Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология»

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М.Бербекова»

Кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения»

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности 060105

«Стоматология»

Нальчик 2011

УДК: 61 (075.8)

ББК: 5 Я73

Рецензенты: Гурциев О.Н., заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор;

Ф.И.О., должность, звание

Семенова И. Л.

История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011 г.

Дисциплина «История медицины» является дисциплиной для студентов 1-го курса специальности «Лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлен тематический план изучения дисциплины, рабочая программа, задания для самостоятельной работы, тестовые задания, учебно-методические указания, программные вопросы для подготовки к зачету.

«Утверждаю» _______________ декан медицинского факультета КБГУ

Захохов Р.М.

«Утверждаю»_______________ председатель УМК медицинского факультета КБГУ Уметов М.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методический раздел 3

1.1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе 3

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………5

1.3. Учебно-тематический план………………………………………6

2. Программа дисциплины………………………………………………15

2.1. Темы лекций……………………………………………………15

2.2. Темы семинарских занятий………………………………………21

3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению ………………………………………………………………32

4. Используемые инновационные методы в процессе преподавания ..36

5. Методические рекомендации по изучению дисциплины……………39

6. Формы промежуточного и итогового контроля (экзамен, зачет) и требования при их проведении……………………………………45

6.1. Структура рейтинга (текущий и рубежный контроль)………45

6.2. Формы итоговой аттестации…………………………………46

6.3. Перечень контрольных вопросов……………………………47

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………..53

7.1. Рекомендуемая основная литература…………………………53

7.2. Рекомендуемая дополнительная литература………………….53

7.3. Рекомендуемые сайты………………………………………….56

8. Приложения……………………………………………………………57

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Цель изучения курса история медицины - воспитание высоквалифицированных специалистов старшего медицинского звена, с системой знаний о мире, о социальных нормах, привитие любви к избранной профессии. Создание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека, что определяется направленностью активности студента на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих историю медицины.

Задачи изучения курса истории медицины:

  • изучение общих закономерностей развития медицины;

  • усвоение студентами основных фактических данных из прошлого медицинских наук;

  • воспитание исторического мышления и понимание процесса развития медицины для лучшего овладения специальными медицинскими знаниями;

  • содействие идейно-политическому воспитанию студентов;

  • усвоение положительных традиций отечественной медицины и ознакомление с жизнью и заслугами ее лучших представителей.

  • воспитание специалистов, умеющих строить собственные программы изменений и развития основных структур самосознания.

  • развивать умение планировать, организовывать, соподчинять свои действия и варьировать способы их выполнения.

  • способствовать формированию навыков саморегуляции на основе мыслительной рефлексии.

  • затронуть в сознании студентов вопроса бережного отношения к истории медицины и необходимости переноса опыта прошлых лет в сегодняшнюю практическую медицину.

Место дисциплины в образовательном процессе:

Курс истории медицины, являясь направляющим и связующим звеном в изучении всех отраслей медицины. Способствует формированию диалектико-материалистического мышления и этики студентов, расширяет их идейно-политический, медицинский и общекультурный уровень. Курс истории медицины неразрывно связан со всеми изучаемыми по специальности «лечебное дело» дисциплинами.

Межпредметные связи

Анатомия и физиология Патологическая анатомия

человека

Гистология

«ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»


Терапия Хирургия Нервные болезни

Психические болезни Акушерство и гинекология

Геронтология Инфекционные болезни Педиатрия


По завершению курса «История медицины» студент должен:

ЗНАТЬ:

  • Историю отечественной медицины в контексте всемирной истории.

  • Достижения отечественной медицины на фоне всемирной истории и культуры.

УМЕТЬ:

  • Определять приоритеты научных открытый.

  • Прослеживать преемственность в передаче медицинской информации.

ВЛАДЕТЬ:

  • Логикой развития медицинского знания в целом.

  • Системностью и динамичностью знаний по аспектам исторического развития медицины.

1.2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды работы

Осенний семестр

Весенний семестр

Кредиты за год

Лекции

18

-

0,5

Семинарские занятия

18

-

0,5

Самостоятельная работа

22

-

0,6

Итоговый контроль

экзамен

-

0,5

Всего часов

58

-

2,1

1.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем

Всего (часов)

Аудиторные занятия. в т.ч.

СРС

Л

СЗ

1.

История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе. Болезни зубов у древних народов.

2

2

-

-

2.

Врачевание в странах Древнего мира: врачевание в Шумере, Вавилонии и Ассирии. Зубоврачевание.

2

2

-

-

3.

Врачевание в Древнем Египте.

2

2

-

-

4.

Врачевание в Древней Индии. Уровень зубоврачевания.

2

2

-

-

5.

Врачевание в Древней Греции. Зубоврачевание.

2

2

-

-

6.

Медицина в Древнем Риме. Развитие зубоврачевания.

2

2

-

-

7.

Медицина в Византийской Империи. Медицина народов Среднего Востока. Развитие зубоврачевания.

2

2

-

-

8.

Медицина в Западной Европе в период раннего, развитого Средневековья и эпоху возрождения.

2

2

-

-

9.

История медицины КБР.

2

2

-

-

10.

Медицина периода феодализма в России(IX-XVIIIвв.). Зубоврачевание в эпоху феодализма.

8

-

4

4

11.

Медицина в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений в России (конец XIII-первая половина XIX века).

6

-

2

4

12.

Медицина России в период капитализма ( вторая половина XIX -начало XX в.в.)

8

-

4

4

13.

Медицина России в период капитализма ( продолжение). Развитие отечественного зубоврачевания.

8

-

4

4

14.

Медицина в советский период (1917-1980-е годы). Становление отечественной стоматологии.

4

-

2

2

15.

История медицины и здравоохранения КБР. Развитие стоматологической помощи населению КБР.

6

-

2

4

Всего:

58

18

18

22

  1. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (4)

    Учебно-методический комплекс
    Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология

    Учебно-методический комплекс
    Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060105 - стоматология).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Токсикология и медицинская защита предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Стоматология». – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»

    Учебно-методический комплекс
    «Микропротезирование » Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 060105 – « Стоматология». – Нальчик.: КБГУ, кафедра ортопедической стоматологии, 2008г.
  6. Учебно-методический комплекс по Акушерству и гинекологии для специальности Стоматология, код 060105

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) По дисциплине- патологическая анатомия

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена по учебному плану с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности лечебное дело- 060101, утвержденного приказом Минобрнауки
  8. Методические указания к составлению учебно-методического комплекса дисциплины (1)

    Методические указания
    Рабочая программа учебной дисциплины – базовый методический документ, регламентирующий содержание и структуру дисциплины, её место и значение в системе подготовки специалиста данного профиля, и составляет основу УМК.
  9. Методические указания к составлению учебно-методического комплекса дисциплины (2)

    Методические указания
    Рабочая программа разрабатывается в соответствии с обязательным минимумом содержания дисциплины, отраженным в ГОС, для специальности. Наличие утвержденной рабочей программы учебной дисциплины является обязательным условием, допускающим ее преподавание.

Другие похожие документы..