юристов любого профиля.

Рабочая программа базируется на российском уголовном законодательстве, опирается на положения международно-правовых актов и Конституции РФ, а также судебной практики Верховного Суда РФ. Настоящий учебно-методический комплекс является учебно-методическим пособием и включает в себя тематический расклад часов в соответствии с учебным планом Казанского филиала ГОУ ВПО РАП, содержание программы, планы семинарских занятий, методические рекомендации для изучения дисциплины и организации самостоятельной работы, рекомендуемые примерные темы рефератов, курсовых работ, задания для рубежного контроля, вопросы к зачету и экзамену.

Учебно-методический комплекс предназначен студентам колледжа, преподавателям высших юридических учебных заведений, а также всем интересующимся уголовным процессом в РФ.

Уголовный процесс как учебная дисциплина тесно примыкает к таким предметам, как «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность», «Уголовное право», «Криминалистика», «Оперативно-розыскная деятельность», «Криминология» и др. На основе знаний, полученных при изучении курса «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность» у студентов формируется представление о построении и основных функциях судов и правоохранительных органов Российской Федерации, что, несомненно, поможет освоению курса уголовного процесса. Уголовное право, являясь правом материальным, представляет собой единую основу для уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности; кроме того, эти два вида государственной деятельности имеют общие задачи по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, а оперативно-розыскные мероприятия сходны со следственными действиями. Изучение курса криминалистики (к примеру, тактики и методики проведения различных следственных действий и расследования вообще) также невозможно без знания уголовного процесса.

Следует отметить, что это достаточно объемный курс уголовного процесса. Он охватывает все темы Общей и Особенной частей на уровне познаний, необходимых и достаточных для специалистов, получающих высшее юридическое образование.

Целью курса "Уголовный процесс» является теоретическая подготовка студентов, обеспечивающая возможность квалифицированного применения норм уголовно процессуального законодательства на уровне, предусмотренном Государственным образовательным стандартам по данной дисциплине. Изучение курса предполагает не только совершенствование теоретической подготовки студентов, но и приобретение навыков разрешения вопросов практического характера, выработку умения находить и применять положения уголовного процессуального закона к конкретной ситуации.

Задачами курса являются: изучение понятия уголовного процесса, источников уголовно-процессуального права, принципов процесса, понятия и прав участников уголовно-процессуальной деятельности, основные положения теории доказательств, виды мер процессуального принуждения и основания их применения, порядок досудебного производства и судебного разбирательства по уголовному делу в первой, второй и надзорной инстанциях, судебный контроль за законностью действий и решений органов предварительного расследования. Наряду с этим изучаются наиболее существенные проблемы, характеризующие новые направления в процессуальной науке, вопросы, по которым ни теория, ни практика пока не выработали общепринятых позиций, но которые получили в последнее время иное, чем ранее звучание.

В процессе освоения учебной программы студент, должен иметь представление: о роли курса «Уголовный процесс» в системе уголовно-правовых дисциплин; о порядке применения и толкования УПК РФ. Студент должен нормы Уголовно процессуального кодекса РФ, разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленумов Верховного Суда Российской Федерации; уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты владеть терминологией и основными понятиями, используемыми в уголовно процессуальном законодательстве.

Формами контроля являются: - текущий контроль за подготовкой студента к семинарским занятиям, оценки его работы на семинарском занятии, оценки выполняемых самостоятельных работ, рубежный контроль, курсовая работа, итоговый контроль в форме зачета и экзамена.

Работа на лекциях (установочных и обзорных) не означает пассивного поведения студентов, а предполагает их напряженную, активную деятельность: проблемное изложение лектором учебного материала активизирует познавательную направленность способностей студентов на лекциях. В силу этого студент определяет объем конспектирования лекционного материала, в том числе сущности имеющихся концепций, несовпадающих позиций, предложений по практическому разрешению проблем. С целью оптимизации работы на лекциях рекомендуется иметь тексты Конституции России, Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее: УПК).

При подготовке к семинарскому или практическому занятию студенту целесообразно:

– выяснить план занятия и внимательно прочесть вопросы, подлежащие рассмотрению, а также методические указания по их изучению;

– ознакомиться со списком рекомендованной литературы по теме, при этом учесть, что основная литература (законы, подзаконные акты, материалы следственно-судебной практики, учебники, учебные пособия) подлежат обязательному изучению, нормативный материал – конспектированию (по возможности – ксерокопированию), а дополнительная литература изучается по потребности студента;

– изучить конспект лекции, рекомендованную по теме литературу, тщательно ее проанализировать и законспектировать в соответствии с предварительно составленным планом ответа; необходимо учитывать то, что ответ нельзя сводить к описанию положений, содержащихся в учебнике, – следует затрагивать проблемные, дискуссионные вопросы, не решенные до конца в теории и практике, но при этом желательно излагать свою точку зрения, аргументируя ее ссылками на литературные источники, законы и подзаконные акты, решения Конституционного и Верховного Судов России;

– ответить на вопросы для самоконтроля по данной теме (здесь возможно составление конспекта ответов, который впоследствии пригодится при подготовке к зачету, переводному или государственному экзамену);

– рассмотреть и решить задачи (следственно-оперативные или судебные ситуации); этот вид работы рассчитан на обретение навыков правильного применения полученных теоретических знаний в конкретных условиях (здесь необходимо помнить, что задачи не имеют однозначных ответов и их фабулы предполагают вариативность подходов к решению). Варианты ответов следует фиксировать в тетради со ссылками на конкретные нормы уголовно-процессуального закона и другие нормативные акты.

Студент стоит перед необходимостью освоить такую важную форму обучения, как самостоятельная работа, которая характеризуется активной и целенаправленной деятельностью, обеспечивающей выработку умения и навыков рационального приобретения необходимой научно–познавательной информации и определенных знаний. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиториях во время учебного процесса, и во внеурочное время. Здесь возможно применение традиционных форм самообучения – работы с нормативным материалом, составления конспектов, написания процессуальных документов по сквозным фабулам следственных ситуаций, решения задач, подготовки контрольных и курсовых работ, рефератов, докладов и т.д.

Повысить эффективность самоподготовки можно путем использования последних материалов судебно-следственной практики: решений Конституционного Суда России, постановлений Верховного Суда России, решений Президиума и судебных коллегий Верховного Суда России по конкретным уголовным делам, обзоров работы судов, прокуратуры, МВД (с помощью компьютерных программ типа «Консультант +» и «Гарант» получать подобные материалы стало легче) и последних достижений уголовно-процессуальной теории (статей, монографий, учебных пособий) по наиболее дискуссионным вопросам.

Цель вузовской подготовки заключается в том, чтобы дать будущим юристам глубокую, фундаментальную теоретическую подготовку в области юриспруденции, в частности, уголовного процесса, которая является базой практической деятельности, а также привить им минимальные практические навыки.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

(по учебному плану)

Количество часов в соответствии с учебным планом

Максимальная учебная нагрузка студента

106

Аудиторные занятия

90

Лекции

60

Семинарские занятия

30

Самостоятельная работа

16

НИРС

-

Форма итогового контроля

экзамен

Тематический план

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

п/п

Разделы (темы) дисциплины

Виды учебных занятий (количество часов)

Лекции

Семинары

1

Понятие и назначение уголовного судопроизводства

2

-

2

Уголовно-процессуальное законодательство

2

-

3

Принципы и основные положения уголовного судопроизводства

2

2

4

Участники уголовного судопроизводства

4

2

5

Доказательства и доказывание

4

2

6

Меры процессуального принуждения

2

2

7

Процессуальные сроки и издержки

2

-

8

Возбуждение уголовного дела

2

2

9

Предварительное расследование. Общие условия предварительного расследования

4

2

10

Следственные действия

6

2

11

Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения

2

2

12

Возмещение вреда, причиненного преступлением

-

2

13

Приостановление и возобновление предварительного следствия

2

2

14

Прекращение уголовного дела. Реабилитация

2

2

15

Направление уголовного дела с обвинительным заключением (актом) прокурору

2

-

16

Судебный контроль и прокурорский надзор за предварительным расследованием

2

2

17

Назначение и подготовка к судебному заседанию

2

2

18

Предварительное слушание

2

-

19

Судебное разбирательство. Общие условия судебного разбирательства

2

2

20

Судебное следствие, прения сторон, постановление приговора

2

2

21

Особый порядок производства в суде первой инстанции. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей

2

-

22

Производство в суде второй инстанции

2

-

23

Исполнение приговора

2

-

24

Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда

2

-

25

Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

2

-

26

Производство о применении принудительных мер медицинского характера

2

-

итого:

60

30

  1. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (8)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Теория государства и права» для специальности 030503(52) – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Административное право» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Римское право» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы исследовательской деятельности» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран» для специальности 030503.52 - 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  6. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (7)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования
  7. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы философии» для специальности 080114.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа (специальность 030503. 52 (0201) Правоведение (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа (специальность 030503. 52 (0201) Правоведение (2)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.52 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования

Другие похожие документы..