Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений

Управление образования города Пензы

Муниципальное учреждение «Научно-методический центр г. Пензы»

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ,

ПЬЯНСТВА И ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ

УЧАЩИХСЯ 1–11 КЛАССОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Методическое пособие

для учителей, психологов, воспитателей

общеобразовательных учреждений,

педагогов дополнительного образования

и других специалистов

Пенза 2010

ББК

Профилактика наркомании, пьянства и табакокурения среди учащихся 1–11 классов образовательных учреждений: Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования и других специалистов / Сост. . – Пенза, 2010. – 134 с.

Составители:

Под общей редакцией

 Управление образования города Пензы, 2010 г.

 Муниципальное учреждение «Научно-методический центр
г. Пензы», 2010 г.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы наблюдается значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, потому профилактическая работа в данном направлении требует особого внимания как со стороны педагогов, психологов образовательных учреждений, так и со стороны специалистов конкретной области (наркологов, токсикологов, психотерапевтов), а также работников правоохранительных органов, медицинских учреждений, родителей. Только в систематической совместной деятельности можно достичь определенных положительных результатов.

Традиционным является тот факт, что основной площадкой для проведения первичной профилактики подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании является средняя общеобразовательная школа. Сегодняшняя школа – это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где есть возможность более тесного общения с подростками, возможность воздействия на их убеждения и позицию, где работают люди, сам характер профессиональной деятельности которых диктует необходимость быть «психологом по жизни», поэтому в деле предупреждения подросткового алкоголизма и наркомании без общеобразовательной школы не обойтись.

В основе профилактической работы лежит Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в общеобразовательной среде, утвержденная приказом Министерства образования России.

Первичная профилактика наркомании и алкоголизма в городских общеобразовательных учреждениях опирается на долгосрочную целевую программу «Профилактика и предупреждение употребления наркотических средств, алкоголизма, пьянства, табакокурения в городе Пензе на 2010–2013 гг.», направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков и алкоголя.

Цель, задачи и стратегия первичной профилактики в общеобразовательных учреждениях.

Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и спиртных напитков среди детей и подростков основана на том, что в центре должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность, – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Цель первичной профилактики – воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Задачи первичной профилактики:

  • Изменение неверно сформировавшегося ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам. Формирование личной ответственности подростка за свое поведение в детско-молодежной популяции.

  • Сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств.

  • Пропагандирование здорового образа жизни. Формирование у подростков непримиримого отношения к употреблению наркотиков и алкоголя.

Стратегия первичной профилактики предусматривает:

  • Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ.

  • Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять алкоголь или наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации в период прекращения приема наркотиков, алкоголя.

  • Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от “пробы” и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися.

  • Развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка руппы риска по употреблению наркотиков и ребенка, заболевшегонаркоманией.

Ожидаемые результаты:

  • Усиление ответственности родителей за воспитание своих детей и их поведение.

  • Активное участие родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни.

  • Умение учащихся правильно организовать свое свободное время.

  • Увеличение числа занятости школьников в спортивных кружках и секциях.

  • Снижение правонарушений среди несовершеннолетних.

  • Снижение количества учащихся, употребляющих спиртные напитки и курящих.

  • Обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в решении данной проблемы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

И ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Направление

Форма

Антинаркотическое, ан-
тиалкогольное просвещение учащихся

Социальная реклама (плакаты, газеты, листовки, ролики, теле- радиопередачи), лекции, беседы, дискуссии, круглые столы, встречи со специалистами ОВД и медицинских учреждений, с излечившимися алкоголиками

Обучение здоровью – разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни и предупреждение употребления алкоголя

Обучение и воспитание через предметы: валеология, ОБЖ, физическая культура, литература, история, биология, химия и др.; по программам: формирование жизненных навыков; специализированные социально-психологические тренинги

Психолого-медико-социальное сопровождение учащихся специалистами службы практической психологии в системе образования

Проведение диагностики и осуществление коррекции отклоняющегося развития и поведения; использование технологии педагогической поддержки учащихся: программ личностного роста и развития психосоциальной компетентности; ресоциализация и реабилитация подростков группы риска

Проведение профилактических мероприятий-акций

Конкурсы, фестивали, концерты и др.

Воспитательная работа

Поддержка индивидуальной и коллективной творческой деятельности детей и подростков в контексте профилактики: социально значимая проектная деятельность, КТД (коллективные творческие дела), детские мастерские, концерты, спектакли, конкурсы, сочинения, выпуск газет, подготовка радио- и телепередач, съёмка видеороликов и фильмов, разработка компьютерных игр, программ, оформление сайтов.

Поддержка и развитие детских и молодёжных просоциальных организаций (объединений) и движений, поддержка субкультурных сообществ антинаркотической направленности, развитие лидерских программ, создание клубных объединений

Продолжение

Направление

Форма

Воспитательная работа

Формирование волонтёрских групп из подростков с лидерскими установками для ведения профилактической работы и оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости.

Использование различных форм внешкольной детской и юношеской инициативы по осуществлению социально значимой деятельности: благоустройство территорий, оказание поддержки инвалидам, престарелым, многодетным семьям, патронаж детей и др.

Разработка программы по сохранению и укреплению здоровья, развитию физкультуры и спорта

Внедрение здоровьесберегающих технологий.

Организация летних оздоровительных лагерей.

Реализация модели «Школа здоровья».

Организация систематических занятий детей физкультурой и спортом (секции, фитнесс-клубы, соревнования)

Раннее выявление и сопровождение детей группы риска (наркотизация и злоупотребление ПАВ)

Создание внутришкольного наркопоста при школьном медицинском кабинете или кабинета профилактики, решающих задачи учёта учащихся группы риска и проблемы наркозависимости; проведение тестовой доврачебной диагностики поставленных на учет (при их согласии); консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с ребёнком, употребляющим наркотики

Развитие инфраструктуры и содержания дополнительного образования детей

Работа кружков и студий; досуговая деятельность (музыкально-развлекательные мероприятия, дискотека, КВН, интеллектуальные игры Что? Где? Когда?, викторины, конкурсы, интернет-кафе)

Работа с педагогами по формированию установок здорового образа жизни, навыков саморегуляции и стрессоустойчивости, развитию психологической компетентности, формированию актива профилактической работы

Тренинги, консультации, семинары, проектная работа

Работа с родителями

Родительский всеобуч, родительский университет, организация групп родительской поддержки для проблемных семей, семейное консультирование, социально-психологическая поддержка и помощь проблемной семье, тренинги по развитию социально-психологической компетентности

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГУ

Проведение профилактических занятий

с учащимися общеобразовательных учреждений

  1. Данное методическое пособие адресовано педагогам-психологам, воспитателям, социальным педагогам, инструкторам по труду для проведения профориентационной работы с воспитанниками детских социозащитных учреждений

    Информационно-методическое пособие
  2. Наша жизнь в наших руках пособие для учителя, психолога, инспектора пдн 2003 г

    Документ
    Невозможно быть по-настоящему счастливым в этой жизни, зная о том, что дети уходят из дома из-за родителей, злоупотребляющих спиртными напитками; прожигают свои юные жизни, нюхая клей, употребляя наркотики, становясь преступниками
  3. Учебно-методическое пособие для учителя начальных классов Махачкала 2011

    Учебно-методическое пособие
    В работе приводятся особенности обучения первоклассников согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.
  4. Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений. Под общ ред. Н. В. Борисовой. Чебоксары, 2011. 117 с. Авторы-составители

    Методические рекомендации
    Организация работы по профилактике употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях/Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений.
  5. Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта.

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опытавысших учебных заведений,представленных на XIV Республиканской выставке «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»:
  6. Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. с (1)

    Информационно-методическое пособие
    Данная книга содержит методики игровой деятельности, которые в разное время были разработаны и апробированы учеными и практиками в детских центрах «Артек», «Орленок», оздоровительных центрах Ярославской и Костромской области.
  7. Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. с (2)

    Информационно-методическое пособие
    «Чтобы не скатиться к безумию, не достичь его никогда, мы нуждаемся в восстановлении. Мы должны заново взглянуть на зелень, должны поразиться, но не ослепнуть, глядя в бездонную синеву, на золотые и красные краски.
  8. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (8)

    Программа
    ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации: _Юров Юрий Васильевич, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики. канд. мед.наук ВГПУ
  9. Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений

    Методические рекомендации
    Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о проблеме терпимости окружающих к лицам с отклонениями в развитии. Вашему вниманию представлены основные направления работы руководителя и специалистов психологической

Другие похожие документы..